Наталия Василенко | Публикации

Часы Анкер в Вене

В 1914 году страховое агентство Анкер («Anker» в переводе с немецкого означает «якорь») решило заказать видному австрийскому Францу Матчу художнику необычные часы. Эти часы должны были располагаться в непосредственной близости с штаб-квартирой самого страхового агенства и носить такое же название - часы Анкер.

Франц Матч превратил циферблат в настоящий парад исторических персонажей. В течение двенадцати часов пред зрителями, сменяя друг друга, появляются императоры, полководцы, музыканты и миннезингеры (поэты эпохи Средневековья). Ровно в полдень все двенадцать персонажей совершают полный круг, причем выходу каждой фигуры соответствует особое музыкальное сопровождение.

Необычно и оформление часов. В их основании как символ времени покоится спящий василиск, а по сторонам от него головы Адама и Евы как напоминание об истоках всех времен. На циферблате часов можно видеть гербы главных ремесленных и торговых гильдий Вены. А венчают часы две аллегорические фигуры - ребенок, играющий с бабочкой, отмечающий начало человеческой жизни, и смерть - скелет с песочными часами, отмечающий уже конец жизненного пути. Часы Анкер - один из самых ярких памятников искусства рубежа веков Вене. Они находятся в пяти минутах ходьбы от собора святого Стефана, на площади Hohen Markt.

Рядом с левой стороны есть табличка, где перечислены все исторические персонажи, включенные в ансамбль часов. Но, если зайти внутрь страхового агенства (вход тоже слева), то можно взять с собой маленький буклет с исторической информацией и изображением самых часов.

Императрица Елизавета

Зайдя в любую сувенирную лавку Вены, вы неизменно увидите массу безделушек с изображением прекрасной женщины с длинными волосами, украшенными бриллиантовыми звездами. Это знаменитая австрийская императрица Елизавета или Сисси (как ее называли в кругу семьи). Сисси (1837-1898) прославилась своей красотой, своенравием и эксцентричным образом жизни. Совсем юной девочкой в возрасте 16 лет она вышла за австрийского императора Франца Иосифа. Хотя брак был заключен по любви, счастливым он не получился - слишком уж разными оказались у супругов характеры. Франц Иосиф воспринимал свое высокое положение как непреложный долг и почти все свое время тратил на исполнение государственных обязанностей, натура же Елизаветы была романтической и мечтательной, рутина придворного этикета ей претила, а статус императрицы с постоянной жизнью на виду у подданных - тяготил. После появления на свет долгожданного наследника престола Елизавета начинает путешествовать и со временем ее отлучки становятся гораздо дольше, чем пребывание в Вене. Она объездила всю Европу - в Венгрии и на острове Корфу у нее были даже собственные дворцы. Ее по праву назвали самой красивой женщиной Европы (непрестанные занятия спортом, диеты, особый уход за внешностью роскошными волосами - стали ее привычкой, если не манией). Однако все это не сделало Елизавету счастливой. Мятежная императрица так и не смогла нигде найти постоянного пристанища. Не менее трагична была ее кончина: в 1898 году на берегу Женевского озера ее убил фанатичный анархист. После Елизаветы ее образ жизни стал легендой. Именно поэтому в Вене, в Хофбурге существует Музей Сисси, а из венского путешествия многие привозят сувенир с ее изображением.

Липицианцы

Вена до сих пор во многом живёт своими имперскими грезами и легендами. Некоторые из них отличаются особой привлекательностью, как например, Испанская школа верховой езды с прославленной породой лошадей - липицианцами.

Издавна Габсбурги, славились своей любовью к лошадям, но особенно страстным поклонником этих благородных животных был император Максимилиан II. Именно он привёз из Испании особую породу, которая хорошо поддавалась дрессировке, а через столетия прицельной селекции и вовсе стала одной из самых элитных в Европе.

Разводить лошадей стали в Словении, в местечке Липица, по нему они и получили свое название. Климат здесь очень напоминал Андалузский и теплолюбивым лошадям подходил как нельзя лучше.

Липицианцы рождаются с тёмной мастью, но постепенно, за следующие 6-10 лет они становятся светлее и светлее, достигая в окрасе почти белого цвета. Это элегантные, очень сильные и выносливые животные, в холке до 165 см.

Увидеть их достаточно просто, поскольку конюшни, где они обитают, являются частью императорский резиденции Хофбург и располагаются в самом центре Вены. Чуть ли не каждое утро лошадей переводят через дорогу, в Испанскую школу верховой езды, построенную в первой половине 18 века специально для конных праздников и увеселений. Здесь лошади разминаются, отрабатывают с жокеями основные движения. На это действо можно посмотреть, купив билет.

Несколько раз в неделю происходят блистательные шоу, где липицианцы показывают свое мастерство во всей мере. Лошади танцуют кадриль, исполняют сложные прыжки под музыку Моцарта и Штрауса.

Галерея Альбертина

Сразу же за зданием Государственной оперы располагается галерея Альбертина. Бывший дворец, в котором сейчас находится музей, стоит на бастионе старой крепостной стены. Собственно, это одно из немногих мест Вены, где можно судить о масштабах средневековой крепостной стены, окружавшей исторический центр до середины 19 века.

Именно ради дворца, где сейчас располагается галерея Альбертина, старый бастион и решено было оставить. Поскольку этот дворец является частью огромной императорской резиденции, состоящих из самых разнообразных по времени и архитектурным стилям построек. Сейчас в Альбертине разместилось крупнейшее в мире собрание графики, насчитывающее более 50 000 рисунков и акварелей и более 900 000 листов печатной графики от поздней готики до современности.

Начало этому грандиозному собранию положил герцог Альберт Саксон-Тешенский. Будучи младшим сыном польского короля, он не мог рассчитывать на сколько-нибудь достойную карьеру при дворе отца, но ему посчастливилось удачно жениться. Избранницей Альберта стала эрцгерцогиня Мария Кристина - одна из дочерей императрица Марии Терезии.

Надо сказать, что Мария Терезия - мать огромного семейства - отдавала предпочтение бракам по расчету и стремилась подобрать своим детям только завидные в политическом отношении партии. В этот разряд герцог Альберт отнюдь не попадал. Но Мария Кристина была любимой дочерью императрицы, поэтому она позволила дочери выйти за любимого, хоть и бедного избранника.

Чтобы поднять статус пары, Мария Терезия отправляет чету в Брюссель занять пост наместников Нидерландов. Там-то Альберт и Мария Кристина начинают собирать свою блестящую коллекцию графики.

С началом наполеоновских войн завершилась эпоха Габсбургов в Нидерландах и Альберту вместе с Марией Кристиной пришлось покинуть Брюссель, однако они сумели вывезти большую часть своего собрания искусств. Вернувшись в Вену и получив в распоряжение один из дворцов имперского ансамбля Хофбург, чета продолжает увлеченно собирать графику. Именно Альберту Саксон-Тешенскому галерея обязана приобретением лучших листов Дюрере, Рембрандта, Тициана, Макеланджело, Рубенса и даже Рафаэля.

После окончания Первой мировой войны собрание графики перешло во владение Австрийской республики, а сама галерея в честь основателей герцога Альберта и эрцгерцогини Марии Кристины получила название - Альбертина.

Дом венского Сецессиона

В 1897 году австрийский художник Густав Климт и плеяда его единомышленников создает новое художественное объединение «Сецессион». Это название имело символическое значение: в переводе с латыни «secessio» обозначает отделение. Имелось ввиду, что мастера нового венского искусства хотели отмежеваться от всего, связанного с повторением стилей прежних эпох, от подражания древним, от надоевших всем мифологических и исторических сюжетов. В их понимании искусство должно стать, наконец, современным – без цензуры академического стиля и традиций.

Разумеется, это была хоть и небольшая, но все же своего рода революция. Упор решено было сделать на выставочную деятельность, чтобы познакомить венского зрителя с произведениями мирового искусства – работами импрессионистов и постимпрессионистов, которых на тот момент в столице Австрийской империи практически не знали.

Для реализации этой программы понадобилась собственная выставочная площадка – дерзкая, независимая, сам облик которой стал бы символом новых, реформационных идей. Тогда бургомистр Вены, Кар Люэгер, идет навстречу художникам и выделяет землю в самом знаковом месте города – неподалеку от только что отстроенного парадного бульвара Рингштрассе, в непосредственной близости от Придворной оперы (ныне Государственной оперы). Один из участников Сецессиона – архитектор Йозеф Мария Ольбрих – создает смелый проект нового выставочного пространства. Его формы предельно просты: основной объем постройки – куб, увенчанный куполом-шаром из золоченых лавровых листьев, отлитых в бронзе. Несмотря на простоту архитектурного решения, каждая деталь декора наполнена символикой. Лавр в древнегреческой мифологии ассоциировался с чистотой, целеустремленностью, триумфом и бессмертием. Мотивы лаврового дерева повторяются в декоре здания несколько раз почти речитативом. Это и золотые листья купола, и стилизованное воспроизведение лавровой рощи на внешних стенах постройки.

А еще здесь можно увидеть сов – спутниц Афины Паллады, которые символизировали мудрость богини, образы трех горгон над входом – каждая из них воплощает три главных вида искусства (скульптуру, живопись и архитектуру). И, наконец, тексты, ибо они тоже являются частью декора постройки. Под куполом – девиз Сецессиона: «Времени его искусство, искусству его свободу». Перефразируя это высказывание, можно сказать попросту: искусство должно быть современным. Рядом со входом красуется название журнала, издаваемого сецессионистами «Весна Священная».

Не удивительно, что столь новаторское здание вызвало большой резонанс в венском обществе. Не все отзывались о нем положительно. По мнению большинства, Ольбрих расположил в центре Вены «самый большой кочан капусты» (это о куполе из золоченых лавровых листьев). Были и более резкие критики, называвшие постройку из-за кубических, рубленых форм «туалетом в ассирийском стиле».

Но с венцами так случалось нередко – шквал их критики сменялся волной бурной любви и почитания. Поэтому сейчас дом Сецессиона стал одним из общепризнанных символов города.

Почтово-сберегательная касса архитектора Отто Вагнера строилась в два этапа с 1904 по 1912 год. Это единственное здание на венском парадном бульваре Ринге в стиле Сецессион или модерн. Хотя этот стиль и является современным для рубежа 19-20 веков, но император Франц Иосиф его не любил, отдавая предпочтение более архаичному историзму, а потому на Ринг архитекторов-сецессионистов не пускал.

Отто Вагнер же был подлинным архитектором современности. В своих постройках он использует новые материалы - железо и алюминий, строго следуя принципу «не практичное не может быть полезным». Проект Почтово-сберегательной кассы Отто Вагнер выиграл по конкурсу, обойдя 37 других претендентов. Очевидно, заказчики отличались передовым восприятием архитектуры, поскольку они в полной мере смогли оценить оригинальное решение фасада будущей постройки. Дело в том, что Вагнер решил обыграть во внешнем облике здания его предназначение, стилизовав облицовку под обивку самого обыкновенного сундука. Весь фасад Почтово-сберегательной кассы покрыт тонкими мраморными плитами, которые крепятся на железные болты со шляпками, покрытыми алюминием. Конструкция получилась трудоемкая, дорогостоящая, но при этом очень эффектная и удобная в плане использования. Такой фасад легко чистить и не нужно постоянно обновлять покраской. Правда у него есть и свои недостатки. Например, некоторая однообразность, если хотите, скучность. Тогда Вагнер решил привлечь скульптуру как дополнительный декор. На самом верху здания он поместил эффектных ангелов с лавровыми венками в руках. В этих образах есть доля торжества, символического триумфа нового понимания архитектуры над старыми, архаичными формами.

Вагнер не ограничился только внешним декором. Он в деталях продумывает дизайн Почтово-сберегательной кассы. Все, вплоть до мельчайших деталей: покрытие пола, стен, ковры, система отопления, лампы, часы, замки, пульты для письма, окошки касс, табуреты, скамьи, столы, шкафы, этажерки - подчиняется единому стилю. Дух эпохи прочитывается буквально во всем.

Внешние стены кассы сложены из кирпича, но между этажами железобетонные перекрытия, поэтому ни одна внутренняя стена не является несущей. При желании планировку здания можно было менять. Вагнер предусмотрел даже это. Но с учетом того, что сейчас Почтово-сберегательная касса является музейным объектом, вряд ли когда-либо понадобится перепланировка.

Цахерльхаус в Вене на улице Брандштедте 6, в непосредственной близости от собора святого Стефана - первая постройка в стиле модерн в старом центре Вены. Дом строился с 1903 по 1905 год по заказу очень успешного семейства Цахерль, которое занималось продажей ядов против мелких насекомых-паразитов. Чудодейственный порошок «Цахрелин», благодаря своей эффективности и благодаря рекламе, стал очень популярен в Австрии, обеспечив тем самым благосостояние его изобретателей. Поднявшись на вершину достатка и карьеры, Цахерли решили построить в центре Вены свой собственный дом, который был бы одновременно местом продажи «волшебного» порошка и удобной резиденцией.

Архитектурный конкурс выиграл молодой ученик Отто Вагнера - Йозеф Плечник (ему на тот момент еще не исполнилось и тридцати лет). Плечник очень хорошо был знаком с главным постулатом программы своего учителя: «непрактичное не может быть красивым», а потом решил создать дом удобный, новаторский и практичный. Все в нем должно было подчиняться своим запланированным функциям. Два нижних этажа предполагалось отвести под торговую зону. И Плечник впервые оставляет над большими окнами-витринами пространство для рекламы. Кто другой как не Цахерли могли оценить это важный новаторский ход, ведь они вкладывали ощутимую долю своего дохода в издание листовок о Цахерлине и их распространение.

Все верхние этажи постройки Плечник облицовывает полированным гранитом. На тот момент это тоже был новаторский ход. Обычно гранит помещали в цокольной части здания и не полировали его, а оставляли поверхность шероховатой. Считалось, что гранит не обладает особыми декоративными функциями. По сути дела, Плечник открывает эстетику гранита. Он применяет оригинальное крепление плит: на стыках пластин он помещает круглые валики, служащие дополнительным креплением. Чтобы сделать поверхность фасада более разнообразной в этаже над мезонином поставлены окна-эркеры.

Рекламная символика Цахерлина на фасаде здания обыграна самым неожиданным образом. Мы видим фигуру архангела Михаила, вычеканенную из медной пластины. Меч архангела Михаила, повергающего дракона изображен в виде столпа пламени, который очень напоминает струю пресловутого порошка Цахерлина.

Наконец, на самом верху под кровлей мы видим великолепных атлантов, исполненных в технике майолики. Их блестящий черный цвет отливает бликами в солнечных лучах и составляет великолепный ансамбль с эстетикой гладко полированных гранитных плит.

Венцы не могли не заметить такой необычный дом в самом центре города. Очень скоро они прозвали его «Самая большая в Вене печь для каштанов» - за монументальность и за скругленный на углу фасад.

Дом до сих пор находится в собственности семейства Цахерлей. Попасть внутрь - большая удача, поскольку Плечник оформление парадного тоже сделал неординарным. Он представил светильнике на лестнице в виде странных существ, по виду напоминающих насекомых, желая, вероятно, подчеркнуть связь семейства все с тем же чудодейственным Цахерлином.

Музей истории искусства. Питер Брейгель Старший

В Венском музее истории искусства хранится самая большая в мире коллекция картин великого нидерландского художника Питера Брейгеля Старшего - целых двенадцать картин. И это очень много, поскольку сохранилось только около сорока произведений этого художника.

Традиционно Питера Брейгеля Старшего принято считать новатором - он начал писать картины, где лейтмотивом становилась панорамный пейзаж, а библейские сцены занимали чуть ли не подчинённое положение по отношению к природе. А потом и вовсе переключился на изображение простолюдинов с их незатейливым буднями - и все это в первой половине 16 века, когда большинство художников все еще прилежно писало алтарные картины и портреты знати.

В Вене хранится два самых знаменитых произведения Питера Брейгеля Старшего: зимой пейзаж «Охотники на снегу» и большая работа «Вавилонская башня». Считается, что «Охотники на снегу» (1565) чуть ли не самый ранний самостоятельный зимний пейзаж в истории европейской живописи. Эта картина принадлежит к большому циклу из шести картин на тему времен года. Художник исполнил его по заказу купца из Антверпена - Николаса Йонгелинка. Предположительно было написано шесть картин (по одной на каждые два месяца), и сцена с охотниками соответствовала декабрю - январю. Брейгель не изображает зиму механически, наоборот, ему интересен цвет морозного воздуха, общение рыхлого снега, застывшая гладь льда. Впервые в истории искусства после эпохи Средних пару художник рассматривает природу с таким интересом. А дальше в ансамбль восприятия картины вступают событийные детали. Сами охотники, горные возвращаются домой без добычи, их тяжёлый шаги понурый вид, жители деревни с их нехитрыми затеями (катанием на коньках, играми на льду) и даже катастрофами (если присмотреться, в одном из домов тушат пожар). Брейгелю интересна каждая деталь, он придает значение мельчайшим подробностям, приглашая зрителя вместе с ним неспешно проследить за рассказом о повседневном, наполненном своей особой романтикой.

Вероятно в молодости Брейгель придавал большое значение изучению техники миниатюрного письма. Без этих навыков он никогда бы не создал свой бесспорный шедевр - «Вавилонскую башню» (1563). Эта картина написана на сюжет из Ветхого завета, очень популярный в христианской традиции. На примере Вавилонской башни обычно объясняли грех гордыни, ведь люди возгордились настолько, что решили построить башню до небес дабы увидеть самого Господа. Все знают, чем закончилась эта история - разгневанный Господь смешал языки людей и грандиозный проект таки не был закончен. Брейгель берет за основу архитектуры своей Вавилон кой башни римский Колизей (он видел его во время своего путешествия в Италию). А дальше подключается его мастерство миниатюриста: буквально каждый сантиметр картины наполнен бурной деятельностью. Здесь есть и строители, и стирающие белье в реке правки, и батраки на верфи, и даже сам вавилонской царь Нимрод, проверяющий работу камнетесов.

Памятник Моцарту в Бурггартене

Это странно, но в Вене не так уж и много памятников великому композитору. Самый известных и самый импозантный располагается сейчас на линии парадного бульвара Рингштрассе в зелени сада Бурггартен, прилегающего к императорской резиденции Хофбург. Легкая, воздушная фигура Моцарта стоит здесь на высоком постаменте, украшенном с лицевой стороны рельефами со сценами из оперы «Дон Жуан», а с оборота можно видеть сцену, где юный Моцарт (еще мальчик) музицирует со своей старшей сестрой Нанерль (детям аккомпанирует их отец Леопольд).

Этот монумент создал в конце 19 века австрийский скульптор Тильгнер. Сейчас он кажется бесспорным и шедевральным - доказательство тому - многочисленные туристы восторженно фотографирующиеся у памятника, но так было не всегда. Утверждению этого монумента предшествовала интересная история.

Дело в том, что в 19 веке, прежде чем решиться поставить тот или иной памятник было принято объявлять конкурс. Так случилось и с памятником Моцарту. Во второй половине 19 века известный промышленник греческого происхождения Думба выделил на постановку памятника Моцарту очень крупную сумму 100 000 гульденов, и все более или менее знаменитые венские скульпторы сразу же предложили свои проекты. В течение недели они были выставлены на суд жюри и самих венцев, а по факту окончания конкурса объявили счастливого победителя. Им оказался скульптор Хельмер. Каково же было разочарование Хельмера, когда он узнал, что ставить все же будут памятник не по его проекту, а по замыслу коллеги Тильгнера, чья работа заняла всего лишь второе место.

В Вене разгорелся настоящий скандал. Общество разделилось на сторонников Хельмера и Тильгнера. В журналах появились едкие карикатуры, где оба скульптура были представлены сражающимися своими атрибутами ремесла - молотком и зубилом - а на втором плане за ними наблюдал возмущенный Моцарт...

Тильгнера обвиняли, что в его памятнике нет должного пафоса и героизма. На что Тильгнер отвечал, что, судя по описанию современников, на героя Моцарт совсем не был похож, а даже наоборот отличался хрупким телосложением, а на лице у композитора были следы перенесенной в детстве оспы.

Как бы то ни было, Тильгнер победил, поскольку именно за него вступились самые влиятельные люди в сфере искусства, например, директор Императорского музея истории искусства. И теперь мы по праву восхищаемся его изящным творением.

Венский лес

Венский лес справедливо называют «зелеными легкими» города. И это очень важно, ведь в том числе благодаря великолепной экологии и чистому воздуху, Вена на протяжении нескольких лет занимает первое место по уровню жизни среди всех городов мира.

Венцы любят свой лес. Несмотря на тот факт, что сам лес основательно исхожен, испещрен тропинками и обжит многочисленными лесными хозяйствами и монастырями, внутри него остаются все еще оазисы дикой природы, куда в буквальном смысле этого слова не ступала нога человека.

Трудно поверить, что этого удивительного зеленого пояса вокруг города могло бы и не быть сейчас вовсе. Во второй половине 19 века существованию леса угрожала все та же пресловутая жажда наживы. Дело в том, что в это время внешнеполитические дела Австро-Венгрии шли неважно. Провал следовал за провалом, но самым трагическим из них стало поражение под Кёниггрецом, когда австрийская армия в 1866 году была на голову разбита прусскими войсками. После такого провала нужно срочно было поправлять имперскую казну, и все средства были хороши.

Родилась идея продать часть земли в Венском лесу под застройку и еще часть под сруб. Наверное этот проект спокойно претворился бы в жизнь и никаких «зеленых легких» вокруг Вены сейчас бы не было, если бы не отважный энтузиазм одного единственного человеке – Йозефа Шёффля.

Шёффль был политик и журналист, а посему он начал активнейшую кампанию в прессе, чтобы обличить беспредел чиновников и спасти Венский лес, который, к слову сказать, в то время как раз и начал осваиваться жителями города как место прогулок выходного дня или просто для летнего отдыха. Уже в начале 19 века по склонам Венского леса любил прогуливаться Бетховен, здесь охотно проводил летние месяцы Франц Шуберт, австрийский художник Вальдмюллер (близкий по духу к Шишкину) создавал здесь свои ошеломляюще близкие к натуре пейзажи, экспериментируя с солнечным светом. То есть Венский лес был достойным местом, которое срочно надо было спасать, и Шёффель это хорошо понимал.

Битва получилась почти что на смерть. В ответ на критику своей политики в прессе имперские чиновники ответили Шёффлю судебным процессом, который удалось выиграть только чудом. В результате Шёффлю все же удалось привлечь внимание к проблеме, а самое главное, заполучить на свою сторону целую плеяду единомышленников (говорят, на Шёффля даже было совершено неудачное покушение, так он досаждал имперским властям). И все же лес получилось отстоять.

В 1905 году окончательная победа была подтверждена тем фактом, что бургомистр Вены Карл Люэгер подписал указ, где абсолютно точно утверждался ареал Венского леса, который не мог подвергаться вырубке либо заселению.

Позднее Шёффль стал бургомистром местечка Мёдлинг, расположившегося среди живописных холмов Венского леса, ему поставлены многочисленные памятники, в народе его именуют «спасителем леса».

Хофбург. Площадь Ин-дер-Бург. Памятник императору Францу II/I.

Площадь Ин-дер-Бург – самая большая площадь императорской резиденции Хофбург в Вене. Она оформилась не в одночасье. На протяжении нескольких столетий, начиная с 13 и по 18 века, по сторонам этой площади возводились дворцы, пока она, наконец, не приобрела свой законченный ансамбль.

В центре площади стоит памятник императору Францу II/I, поставленный относительно недавно – в 1846 году. Инициатором создания монумента стал старший сын и наследник Франца II/I – император Фердинанд I. Чтобы увековечить память своего отца, он пригласил итальянского скульптора Помпео Марчези, который решил задачу весьма оригинальным образом. Он представил Франца II/I в образе древнеримского императора Юлия Цезаря. Вознесенный на высокий постамент, в античной тоге, с лавровым венком победителя на голове, император властным жестом простирает вперед правую руку, а в левой держит жезл с двуглавым орлом - гербом Габсбургов.

Высокий постамент тоже не остался без украшений. На его гранях помещены рельефы с аллегорическими изображениями различных ремесел – торговли, земледелия, горного дела, скотоводства, науки и искусства. Одним словом, сын хотел представить своего отца как мудрого правителя, заботящегося о процветании своего народа во всех его делах – больших и малых.

Той же концепции следуют и четыре колоссальные скульптуры по углам основания монумента – образы Веры, Силы, Мира и Справедливости. По сути – это четыре добродетели, которые должны были раскрывать все достоинства доброго правления императора Франца II/I. Завершением этой большой и подробной программы стала надпись на лицевой стороне памятника, которая гласит: «Моя любовь – моему народу».

История создания памятника тоже интересна. Его отлили в Милане, а дальше ему предстоял долгий путь. Больше месяца – ровно 33 дня монумент путешествовал от Милана к Вене. Чтобы сдвинуть его с места понадобилось восемь пар быков и девять пар тягловых лошадей.

Наконец, памятник занял свое почетное место на самом видном месте Хофбурга, Ведь главные окна апартаментов императора Фердинанда выходили на внутреннюю площадь Ин-дер-Бург, как раз на сам памятник.

Франц II/I вошел в историю дважды. Сначала он правил как император Священной римской империи Франц II, но потом его позиция стала очень шаткой. Дело в том, что Франц постоянно терпел поражения от победоносного Наполеона. А потом и вовсе Наполеон объявил себя Императором Рима. В такой ситуации, опасаясь за свою корону, Франц упразднил Священную Римскую империю, предварительно основав на тех же землях новую Австрийскую империю.

Надо сказать, что его конфликт с Наполеоном на этом не разрешился. Великий французский полководец дважды брал Вену в 1805 и в 1809 годах, и Францу, чтобы достичь мира пришлось идти на крайние меры. Он предложил в жены Наполеону свою старшую дочь – Марию Луизу. Это брак по расчету оказался несчастливым. Единственный сын, родившийся в этом браке после падения Наполеона, вернулся с матерью в Вену и умер в юности от туберкулеза.

автор: русский гид Наталия Василенко

Условия использованияПолитика конфиденциальности