И даже флорентийские мосты это произведения искусства!
Если Вы оказались в центре города и спешите перейти на другую сторону, Олтрарно, или наоборот, то переходя реку обязательно обратите внимание на флорентийские мосты!
И здесь своего внимания заслуживает не только всеобщий любимчик Золотой мост (Ponte Vecchio), который уже знаком и узнаваемый каждым туристом.
Мост алла Каррайя (ponte alla Carraia) или в простонародье «Горбатый» мост». Был построен вторым после Золотого моста аж в 1220. Его функция заключалась в том, чтобы обеспечить транзит тяжелых товарных повозок и именно из-за этой функции мост становится Carra от carro повозка, а затем мутирует в Carraia. «Новый» как тогда его звали, изначально был деревянный и, скорее всего, поэтому уже в 1269 году он не выдержал наводнения Арно и был перестроен. Но это еще не все, в 1304 мост опять обрушивается, но в этот раз из-за веса скопившейся толпы – в этот день люди собрались полюбоваться спектаклем на реке (ох уж эти средневековые строители!). Но без худа нет добра и учтя прошлые ошибки мост делают из камня. Хотелось бы здесь остановится, но вся проблема в беспокойной реке Арно. Уже в 1333 случается другое наводнение, от которого страдает не только этот мост. Флорентийцы опять берутся за работу, перестраивают без боязни и уже этот мост служит городу до 1557 (очередное крупное наводнение). Существует мнение, что проектом в этот раз занимался сам Джотто, в 1334 он был занят восстановлением города после наводнения, а также своим знаменитым проектом – постройкой колокольни кафедрального собора. Вернемся к мосту и к 1559 году, когда уже по приказу Козимо I де Медичи к работе по восстановлению приступает придворный архитектор Амманнати (он также сделал фонтан Нептуна, что стоит напротив старого дворца palazzo Vecchio). С того момента мост прослужил флорентийцам не одно столетие. К сожалению, во время второй мировой войны мост был подорван как и другие (сохранен был только Золотой мост). Реконструкция была начата в 1948 и уже в 1951 проведена инаугурация с неизбежной критикой флорентийцев, которые с тех пор прозвали мост «горбатым».
Постройкой третьего по счету моста алле-Грацие (ponte alle Grazie) в 1237 году флорентийцы должны городской главе Рубаконте и именно его имя изначально носил этот мост. Цель его постройки – объединить городские ворота Буой (via dei Tintori, в то время там рядом был рынка скота) и товарные склады района Сан Никколо. С 1292 года мост характеризовался наличием маленьких зданий на опорах, двое из которых, как известно, были женскими монастырями и затем две часовни. В одной из этих часовен, посвящённой Мадонне дель Соккорсо (Madonna del Soccorso) или как ее еще называли Санта Мария делле Грацие (S. Maria delle Grazie) из-за хранящейся там иконы с чудотворным образом. Благодаря этому образу мост и получил свое название. В 1876 году здания были снесены из-за расширения проезжей части и конструкции трамвайных путей. А как же икона спросите Вы? О ней, конечно же, позаботились и перенесли в часовню, специально построенную для нее. Эту часовню сегодня можно найти около домов семьи Алберти.
Элегантный мост Санта Тринита (Santa Trinita) построен в 1252 по воле синьора Ламберто Фрескобалди (да, именна эта династия знаменита своими винами). Цель – объединить Via Maggio и Via de’ Tornabuoni, т.е. два престижных района того времени. Мост находится между Каррайя и Золотым мостом и изначально принципиально был избавлен от транзита тяжелых товарных повозок. Из-за наводнений 1259 г., 1333 г. был реконструирован. В 1557 году после того как мост был в очередной раз разрушен наводнением, Козимо I де Медичи поручил новую реконструкцию Бартоломео Амманнати, который, возможно воспользовался консультацией самого Микеланджело Буонарроти. И это не удивительно, ведь мост должен был стать элегантной связью между Ольтранно и центром города для герцогских карет. Более того, в 1608 году к свадьбе Козимо II де Медичи с Марией Маддаленной д’Австрия мост был украшен 4 статуями времен года.
В 1317 году было начато строительство пятого моста святого Николая (ponte San Niccol? в честь Роберто д’Анджо, неаполитанского короля чья семья и он не раз выручали флорентийцев. И все бы хорошо, но наводнение 1333 года рушит все планы и строительство пришлось отложить на многие века...В 1835 эрцгерцог Леопольд II дал согласие на постройку моста из железа в святого Фердинандо. Мост менял свой облик в 1844 году из-за наводнения и в 1890 из-за расширения проезжей части и конструкции трамвайный путей.
Изменения коснулись и моста Победы (ponte della Vittoria), когда прекрасную Фьоренцу ждала роль столицы Италии (1865-71). Мост построенный в 1835 году по приказу эрцгерцога Леопольда II изначально был из железа и его вид сильно отличался от того как мы его видим сегодня.
Думая о следующих двух мостах, волей не волей вспоминается остроумная фраза папы Бонифачо VIII «Fiorentini sono quinto elemento dell’universo», что в переводе означает «Флорентийцы – пятый элемент вселенной», без низ никуда! И если вы об этом почему-то забыли, то мост Америго Веспуччи и Верраццано так скромно и ненавязчиво напомнят Вам о итальянском вкладе в открытии Америки! А если серьезно, то мост Америго Веспуччи (1952), Верраццано (1980) и мост алл Индиано (1968) являются образцами современной архитектуры.
Сколько раздора и конкуренции породил купол флорентийского кафедрального собора!
После своей постройки собор ещё долгое время ждал своего гения - Брунеллески.
Почему? Потому что из-за флорентийских амбиций и желания иметь самый большой собор в Европе не учли, что неправильная форма тамбура не позволяет использовать на тот момент знакомые в строительстве техники для возведения столь большого купола!
Но вот конкурс 1418 года объявлен и, хотя официально победители названы не были, директорами постройки были назначены двое: Брунеллески и Гиберти (автор 2 ворот Баптистерия).
Волей случая в 1425 году Гиберти был отстранён от работ и, поговаривают, что это случилось из-за тонко сплетенных козней Брунеллески.
Как бы то ни было, уже в 1436 году строительство купола было уже завершено благодаря революционным на тот момент техникам строительства и массе новых приспособлений, изобретенных самим Брунеллески.
Но это ещё не все. Теперь предстояло декорировать этот самый большой купол и вопрос КАК мучал флорентийцев не меньше, чем сама постройка.
Изначально была задумана декорация из мозаики - источник вдохновения был буквально под боком, Баптистерий. Именно для мозаики Брунеллески подготавливал эскизы при жизни. Но только вот мозаика уже перестала быть в моде, помимо того что дорога, да и тогда были серьёзные опасения, что она тяжела для купола.
Дискуссии продлилась до 1572 когда было решено декорировать купол фресками. Козимо I де Медичи выбирает тему Страшного суда и к работе приступает Вазари. К сожалению, Вазари успевает сделать не многое, работы прерываются из-за его смерти...Продолжает работы амбициозный и самоуверенный Цуккари, уже весьма знаменитый в Риме и на дух не терпящий Вазари.
Всё то, что не было под строгим контролем комиссии, Цуккари старался переделать, добавил изображения различных политиков, художников, да и просто себя, своих друзей и любовников.
Как бы то ни было, уже в 1579 году работы были закончены. Понравилось ли флорентийцам? Хахаха В штуках они не поскромничали!
А как для меня, то зона ада вышла особенно удачно!
автор: русский гид Ирина Зотова