Анна Фомина | Публикации

За два-три часа пешеходной экскурсии по Москве можно успеть очень много и, в тоже время, очень мало. Конечно, такой парадокс происходит из-за того, что Москва - огромный современный мегаполис с богатой древней историей. И если экскурсия не предполагает обзорного маршрута, то можно увидеть только кусочек города. Но, с другой стороны, такие «полевые» условия способствуют более глубокому погружению в город и, как следствие, можно узнать о нем гораздо больше.

Одним из таких мест, находящихся в стороне от стандартного обзорного маршрута, является Романов переулок. Располагается он между улицами Воздвиженка и Большая Никитская, в 5 минутах ходьбы от Кремля и Александровского сада.

В этом переулке находятся два удивительных здания, поражающих красотой, архитектурным убранством и своей историей.

Первое из них - Церковь Знамения иконы Божьей матери на Шереметевом дворе. Этот один из самых нарядных храмов Москвы, яркий представитель самого московского архитектурного стиля - «нарышкинского» барокко, чудом уцелел в годы борьбы с «религиозным дурманом». История церкви связана как с русским царским домом, так и с известнейшими русскими семействами - Шереметевыми и Разумовскими, и, конечно, отражает российскую историю. Когда-то здесь находился Опричный двор Ивана Грозного а в 80-х гг. XVII века Лев Кириллович Нарышкин, дядя Петра I, построил этот храм, уникальный тем, что он представляет собой редкий образец ярусного храма «под колоколы», т.е. с колокольней над сводами. В советский период большая часть архитектурного убранства храма была утрачена, но масштабная реставрация в начале ХХI века, вернула все на свои места и мы можем полюбоваться этим красивейшим сооружением.

Адрес: Романов переулок, д.2/6,с25 (проход в арку)

Второе - так называемый 5-й Дом Советов, который на самом деле был построен как доходный дом. Владелец дома, А.Д.Шереметев, предусмотрел все, что могло быть нужно для жизни. В доме, построенном в 1890-х гг., было электричество, калориферное отопление, водопровод и канализация. Здание получилось не только одним из самых технически оснащенных для своего времени, но и очень нарядным.

Три корпуса дома, построенных в стилях необарокко и неоренессанс, поражают монументальностью и величественностью. А обилие мемориальных досок на фасаде со стороны улицы дает представление о значимости дома и его истории.

Адрес: Романов переулок, д.3

Я хочу рассказать Вам о церкви Вознесения в Сокольниках - невероятно красивом храме, построенном в неорусском стиле. Находится он в Сокольниках, старинном районе Москвы. Сюда в XVI-XVII вв. выезжали охотиться Иван Грозный и первые Романовы, здесь находился Сокольничий царский двор и размещалась царская егерская служба. Город рос, и вот уже к концу XIX века Сокольники были рабочим районом, рабочей окраиной Москвы, где люди вечно спешили по своим рабочим делам. Церковь при местной больнице была маленькой и ее настоятель отец Иоанн просто не был в состоянии помогать словом и делом всем нуждающимся и желающим помолиться. Однако, необходимость в новом храме была насущная.

Строительство нового храма шло на собранные добровольные пожертвования и два раза прекращалось из-за недостаточности средств. К 1912 году храм наконец-то освятили.

Храм сейчас стоит почти во дворе перед современной жилой башней. Опираясь широким основанием-папертью на землю, храм волной подъемом устремляется ввысь. А барабаны главок, подчеркивая высокие духовные устремления, опоясаны абрамцевской плиткой глубокого синего цвета.

Храм уникален одной своей нетрадиционной особенностью - его алтарь обращен на юг, на Гроб Господень в Иерусалиме, а не на восток, как это принято в православных храмах. При этом архитектор П.А.Толстых щедро использовал в оформлении детали древнерусского зодчества: колонки, килевидные кокошники и арочные порталы.

Внутреннее убранство также поражает великолепием. Резные иконостасы из кипариса и напольные киоты из морёного дуба выглядят строго и несколько печально, настраивая пришедшего на нужный лад. Главный свод храма с внутренней стороны покрыт голосниками - специальными полыми сосудами, встроенными в кладку, для усиления акустического эффекта. Интересно, что в храмовом хоре всегда пели только слепые. И эта традиция до сих пор жива.

По счастливому стечению обстоятельств, в советское время храм не был закрыт. Поэтому сюда были переданы и сохранены многие чтимые иконы из закрытых и разрушенных храмов Москвы. Например, после того как были разрушены Воскресенские ворота Китай-города и Страстной монастырь Иверскую и Страстную иконы передали именно сюда и с тех пор они здесь и пребывают.

Особенно красиво сейчас церковь выглядит, если смотреть на нее от аллеи, которая ведет к метро Сокольники.

Посетить на этот уникальный храм можно по адресу: Сокольническая площадь, д.6

Дом на Пятницкой улице за №16 рядом со станцией метро «Новокузнецкая»

Обычный дом постройки XIX века. И удивительная история владельца этого дома, узнав которую вы посмотрите на этот дом другими глазами. Фамилия семьи купцов Варгиных, имевших в начале XIX века полную монополию обеспечение армии обмундированием, происходит от слова «варьга», т.е.варежка. Бывшие крепостные, они разбогатели на вязании этих нехитрых для русского человека предметов зимней одежды. Василий Варгин, при котором и был построен дом на Пятницкой улице, с юных лет отличался талантом к коммерческим делам и уже в 17 лет получил подряд на поставку холста для армейских нужд. К началу войны в 1812 году Варгин был известен своей торговой деятельностью, что получил подряд на полное обеспечение армии. При этом, купец считал своим долгом не повышать цену в тяжелое для страны время, но даже наоборот, понизил ее! Так проявлялся патриотизм купца. Будущий военный министр А.И. Татищев, бывший тогда главным интендантом и ведавший снабжением армии, высоко отзывался о деловых и человеческих качествах Василия Варгина.

Сам же Варгин вел скромную жизнь, преумножая свое богатство. Прошло совсем немного времени и вот уже Василий Васильевич Варгин стал первым русским монополистом, владельцем нескольких полотняных и текстильных фабрик. Жил он сообразно своим доходам, имел богатейшую коллекцию бриллиантов и построил одиннадцать доходных домов. Но, как часто бывает, судьба сыграла злую шутку. В 1827 году военным министром вместо А.И.Татищева становится герой войны 1812 года А.И.Чернышев. Имея разногласия с прежним военным министром Татищевым, Чернышев удаляет из военного окружения всех людей, которым покровительствовал Татищев. В.В.Варгин был обвинен в хищении казенного имущества, хотя сразу было ясно, что факты подтасованы. Первая комиссия не смогла доказать вину купца, пришлось учреждать вторую, которая и сделала все так, как нужно было новому военному министру. Обвинение явилось огромным ударом не только для самого Василия Варгина, вся деятельность которого была направлена на благо Отечества, но и для его семьи. Варгина посадили в Петропавловскую крепость. Через год его сослали в Выборг. За это время умерли его родители. Все имущество купца забрали за несуществующие долги в казну. Только в 1842 году истина восторжествовала и власти признали невиновность купца. В 1858 году, уже при императоре Александре Втором дело окончательно пересмотрели в пользу Варгина. Но самому Василию Васильевичу жизнь это не облегчило, к этому времени он тяжело болел и через год умер.

Остался дом на Пятницкой улице. Похожий скорее на бывший дворянский дом, чем на усадьбу денежного воротилы. Брат Василия Васильевича в 1860-х гг. объединил дом с соседними строениями по красной линии Пятницкой улицы, а через некоторое время был надстроен третий этаж. С тех пор дом стал доходным, на первом этаже лавки, а выше квартиры.

Есть дома красивые, есть шедевры архитектуры, а есть дома просто легендарные. За ними тянется флёр таинственности и уважения. Таков дом, расположенный рядом со станцией метро «Новокузнецкая» - огромное здание, явное административное. Здесь располагался легендарный отдел Гостелерадио — Центральное радиовещание на зарубежные страны. Во времена Советского Союза об этой радиостанции было больше известно за пределами страны, чем ее собственным гражданам. «Московское радио» слушали по всех без исключения странах и говорило оно на 77 языках.

Для того, чтобы здесь работать, надо было быть уникальным специалистом. Это сейчас мы можем при малейшей доле сомнения в достоверности информации, проверить ее одним нажатием кнопки, а тогда сотрудник должен был обладать сверхъестественным чутьем для того, чтобы не ошибиться, ведя вещание в тысячах километрах от Москвы. Журналисты этой радиостанции умели разбираться в мировой политической паутине, ведь они бывали посвящены во многие детали раньше многих. Причем, поскольку советское радиовещание по идеологическим причинам, часто не могло вести вещание с полей, т.е. в прямом эфире, то все выпуски шли в записи. Основными оппонентами «Московского радио» были BBC, CNN, и Радио «Свобода». Во время «холодной войны» радиоэфир нередко служил полем битвы в борьбе за общественное сознание отдельных стран и регионов.

Здесь стоить сказать и о том, что именно в этом здании были установлены так называемые «глушилки». Так называли приборы, подавляющие радиосигнал, заглушающие его созданием помех в эфире.

Конечно, таких специалистов не выпускали готовыми из институтов. Чаще всего на иновещание брали тех, кто имел в активе диплом МГИМО, языкового ВУЗа или гуманитарного факультета «правильного» университета.

Причем деятельность журналиста-международника была иной раз сродни деятельности разведчика, т.к. свои материалы они выпускали под псевдонимами. Из-за этого их называли «неизвестными бойцами невидимого фронта». Но такие публикации могли влиять на общественное мнение и могли привести к каким-либо заметным изменениям в политической и даже геополитической ситуации.

После распада СССР в здании в качестве арендаторов появились коммерческие структуры. Сейчас, кроме Радио Культура, здесь находятся и стоматологическая клиника, и офисы, и учебное заведение, и администрация известного интернет-портала.

Адрес этого дома — Пятницкая улица, д.25

автор: экскурсовод Анна Фомина

Условия использованияПолитика конфиденциальности