Сомнительное удовольствие посещать частные зверинцы, где больших диких животных - волков, медведей, львов - содержат в маленьких клетках. Сейчас для многих туристов уже перестает быть нормой наблюдать за страданиями зверей в тесных клетках, посещать цирки с животными, не говоря уже о притравочных станциях. Хорошо, что ситуация в Украине постепенно, но меняется.
Так всего в двух часах езды от Киева находится один из медвежьих приютов в Украине WHITE ROCK Bear Shelter. Там занимаются тем, что спасают медведей, которые пострадали от жестокого обращения с ними. Вернуть таких животных в дикую природу уже нельзя, но обеспечить им реабилитацию, подарить шанс на нормальную медвежью жизнь можно и нужно. На территории приюта можно безопасно понаблюдать за медведями,услышать реальные истории мишек, которых держали в неволе, рыдать от разочарования в людях, пообщаться с персоналом приюта и снова поверить в то, что многое можно изменить, если начать с себя.
Адрес: Житомирская обл. село Березовка, время работы приюта с 9.00 до 18.00.
Змиевы валы
С долетописных времен территорию древнерусского государства охраняли мощные Змиевы Валы, которые до сих пор являются самой большой археологической загадкой Украины. Гигантская стена, которая защищала древние киевские рубежи от кочевников Дикого поля, не утратила свое оборонительное значение и в 20-м веке. В 1930-х годах на остатках валов возникает еще одна линия обороны – секретная система ДОТов, названная Киевским укрепрайоном (КиУР). Здесь летом 1941 года прошлое и современность сомкнулись в огне обороны Киева.
КиУР, или Пояс Славы, - это первая линия обороны Киева. Здесь первыми встречали врага в июле 1941 года, когда наземные части немецкой армии вплотную подошли к городу. До наших дней сохранились фрагменты оборонного укрепления, главным элементом которого стали ДОТы - долговременные огневые точки. Всего было сооружено более 200 ДОТов, которые должны были сдержать самую подготовленную армию мира. И гарнизоны этих небольших, но стойких крепостей, в течение 72 дней держали оборону.
Спустя 77 лет после окончания Второй мировой войны тема обороны Киева летом 1941-го еще не до конца исследована. Все, что делается сегодня по изучению киевской оборонительной операции, делается исключительно силами любителей-энтузиастов, волонтеров, людей, неравнодушных к военной истории.
И если вы из числа активных туристов, то смело отправляйтесь на изучение ДОТов. Многие из этих объектов сохранились в хорошем состоянии. Посетив КиУР, вы прикоснетесь к истории. Истории без пафоса и надрыва. Истории, какой она была для тех, кто попал мясорубку Второй Мировой войны.
А недалеко от линии ДОТов не упустите возможность прогуляться по остаткам древнейших Змиевых валов. Вероятно, что совсем скоро от этого сооружения ничего не останется. А ведь оборонные валы могут быть ровесниками Великой Китайской стены или даже Египетских пирамид. Загадку появления Змиевых валов вокруг древнего Киева пока так никто и не разгадал. Но, может быть, это получится у вас?!
Проклятие казаков
Коллегия Павла Галагана на улице Богдана Хмельницкого (бывш. Фундуклеевская) в Киеве открылась в 1871 году как элитное учебное заведение для юношей, куда принимали молодых людей с 16 лет. Попечительством коллегии занимался очень известный и богатый человек - Григорий Галаган, представитель старинного казацкого рода.
Далекий предок рода Галаганов - Игнат - был запорожским казаком, дослужился до чина полковника, во время Северной войны служил на стороне Мазепы. Но в какой-то момент он решил изменить своей клятве верности и переходит на сторону русского царя Петра. Он обманывает своих побратимов–казаков, призывает их сложить оружие, в результате чего солдаты Петра Первого жестоко расправились с казаками. Игнат Галаган получает продвижение по службе, деньги и земли, но предательство ему не прощают. Говорят, что казаки прокляли род Галаганов до седьмого колена. И об этом имеется документ, якобы написанный кровью. Один из потомков проклятого Галагана, обладатель дворянского титула, множества имений и почестей от российского царя, написал своим детям: «Я прожил такую жизнь, что и татарам не пожелаешь».
Как дамоклов меч висело это проклятие на семьей. И вот как раз седьмым по счету в роду Галаганов суждено было стать единственному сыну Григория - мальчику Павлу, талантливому, живому, неординарному ребенку. Но в 16 лет юноша умирает от тифа. Отец был безутешен, и все же принял благородное решение - основать коллегию для ровесников своего умершего сына, а также назвать ее в честь покойного Павла. А род Галаганов действительно прервался на седьмом колене. И не помогли никакие богатства.
Сейчас в здании бывшей коллегии разместился Национальный литературный музей Украины, где сохранилась прекрасная библиотека Галаганов. Здесь можно увидеть оригинальные интерьеры 19 века и насладиться запахом старинных книг. Кстати, ученые говорят, что этот запах может продлить жизнь.
Адрес: ул. Б. Хмельницкого, 9.
Один из самых известных мистических обитателей на улице Большая Житомирская – это гаргулья на углу дома. Есть несколько легенд, почему она «поселилась» именно там. По одной из версий, владелец дома увлекался спиритическими сеансами и гаргулья охраняла квартиру, где регулярно вызывали духов. Выражение морды у этой химеры довольно наглое - она показывая язык главной святыни Киева - Софийскому собору, чем, конечно, недовольны некоторые суеверные граждане.
Что такое гаргулья? Само по себе это слово - французского происхождения и означает звук, который, как правило, получается, когда вы полоскаете горла. Первоначально гарuульи были просто элементами декора, которыми украшали водосточные трубы. Но после выхода в свет романа Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери» химеры стали наделять мистическими качествами. Невероятно, но с нашей киевской гаргульей каких-то плохих мифов и историй не связано. И до сих пор многие ее считают достаточно благодушным существом, которая приносит удачу. Например, у народов майя многие каменные божества были изображены, показывающие язык, что является проявлением величайшей мудрости. Так что лично моя примета - проходя по улице Большая Житомирская – показать гаргулье язык в ответ. Не знаю, наполнитесь ли вы мудростью, но ваше настроение точно улучшится.
Торговище на Подоле
Подол сегодня – это старинные улочки, уютные дворики и храмы разных эпох. Подол является частью историко-культурного заповедника «Древний Киев» вовсе не случайно. Когда и кем был заселен Подол, — у исследователей нет одного мнения. Одни говорят, что люди начали осваивать эту территорию еще в каменном веке. Аргумент — открытая археологом Викентием Хвойкой «Киево-Кирилловская палеолитическая стоянка» в районе современной улицы Кирилловской. Другие ученые утверждают, что природные катаклизмы в первых веках нашей эры, наводнения и землетрясения, долгое время мешали постоянному проживанию людей на этой территории. Рельеф местности много раз менялся. И регулярная застройка у подножья киевских холмов, «по долу», то есть в долине Днепра, начинает складываться только в 8-9 веках. Но именно география этой территории определила то, какую роль сыграет Подол в истории Киева.
«Гора» правит, Подол «торгует». Расположенный у устья Почайны и Днепра – по древнему водному пути «из Варяг в Греки», — Киев становится крупным центром международной торговли. Сюда прибывают арабские, византийские, хазарские купцы. Немецкий хронист Титмар Марзебургский упоминал о Киеве, как о городе, где было 8 торжищ, – мест для торговли и обмена товарами. Но из летописей нам достоверно известно лишь о двух – «Бабином торжке» в Верхнем городе и огромном Подольском торжище.
Есть поговорка, что глупый и в Киеве ума не купит. Это верно. А вот все остальное купить в Киеве можно было. Здесь торговали зерном, сельхозпродуктами, пушниной, ремесленными изделиями. Купцы, которые приезжали в Киев, оставались здесь не на один день. А потому основывали на Подоле свои колонии. Так, например, появились «армянский квартал», «греческий квартал», генуэзский, турецкий «дворы». Поближе к Торговищу селились и ремесленники.Возникли кварталы кожемяков и гончаров. И эти топонимы сохранились до сих пор.
К 10 веку Торговище превращается не только в главный рынок, но и центр политической жизни. На Подоле собирается народное вече, которое часто выступает оппозицией киевским князьям. Своего рода «революционным» стало решение князя Мстислава Великого построить именно на Подоле ( а не в Верхнем городе) церковь Успения Богородицы Пирогощи. А это означает, что роль и популярность Киево-Подола растет, в экономическом, политическом и духовном смысле.
Даже после разрушения города ханом Батыем и Менгли-Гирем торговая жизнь на Подоле не прекратилась. Более того, в 1494 году Киев получает Магдебурское право. И здесь же, на Подоле, появляется Ратуша – орган городского самоуправления.
К концу 15 века на Подоле проживает уже 6500 человек. Появляется Братский монастырь, школа, которая впоследствии превратится в Киево-Могилянскую Академию. Главная площадь получает название Рыночной. А в 1798 году на киевском Подоле начинаются Контрактовые ярмарки.
Летом 1811 года случилась катастрофа. Подол практически полностью сгорел. Огнем было уничтожено все, что находилось между Андреевской горой и Верхним Валом,- церкви, монастыри, усадьбы, прежний Контрактовый дом. Подол восстановили по проекту архитектора из Петербурга Вильяма Гесте. Руководил работами киевский городской архитектор Андрей Меленский. И киевские Контракты продолжились. Более того, эти ярмарки предвосхитили мощный экономический подъем Киева во второй половине 19 века, когда в городе начала развиваться сахарная промышленность.
Так что Киев без Подола, его истории действительно невозможен. Хотя и начиналось все когда-то с древнего Торговища у устья реки Почайна.
Долгое время Лукьяновское кладбище в Киеве было непрестижным. Там хоронили в основном бедняков или умерших пациентов Кирилловской больнице. Даже после того, как в 1878 году погост получил официальный статус городского кладбища и были потрачены большие деньги на его обустройство, «приличные» киевляне ни в какую не хотели покупать дорогие участки на Лукьяновском для своих усопших. Тогда городские власти решились на маркетинговый ход и предложили, как бы сейчас сказали, эксклюзивную услугу. А именно: на Лукьяновском кладбище устроили специальную часовню, куда могли бы на некоторое время помещать «мнимых покойничков»,- то есть те тех, у кого подозревали летаргический сон. Специальный колокольчик на пальце такого «уснувшего» мог зазвонить при малейшем движении. И в случае такого «воскресения», фельдшер, который дежурил на кладбище, оказал бы медпомощь.
Дело в том, что в конце 19-го века фобия летаргического сна была очень распространенной. То и дело появлялись страшилки «из достоверных источников» о том, что «мол, родственнички похоронили, и даже наследство успели поделить, а «покойный» на самом деле не умер, а просто уснул летаргическим сном». Оказаться похороненным заживо не хотелось некому, поэтому Лукьяновское кладбище с его вип-обслуживанием стало пользоваться спросом. А после того, как городской голова Стефан Сольский завещал похоронить себя именно на Лукьяновском, его примеру последовали многие уважаемые люди.
Сейчас здесь похоронены врачи, художники, профессоры, офицера. Во многом то, что кладбище не было дворянским, а стало таким себе «последним приютом киевской интеллигенции», это спасло его от уничтожения в советское время. Здесь хотели обустроить парк.
Да, место для прогулок - мрачноватое, и тем не менее, как кладбище - давно не функционирует. Сейчас Лукьяновское кладбище - это Государственный историко-мемориальный заповедник. На территории работает музей. Но об экскурсии лучше договариваться заранее.
Адрес: г. Киев, улица Дорогожицкая, 8.
Купола Киево-Выдубицкого монастыря, наверняка, видел всякий, кто посещал Ботаническом саду. Но далеко не все спускаются к монастырской стене. Поэтому место, хоть и известное, но не очень «туристическое». Хотя отсюда открывается еще одна шикарная панорама города. Кстати, новый митрополит Киевский и всея Украины как раз служил наместником 9 управляющим) Выдубицкого монастыря последние 10 лет.
Киевляне всегда считали, что Выдубицкий монастырь находится на окраине города. Но при этом в невероятно живописным уголке Киева. Истинные ценители красоты — знаменитые коллекционеры Варвара и Богдан Ханенко — пожелали быть похороненными именно здесь. Некрополь с их могилами, а также других известных деятелей, сохранился.
Древнейшей постройкой в монастырском комплексе является церковь Архистратига Михаила, построенной еще в 11 веке сыном Ярослава Мудрого Всеволодом. В перестроенном виде храм сохранился до наших дней.
Прогуливаясь по территории комплекса, можно зайти погреться и выпить кофе, например, в уютную галерею «Светлица ангелов». А прямо в храмах купить к чаю свежайшую монастырскую выпечку и пряники. Также большое количество паломников приходят к колодцу Выдубицкого монастыря за водой, которая, по легенде, может исцелить как тело, так и душу.
Лысую гору на Выдубичах многие предпочитают обходить стороной из-за невероятного количества историй, ледянящих кровь. Долгое время вход на Лысую гору вообще был закрыт. Это место было известно как «запретка». Но так было не всегда. С этим мистическим местом связано много легенд. По одной из них, еще в дохристианские времена здесь якобы существовало языческое капище в честь славянской богини Лады. Поэтому долгое время местность носила название Девич-гора. Также рассказывают, что после принятия христианства здесь, в подземельях Лысой горы, укрывались языческие волхвы. Но доказательств этому нет. А вот что известно доподлинно, так это то, что долгое время Лысая гора принадлежала Выдубицкому монастырю. Здесь были монастырские фруктовые сады, пасеки, вдоль реки Лыбидь (как раз под горой) располагались мельницы. В 19 веке эти земли отошли в собственность города. По плану генерала Эдуарда Тотлебина на Лысой горе начали возводить форт — мощное военное укрепление Киевской крепости. Потерны Лысогорского форта сохранились до сих пор. В начале 20-го века — это место казни для политических заключенных. Именно здесь в так называемой «мертвецкой роще» был повешен убийца российского премьер-министра Столыпина Дмитрий Богров. Затем эти земли снова передали военным ведомствам. Здесь располагались военная часть, в 1941 году проходила третья линия обороны Киева. В Советские годы доступ на гору был закрыт, так как именно здесь были установлены так называемые «глушилки». Их все еще можно увидеть. Правда, теперь вышки используются исключительно как ретрансляционные. В 1986 году Лысая гора получила статус ландшафтного парка. Здесь растут столетние дубы и редкие растения, водятся краснокнижные птицы и насекомые. Впрочем, репутация самого мрачного места в Киеве надолго закрепилась за Лысой горой. Сейчас здесь на специально обустроенном капище собираются современные язычники — родноверы, для совершения своих обрядов. Сюда же, по слухам, слетаются и киевские ведьмы на свои шабаши. Можно верить этому или не верить, но гулять по Лысой горе в одиночку или по ночам не рекомендуется никому.
Бабий Яр – грустная страница истории Киеве. Сюда приезжают тысячи туристов со всего мира, чтобы своими глазами увидеть место, где произошла величайшая трагедия 20 века. Сегодня Бабий Яр – это Национальный историко-мемориальный заповедник. Урочище Бабий Яр известно с древних времен. Точных данных о происхождении названия нет. По одной из версий, здесь находился трактир, хозяйкой которого могла быть некая «баба». В 19 веке на этой территории находился военный лагерь, а затем часть земли была отдана киевской еврейской общине для обустройства кладбища.
Накануне Второй мировой войны в Киеве, согласно переписи, проживало около 220 тысяч евреев. Многие из них выехали из страны до начала войны. Но все, кто остался в городе, в 1941 году были расстреляны в Бабьем яру. По оценкам историков, здесь были уничтожены более 70 тысяч евреев. Это приблизительная цифра, поскольку никто не учитывал младенцев и детей до 5 лет. Массовые казни коснулись также ромов, коммунистов, подпольщиков, священников. Бабий яр стал братской могилой для 100 тысяч человек. Это официальная версия. Современные исследователи называют цифру в 200 тысяч человек.
Отступая из Киева в 1943 году, немецкие подразделения пытались уничтожить следы своих преступлений и массово сжигали трупы казненных. Для этого сооружались специальные печи. Пепел рассеивали по всему яру.
Долгое время советская власть предпочитала молчать о трагедии в Бабьем Яру, не акцентируя внимания на «еврейском вопросе» и Холокосте гитлеровцев. Только в 1976 году на месте расстрелов удалось установить памятник, надпись на котором гласит: «мирным советским гражданам». Памятник Минора – древний еврейский символ – был установлен уже в годы Независимости, в 1991 году. Также на территории мемориального заповедника можно увидеть необычный памятник расстрелянным ромам в виде кибитки. И один из самых самых трогательных памятников Киева – погибшим еврейским детям.
Иерусалим на Збруче
Сюда не ступала нога девелопера. Здесь нет уютных кафешек, хороших магазинов и дорог. И дела до тебя, в общем, тоже никому нет. Но сюда и не едут за комфортом.
Найти в Сатанове старое еврейское кладбище просто. Серые каменные надгробья расположились на большом холме, недалеко от бывших въездных ворот (теперь уже руины). Сколько лет киркуту, — точно никто не скажет. Примерно 500. Может, больше. Самое древнее сохранившееся надгробье отмечено 1576 годом. На многих каменных плитах — удивительная резьба: сюжет «три зайца», львы, рыбы, медведи, виноградная лоза. Древние символы и смысловые коды для иудеев. Например, особым образом сложенные пальцы означают благословение коэна - священнослужителя в иудаизме. На кладбище захоронены 14 еврейских проповедников – цадиков. В их числе и одна из пяти в мире женщин-проповедниц.
Все надгробья обращены в одну сторону – к Святой земле. С кладбищенского холма открывается вид на город, а также синагогу 16 века (чудом сохранилась в советские времена и совсем недавно была отреставрирована).
Осматриваешься, и вдруг приходит странное ощущение: здесь – будто в маленьком Иерусалиме. Вот холм – словно Масличная гора, долина Збруча вместо Кедрона и оборонная синагога вместо Храма.
И кладбище, и синагога имеют огромное значение для иудеев. В сезон сюда часто приезжают туристы из Израиля. Но вот парадокс - в самом Сатанове сейчас евреев нет. На протяжении как минимум пяти столетий здесь проживала большая еврейская община, но почти всю её уничтожили во время Второй мировой. Кто-то уехал в 80-е годы. Последний еврей Сатанова, по словам местных жителей, умер в начале 90-х.
Старообрядческое кладбище на горе Щекавица в Киеве пока еще сохранилось. Но с каждым годом все больше приходит в упадок. Давно разрушены старинные каменные ворота, территория практически не охраняется. Хотя все еще можно увидеть захоронения староверов 19 - начала 20-го веков. Если дойдете сюда, обратите внимание на имена на некоторых надгробьях – Лукерья, Ананий. В семьях староверов имена давались строго по святцам.
Отсюда открывается вид на соседнюю гору Юрковицу, часть Татарки, Подола.
Это всего лишь маленький осколок некогда огромного некрополя на Щекавице, где были похоронены, например, знаменитые киевские династии, - Балабухи, Григоровичи-Барские. В советские года бОльшая часть кладбища на Щекавице была уничтожена. Могила первого киевского архитектора Меленского утрачена навсегда. Снесен кладбищенский храм Всех Святых. На месте захоронений советские власти хотели обустроить парк, но в итоге возвели «секретный объект» - очередную вышку, которые глушили «вражеские радиоголоса». Сейчас эту радиовышку можно увидеть на улице Олеговской, бывшей Погребальной.
Киевское вино
Киев вряд ли может претендовать на столицу виноделия. Но когда-то, представьте себе, в Киеве все же делали свое, местное вино. С принятием христианства вино становится важным ритуальным напитком. В основном, его, конечно, привозили из-за границы. Но это было дорогое удовольствие. Далеко не каждый мог позволить себе такую покупку. На в 17 веке киевский митрополит Петр Могила начал поощрять монастыри города на производство вина из местных сортов винограда. Довольно скоро монахи вывели сорт скороспелой лозы и научились делать вино, вполне пригодное для проведения религиозных служб, а также для подачи на стол. Самые большие виноградники были у Киево-Печерской Лавры. Но и другие монастыри - Михайловский, Никольский, Межигорский - занимались производством вина. Кроме того, обители имели право на беспошлинную торговлю кагором. И это служило солидным источником дохода. На территории нынешнего Национально-исторического заповедника «София Киевская» сохранился митрополичий дом с огромными подвалами. Так вот подвалы эти служили винными погребами. Более того, ежегодно на праздник Рождества Богородицы в Старом Киеве на Софийской площади проходили распродажи киевского вина, которое осталось с прошлого года.
В 17 веке знатные киевляне пристрастились к импортным напиткам. Киевляне распробовали французские вина, а также шампанское. Знать скупала все, на чем имелась заграничная этикетка. Поэтому напитки часто подделывали. На киевское вино спрос падал. К 19 веку монастыри перестали заниматься виноделием. А уникальный сорт киевского винограда сохранился лишь в некоторых частных садоводческих коллекциях. Вино стали покупать не в святых обителях, а в специализированных винных магазинах. Такие располагались в центре города.
Кстати, купить французское вино можно было и в аптеке Марцинчика на улице Крещатик. В те времена существовала мода на так называемое «винолечение». Аптекари и доктора уверяли, что бокал хорошего французского помогает при желудочных болезнях, повышает иммунитет и дарит бодрость духа. Надо сказать, что напиток был действительно очень качественным. Во Франции аптечное вино было показало пациентам госпиталей, а также разрешалось к употреблению даже детям. Состоятельные киевляне не жалели денег на такое «лекарство». И с каждым новым бокалом непременно чувствовали «лечебный» эффект от напитка.
Свято-Успенская Киево-Печерская Лавра - прежде всего, пещерный монастырь. Это значит, что история этой христианской святыни начинается в 11 веке как раз с подземелий. Известно, что первую пещеру в лесу на одном из днепровских холмов выкопал для себя Илларион - служитель храма в княжеской резиденции Берестово. Пещера была небольшой, около 4 метров, и служила Илариону для уединения, постов и молитв. О благочестивом служителе узнал князь Ярослав Мудрый и вскоре назначил Иллариона киевским митрополитом. Пещера опустела. Но свято место пусто не бывает. В 1054 году в Киев по велению своего духовного отца пришел Антоний, пострижник Святой Горы Афон. Он долго ходил от монастыря к монастырю, но так и не выбрал обитель, где Антоний хотел бы продолжить свое служение Господу. Случайно он находит скромную пещеру, выкопанную Илларионом, и решает поселиться именно в ней. Антоний стал вести жизнь инока, питался только высушенным хлебом, и то через день. О подвижники вскоре узнали, и вокруг Антония стали собираться братья. 12 человек поселились рядом с монахом, стали расширять пещеры, строить в них подземные христианские храмы. Почему подземные? Земля на этом холме принадлежала князю, и без разрешения собственника строить что-либо было запрещено. После того, как княжеские земли были подарены монахам, в Лавре появляются и первые наземные храмы. Антоний с братией жили скромно, выращивали зерно и овощи, плели обувь и корзины. Одним из первых учеников Антония стал Феодосий, который продолжил дело своего наставника и занимался расширением монастыря. Сам же Антоний, желая в конце своего жизненного пути уединиться и совершить затворнический подвиг, покинул братию и ушел в другую подземную келию, где и почил через много лет. И сейчас это Ближние, или Антониевы пещеры.
Феодосий последовал примеру своего учителя и в конце жизни также стал затворником. Он почил в старых пещерах, которые сегодня называются Дальними, или Феодосиевыми. Отсюда зародилась традиция захоранивать достойнейших их монахов монастыря именно в пещерах. С 11 века к мощам печерских старцев нескончаемым потоком идут паломники с молитвами и просьбами о помощи и защите.
Когда будете проходить по лабиринтам Печерских подземелий, обратите внимание на окошки в стенах. Через маленькие отверстия затворникам подавали хлеб и воду. Если через какое-то время пищу никто не принимал, это означало, что монах закончил свой земной путь. Его захоранивали в так называемых локулах - это окошки побольше.
Также на территории Киево-Печерской Лавры есть Варяжские пещеры. Они закрыты для посетителей. Согласно легендам, там купцы-варяги прятали свои сокровища. Однако ни одного клада пока никто из исследователей этих пещер так и не нашел.
Посещение подземелий на территории Киево-Печерской Лавры бесплатно для всех желающих. Но перед входом в пещеры нужно купить свечу, которая будет освещать ваш путь по темным лабиринтам древнего монастыря.
автор: гид Галина Радевич