Порт Байкал – тихая гавань Байкала.
Будучи в Иркутске очень сложно удержаться от посещения озера Байкал. Большинство туристов прилетают в Иркутск именно за этим - увидеть Байкал. Самый ближайший пункт назначения – это поселок Листвянка, всего 70 км от Иркутска, час езды по живописной таежной автотрассе. Место очень известное, многолюдное, шумное, с развитой туристической инфраструктурой. Здесь можно искупаться в Байкале и сполна насладиться благами цивилизации.
Но не всем по нраву туристическая суета. Рядом с Листвянкой, а точнее, через реку, на другой стороне Ангары, есть ещё один поселок, менее известный, называется он «Порт Байкал». Именно его можно порекомендовать для посещения тем, кто стремиться побыть на Байкале в тишине и покое.
С 1956 года поселок отрезан от «большой земли» : после строительство ГЭС в Иркутске дорогу затопило водами реки Ангара. До 1956 Порт Байкал был одним из крупнейших жд узлов на Транссибе, станцией «Байкал», 72 км от Иркутска. Железнодорожное полотно начали прокладывать здесь в начале 20 века. Часть Транссиба, проходящая через Порт Байкал, получила название Кругобайкальская железная дорога (КБЖД). Сейчас именно отсюда начинается известный туристический маршрут «Кругобайкальский экспресс».
В поселке живёт около 500 жителей, есть школа, клуб, библиотека, несколько небольших гостиниц, одно кафе (только в теплое время года). Есть несколько продуктовых магазинов. Пересечь Ангару можно на пароме, либо зимой по льду.
Чем можно заняться здесь? В первую очередь прогуляться по берегу Байкала и реки Ангара, искупаться в жаркий день. Если время достаточно, можно дойти прямо по старинным жд путям, идущим вдоль берега Байкала до целебного лесного источника и набрать в дорогу прохладной водички.
В поселке сохранился старинный перрон жд станции «Байкал» с музеем строительства КБЖД. Он бесплатный и довольно интересный и познавательный. Рядом с перроном покоится на заслуженном отдыхе один из многочисленных паровозов «Американка». Во время второй мировой войны США поставляли их в СССР по программе ленд-лиза.
Над станцией, на возвышенности, находятся две достопримечательности: православная церковь и старинный маяк.
Вечером на пароме можно вернуться в поселок Листвянка, а оттуда – в Иркутск. А можно заночевать в одном из гостеприимных домов жителей Порта Байкал и продолжить общение с озером Байкал на следующий день.
Дорога на остров Ольхон – путешествие в землю западных бурят.
Остров Ольхон, самый большой и обитаемый остров озера Байкал, находится на расстоянии около 300 км от Иркутска (около 5-6 часов в пути). Остров притягивает к себе все больше и больше туристов каждое лето и зиму.
Сама дорога на остров – это увлекательная часть путешествия: 250 км по асфальтированной автотрассе Иркутск – поселок Сахюртэ (МРС), затем паромная переправа через пролив Ольхонские ворота, а затем 40 км по тряской грунтовой ольхонской дороге до поселка Хужир.
Путь на Ольхон пролегает по территории Усть-Ордынского бурятского национального округа, где живут буряты, коренные жители Прибайкалья. Как и сотни лет назад разведение домашнего скота – одно из их основных занятий местного населения. Табуны лошадей, стада коров, отары овец свободно пасутся в степях круглый год. Можно остановиться и сделать милые фотографии на их фоне. Но подойти ближе вряд ли удастся: осторожные животные близко не подпускают.
Те, кто едут на Ольхон первый раз, с удивлением спрашивают, что это за остроконечные столбы с разноцветными ленточками стоят у дороги? А рядом стол и скамейки? Это священные столбы сэргэ. В старину у них было практическое значение – кочевники привязывали к ним лошадей в степи. Второе значение столбов сэргэ - сакральное. Давным-давно их устанавливали рядом с юртами, они служили оберегами, символами рода. Разрушение сэргэ было плохим знаком. Сегодня места-стоянки с сэргэ вдоль автомобильной трассы Иркутск-Хужир расположены в особых энергетически сильных местах, обычно очень живописных. Здесь традиционно останавливались путники, отдыхали, совершали приношение духам местности – эжинам, просили их о благословлении и защите в пути. Эти традиции шаманизма до сих пор живы здесь, на земле западных бурят.
В таких местах принято также «бурханить». Название действия происходит от слова «бурхан». Это главный, самый сильный дух Байкала. Бурханить – значит брызгать, делиться молоком, водкой или другой питьевой жидкостью с эжинами, духами местности. Бурханять «на удачу», «на погоду» и т.д. Иногда большая компания может таким образом «сломать» погоду в лучшую сторону.
В многочисленных придорожных кафе круглогодично можно отведать традиционные бурятские мясные блюда: суп куриный с домашней лапшой, позы (буузы), чебуреки, известный сибирский салат с папоротником. А летом, в разгар туристического сезона, на границе Ольхонского района, которая проходит по таежному перевалу, открываются многочисленные придорожные летние кафе, где местные жители жарят свежайшие чебуреки с хрустящей корочкой, пирожки с различной начинкой, ароматные буузы с домашним рубленным фаршем.
К паромной переправе на остров Ольхон радостные туристы подъезжают уже наполненные новыми впечатления.
Переправа на остров Ольхон
Самый крупный остров озера Байкал, Ольхон, отделён от материка проливом Ольхонские ворота. Ширина пролива чуть больше километра. При пересечении пролива видно с одной стороны так
называемый Большой Байкал, восточный берег Байкала, республику Бурятия, Дальний Восток. С другой стороны - Малое Море (так называют часть озера между островом Ольхон и материком), а также знаменитое ущелье реки Сарма, из долины которой иногда дует одноименный самый сильный байкальский ветер.
В теплое время года через пролив ходят паромы «Семен Батагаев», «Дорожник» и «Ольхон». Паромы бесплатные и для людей и для машин. Пересечение пролива занимает около 20 минут. В
горячий туристический сезон автомобилистов может поджидать сюрприз – многочасовая очередь на остров и обратно. И даже пешим группам приходится иногда ожидать в очереди. «Почему бы не построить на остров мост?» - спрашивают иногда туристы.
Чтобы избежать очереди на паром, можно воспользоваться услугами компании-перевозчика, её микроавтобусы проезжают без очереди. Ещё один способ: доехать на машине до переправы, оставить её на стоянке на материке, а затем с вещами зайти на паром и пересесть на острове на местную машину УАЗ. Остров Ольхон – это остров УАЗов. Дороги здесь до сих пор без асфальта, местами сильная «гребенка», ямы, ухабы, самое то для УАЗиков. При общем населении острова около 1500 человек, на острове более 400 УАЗов.
Поздней осенью, когда Байкал начинается схватываться первым льдом, паромы как ледоколы взламывают тонкий лёд. Обычно паромная переправа действует до конца декабря и затем открывается только в начале мая. А как же перебраться на Ольхон в период ледостава и зимой? Начиная с января – это только хивус – судно на воздушной подушке. Хивус способен перевезти только людей, но не машины. Это нужно учитывать, заезжая на Ольхон на машине в конце декабря, чтобы не пришлось забирать машину с острова через два месяца, когда откроется официально разрешенная ледовая переправа. Это случается в начале или середине февраля. Ледовая дорога на остров действует обычно около месяца, до середины марта. Толщина льда должна достигать не менее 80 см, разрешенная скорость движения по дороге - не более 20 км/ч.
После закрытия ледовой дороги в марте и до мая для машин дорога на остров снова закрыта.
Таким образом, переправа на остров Ольхон действует круглогодично, что очень помогает развивать и летний и зимний байкальский туризм.
Малое Море Байкала
Местные жители издревле называют озеро Байкала морем из-за его огромных размеров. У большого Байкала есть свое Малое Море. Находится оно в центральной части озера у западного побережья. Остров Ольхон, самый большой из байкальских островов, отделяет акваторию Байкала, которую и прозвали Малым Морем. Это прозвище стало официальным географическим название. Малое море – место паломничества жителей Иркутска и зимой и летом. Что же привлекает сюда людей круглогодично?
Летом – это теплые заливы, уютные бухты для отдыха в палатках, комфортабельные турбазы с водными развлечениями. Лето на Байкале короткое, но жаркое. Температура воздуха в июле-начале августа достигает 30-35 градусов. Байкальский загар долго держится на коже.
Добраться до Малого Моря можно по Качугскому тракту, доехав до посёлка Баяндай, далее повернуть в сторону поселка Сахюрта, второе название МРС (Маломорская Рыбная Станция). В МРС, кстати, находится паромная переправа на остров Ольхон. Если ехать без остановок из Иркутска, добраться до Малого Моря можно за 3-3,5 часа. По дороге есть что посмотреть: обо местных жителей бурят–шаманистов, живописные степи с табунами лошадей, таежные распадки, речные долины. Придорожные кафе предлагают на выбор традиционную русскую кухню и местную, бурятскую.
Средства размещения на берегах Байкала называются традиционно «турбазы». Гостиниц в классическом понимании здесь нет. Турбазы в большинстве своём представляют собой деревянные домики на несколько номеров, либо домик с одним номером и с отдельным входом, либо коттедж (гостевой дом) на компанию 6-16 человек. На территории есть мангал, часто дрова прилагаются бесплатно. В некоторых домиках есть кухонная зона, можно готовить самостоятельно. Это очень удобно для отдыха эконом формата. На большинстве турбаз есть столовые-рестораны, где кормят вкусными завтраками, обедами и ужинами.
Кто-то предпочитает спокойный и размеренный пляжный отдых. А для тех, кто любит отдыхать активно предлагаются многочисленные экскурсии: активные (трекинг, СП, спуск в пещеры, велосипеды, квадроциклы, водные развлечения), познавательные (мысы, где были когда-то стоянки древнего народа, курыкан, а также на целебный источник), водные (на остров Ольхон, на остров Огой) и т.д.
Летний сезон на Малом Море начинается в конце мая и продолжается до конца сентября. Самые лучшие, теплые месяцы – июль и август.