Тимофей Ан | Публикации

Музей текстиля Лаоса во Вьентьяне. Лаосский шёлк.

Говоря о Лаосе, часто люди спрашивают: «А это где?». Жители Лаоса не особо преуспели в живописи, архитектуре, политике или экономике - во всём том, что считается интересным и занимательным с точки зрения путешественника.

Однако, не многим известно что-либо о поразительно выдающемся высоком уровне качества лаосского шелка. Умелыми руками местные мастерицы творят и создают из тончайших нитей по истине невероятные шедевры ткачества. Стоимость некоторых экземпляров варьируется от нескольких десятков до сотен тысяч долларов и более!

Посмотреть на эти чудесные ткани, а также изделия из них можно во Вьентьян в национальном музее лаосского текстиля (Lao Textile Museum).

Зайдя в этот музей, можно бесконечно долго вглядываться в замысловатые орнаменты, узоры и целые картины, на шелковых шарфиках, юбках и просто тканях, где каждый элемент выполнен вручную с удивительной точностью многократно превосходящей ювелирную, а красотою сравнимой с отражением заснеженных пиков гор на зеркальной кристально чистой озёрной глади на закате в ясную погоду.

Несмотря на уникальность и тонкость работы, каждый элемент орнамента или узора, имеет строго определенное значение и смысл. Потому эксперты, знатоки, исследователи шелка, а также все лаосские женщины, без особого труда способны прочесть орнамент, подобно иероглифическим символам, и однозначно понять сакральное или ритуальное назначение каждого отдельно взятого изделия.

Довольно часто не только путешественники, а также простые люди, испытывают затруднения, связанные с идентификацией натуральности. Даже опытные эксперты и ценители шелка не всегда имеют возможность отличить синтетический шелк от натурального «на глаз», особенно, если синтетические нити сплетены в комбинации с натуральными. Гарантировать сто процентную натуральность можно при условии личного знакомства с ткачихой, либо в определенных, обще признанных лаосцами и экспертами местах продажи. И, конечно, в данном музее все экспонаты являются натуральными, а также есть небольшой магазин, где можно порадовать себя покупкой какого-нибудь очаровательного шелкового шарфика в качестве сувенира на память о Лаосе.

Также на территории музея можно познакомиться с историей развития текстильного дела в различных регионах Лаоса от древнейших времён до наших дней, на примерах реальных изделий. Возраст некоторых экземпляров тканей достигает двухсот лет, а инструментов ткачей - более пяти сотен лет!

Все посетители музея могут попробовать себя в роли ткачей, поработать за настоящим лаосским ткацким станком, создать собственный неповторимый узор, а также изобрести свой собственный уникальный цвет для окраски шелковых нитей, под руководством первоклассных профессионалов своего ремесла.

Кроме того, на территории музея, можно взглянуть на образцы лаосских жилищ конца девятнадцатого века, а также совершенно бесплатно насладиться ароматным лаосским чаем в тени деревьев столетнего фруктового сада. Потрясающее и, действительно интересное и познавательное, место, достойное посещения путешественников и гостей лаосской столицы.

Музей расположен в северной части города, примерно в 9 километрах от центра, называется Lao Textile Museum.

Открыт для посетителей с понедельника по пятницу с 10 до 16 часов. Добраться можно без труда на такси, тук-туке или личном авто и мото транспорте из любой части столицы. Маршрутов общественного транспорта в этом районе Вьентьяна, на момент написания статьи, не предусмотрено. Перед поездкой рекомендуется позвонить, чтобы не оказаться у закрытых дверей.

Стоимость входного билета 30.000 лаосских кип.

Будда-парк (Сиенг Кхуан)

Будда-парк, более известный как Xieng Khuan (возможны также другие варианты написания), являет собой парк скульптур, расположенный в 25 км к юго-востоку от центра столицы Лаоса города Вьентьян на лугу у берега реки Меконг.

Название Сиенг Кхуан (Xieng Khuan) означает, в переводе с лаосского, «Город-Дух».

Парк содержит более 250 буддийских и индуистских статуй. Действующее социалистическое правительство Лаосской Народно-Демократической республики управляет Будда-парком, как государственной достопримечательностью и общественным парком.

Сам парк был заложен в 1958 году Луанг Пу (Преподобный старец) Бунлыа Сулилатом. Луанг Пу Бунлыа Сулилат был буддистским священником-шаманом, который объединял в своем творчестве индуизм и буддизм. На его уникальную манеру работ повлиял один индуистский риши (мудрец, которого боги обучили ведийскм гимнам), у которого он сам проходил обучение во Вьетнаме.

После революции в 1975 году, обеспокоенный последствиями правления Патет Лао, Бунлыа Сулилалат бежал из Лаоса в Таиланд, где построил ещё один парк скульптур, названный Сала Кеоку в Нонг Кхае. Оба парка расположены рядом с тайско-лаосской границей (Меконг), всего в нескольких километрах друг от друга, и самые высокие сооружения Будда-парка можно увидеть из Таиланда на противоположном берегу реки Меконг.

Статуи сделаны из железобетона и имеют богатый и замысловатый, а иногда даже причудливый, дизайн. Все скульптуры кажутся вековыми, хотя это не так. Все скульптуры изображают разнообразных людей, богов, животных и демонов. Есть многочисленные скульптуры и изображения Будды, персонажи буддийских верований, такие как Авалокитешвара, и персонажи индуистских знаний, в том числе Шива, Вишну и Арджуна. Все это было предположительно отлито и установленном совершенно неквалифицированными лаосскими рабочими под руководством господина Луанг Пу Бунлыа Сулилата с неизвестной целью.

Одна необычная и самая большая скульптура напоминает гигантскую тыкву. Это трёхэтажный комплекс. В нем три истории, представляющие три уровня - Ад, Рай Земли. Посетители могут войти через отверстие, которое является громадным ртом 3-метровой головы демона (9,8 фута) и подняться по лестнице из ада в рай.

Каждая история (этаж) содержит скульптуры, изображающие тот или иной уровень. На самом верху, на крыше есть обзорная площадка, откуда виден весь парк целиком.

Другая не менее интересная скульптура это огромный 40-метровый (130 футов) лежащий Будда. Он также является крайне важной достопримечательностью парка.

Ват Сисакет

Ват Сисакет является старейшим храмом во Вьентьяне (Лаос). Он был построен между 1819 и 1824 годами по приказу лаосского короля Анувонга. Каждый год король получал присягу на верность чиновникам.

Это единственное здание во Вьентьяне, которое сиамцы пощадили во время разграбления города в 1827 году, вероятно, из-за типичного тайского стиля, который вдохновлял его строителей. Действительно, нефуническое святилище возвышается в центре внутреннего двора, окруженного галереей, оформление которой навеяно тайской архитектурой. Религиозная деятельность продолжалась в течение всего девятнадцатого века, несмотря на дезертирство города.

Этот монастырь включает в себя множество хорошо сохранившихся построек:

- Хот Тай, библиотека, где хранятся рукописи.

- Коути, жилье религиозных, монахов и послушников.

- Ступы, мемориал, а также прочие мемориальные памятники.

- Стена, которая стала домом для богатой коллекции статуй Будды.

- Сим (главное святилище), фрески которого являются самыми старыми во Вьентьяне.

Весь комплекс имеет превосходный кессонный потолок и стены, украшенные полихромными фресками, изображающими сцены из жизни Мастера. Великий сидящий Будда защищен силой Земли, а также двумя стоящими Буддами в бронзе, олицетворяющими короля.

Святилище окружено стеной, пронзенной четырьмя остроконечными дверями. Здесь находится много статуй лаосских Будд (терракотовые, бронзовые, деревянные), датируемых с пятнадцатого века до девятнадцатого века. Куча поврежденных и наплавленных статуэток во время пожара 1828 года выставлена, чтобы удовлетворить любопытство публики.

Библиотека, построенная в бирманском стиле содержала бесценные рукописи, уничтоженные во время разграбления города.

Кстати, стена является важной отличительной особенностью этого храма. Она позволяла обеспечить безопасность сиамского военного руководства во время вторжения с 1827 по 1828 годы.

Реставрационная рабочая программа была приурочена к 450-летию Вьентьяна, в ноябре 2010 года, включила в себя восстановление Вата Сисахет:

- крыша (коньки и черепица)

- фасады, лестницы, двери и окна, - мощение, наружные статуи, ограждение и четыре его двери

- библиотека.

Эта реставрация сопровождалась новыми схемами и разработками: пешеходными дорожками, ландшафтными садами, освещением, системами водоснабжения и водоотведения..

Ват Симыонг - самое почитаемое и посещаемое буддийское святилище во Вьентьяне (Лаос), за исключением Тат Луанг. Расположенный сегодня в центре города, между авеню Сеттхиратх и авеню Сэм Сене Тай, он раньше располагался у юго-восточных ворот города.

Руины Wat Simuong - единственная латеритная структура, сохранившаяся во Вьентьяне.

Легенда сохраняет память о некой ритуальной жертве, которая стала основанием для строительства: во время церемонии установки городского столпа беременная вдова, леди Си Мыонг, была ведома лошадью и провалилась в колодце, который был вырыт для установки столпа. Хотя это лишь легенда, само место в любом случае является одним из старейших во Вьентьяне: в непосредственной близости, в районе Фиа Ват, были обнаружены ещё несколько десятков фундаментных столбов, датируемых 1540 годом (за 20 лет до официального основания города).

Само здание не очень старое. Ват Симыонг был частью памятников, разрушенных тайцами в 1828 году, высота потолка около трёх метров и он полностью покрыт золотом, что, несомненно, является удивительным шедевром лаосской культуры.

Место для храма было выбрано не случайно, у задней стены находится некая структура, из необычного материала латерита. Историки не могут пока дать точного ответа на вопрос что это, но склоняются к теории об остатках древней кхмерской ступы или маленького кхмерского храма начала десятого века).

К югу от Ват Симыонг, за его пределами, находится небольшой сквер и монументальная статуя короля Сисаванга Вонга (1885-1959).

автор: русский гид Тимофей Ан

Условия использованияПолитика конфиденциальности