Евгения Глазова | Публикации

Museum of Goa

Если вы интересуетесь современным искусством, или же вам надоело лежать на пляже тюленчиком, Museum of Goa - то место, которое стоит внимания.

Путь к музею, спрятавшемуся среди химических заводов Пилерны, от самого Салигао указывают русалки ивкляйновского синего цвета, что вносит нотку сюра в сельские пейзажи Гоа.

Музей, открытый художником Субодхом Керкаром, заметно освежил культурную жизнь штата и стал прекрасной возможностью для молодых художников Гоа заявить о себе и продавать свои работы. На трёх этажах представлены инсталляции, живопись, графика, фото, керамика - и почти во всём читается тема Гоа.

Торжествующий рыбачок с причёской брамина соседствует с португальским сеньором, смотрящим на нас из окна в узорах азулежу. Керамическая четырёхрукая богиня с лицом Девы Марии держит морскую раковину, многочисленные литографии наполнены символами и исполнены рефлексии об ушедшем и будущем.

Посетить музей можно в любой день с 10 до 18 часов. Стоимость билета: 300 рупий для иностранцев, 100 для индийцев, 50 для студентов.

Иногда по вторникам с 19 до 20:30 здесь играет ситар (билет 500 рупий); часто проводят мастер-классы.

Также около музея находится сувенирный магазин, где можно приобрести предметы искусства, в том числе фотографии, скульптуры, картины, ювелирные изделия и многое другое совсем недорого, ведь позиция музея: искусство должно быть доступно всем по доступным ценам.

Музей Гоа (Museum of Goa, MOG)

Музей Гоа — одна из новых достопримечательностей штата. Большой музей современного искусства был создан местным художником Суббодхом Керкаром и его единомышленниками, молодыми художниками, в 2015 году. Как и многие музеи современного искусства в мире, кроме показа самих произведений, он несёт и другую, гуманитарную цель: расположенный на севере штата, в самом центре заводского района Пилерны, этот культурный объект привлекает внимание и властей, и туристов к проблемам экологии и инфраструктуры нетуристических окраин.

На трёх этажах белого здания, построенного Дином де Крузом, представлена вся история Гоа в самых интересных своих эпизодах. В рисунках, скульптурах, арт-объектах мы считываем события: прибытие Васко да Гама в Индию, португальское расселение, смешение традиций, новая мода, даже начало использования туалетной бумаги!

Вот «Ковчег индийских богов», созданный из настоящей рыбацкой лодки, в которой маленькие фигурки многочисленных божеств местного пантеона спасаются от беспощадной португальской инквизиции. А вот старинный европейский фарфор, красивые тарелки и блюда, которые художник на добрый десяток лет «отдал на съедение» морю, а потом забрал обратно уже с кораллами. Выглядит и красиво, и печально — такая вот фантазия на тему времени, природы, и вместе с тем воспоминание о рискованных морских путешествиях из метрополии в колонию и обустройства быта здесь.

А вот целый зал с огромными расписными перцами чили, свисающими с потолка — одно из главных богатств Индии, ставшее и её проклятием: ведь именно за пряностями сюда прибывали чужестранцы (португальцы, британцы, голландцы, французы) и стремились подчинить, покорить местное население для их беспрепятственного вывоза в Европу. А вот обычная ракушка каури, денежная единица далёких времён, которой расплачивались... в том числе за африканских рабов на главной площади старого города. Темам работорговли и свободы посвящён отдельный зал на последнем этаже.

Сотни эпизодов из историй Гоа расшифрованы на подробных этикетках, правда, только на английском языке. Экспозиция постоянно обновляется, на многих произведениях есть ценники: музей Гоа — ещё и способ авторов заявить о себе на арт-рынке.

Добраться до музея можно только на байке или такси (тук-туке). Путь к этому месту от деревни Салигао указывают фигуры русалок ярко-синего цвета, расставленные вдоль обочин. Но, однозначно, путешествие того стоит: яркие фотографии и множество впечатлений гарантированы! В музее есть уютное кафе и отличная сувенирная лавка, где продают книги, гравюры, открытки, бижутерию, статуэтки и фотографии. В музее постоянно проводятся перформансы, лекции, мастер-классы, кинопоказы на английском языке, концерты игры на традиционных инструментах Индии, таких как ситар. Подробная информация на сайте: http://museumofgoa.com

Музей открыт ежедневно с 10:00 до 18:00 (внимание, в дни государственных праздников Индии перед поездкой лучше уточнять режим работы по телефону).

Стоимость билета для иностранцев составляет 300 рупий (для студентов 150).

Адрес:Plot No. 79, Pilerne Industrial Estate, Pilerne, Bardez, Goa – 403511 INDIA

Тел.: 07722089666

Форт Волшебных королей (Reis Magos Fort)

Форт в стратегически важном месте у впадения реки Мандови в Аравийское море был построен мусульманскими правителями Гоа из династии Адиль-Шахов. Место ещё и необычайно живописное, один из самых красивых видов на крепость над водой открывается с прогулочных теплоходов, отправляющихся из Панаджи.

Захваченный португальцами у мусульман форт был радикально перестроен в середине XVI века и переименован по францисканской церкви, расположенной рядом: «Reis Magos» переводится как «волшебные короли», или же «короли-волхвы». Имеются в виду три восточных царя, Мельхиор, Каспар и Бальтазар, которые пришли на свет Вифлеемской звезды поклониться младенцу Иисусу и принесли с собой ценные дары — золото, ладан и смирну. 

От реки по рёбрам форта поднимается несколько крутых латеритовых лестниц, выход на которые туристам сегодня запрещён - основной вход ведёт гостей по широкой пологой дороге от касс мимо католического храма Трёх царей. Именно он дал название и крепости, и деревне.

На территории крепости есть несколько типично португальских построек под черепичными крышами: некоторое время форт был резиденцией португальских вице-королей. В центральном здании находится экспозиция с чертежами, гравюрами, макетами и фотографиями, рассказывающая об истории этого места. В двух других разместилась галерея самого известного гоанского художника — Марио Миранды. Марио для Гоа — почти как Пушкин для России. Этот остроумный карикатурист оставил множество зарисовок на темы местной жизни (серии «Сезоны», «Профессии», «Гоанские собаки» и другие), а также своих путешествий по миру. При форте действует магазин, где можно приобрести сувениры (кружки, открытки, книги, сумочки, текстиль) с картинками Марио.

Любопытно подняться по ажурной винтовой лестнице на стены и обозреть окрестности с высоты. Здесь представлено несколько пушек, отлитых с секретом: они не нагреваются даже под палящим солнцем!

В 2000-х гг. форт был отреставрирован, одно время его планировали приспособить под отель. К счастью, этого не произошло, и сегодня самый ухоженный португальский форт принимает всех гостей.

Храм Трёх царей

Внушительный католический храм в духе маньеризма был построен в 1555 году на месте разрушенного индуистского святилища и долгое время был известен как «королевский»: поскольку светская власть считала себя земной представительницей власти божественной, средства на содержание храма выделялись напрямую из португальской казны. На особое положение храма указывает корона под крестом на главном фасаде, а также королевский герб чуть ниже.

С церковью связан католический праздник Трёх королей: каждый год 6 января трёх мальчиков из ближайших деревень венчают коронами и сажают на коней. Дальше процессия верующих проходит, делая остановки у других храмов и часовен, к этому храму. Здесь происходит праздничная служба, во время которой освящают золото и ладан, а также мел и воду, и затем все отправляются по домам на праздничный обед. В обычное время двери храма закрыты, и праздник — хорошая возможность осмотреть интерьеры старинного храма.

По легенде, три царя - Каспар, Мельхиор и Бальтазар, принесли подарки младенцу-Иисусу. Поэтому у католиков в Гоа, вслед за католиками Испании и Португалии, принято обмениваться подарками не столько на Рождество, сколько на Рейс Магос. Вечером 6 января дети пишут над входной дверью мелом инициалы королей: «C + M + B», начищают свои ботинки и ставят у порога миску с освящённой водой. На утро, если ребёнок вёл себя хорошо, он находит в ботинке подарок, а вода в миске исчезает. Почему? Её выпили верблюды, на которых приезжали Волшебные короли!

Соборы Старого Гоа

Одна из визитных карточек штата Гоа, его типичный «вид с открытки» — это белые католические соборы на фоне пальм. На протяжении четырёх с половиной столетий, с 1510 до 1961 г., этими землями правили португальцы, которые и оставили свой архитектурный след на местности не только в виде богатых вилл, но и виде белых церквей и небольших часовен «шаговой доступности». Даже в курортной зоне, куда бы вы ни отправились, вы обязательно увидите по пути несколько храмов, они встречаются даже на пляжах!

Католические соборы Гоа строились из местных строительных материалов: красного пористого камня латерита (стены и своды), серого индийского гранита (оформление фасадов и окон), мрамора (алтари), дорогих пород дерева (резной декор рередос и ретабло).

Их создатели, Амброзио Аргуэйро, Жулио Симау, Домингос Фернандес и др., получали европейское образование и носили почётный титул "Главный архитектор индийских колоний при дворе португальского короля". Особое своеобразие гоанских храмов состоит в том, что архитектурные стили Европы, принесённые из метрополии — барокко, классицизм, готика, встречались в Гоа с живыми традициями местных мастеров-ремесленников, поэтому в декоре храмов то и дело встречаются курьёзы, вроде серёжек в форме яблок кешью с орехами в ушах у ангелов, а также мотивы, характерные для индуистской храмовой архитектуры, такие как розетки-лотосы.

Во времена португальского правления существовало правило: стены жилых домов и общественных сооружений могли быть выкрашены в любой цвет, за исключением белого. Белый, цвет чистоты и святости, ассоциировался с Девой Марией и стал цветом гоанских соборов. Это правило в основном соблюдается и сегодня.

Самые красивые и значительные храмы расположены в бывшей столице португальской колонии, городе Старый Гоа (Олд Гоа). С 1986 г. они включены в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО (пункт «Монастыри и церкви Гоа»).

Кафедральный собор св. Екатерины (SE Cathedral)

Белоснежный собор святой Екатерины — самый большой католический храм в Азии. Строился он с 1562 года, когда вице-король, дон Франсишку Коутинью, повелел построить великолепный собор, способный подчеркнуть мощь португальской колониальной империи.

На строительство ушло около 70 лет, а архитектор Жулио Симао, главный архитектор индийских колоний короля Филиппа II, был захоронен внутри собора.

Эта огромная церковь в плане представляет из себя трёхнефную базилику, по периметру стен которой расположено множество малых алтарей. Центральный неф ведёт к главному алтарю, резному вызолоченному ретабло с изображением сцен жизни и мученической смерти св. Екатерины. 25 ноября 1510 года, в день почитания св. Екатерины Александрийской, португальцы под управлением генерала Афонсу ди Албукерки одержали решающую победу и окончательно захватили Гоа у мусульман из Биджапурской династии. С тех самых пор святая считается покровительницей Гоа, ей была посвящена первая католическая часовня на завоёванных территориях, ей же посвятили и главный, кафедральный собор. Каждый год 25 ноября на главной площади Старого Гоа перед собором начинается фестиваль штата, открывается ярмарка с вещами и угощениями, и сюда устремляются нарядные католики в несколько смешных и старомодных одеждах европейского кроя.

Внутри собора стоит обратить внимание на капеллу Священного писания: во времена португальского управления здесь могли находится только вице-король и его приближенные, здесь лучше всего сохранилась роспись стен и сводов. Сейчас капеллу открывают только во время богослужений. Напротив неё находится капелла Креста Чудес — местной христианской реликвии.

Холм Boa Vista и Крест Чудес (Cruz des Milagres)

Крест Чудес - одна из главных реликвий, почитаемых католиками Индии. По преданию, крест из тикового дерева был установлен в 1619 году на одном из трёх холмов Старого Гоа местными пастухами. В те времена во всём христианском мире существовал обычай устанавливать поклонные кресты на дорогах и возвышенностях для того, чтобы верующие могли совершить краткую молитву в пути.

О чудесах, связанных с этим крестом, есть множество легенд. Согласно одной из них, 23 февраля 1619 года жители окрестных деревень сообщили о странном явлении: как будто бы ранним утром они видели на кресте тело распятого Христа, «облачённого в свет, с ранами на теле и терновым венцом на голове». После этого жителям было явлено видение сцены захвата Гоа португальцами, при этом как будто бы над холмом развевались красные флаги. Во многих из этих легенд сегодня можно увидеть идеологический подтекст и стремление португальцев-католиков обозначить своё главенство на покорённых землях. Так или иначе, холм назвали «Monte de Boa Vista» – «Холмом доброго видения», а крест - «Cruz des Milagres», «Крестом Чудес». Вскоре в народе разошлось мнение о чудотворных свойствах креста: считалось, что если отколоть от него кусочек и положить на постель больного человека, то он непременно поправится. В то же время верующие заметили, что сколько бы щепок они не уносили с собой, размер креста не меняется, отсюда возникла легенда о том, что он растёт. 

Поклонение кресту приняло массовый характер, и вскоре его перенесли в церковь Девы Марии Светозарной у подножия холма (порт. Nossa Senhora de Luz), а после её обветшания в 1685 году построили небольшую церковь Чудотворного креста. В церкви закрепилась конгрегация католического ордена Ораторианцев, а её первым провостом стал Джозеф Ваз, чрезвычайно почитаемый в Гоа миссионер, «апостол Шри-Ланки», не так давно, в 2015 году, канонизированный папой Франциском. Во время нескольких крупнейших эпидемий малярии и холеры, к концу XVIII в. фактически опустошивших Старый Гоа, в эту церковь обращались верующие; ораторианцами был организован присмотр за больными и кормление нуждающихся. Церковь Чудотворного креста сохранилась со значительными перестройками до наших дней, рядом действует Монастырь ораторианцев Гоа и новый Центр христианской реабилитации им. Джозефа Ваза. 

Что случилось с крестом? В 1835 году вследствие указа португальского короля свернуть деятельность всех католических орденов в колониях, ораторианцы среди прочих покинули Гоа, и церковь была оставлена. Чтобы не допустить утраты святыни, в мае 1845 года по приказу губернатора Гоа Жозе Феррейра Пестаньи Крест Чудес торжественно поместили в отдельную капеллу главного, кафедрального собора св. Екатерины, где он находится до сих пор. Любопытно смешение местной индуистской традиции и католической: многие верующие разуваются на входе в капеллу, как это принято в индуистских храмах, и совершают внутри круговой обход слева направо, как принято совершать вокруг индуистских алтарей. Кусочки от креста больше не отламывают (его основание защищено деревянным каркасом), но прикасаются к кресту в молитве, оставляют записки и монетки. Под крестом установлено алтарное украшение со сценой Положения во гроб, за крестом — весьма колоритные «небеса» из голубых досок с золотыми звёздами. Стоит обратить внимание и на ажурную решётку капеллы, вырезанную из ценных пород дерева в лучших традициях местных мастеров. Решётка эта — подарок испанского купца, принесённый в благодарность за чудо исцеления отца после молитвы у Креста Чудес. Ежегодно 23 февраля католики Гоа отмечают праздник Креста Чудес — Khuris Milagr, а особые службы в честь реликвии проводят каждый месяц по 23 числам.

Хиппи в Гоа

Все слышали о хиппи — субкультуре родом из светлых 1960-х. Дети детей войны, они хотели жить в другом мире, мире, свободном от кровопролития и страдания, в гармонии с собой и природой. Гоа — одно из немногих мест на свете, где продолжает существовать хиппи-сообщество Давайте заглянем в прошлое этого движения и узнаем о любви хиппи к Гоа!

1. Слово «хиппи» происходит от английской фразы to be hip – знать, быть в теме. Сами хиппи обычно называли себя и друг друга «добрыми людьми». Индийцы часто без разбора называют «хиппи» многих лонгстейров и представителей совсем других субкультур.

2. Начиная с 1960-х гг. хиппи часто спасались бегством из благополучных стран в тропический рай, из мира больших корпораций, политических игр и всевластия денег в мир естественности, свободы и равенства среди единомышленников (как они себе это представляли). Азия особенно привлекала их как место переживания мистического опыта и духовных поисков.

3. Одно из понятий индуизма легло в основу миропонимания хиппи. Это ахимса, т.е. ненасилие, непричинение вреда живым существам. Большинство хиппи — вегетарианцы.

3. В Гоа первые общины появились на пляжах Палолем, Бага, Анджуна и Вагатор. Одним из принципов движения была и остаётся естественность, любовь к природе и миру, а также к себе, своему телу как части этого мира. Понимаете, к чему мы клоним? Да-да, в 1970-е годы местные пляжи легко было назвать нудистскими. С развитием массового туризма нудисты стали выбирать более уединённые уголки, но вообще иногда встречаются отдельные экземпляры даже и в Анджуне.

4. Именно с хиппи началась история «дневного рынка» в Анджуне (*работает по средам). Его до сих пор называют Anjuna Flee market, блошиным рынком. Когда-то хиппи выставляли здесь свои вещи, иногда уже изрядно подержанные, чтобы раздобыть денег и ещё хотя бы на какое-то время остаться под пальмами. Местные жители с радостью покупали европейские вещи и одежду за очень небольшие деньги.

5. В общем-то и превращение Гоа в туристическое направление — в большой мере заслуга хиппи. Хотя они сами хотели бы этого в последнюю очередь, тропинка была протоптана и спрос родил предложение. В 1971 году в Гоа был построен первый большой отель, с конца 1980-х увеличилось количество рейсов из Европы в Гоа.

6. Сейчас хиппи тоже живут в Гоа, но массовое строительство отелей отгоняет их с насиженных мест глубже в деревни. Некоторые из них продают собственноручно сшитые или сделанные вещи на ночном рынке, некоторые принимают участие в карнавале. Некоторые, погудев по молодости, стали обывателями и приезжают сюда в отпуск по местам былой славы. Такая разная жизнь.

Базилика Доброго Иисуса (англ. произношение Bom Jesus - «Бом Джезус», порт. «Бом Жизуш») в Олд Гоа

Храм построен на рубеже XVI и XVII вв. орденом иезуитов, одним из основателей которого был «Апостол Востока» Франциск Ксавьер (1506-1552). Этому человеку принадлежит огромная роль в христианизации не только индийцев, но и японцев, и жителей Молуккских островов и других регионов Азии. Мощи Ксавьера, причисленного католической церковью к лику святых, хранятся в южной части базилики в серебряном реликварии, помещённом на роскошный мраморный пьедестал итальянской работы — подношение герцога Козимо III Медичи.

Раз в четыре года в день памяти Ксавьера, 3 декабря, мощи в хрустальном гробу изымают из раки, проносят вокруг главной площади Старого Гоа и на несколько недель оставляют в кафедральном соборе св. Екатерины для поклонения верующих. Гоанцы верят в то, что Франциск Ксавьер — их святой защитник. В дни христианских праздников на площади перед собором появляются торговцы с деревянными лотками. В лотках — восковые части тела (руки, ноги, уши, головы) и целые фигурки. Гоанцы верят в то, что если принести восковую часть тела к гробу Ксавьера и предстать перед святым с искренней молитвой, он поможет исцелить недуги.

Интересно, что в алтарной части базилики Бом Жезуш мы видим не распятого Христа, как в большинстве иезуитских церквей, а огромную позолоченную фигуру основателя ордена иезуитов и друга Ксавьера — Игнатио Лойолы, ну а фасад базилики цитирует фасад главного иезуитского храма — базилики Иль Джезу в Риме. И в алтаре, и на фасаде расположен символ ордена иезуитов — солнце, заключающее монограмму I.H.S. (лат. «Iesus Hominum Salvator» - «Иисус, спаситель человечества»).

Базилика соединена со зданием Casa Professa, где ранее находились жилые помещения и учебные аудитории иезуитов, а теперь располагаются исповедальня, музей христианского искусства, сувенирные лавки и несколько кружков для детей из католической общины.

Квадратный двор этого строения переносит нас в Португалию: в центре типичный фонтан, по периметру — колоннада с тенистой галереей. С одной из точек хорошо видна колокольня собора, а также южная стена базилики — единственная, где сохранилась типичная белая штукатурка (в других местах она была снята реставраторами, поэтому храм сильно выделяется среди других своим красно-коричневым цветом). Из внутреннего двора можно пройти к современному фонтану со сценой «Мадонна в гроте», где можно отдохнуть в тени высокого тюльпанового дерева. В сезон цветения большие оранжевые бутоны устилают всё вокруг!

Праздники Индии: махашиваратри.

Махашиваратри - великая ночь бога Шивы. Шива - один из трёх верховных богов индуизма, наряду с богом-создателем мира Брахмой и хранителем вселенной Вишну. В конце каждого космического цикла своим танцем Шива разрушает вселенную, давая возможность родиться новому миру. Это бог очищения и освобождения, покровитель всех йогов и аскетов.

В Великую ночь Шива явил себя миру в форме безначального и бесконечного лингама. В некоторых храмах Индии праздник посвящен Тандаве - неистовому танцу Шивы из 108 священных поз, который запускает космический цикл создания, хранения и разрушения Вселенной.

Махашиваратри отмечают каждый год в феврале или в марте, если быть предельно точными, в Чатурдаши титхи (14-й день) тёмной фазы луны месяца Магха. В Гокарну, Чидамбарам, Мурудешвар, Хампи, Тируваннамалаи и другие места силы и поклонения Шиве стекаются тысячи паломников, среди которых выделяются аскеты-садху. Они раскуривают чалом, пьют бханг (конопляное молоко с миндалём), обмазываются пеплом, воспевают мантры и занимаются самоистязанием, чтобы избавиться от страстей и привязанностей этого мира и снискать милость Шивы.

Утром накануне Шиваратри совершаются обряды, улицы украшаются гирляндами цветов и листьями дерева билвы, перед порогами домов окрашенной рисовой мукой выводят узоры-ранголи. Весь день и ночь верующие хинду голодают. Продолжительное бодрствование (джагран) и самоограничение в этот праздник, соблюдение ритуалов избавляют от дурной кармы, дарят процветание и место в раю Шивы. Любая медитация в это время считается сильнее обычной в сто раз из-за особого положения Солнца и Луны.

Вечером перед походом в храм совершают омовения. Ночью каждые три часа совершаются богослужения Шиве.

Пожалуй, самый яркий момент праздника - Ратха Ятра, церемония колесниц, во время которой брамины в нарядном паланкине выносят божество из алтаря храма, усаживают на тронное место внутри огромной священной колесницы, а сотни людей берутся за огромные канаты из кокосового волокна и тянут колесницу по городу.

Божество благословляет место и его жителей, участники церемонии избавляются от дурной кармы. В прежние времена частым явлением были ритуальные самоубийства, когда верующие бросались под колёса ратх, надеясь таким образом обрести мокшу, то есть уйти в духовный мир и никогда больше не рождаться в физическом теле.

автор: русский гид Евгения Глазова

Условия использованияПолитика конфиденциальности