Вы слышали историю про небогатую графиню, которая стала принцессой, благодаря карточной игре?
Наверняка вы смотрели голливудский шедевр с Дэми Мур с таким же раскладом - игрок, миллионер и просто красавчик, предлагает незадачливому мужу миллион за ночь с его красавицей женой... А ведь этой невыдуманной истории уже не один век и она случилась не где-нибудь в Калифорнии, а у нас в Грузии.
В Тбилиси каждый желающий может в этом убедиться - просто нужно найти дом принцессы Аграфины, который ей и подарил будущий муж, принц Константин Олденбургский, выиграв ее у бывшего мужа в карты... такая вот Любовь с акцентом...
И хотя все и вся были против этой любви, в том числе старый граф Олденбурнский и даже император Николай Второй, ничто не смогло разрушить этот союз. История, столь неординарная и романтическая, обросла легендами и даже призраком задушенной большевиками Аграфины... Но дворец реален и он принимает гостей, уже как Музей кино, театра и хореографии и в стенах дворца до сих пор можно расслышать заливистый, знаменитый смех прекрасной Аграфины.
Живой оперный транспорт!
Дореволюционный Тифлис оказывается был яркий, цветной и притягательный для всей европейской золотой молодежи. И не только! Сюда слетались, приезжали и приходили пешком даже, купцы, торговцы, менялы и шулера, денди и модницы, певцы и стихоплеты... Кого только нельзя было встретить в старом Тифлисе! Ну, а в новоотстроенном, купеческом Гаретубани - Пригороде, то есть - это сейчас самый центр Тбилиси - находили себе занятие по вкусу самые прихотливые ценители прекрасного. В том числе, и любители оперы.
Благо, на центральной площади столицы, по приказу наместника царя на Кавказе, графа Воронцова, было построено красивейшее здание под руководством Джованни Скудиери. Занавес разрисовал Григорий Гагарин, влюбленный в эту «богом забытую окрайну империи» - увы, именно так отзывались о Грузии богатые родственники Григория, которые звали его на родину, в Петроград...
И вот опера построена, итальянская труппа приглашена, премьера Доницети состоялась, сам Ал. Дюма в восторге от архитектуры и красоты здания, граф Воронцов не в силах скрыть удивление, как быстро вошли в моду опера и все, связанное с ней в Тифлисе...
Вот только модницам того времени, (которые отставали от парижских тенденций всего на две недели - столько нужно было модным журналам, чтоб дойти до Тифлиса)приходилось идти на ухищрения, чтоб попасть в любимое заведение не перепачкав замшевые туфельки. Ибо опера стояла, ну совсем в не удобном
месте! Сверху, где сейчас район Сололаки, грязь, камни, ил и все прочие прелести, несла горная и бурная речушка. Да так, что по весне просто немыслимо было перейти на сторону оперы в конец не перемазавшись грязью и не запачкавшись. И вот тифлисские модницы, любительницы итальянской оперы, нашли простой и довольне нестандартный выход - они ввели в моду особый транспорт для оперы. Гадать не нужно, просто в голову вряд ли такое придет сегодня... Но тогда дамочки в шелковых длинных платьях, в парче и струящихся накидках, в замшевых туфелках прямо из Парижу, просто садились на спину муша - так звали носильщиков в те времени. Муша перетаскивали груз, тяжесть, товары... и наших модниц! все гениальное просто! уселась на спину муша, подоткнула подол, приподняла ножки и - вуаля! соскочила прямо перед оперой! Обратно тоже таким вот манером, не запачкав обуви, можно было, напевая арию, вернуться к себе в роскошный особняк Сололаки...
А про парадные Сололаки и Мтацминда, про роскошь и нищету купцов первой гильдии уже другая история.