Рынок Чорсу
«Если хочешь узнать что такое восток - проведи несколько часов на городском базаре»
Ташкент, как и любой другой крупный город Узбекистана, в связи с некоторыми историческими событиями, разделен на две основные части города: на «новый город» и на «старый город». Большая часть исторических архитектурных сооружений Ташкента находятся именно в этой части.
В самом сердце старого города находится одно из его наиболее древних мест - средневековый рынок Чорсу.
Этот рынок с уверенностью можно назвать сердцем города т.к. городская жизнь складывалась именно здесь. Сюда стекался народ с самых разных частей города и его пригородов. Здесь ежедневно кипела торговля, особенно в те времена, когда Ташкент был одним из важных узлов Великого Шелкового Пути. Здесь можно было встретить купцов и путешественников из самых разных частей света, можно было услышать самые разные языки и впитать традиции, культуру не только самого Ташкенте, но и других стран и городов. Только представьте себе как в древности здесь останавливались караваны нагруженных верблюдов, как купцы предлагали самые различные товары со всех уголков Шелкового Пути.
На Чорсу было всегда очень оживлённо, в древние времена, помимо торговли, здесь устраивали состязания поэтов, борцов, музыкантов. Здесь устраивали празднования различных национальных праздников, здесь часто провозглашали правителей, объявляли новости, публично казнили людей и т.д. в целом, жизнь среднеазиатских городов в древности проходила на базарах - рынках. Люди собирались здесь толпами не только с целью приобретения товаров, но и для того, чтобы пообщаться друг с другом, обсудить последние новости, слухи. Не пожалеете либо прямо на территории рынка обязательно должна была находиться "Чайхана", где можно было перекусить, отведать душистого чая с традиционными сладостями и просто поболтать с другими горожанами.
Знаменитый рынок Чорсу продолжает существовать и по сегодняшний день. Слово «Чорсу» в буквальном переводе означает «четыре воды». Это общее название многих средневековых рынков в Узбекистане и не только.
За многие века существования, облик рынка непрерывно менялся. Сегодня, он разделен на несколько секций; самой крупной его частью, безусловно является та часть, которая перекрыта голубым куполом, напоминающим древние и величественные голубые купола Самарканда. Под куполом находится павильон, состоящий из двух этажей: на первом этаже можно найти обширный мясной и молочный отдел, на втором этаже можно приобрести сухофрукты, различный орешки и специи.
Рядом с куполом, под перекрытием раскинулся фруктовый и овощной отдел. После, пройдя вниз по лестнице, вы окажитесь неподалеку от многочисленных лавок местных мастеров, предлагающих свою продукцию за не дорогую цену. Здесь можно найти предметы искусства, выполненные из керамики, дерева и металла. Помимо этого, можно найти предметы одежды, шелковые и шерстяные шарфы, головные уборы и и.д.
У выхода из рынка, находится не менее значимое место старого Ташкента - средневековое медресе Кукельдаш, находящееся на возвышенности у древней городской площади Регистан.
Мавзолей Гури Эмир в Самарканде
Величественный мавзолей Гури Эмир был построен на рубеже 14 и 15 века по приказу Эмира Темура (Тамерлан) для своего любимого внука Мухаммеда Султана, который, по предпочтению самого Тамерлана, был выбран наследником престола.
Однако, Мухаммед Султан скоропостижно скончался, возвращаясь из одного из походов в Малую Азию. Потеря наследника глубоко опечалила Тамерлана и он решил увековечить память внука, возведя это прекрасное архитектурное сооружение, все ещё поражающее многочисленных туристов и поломников со всего света. Место постройки мавзолея было выбрано не случайно. Здание было пристроено с северной стороны к уже существовавшему комплексу самого Мухаммеда Султана. Комплекс состоял из медресе и ханаки. Медресе - это высшее учебное заведение на востоке, а ханака - это престанище для дервишей. К сожалению, комплекс Мухаммеда Султана до наших дней не сохранился так как был полностью разрушен землетрясением в 19 веке. От былого могущества комплекса остались только руины с лева и с права, и входы в древние минареты, с оявшие по углам. С внешней стороны отчётливо видно как был расположен комплекс.
Главной особенностью здания, без сомнения, является его грандиозный купол, разделенный на 64 грани. Каждая грань символизирует возраст пророка Мухаммеда. Однако, известно, что пророку было 63, когда он скончался. Дополнительный год - это пу сути 9 месяца, проведенных в утробе матери. Купол по достоинству является символом Самарканда, его видно практически из любой части старого города. Элегантные глазурованные кирпичики, украшающие купол, несомненно придают ему более замечательный вид. Купол соединён с основной частью здания при помощи характерного цилиндрического барабана, несущего арабскую надпись.
Купол двойной, внутри основного как бы спрятан меньший купол, который является одновременно потолком.
Вход в комплекс представляет из себя красивый портал, украшенный разноцветной наборной мозаикой. Этот стиль декора пришел к нам из Ирана, который оказался завоёван Тамерланом в конце 14-го века. В следствии чего, в столицу империи хлынули тысячи архитекторов, чтобы творить здесь на благо Тимуридского государства.
На портале осталась надпись на арабском «Мухаммад ибн Махмуд Исфагани» - это имя архитектора из Ирана.
Чтобы войти в мавзолей, необходимо пройти по арочной галерее, построенной в 15 веке Улугбеком - правителем Самарканда из династии Тимуридов.
Мечеть Биби-Ханым
Мечеть, которая находится в самом сердце «Старого города» в Самарканде, была построена на рубеже 14 и 15 века по повелению Амира Темура (Тамерлана). Приказ о строительстве мечети был отдан после победоносного похода Темура на Индию в 1399 году.
Мечеть Биби Ханым должна была стать олицетворением величия самого Тамерлана и его столицы. Обычный человек, приходящий в мечеть в священный день пятницы, должен был буквально замирать от удивления. Так и случилось, мечеть получилась просто огромная. Массивный входной портал, украшенный воротами выполненными из семи сплавов металла, поражал своей грандиозностью и, несомненно, являлся характерной чертой того портально-монументального стиля созданного Тимуром.
Тимур, приближаясь к концу своего правления, стремился увековечить свое имя при помощи своих гигантских построек. Ярким примером этого является надпись на входном портале его дворца в городе Шахрисабзе: «если сомневаешься в нашем величии - посмотри на построенное нами». Фраза говорит сама за себя.
В строительстве мечети участвовало огромное количество людей. По некоторым источникам их было более тысячи. Часть из них трудилась на месте строительства здания, а другая часть работала в горах, добывая камни и отправляя их в Самарканд. Т.к. мечеть строилась в честь победоносного похода в Индию, каменщиками выступали рабы именно из этой страны. Строилась мечеть не долго, в 1403-1404 годах работы были полностью завершены.
Биби Ханым в переводе означает Старшая Жена. Скорее всего, речь идет о Сарай Мульк Ханым - монгольской принцессе, на которой Темур женился в 1370 году и которая, благодаря своему происхождению, играла большую роль в жизни самого Темура и в жизни государства. Она не дала правителю наследников, однако, занимала главенствующее место в его гареме.
Сегодня, от былого комплекса, осталось пять отдельно стоящих объектов: величественный входной портал, две малые мечети по сторонам, главная мечеть напротив портала и северо-восточный минарет. К сожалению, до наших дней не дошла великолепная арочная галерея, состоящая из 480 мраморных колонн. Сегодня, мечеть является одним из основных культовых мест. Сюда стекаются паломники из разных городов и стран. Рядом с мечетью находится один из крупнейших и красивейших базаров «Сиоб Бозор».
Бухара. Чашма Аюб
В «старом городе» Бухары, в районе, где когда-то находилось обширное кладбище, недалеко от древней крепостной стены, высится средневековый мавзолей Чашма Аюб. Мавзолей на протяжении многих веков является местом поклонения для паломников не только из Бухары, но со всего Узбекистана.
Появление этого священного места непосредственно связано с легендой о Святом Иове. Он долгое время путешествовал по Средней Азии. Однажды, дойдя до древней Бухары, он ужаснулся, увидев страдающий и умирающий от жажды народ Бухары. В Бухаре всегда не хватало воды. Легенда гласит, что люди, услышав о том кем на самом деле был Иова, стали молить его о помощи. Иова сжалился над людьми и решил протянуть им руку помощи. Ударив своим посохом по земле, он выбил в ней трещину, из трещины в ту же минуту забил святой источник. Жители Бухары были спасены. Вскоре, поверх источника был построен мавзолей, посвященный Святому Иове, который в последствии стал одним из популярнейших мест паломничества в Узбекистане. И даже сегодня видно как толпы верующих тянутся к мавзолею. Люди верят, что помимо вкусовых качеств, источник отличается еще целебными свойствами. Прихожане обязательно берут с собой пластиковые бутылки, чтобы набрать святой воды и передать ее тем, кому она нужнее: тем, кто страдает от болезней, нищеты, постоянно испытывает неудачу и т.д.
Сам мавзолей, как архитектурное сооружение, был перестроен во времена правления Эмира Темура (Тамерлана). Над мавзолеем возвышается характерный Хорезмской архитектуре конический купол. Это говорит о том, что Темур строил этот мавзолей уже после завоевания Хорезма, соответственно, после 80-х годов 14-го века. Однако, возможно, Темур возвел лишь некоторую часть мавзолея, в то время как основная его передняя часть принадлежит к более раннему периоду истории. Об этом говорит внешнее убранство здания, состоящее в основном из характерной кирпичной кладки при отсутствии привычной нам глазури.
Основная часть здания, не считая купола разделена на несколько помещений. Вход в здание оформляет традиционные резные деревянные двери. По бокам здания видны остатки былых башен, возвышавшихся когда-то над зданием.
В советское время здание было тщательно отреставрировано и сегодня является одним из основных туристических мест.
Внутри мавзолея сегодня можно увидеть экспозицию, посвященную истории водоснабжения Бухары. В экспозиции раскрывается судьба Аральского моря, представлены модели «Хавусов» - средневековых искусственных открытых водоемов и «Сардобы» - крытых водоемов; представлена так же картина, показывающая сцену с участием средневековых носильщиков воды, набирающих воду из хавусов в кожаные бурдюки для того,чтобы позже продать воды своим своим богатым клиентам. Эта профессия, кстати, являлась наиболее унизительной,хотя, на самом деле была наиболее жизненно важной.
Напротив мавзолея находится музей Имама аль Бухари - выдающегося собирателя хадисов родом из Бухары. Хадисы - это изречения или поучающие случаи из жизни пророка Мухаммеда, которые по началу передавались из уст в уста и не записывались. Имам Бухари, проявляющий большой интерес к теологии и непосредственно к Хадисам, решил собрать в одной книге все достоверные хадисы. Он обладал неимоверной памятью, способен был помнить наизусть сотни книг.
В раннем возрасте Имам Бухари отправился в Хадж в Мекку. Совершив Хадж, он решил попутешествовать по основным мусульманским городам в поиске достоверных хадисов. В конце концов, после долгих лет странствий, ему удалось отобрать более 7-ми тысяч достоверных хадисов из более чем 200 тысяч. Для того, чтобы определить достоверен хадис или нет, важно было отследить цепочку людей, передавших этот хадис друг-другу до самого пророка. если люди, передавшие хадис были людьми надежными - хадис можно было считать достоверным. Вторая по значимости книга после Корана - Сунна, по большей части состоит из Хадисов. У Имама Бухари было большое количество последователей и он был невероятно популярен в родной Бухаре. Однако, как гласит легенда, отказавшись явиться во дворец правителя и обучить его и его детей, Бухари был несколько раз выслан из Бухары. Теолог говорил «Если ты ищешь знания, ты должен идти к ним сам, а не они должны идти к тебе». Случилось так что Бухари скончался в предместье Самарканда в селении Хартанг. Сегодня, к его могиле тянутся паломники со всего мусульманского мира. Он пользуется огромным уважением среди всех мусульман.
Слева от мавзолея Чашма Аюб находится бухарский базар по которому можно прогуляться и очутиться в настоящей атмосфере восточного рынка. Как говорится, если хочешь побольше узнать о жизни на востоке - проведи несколько часов на базаре или на торговой площади.
Бухара
«Великая Бухара», как ее называли в Российской Империи в конце 19-го века, сегодня является пятым по величине и по численности населения городом в Узбекистане. Население города, по данным 2018 года, составляет около трехсот тысяч человек. В Бухаре в основном, проживают этнический Таджики. Соответственно, одним из основных языков является Таджикский, помимо него, люди здесь говорят на официальном Узбекском и Русском языках.
Бухара расположена в 270 км от Самарканда вниз по течению реки Заравшан, которая на протяжении всей истории города и близлежащего региона, являлась основным источником воды. От реки, на протяжении веков отводились многочисленные каналы, образовывавшие систему искусственного орошения.
Известный историк Наршахи, написал историю Бухары в 10 веке н.э. Именно к этому источнику прибегают многие, решившие изучить историю Бухары. Наршахи упомянул о том, что у Бухары, на протяжении веков были разные имена. Например, Бухару называли Нумиджнат, Бухо; арабы называли Бухару «Медным городом» или «Столпом Ислама». Действительно, начиная с раннего средневековья, Бухара являлась центром Ислама, куда стекались паломники со всего мусульманского мира. В Бухаре были расположены сотни мечетей, медресе,минаретов и мавзолеев святых.
История Бухары очень богата и разнообразна. Люди населяли этот регион на протяжении последних пяти тысяч лет. Город существует, как минимум, половину этого времени. Как именно образовался город - это спорный вопрос. Существует легенда, говорящая о том, что город создал некий принц Ирана по имени Сиявуш. Сиявуш был безумно красив и к нему воспылала чувствами его мачеха. Поняв, что Сиявуш никогда не ответит ей взаимностью, она оклеветала его перед царем. Он был осужден и брошен в огонь. Однако, храбрый юноша восстал из пламени и бежал на территорию Турана, с которым Иран враждовал многие века. Царь Афросияб - властитель Турана, принял Сиявуша и отдал за него замуж свою дочь Фарангиз. в качестве приданного, Сиявуш получил Бухару и выстроил там крепость Арк, с которой и началось развитие города. Однако, на этом история не закончилась: Афросияб прослышал, что Сиявуш плетет против него интриги. В итоге, Сиявуш был казнен прямо перед своей женой Фарангиз. Его голова была похоронена под станами его крепости Арк, дабы люди запомнили и усвоили урок преданный Сиявушу.
В древние времена, Бухара входила в состав раннего государственного образование Согд с центром в Самарканде. В последствии, вошла в состав великой Ахеминидской державой, созданной еще Киром Великим. Через два века, Бухара подверглась разграблению со стороны греко-македонской армии Александра Великого. Греки укрепились здесь на несколько веков. Последнее, Греко-бактрийское царство пало под гнетом сильной Кушанской Империи.
В 7-8 веке, Бухара была завоевана Арабами, которые принесли с собой новую религию - Ислам. Внедрение Ислама на первыхпарах сталкивалось с многочисленными волнениями, недовольствами и восстаниями. Одно из самых известных восстаний - восстание Муканны (людей в белых одеждах), Муканна продержался около 10-ти лет, но восстание было подавлено.
Возрождение таджикской культуры и языка случилось в 9-10 веке, в то время, когда Бухара стала центром государства Саманидов. В это время, город процветал, развивались так же культура, наука и искусство. Этот период истории именуется как восточный ренессанс.
На протяжении 11-12 веков, Бухара была в составе государств нескольких отдельных династий.
В начале 13-го века Бухара была полностью разрушена и разгромлена полчищами монгольских захватчиков во главе с Чингизханом. Как пишет Ибн Баттута, побывавший в городе через 150 лет после нашествия, Бухара все еще лежала в руинах.
Возрождение города приходится на 14-15 века, в то время, когда город входил в состав величайшего государства Тимуридов. После падения этой династии, во главе государства стали Шейбаниды - первые Узбеки, а потом и Аштарханиды. В это время, государство именовалось Бухарским ханством. В 18-19 веках, Бухара была центром Бухарского Эмирата и управлялась представителями династии Мангытов. Этот период характеризуется как период ослабления культуры, науки и экономики.
В 19 веке, Бухарский Эмират попал под протекторат Российской Империи. Через 50 лет, город подвергся бомбардировке со стороны Большевиков, последний Эмир Бухары Саид Алим Хан вынужден был бежать, оставив город на произвол судьбы.
Сегодня Бухара является музеем под открытым небом со 140 памятниками, открытыми для посещения.
Кокандское Ханство
Прекрасный город Коканд расположен в живописной Ферганской долине, расположенной на востоке современного Узбекистана. Как и любой другой достаточно крупный город республики, Коканд это исторический город, ставший свидетелем захватывающих исторических событий. Коканд был некогда центром Кокандского Ханства - одного из трёх независимых государств, существовавших на территории Узбекистана до завоевания Царской Россией.
Кокандское Ханство было просуществовало с 1709 по 1876 год на территории Узбекистана, Киргизтана, Казахстана и Таджикистана. Кокандское Ханство образовалось в 1709 году, когда Хан из династии Шейбанидов (первых Узбеков) Шохрух отделился от Бухарского Ханства и образовал независимое государство на востоке Ферганской долины.
Сын Шохруха Абдул-Карим и внук Нарбута Бий расширили территорию государства, но попали под протекторат Китая. Сын Нарбута Бия - Алим, был безжалостным, но очень эффективным. Он собрал армию наемников, состоящих из горных Таджиков и присоединил к ханству западную часть Ферганской долины - Ходжант и Ташкент. Алим был в последствии убит своим братом Умаром в 1810 году. Сын Умара - Медали Хан взошел на трон в 12 летнем возрасте и во времена его правления Ханство достигло максимального территориального расширения.
В 1841 году, во времена «Большой игры», на территории Ханства побывал британский офицер Артур Конноли, пытавшийся убедить все три Ханства отбросить свои разногласия и выступить вместе против экспансии России в регионе. Ему не удалось добиться результатов и позже он, с этой же целью направился в Бухарский эмират, где встретил свою смерть в лице кровожадного правителя «мясника» Насруллы.
Модали Хан, в чьих гостях ранее побывал Артур Конноли, пытался заключить союз с Российской Империей чем очень сильно разочаровал Насруллу и позже окончательно потерял его доверие. Насрулла двинулся в поход против Модали Хана и разбил его. В конечном итоге, сам Хан, его братья и известная поэтесса Нодира, были убиты. На пристроить был возведен двоюродный брат Модали Хана - Шир Али. Во времена его правления в Коканде царила смута и междоусобица. Положение было ухудшено вмешательством Бухары и России. Сын Али Худояр правил с перерывами с 1845 по 1858.
Экспансия России нарастала, со временем был занят Ташкент и Худжант. В 1868 году мирный договор превратил Коканд в зависимое государство от России. Худояр Хан занимался обустройством своего великолепного дворца «Коканд Урда», существующего и по сей день. Западные путешественники были поражены многочисленными мечетями и медресе, построенными в городе. Худояр Хану в последствии пришлось бежать из страны, во главе стал его сын Карим, который вел антироссийскую политику, что привело к новому захвату Коканда Российскими войсками. Кариму пришлось тоже бежать и скрываться на территории современного Пакистана, где он и скончался. Кокандское Ханство было ликвидировано и превратилось в Ферганскую область, входящую в состав Туркестанского края.
Иллик Кала
Иллик Кала - это необычный исторический регион, находящийся на территории Автономной Республики Каракалпакстан в Узбекистане не далеко от Хорезма, который расположен северо-западнее от таких славных городов как Самарканд и Бухара.
«Иллик Кала» в переводе означает «50 крепостей». Судя по названию, в этом районе должно было находится 50 крепостей, построенных в древние времена, но, на самом деле, их было гораздо больше.
Этот регион, примерно после 2-го тысячилетия до н.э. когда древняя река Амударья снова изменила в его пользу свое русло, превратился в благоухающий регион с очень плодородной землёй, в своего рода оазис посреди пустыни «Кызыл Кум». Это был один из самых богатых районов древнего Хорезма, где осели многочисленные оседлые феодалы и занялись земледелием. Неслыханно разбогатев, они начали застраивать эту территорию глинобитными крепостями-замками. В каких-то размещались они сами, в каких то размещалась охрана, какие-то использовались как храмы огня. Были и другие крепости, которые возводились по приказу местных правителей - те отличались внушительными размерами, были сильно укреплены и очень красиво украшены внутри. Была ещё другая цепь крепостей, строившихся строго для защиты границ древнего Хорезма от набегов воинственных кочевников, особенно Саков (Скифов). Большая часть крепостей строилась после того, как Хорезм стал независимым от державы Ахеменидов 6-4 века до н.э. строительство и использование крепостей продолжалось до 9 века н.э. Однако, в это время, непостоянная река Амударья снова решила изменить свое русло, все ещё впадая в Аральское море, но уже с другой стороны, минуя этот прекрасный регион «Иллик Кала». К сожалению, без воды здесь было более нечего делать, земледелие погибло, люди покинули эту местность насовсем и некогда бурлящая жизнь в крепостях замерла навеки. Некоторые из них отремонтировали и использовали вплоть до монгольского завоевания в начале 13 века н.э.
Люди вернулись в эти места только в конце 19 века. Вместе с завоеванием Средней Азии Царской Россией, сюда хлынули толпы исследователей, жаждущих открыть для себя и для мира богатое историческое наследие Узбекистана. В это время крепости были тщательно изучены и историческая информация о них наконец-то дошла до широких масс. Наиболее сохранившиеся из них - это Кизил Кала, Топрак Кала, Аяз Кала, Джанбас Кала, Кирккиз Кала и несколько других. От посещения этих мест захватывает дух! Здесь действительно чувствуется дух времени.
Ляби Хауз
Ляби Хауз - это сердце «Старой Бухары». В силу основных исторических событий конца 19 века, а именно по причине экспансии Российской Империи в Средней Азии, в Бухаре строится «Новый Город» или, как его ещё называли «Русский Город» отдельно от старой части города. Таким образом, Бухара разделяется на две части. Наиболее интересной для туристов является, несомненно, старая часть города, где и находятся более ста исторических объектов, большая часть которых открыта для посещения.
Ляби Хауз, с давних времён, является излюбленным местом отдыха горожан. После знойного долгого рабочего дня жители благородной Бухары собирались именно здесь: повсеместно расстилались ковры, разносился чай, шел парт из самоваров, здесь же можно было встретить предсказателей, заклинателей змей, жонглёров, фокусников, канатоходцев и тд. Жизнь здесь кипела и не собиралась утихать. Ляби Хауз в переводе означает «у водоема» - огромный водоем, окружённый старинными деревьями поражает своей самобытностью и красотой. Когда-то, в Бухаре таких водоемов было 83. Сегодня, к сожалению, осталось всего несколько так как в советское время их пришлось все высушить. Дело в том, что водоемы стали разносчиками различных болезней.
Водоем окружён несколькими зданиями, построенными в 16-17 веках, в основном, по приказу некого Нодыра Диванбеги, служившего верховным визирем при дворе Имамкули Хана. Он обладал огромной властью и деньгами. В начале 17 века он построил Ханаку слева от водоема - это здание функционировало как пристанище для дервишей - странников аскетов, приверженцев мистического направления в Исламе - Суфизма. Строить такие здания было богоугодным делом и каждый уважающий себя правитель или визирь должен был построить хотя бы одну Ханаку.
Напротив Ханаки, по другую сторону водоема, возвышается прекрасное медресе, построенное в тот же период времени и тем же высокопоставленным лицом. Медресе изначально задумывалось как караван сарай, но в последствии было переделано в медресе, в котором в силу изначального замысла не хватает мечети и классных комнат. Другим зданием, украшающим это замечательное место является медресе Кукельдаш - самое крупное медресе способное разместить порядка 300 студентов одновременно. Это здание так же несёт в себе традиционных архитектурный стиль, сложившийся здесь в средние века.
Пои Калон
Архитектурный ансамбль Пои Калон - это без всяких сомнений одной из красивейших и наиболее впечатляющих мест не только во всем Бухарском оазисе, но и во всем Узбекистане.
Комплекс застраивался, начиная с 12 века по приказу Арсланхана - правителя из династии Караханидов. Сегодня, уже сложившийся комплекс состоит из нескольких сооружений, возведенных в разные периоды времени: минарет Калон, мечеть Калон, медресе Мири Араб и медресе Саид Алим Хана.
Все началось с того, что ранее упомянутый Арслан Хан решил капитально перестроить город, начиная с укрепления и перепланировки знаменитой крепости Арк, находящейся в 200 метрах отсюда. Рядом с арком, ещё с 8-го века находилась пятничная мечеть, которая, к сожалению, пришла в упадок к 12 веку. Арсланхану важно было построить новую мечеть, но уже немного дальше от крепости. По традиции, рядом с пятничной мечетью обязательно должен находится отдельно стоящий минарет, с вершины которого муэдзин призывал бы верующих всего города на особую пятничную молитву. В 1121 году возвели высокий минарет из жённого кирпича, который вскоре рухнул прямо на рядом стоящую мечеть, соответственно разрушился сам и оставил город без мечети.
Тогда, в 1127 году, Арсланхан приказывает построить ещё один минарет и мечеть. Минарет в этот раз получился очень крепким и стойким. Минарет Калон что в переводе означает "большой" или "великий" все ещё радует глаз, спустя уже почти 1000 лет. Минарет имеет очень прочный фундамент в 9 метров в диаметре, возвышается на 46.5 метров, украшен 12-ю поясами каждый из которых украшен по своему. В одном из поясов вписана дата строительства минарета и имя зодчего Бако. Зодчий однажды исчез на 2 года и только вернувшись продолжил строительство минарета. За эти два года, фундамент окончательно осел, перестал двигаться. Таким образом, Бако был уверен в том, что конструкция будет устойчивой. Бако впоследствии умер и завещал быть похороненным на расстоянии 46 метров от минарета и говорил о том, что если минарет упадет то пусть мне на голову.
Минарет сильно пострадал в 1920 году когда Большевики во главе с Фрунзе бомбили город из самолётов. В него попало 10 снарядов, но великий минарет устоял и теперь, после реставрации 1924-1925 годов выглядит не хуже прежнего.
Слева от минарета находится мечеть конца 15 начала 16 века. Эту мечеть строили на месте сожжённой монголами мечети времён Арсланхана. Эту мечеть же строили уже представители династии Шейбанидов. Прототипом этой мечети является самаркандская мечеть Биби Ханум, которую строил Тамерлан в конце 14 века. Мечеть Калон является ярким примером монументальной архитектуры того времени с прекрасным входным порталом, украшенным изросцами, широким внутренним двором, зданием главной мечети напротив входа, арочной галереей, окружающей двор по периметру.
На против мечети, согласно традиционному стилю "кош", в 16 веке было построенно одно из красивейших и важнейших в истории медресе на всем мусульманском востоке. Медресе Мири Араб, построенное по приказу Убайдуллы Хана в угоду своего духовного наставника Шейха Мири Араб Йеменского, которое все ещё носит имя шейха. По слухам, Убайдулла Хан продал 3000 иранских пленников в рабство для того, чтобы оплатить эту постройку. Это медресе оставалось единственным действующим медресе в период правления Царской России, ровно как и сегодня, двери этого медресе открыты для учащихся. Однако, в наши дня это уже не высшее учебное заведение, а среднее. Закончив его, студенты могут продолжить обучение в Исламском Университете в Ташкенте.
За минаретом, слегка заметное место дресе Саид Алим Хана - последнего Эмира Бухарского Эмирата, спасшегося от Большевиков бегством из Бухары в 1920 году на территорию Авганистана, где он в конце концов и скончался через 10 лет тсчетного сопротивления российской экспансии. К этому зданию примыкает мечеть, датируемая 15 веком, построенная на средства высокопоставленного представителя духовенства Хаджи Ахрара. В мечети находится огромный купольный свод, который создаёт удивительный акустический эффект. К тому же, в этой мечети можно увидеть довольно точный макет города, созданный местным исследовательским институтом.
автор: русский гид Ильдар Юнусов