Аида Сагинова | Публикации

Парижские букинисты: нематериальное культурное наследие

Прогуливаясь вдоль набережной Сены в Париже, вы, несомненно, обращали внимание на большие зеленые ящики, прикрепленные к парапетам. Это – лавочки букинистов, без которых представить город уже невозможно. Продавцы старых книг, журналов, афиш, открыток и прочей архивной периодики ассоциируются с образом столицы Франции настолько прочно, что в феврале организация ЮНЕСКО, с подачи парижской мэрии, включила их в список нематериального наследия французской культуры.

Предками парижских букинистов были бродячие коробейники, которые облюбовали набережную Сены еще в 1500-х годах. В этот период они стали собираться в районе свежепостроенного Нового моста, где, как сказали бы современные маркетологи, концентрировалась их целевая аудитория – богатые горожане и аристократы, которые любили здесь прогуливаться. В нынешнем виде ящики были утверждены в конце 19 века, и с тех пор не менялись. Они специально выкрашены в цвет, который французы называют «вагонно-зеленым» (vert wagon), - точно такой же, в какой красят питьевые городские фонтанчики и входы в метро.

Мест для букинистов всего 230, и их распределяет парижская мэрия. Подать досье может кто угодно, но нужно написать серьезный бизнес-план и доказать рентабельность. С одной стороны, у букинистов есть льготы и преференции, с другой – они подчиняются жестким правилам в части организации рабочего времени и пространства.

Факт признания этого огромного уличного книжного рынка частью французской культуры – очень важная новость. Это дает хорошие шансы на то, чтобы включить его в лист Всемирного наследия ЮНЕСКО. Сами набережные Сены в Париже находятся в этом списке с 1991 года.

Самая узкая улица Парижа

Самую узкую улицу Парижа найти очень просто: она находится в двух шагах от собора Нотр-Дам и соединяет набережную Сан-Мишель с улицей Huchet, где находятся рестораны и сувенирные магазины для туристов.

Ширина rue du Chat-qui-Peche – всего 2 с половиной метра; если взрослый человек расставит руки, то он легко упрется ладонями в стены противоположных домов. В длину улица тоже невелика: всего 26 метров.

Свое имя улица Кота-рыболова (так переводится ее название) получила еще в Средние века. Происхождение этого забавного наименования описывает городская легенда. По преданию, здесь жил когда-то хозяин таверны, у которого был очень умный черный кот. Этого кота часто видели на берегу Сены: он внимательно смотрел в воду и терпеливо ждал, не шевелясь. Увидев проплывающую рыбешку, кот молниеносно цеплял ее когтистой лапой, потом брал в зубы, нес домой и отдавал хозяину. Из-за этого студенты, населявшие Латинский квартал, подозревали обоих в сговоре с дьяволом.

Однажды и мужчина, и его кот таинственно исчезли. Позже нашлись свидетели, которые видели, как студенты топили в реке черного кота. Хозяина же и след простыл, поэтому все думали, что его тоже убили. Однако через какое-то время мужчина вернулся, а спустя несколько дней прибежал назад и кот – худой и грязный. И оба вернулись к своим занятиям: трактирщик по-прежнему кормил посетителей, а кот снабжал его рыбой.

Замок Во-ле-Виконт

В это трудно поверить, но один из самых ярких исторических памятников парижского региона находится в частной собственности. Замок Во-ле-Виконт, хоть и внесен в перечень исторических монументов Франции, принадлежит графам де Вогюэ. Это старинное семейство, которое упоминается в архивных документах еще со времен Крестовых походов.

Нынешним владельцам имение преподнесли в качестве свадебного подарка родители жениха. Впрочем, семейная пара открыла замок и парк для посещения и за 50 лет превратила его в процветающее предприятие.

Во-ле-Виконт примечателен тем, что является первым архитектурным строением, выполненным в стиле Луи XIV. Этот компактный и элегантный особняк с изящными барочными интерьерами стал прообразом Версаля. Строил замок министр финансов Людовика XIV Николя Фуке. Изначально король-солнце был настроен благосклонно и даже заезжал в гости в строящееся поместье.

Однако Фуке был слишком амбициозен и настроил против себя Жана-Батиста Кольбера, который и убедил монарха в том, что министр финансов проворовался. В этой истории каждый получил свое: Фуке – одиночную камеру в провинциальной тюрьме, Кольбер – пост государственного министра, а Людовик конфисковал Во-ле-Виконт.

Впрочем, жить в замке король не стал: он был недостаточно большой, чтобы разместить весь двор. Монарх давно вынашивал планы строительства загородной резиденции и даже хотел переделать дворец Фонтенбло. Но, получив Во-ле-Виконт, Людовик захотел создать что-то подобное с нуля, поэтому перенес внимание на Версаль.

На проект пригласили тех же мастеров, которые работали над Во-ле-Виконтом: архитектора Луи Ле Во, проектировавшего здание замка, художника Шарля Ле Брена, который занимался внутренней отделкой интерьеров, и садовника Андре Ле Нотра, разбившего при усадьбе парк с фонтанами.

Пожалуй, именно в работе над ландшафтом Во-ле-Виконта гений Ле Нотра проявился ярче всего. Играя с особенностями рельефа и перепадами высот, мастер добился потрясающего эффекта: размеры парка на первый взгляд выглядят скромными, однако это обманчивое впечатление. На самом деле, чем дальше идет посетитель, тем шире пере ним открывается перспектива.

Во-ле-Виконт закрыт для посещения в первой половине ноября, а также с начала января по конец марта. Зато в оставшеюся часть года здесь принимают туристов без выходных. Чтобы добраться из Парижа, нужно сесть на поезд линии Р на Восточном вокзале (Gare de l’Est) и доехать до станции Verneuil l’Etang. Там придется пересесть на шаттл, который доставит вас прямо в усадьбу. В замке есть аудиогиды на русском языке.

автор: русский гид Аида Сагинова

Условия использованияПолитика конфиденциальности