Киселева Елена | Публикации

Соцгород - город будущего

Строительство производственных корпусов Горьковского автомобильного завода, их оснащение и запуск в эксплуатацию были, конечно же, первоочередной задачей. Но одновременно со строительством непосредственно промышленных объектов шла напряженная и планомерная работа по организации повседневной бытовой и культурной жизни тысяч людей, прибывших на строительство первого в стране автозавода. Это были люди разного возраста и разных социальных слоев, разного жизненного опыта и образования, разных интересов и возможностей. Объединяло их то, что здесь и сейчас они строили будущее своей страны. И с этим будущим страны неразрывно связывали и свои личные судьбы, и судьбы своих семей. Именно поэтому Автозавод изначально задумывался не просто как новое масштабное предприятие, а как грандиозный комплекс, который бы по-новому организовал всю жизнь общества. Именно этот комплекс почти сразу получил название Социалистический город, или Соцгород.

Ярким свидетелем эпохи индустриализации страны является здание кинотеатра «Мир» (1935-1938гг.). Оно занимает участок на границе площади с парком культуры и отдыха. Здание уникально практически по всем параметрам.

Во-первых, это единственное здание, осуществленное строительством из масштабного комплекса Дворца культуры на главной площади Соцгорода. На организацию площадного пространства был объявлен Всесоюзный конкурс, на котором победил проект архитектора Гринберга Александра (Исаака) Зиновьевича (1881-1938гг., выпускник Академии Художеств 1911г). Проект этот включал в себя несколько зданий, но реализованным оказался только киноконцертный зал.

Во-вторых, кинотеатр «Мир» являет собой характерный образец оригинальной архитектуры 30-х гг. Учитывая, что архитекторы 10-20-х годов прошлого века находились в беспокойном поиске новых форм и идей, осваивали новые материалы и технологию строительства и, вместе с тем представив какие возможности для эксперимента открылись в нашей стране после революции и особенно с началом строительства таких грандиозных комплексов, как Автозавод, остается только констатировать, что такие постройки включали в себя и многовековой классический опыт и полет творческой мысли и смелость в реализации новых идей и даже вызов в новых формах организации общественной жизни.

Композиционное решение здания кинотеатра построено на взаимосвязанных между собой простых геометрических формах - прямоугольниках (или паралелепипидах), расположенных в разных плоскостях. Профилированная рама портала подчеркивает вход с витражом над ним. Справа от входа располагается галерея, а над ней балкон, который опирается на квадратные в сечении колонны. Украшением этой части здания,несомненно, является ряд из 11 скульптурных фигур на парапете балкона - это представители социалистического общества: рабочие и работницы, спортсмены и спортсменки, летчики и труженики села...

Это одновременно и украшение и символ сплоченности и единства советских людей разных профессий, для которых собственно, и построено это здание. Внутри здания просторные фойе и гардероб. Сняв верхнюю одежду, зрители проходили в зал ожидания (он располагался справа, как раз в сторону галереи со скульптурами). Перед вечерней программой в этом зале играл духовой оркестр и можно было слушать музыку, удобно расположившись в креслах. На втором этаже - буфет и танцевальный зал, где проходили вечера отдыха молодежи. Непосредственно сам кинозал был рассчитан на 850 мест.

К описанию здания надо еще добавить, что снаружи оно было отделано терразитовой штукатуркой серого цвета с целью имитировать новый строительный материал - железобетон, а колонны облицованы гранитными плитками, как дань классической традиции. К уникальности кинотеатра «Мир» еще можно сказать, что это один из первых кинотеатров в городе (кроме встроенных в первые этажи жилых домов), построенных в предвоенные годы. Он сохранил свой первоначальный облик и является памятником архитектуры.

В 1981 году к 50-летию в к/т «Мир» был проведен капитальный ремонт. Однако, перестройка не позволила делать регулярные вложения в содержание здания и 21-й век к\т встретил в жалком состоянии. Но именно в начале 21-го века у здания появился новый собственник, который провел значительные ремонтные работы и позаботился о сохранении первоначального облика уникальной постройки, а заодно и наполнил его жизнь новым интересным содержанием. Обновленный культурно-развлекательный центр «Мир» введен в строй в День кино 27 августа 2002 года. Это один из самых хорошо оснащенных кинотеатров нашего города.

Нижегородский кремль — выдающееся оборонное сооружение средневековой Руси и памятник архитектуры. Построенный в первом десятилетии XVI столетия вместо деревянного детинца, он встал неприступной крепостью у восточных границ Русского государства. Его история тесно связана с историей города. Древние стены кремля — хранители легенд и преданий о героических событиях прошлых времен. Не раз полчища врагов подступали к его стенам и поворачивали вспять. Из его ворот вышли ратники нижегородского ополчения. От стен кремля уходили на фронт соединения Советской Армии в годы Отечественной войны.

Нижегородский кремль издревле украшает город. Его мощные контрфорсы и весь объем угловой Георгиевской башни, контуры древних стен, то подходящих почти к самому берегу, то уводящие свои ступени вверх, Часовая и Северная башни, владычествующие на самом верху - все это можно увидеть с Волги

Внутренняя территория, некогда занятая господскими хоромами, церквями, подворьями, казенными амбарами и многочисленными домами простого люда, во второй половине XVIII века преобразилась. Все старые деревянные строения были снесены, и на их месте поднялись крупные административные здания, которые и сейчас занимают центральную площадь. С давних пор сохранилось и сооружение, выстроенное в XVII веке в память освобождения нашей страны от иноземцев, — Архангельский собор.

Проект строительства Горьковского автомобильного завода разрабатывался в комплексе с жилыми районами и с общественно-социальной структурой. Соцгород должен был стать образцом комплексной застройки крупных территорий. В царской России заводы строились там, где покупалась земля и рядом с заводами возводились жилые кварталы. О централизованной планировке и инфраструктуре никто, вообщем-то, и не думал. Но в принципиально новом социалистическом обществе, где во главу угла ставились интересы трудового человека, все должно было быть направлено на качество его жизни как в профессиональной деятельности, так и в бытовой сфере. Для обеспечения трудящихся необходимыми промтоварами на главной площади строящегося города в 1934-1938 годах и был построен Универмаг. Он занимает значимое градостроительное положение, расположившись при въезде в центр Соцгорода как со стороны промзоны (пр. Ленина, бывш. шоссе Энтузиастов), так и со стороны жилых кварталов (пр. Октября, бывш. пр. Сталина). Здание построено в простых и крупных формах (проект московского архитектора Льва Михайловича (Моисеевича) Наппельбаума (1901-1988)). Центральная, мягко скругленная часть фасада, остеклена, подчеркнута вертикальными пилястрами и увенчана аттиком из сквозных рам, в которые вкомпонована надпись УНИВЕРМАГ. Внутри, за этим скругленным фасадом, располагается парадная лестница, повторяющая, вслед за наружней формой, линию дуги и объединяющая собой все три этажа здания. Торговые залы располагаются в крыльях по обе стороны от парадной лестницы Здание несколько ассиметрично, крыло вдоль пр. Ленина длиннее, чем по левой стороне; в его торце располагаются конторские и складские помещения. На плоской крыше Универмага планировалось разместить летнее открытое кафе(!). На протяжении всей своей истории Универмаг живет и работает в унисон со своим районом. Так, например, во время войны в 1942 г. при универмаге параллельно с торговлей организуется промкомбинат по изготовлению швейных изделий, обуви, головных уборов, галантереи, детских игрушек и др. бытовых товаров, которых так не хватало в годы войны. Позднее появились новые формы торговли: ярмарки, школьные и новогодние базары. Когда-то универмаг был ведущим предприятием торговли в районе, в настоящее время его задача не утратить своих позиций в условиях конкуренции. Но, согласитесь, неизменным преимуществом универмага является его уникальное здание, придуманное, спроектированное и построенное специально для этого места, специально для города будущего и для будущих его жителей. Значит и для нас с вами. Поликлиника (справа, через пр.Ленина напротив универмага) - это еще одно здание построенное в 30-х годах прошлого века и формирующее периметр центральной площади Автозавода. (в книге «Нижний Новгород» есть фото, где одним кадром запечатлено новенькое, только что построенное здание поликлиники на фоне деревянных домиков и покосившихся сараев с соломенными крышами деревни Монастырки; есть фото 2015 года с надписью «Клинико-диагностическая лаборатория»). Получается, что большая часть площади была оформлена еще в 30-е годы прошлого века. Недоставало главного - дворца культуры. Незадолго до начала войны рядом с парком был вырыт котлован для будущего дворца, да и саму площадь в народе уже называли Дворцовой, однако, в трудные военные годы не имелось ни малейшей возможности продолжать мирные строительные работы. Горы вынутого из котлована грунта превратились в одну из немногих забав автозаводской детворы военного времени - зимой с них можно было кататься на лыжах и санках. Величественное здание дворца культуры, которое сейчас украшает центр Автозавода, было построено в конце 50-х годов по проекту архитектора Заикина (Трифона Григорьевича). Без сомнения, эта постройка имеет исключительно важное градостроительное значение, так как окончательно формирует композицию площади и имеет перед собой обширное пространство в виде сквера. Главный фасад трехэтажного здания обращен в сторону Универмага. Здание впечатляет своими размерами и по масштабам вполне соответствует автомобильному заводу-гиганту. Центральная часть его выделена портиком в шесть колонн. Стилистика постройки иллюстрирует тот период, когда со сцены архитектуры уходил советский неоклассицизм, уступая место новому рационалистическому направлению 1960-х годов. Грамотно распределенное внутреннее пространство здания позволяет принимать ежедневно более 5 000 человек. К их услугам - театральный зал на 1200 мест, кинолекционный зал, планетарий, спортивный зал, танцевальный зал, около 30 помещений для студий. Конечно, Дворец Культуры Автозавода затмил собой, своими масштабами и возможностями не только другие культурные площадки автозаводского района, но и для большого города (тогда Горького) стал исключительно важным объектом культуры и просвещения. И не сдает эти позиции в наши непростые времена. Достаточно беглого взгляда на многочисленные афиши и объявления перед входом во Дворец и становится ясно, что в этом здании жизнь бьет ключом: множество кружков для взрослых и детей, выступления местных коллективов, гастроли столичных и зарубежных гостей, конкурсы и фестивали городского, регионального и всероссийского уровня, всевозможные встречи с выдающимися деятелями искусства и спорта и многое, многое другое. Интересно, что в советские времена гостями Дворца бывали такие знаменитости как актеры Евгений Леонов и Наталья Варлей, писатели Ю.Нагибин, С Михалков, Л.Ошанин. А на открытие Дворца 29 декабря 1961 года был устроен новогодний бал, на который были приглашены Аркадий Райкин и первый космонавт Юрий Гагарин, а встречал приглашенных гостей сам директор Автозавода Иван Иванович Киселев. Стараниями именно этого руководителя было возведено и здание Дворца, и новые производственные корпуса, и новые жилые микрорайоны Соцгорода... Киселев руководил заводом с 1958 по 1983 год, более 25 лет - рекордный период управления ГАЗом. Его знали и любили автозаводчане и помнят о нем до сих пор. Не случайно в самом центре площади в зелени сквера на красивом и почетном месте И.И.Киселеву 24 ноября 2006г был поставлен памятник, а сама площадь переименована из Дворцовой в площадь Киселева.

Автозаводский парк был одним из первых мест Соцгорода, предназначенном для культурного и, вместе с тем, полезного времяпрепровождения автозаводцев и их семей. Еще на этапе проектирования было решено, что парк займет важное место в планировке будущего города. Место отдыха автозаводцев, включающее в себя театр, стадион и другие культурные точки, должно было иметь выход к реке. В 1934 году академик Никольский подготовил проект Городского сада для центра Автозаводского района. Воплощать эти планы взялась заводская молодежь под руководством активистов комсомольской организации. Начало было положено апрельским (12 апреля) субботником 1935 г. Представьте себе, с каким энтузиазмом, с каким жаром работали здесь сотни людей в апреле 1935... Среди них были комсомольцы, коммунисты и беспартийные, были совсем юные и уже в возрасте... Работа была проделана очень большая: согласно плану сад был разбит на кварталы и участки, поверхность земли была выровнена, засыпаны ямы, срыты бугры, были заложены цветники и посажены первые деревья. Зелень парка середины 30-х гг сохранилась до наших дней, но, конечно, не полностью. Великая Отечественная война прервала благоустройство парка. Более того, в парке дислоцировался артиллерийско-зенитный полк, защищавший Автозавод от вражьих бомбардировок. Сейчас в глубине парка установлена зенитка, напоминающая о героических страницах Автозаводского парка (открыт памятник 18 мая 2000 года). Еще не дожидаясь конца войны, не взирая на все трудности, полным ходом шло восстановление, благоустройство и дальнейшее развитие парка. Было высажено много деревьев (лип, берез и кленов) и кустов акации, устроены дорожки, разбиты цветники из рассады, выращенной в заводской оранжерее. В победном 1945 году для части парка установили металлическую ограду. На центральной аллее (она начинается сразу за парадным входом-аркой) были установлены скульптуры и фонтаны, открыл свои двери автозаводчанам и летний кинотеатр. Городской сад был переименован в Автозаводский парк культуры и отдыха. Он был торжественно открыт 1 мая 1945 года. Автозаводцы полюбили свой обновленный парк. На летних эстрадах выступали поэты и писатели, композиторы и артисты, устраивались публичные лекции. В парке проводились дни техники и музыки. За прошедшие десятилетия многое изменилось: выросли и зашумели новые поколения деревьев, нет теперь платы за вход (как это было в 40-50х гг), но утрачен и летний кинотеатр и эстрадные площадки... Однако, как и десятилетия назад парк является одним из важнейших культурно-просветительских центров не только Автозавода, но и всего Н.Новгорода.

Бюст директора Горьковского автозавода Ивана Ивановича Киселева создан нижегородским скульптором Сергеем Совенко. Памятник отливали в родных автозаводских цехах. На гранитном постаменте высечены три ордена Ленина, которыми был награжден И.И.Киселев, но это далеко не все его награды, а лишь малая их часть. Среди его наград и другие ордена, и многочисленные медали.

Удивительный жизненный путь был у этого человека. Он родился в семье юрьевецких крестьян в 1917 году. Окончив на родине школу, приехал в Горький учиться в автомеханическом техникуме, после окончания которого пришел работать на государственный автомобильный завод им.Молотова - на наш ГАЗ. Это он и его ровесники заменят уволенных и арестованных мастеров, начальников цехов, технологов и других специалистов и руководителей в конце 30-х годов. Это на их долю выпадет военное лихо: мобилизация производственных мощностей на выпуск военной продукции, замена необходимых комплектующих от предприятий-смежников на изготовление этих деталей на собственном предприятии, постоянное увеличение количества и ассортимента продукции для фронта. А еще голод, холод, проводы на фронт близких, бессонные ночи в цехах или на дежурстве на автозаводских крышах, бомбежки - неизменные спутники тяжелого военного времени. Киселеву и его товарищам придется в рекордные сроки восстанавливать цеха Автозавода после бомбардировки в июне 1943г. А после войны эти героические люди восстановят Автозавод полностью и начнут опять выпуск гражданских машин. Более того: смело и неудержимо пойдут к разработке новых автомобилей.

Уже после войны И.И.Киселев займет пост главного инженера Автозавода, а вскоре будет назначен директором целого завода. И на этом посту пробудет 25 лет. Двадцать пять лет в должности руководителя такого громадного производства это и вообще-то много, а в данном конкретном случае надо отметить, что ни предшественникам, ни преемникам Ивана Ивановича не пришлось работать в этой должности более 10 лет. Именно при директоре Киселеве завод был полностью реконструирован и переоборудован, вышли с конвейера новые модели грузовиков и легковых машин. Именно тогда был начат выпуск ГАЗ-13 («Чайки»), легендарной ГАЗ-24 («Волги») и ГАЗ-31-02 («Волга»), а так же ГАЗ-66 («шишига») и ГАЗ-53А. Но не только производством занимался Иван Иванович Киселев. Его внимание и забота были направлены и на повседневные нужды многотысячного коллектива: на повестках дня стояли вопросы о жилищном строительстве и о благоустройстве новых микрорайонов, о расширении сети детских учреждений и о строительстве и оснащении огромной современной больницы (No13), о развитии системы общепита и об объектах культуры. В лучших традициях Автозавода, он так же, как и его предшественники-руководители, делал все для того, чтобы автозаводцы жили и работали в комфортных и творческих условиях, по сути Киселев на деле воплощал в жизнь мечты и чаяния первостроителей Автогиганта.

15 сентября 1983 года ему было присвоено звание Почетного гражданина г.Горького. Он прожил длинную и насыщенную жизнь. Будучи уже на пенсии вел активную общественную работу. Умер Иван Иванович 12 июля 2004 года, похоронен на Старом Автозаводском кладбище. Но его имя принадлежит не только прошлому, но и настоящему Автозавода. Его именем названа главная площадь Автозавода и площадь эта, одновременно, и самая старая, и самая молодая. Ее начали реконструировать в 2013 году. Территория была полностью обновлена: было высажено много берез, сосен, елей, а также кустарников, разбиты клумбы, уложены газоны, поставлены вазоны для цветов, урны, скамейки. Полностью было реконструировано освещение площади.

автор: гид Киселева Елена

Условия использованияПолитика конфиденциальности