Юлия Белак | Публикации

Водопад над Будвой

По дороге к монастырю Подмайне, в 6 км. от Будвы, рядом с горным поселком Крапина есть рыбная ферма с рестораном, где подают свежую форель. Оттуда по указателям можно пешком попасть к уютному, скрытому от глаз живописному водопаду. Это природный бассейн, где летом можно купаться, вода абсолютно прозрачная, чистая и холодная даже в жаркий день. При ресторане есть мини-зоопарк с павлинами, осликами, кроликами, свинками, так что этот маршрут понравится семьям с детьми.

Остров св Николая

Это самый большой остров в Адриатическом море (длина 2 км, площадь 47 гектаров). Территория зеленого острова не населена (находится в частном владении), здесь много птиц, есть зайцы, дикие коз и олени. Уже издалека вы можете заметить очертания древней церквушки св. Николая, защитника моряков. Местные называют остров Школь («скала»). В ходу и еще одно название: в правой части острова находится «угостительский объект» (ресторан + пляж) «Гаваи», поэтому местные часто называют и пляж, и весь остров «Гаваи». Отсюда открывается прекрасная панорама на Будванскую ривьеру!

От центра набережной Будвы на остров ходит рейсовый морской трамвайчик: по билету 3 евро можно съездить провести время на пляже, в ресторане и вечером вернуться обратно. Здесь три галечных пляжа (840м), можно пользоваться бесплатно или арендовать шезлонг и зонтик. Слева есть ступеньки, ведущие в маленькую лагуну с живописными скалами и чистейшей водой: это место предпочитают любители уединиться, а живописные скалы смельчаки используют для прыжков в воду.

Также можно взять лодку на будванской набережной и за 1 час лодочник обогнет остров, вы увидите его с необитаемой стороны: там тоже есть небольшие дикие пляжи, которые не видно со стороны Будвы.

От острова к материку идет мель, которую четко видно с высоты - например, с автотрассы над Будвой. С этой «тропой» связана легенда о св. Савве (13в), который, собираясь к Святой Земле, не мог взойти на корабль в бурю. Он бросил несколько камней в море и появилась чудо-тропа! Сегодня ее называют Тунья. Многие туристы во время отлива пытаются «пройти по воде» в этом месте или хотя бы переплыть расстояние до острова: иногда в отлив мель имеет глубину до полметра.

Впервые остров упоминается в 16 веке. Но считается, что церквушка здесь стоит еще со времен крестовых походов 11 века. По преданию, на возвращении из похода они хоронили своих убитых возле храма на острове. Во время землетрясения 1979 года церковь полностью уничтожена. В недавнее время была обновлена, но редко открыта для посетителей.

МОНАСТЫРЬ ПОДМАЙНЕ

У монастыря есть еще два имени - Подострог (по названию горы Острог, под которой построен) и Маине (по Майнскому полю, где был храм св Петки ). В древних рукописях упоминается именно как Подмайне. Его также называют «корнем старой Будвы».

Дата основания монастыря неизвестна, но легенды связывают его появление с династией Неманьичей (владела этими землями в 12-14 веках), так как в те времена было построено большинство монастырей и церквей в Черногории.

По другой версии, монастырь берет начало от правления Црноевичей (15 век). Первое упоминание о монастыре – 1630 год, когда были обновлены фрески малого храма Введения пресвятой Богородицы. По архитектурным особенностям его можно причислить ко времени династии Црноевичей. Над входом существует надпись, которая говорит о том, что храм построен на развалинах более древнего храма времен владыки Рувима.

Владыка Савва в 1747 году построил здесь новый большую церковь Успения Пресвятой Богородицы. Известно, что в 18 веке Венецианская республика занимала значительную часть черногорских земель, но монастырь остался под властью черногорских владык. Во 2й половине 18 века венецианцы два раза пытались отвоевать монастырь, но безуспешно. Генерал Мармон собирался разместить в монастыре свой гарнизон, но владыка Петр I не позволил.

В 18-19 веках этот монастырь был одним из важных мест черногорской истории. Известно, что в одно время он был резиденцией черногорских митрополитов. Часто посещал монастырь основатель династии Петровичей Данило, здесь он и умер (позже гроб перенесен в Цетинье). Петр II Петрович Негош здесь написал «Слободиаду» и часть известной поэмы «Горкий венац». В то время был построен мост на правой стороне реки (сохранен), а монастырь был центром церковной и культурной жизни.

Будва с начала 19 века была под властью Австро-Венгрии вплоть до 1915 века. Петр II Петрович Негош был вынужден продать монастырь, чтобы купить оружие. Таким образом, монастырь Подмайне был в запущении с 1837 года: австрийцы использовали его как военное укрепление.

Позже место было выкупил в частную собственность поп Филип Танович. А потом, с дозволения австрийских властей, подарил племени Маине. В бокельском восстании 1869 года монастырь тяжело пострадал: были сожжены и разорены обе церкви. В первой мировой войне австрийцы снова использовали его как военный гарнизон и тюрьму.

Объекты были национализированы в 1953 году. Монастырь сильно пострадал и в землетрясении 1979 года. А в 1995 году государство вернуло строения и землю церкви. Обновление началось в марте 1995го. Были построены новые кельи и другие объекты. Монастырь обновил его новый клитор Сава Коматович.

В монастырском комплексе две церкви – св. Петки и Успения пресвятой Богородицы.

Старый внешний вид монастыря сохранился благодаря акварели австрийского полковника, Теодора Карачая, картографа и автора многих путеводителей, коменданта города и крепости Котор 1835-1839гг. Многие его акварели служат как исторические документы - первые цветные изображения мест и событий.

На рисунке хорошо видна башня и разрушенный сегодня объект на востоке, через который был вход в комплекс. В монастырском комплексе было несколько объектов различного предназначения. Центр монастыря – самый старый (15в) малый храм Введения Пресвятой Богородицы (размером 4,5 на 3 метра). Он имеет необычное положение, прямоугольную основу и не имеет апсиды – с востока ровная стена. Расписан храм в 1630 году иеромонахом Виссарионом (имел хорошее теологическое образование) из Цетинского монастыря. Иконопись малого храма необычна как иконографски, так и стилистически. Есть предположения, что из-под этих фресок находятся фрагменты более старой живописи. Перед храмом - большая каменная терраса, постройку которой приписывают Негошу.

Большой монастырский храм Успения Пресвятой Богородицы (размером 19 на 6 метров) из времен Савы Петровича Негоша – монументальное здание на восточной стороне монастыря, имеет просторную апсиду и восьмиугольный купол. Построено из двухцветного тесаного камня, серого и розового, сложенного в горизонтальные ряды. На западном фасаде церковь была богато украшена. Вход был декорирован мелким рельефом с растительными мотивами. А над входом – герб с двуглавым орлом, держащим змею. Внутренние стены украшены фресками авторства Рафаила Дмитриевича из Рисана (Боко-Которская школа), которые датируются 1747 годом.

В мужском монастыре были обновлены и терраса, и колокольня, и старая мельница, и монастырские кельи. Сегодня это целый комплекс, который был освящен в 2000 году, а в 2002 году освещены новые фрески. Каждое воскресенье здесь можно присутствовать на проповеди игумена монастыря, отца Рафаила.

Монастырь Дайбабе

Этот монастырь называют «подземный дом Царицы небесной»: он посвящен Успению пресвятой Богородицы и его старая нижняя его находится в пещерах. Расположен монастырь на Дайбабской горе вблизи Подгорицы (на пути от Скадарского озера).

С этим местом связана легенда: пещерный монастырь был обнаружен в 1895 году благодаря видению зетского пастуха Петки. Явился ему неизвестный святой в светлых одеждах и с жезлом (в котором по описанию узнали ученика св. Саввы, первого епископа Зетского, чьи мощи народ скрыл от нашествия турок в пещере Дайбабской горы). Святой поручил пастуху на месте явления построить монастырь и пообещал, что его мощи будут найдены, когда «все сербское будет освобождено от турок». Петка отправился в Острог к ученому иеромонаху Симеону и рассказал о своем видении.

Отец Симеон исполнил завещание: нанял нескольких сельских жителей и начал копать, в результате была открыта святыня – точно на том месте, где пастушок указал. Преподобный Симеон решил остаться здесь, найденная церковь была освящена, при ней основан монастырь (1897 г.)

Монастырские стены украшают фрески (Господь Иисус Христос, Воскресенье христово, Богородица са Христом, Св. Василий Острожский и другие) – дело рук преподобного старца. В монастыре находится Богородица иерусалимская – чудотворная икона из монастыря Дайбабе, дар иерусалимской епархии сербскому царю Душану на день коронования.

Преподобный Симеон Дайбабский внесен в календарь святых Сербской православной церкви и прославляется 1 апреля.

Колодец желаний на Цетинье

На Дворцовой площади в Цетинье, в месте, которое когда-то называлось Широкой улицей, в 1878 году был построен колодец. В 1920 году его убрали и вернули лишь почти сто лет: 13 ноября 2013 года, в очередную годовщину Дня освобождения города Цетинье колодец желаний «У черногорки» был торжественно открыт. Автор проекта – известный в Черногории художник Дмитрий Попович.

Современный вид колодца в стиле минимализма повторяет форму старых цетиньских колодцев квадратной основы. Образ молодой черногорки с типом горской красоты выполнен в неглубоком рельефе кристального стекла, а свет, отражающийся изнутри колодца, придает ему интересные визуальные эффекты. Вместе водой, символом очищения и плодородия, образ черногорки олицетворяет непрерывность жизни. Заглянув в колодец, вы увидите свое отражение в образе черногорки.

Символичен и образ змеи, расположившейся на краю колодца: в народных преданиях змея считается хранительницей домашнего очага и душ умерших. Она частый орнамент на гуслях и прялках. Именно змею планировал Негош изобразить на черногорской монете Перун (1851 г.).

Да, колодец придуман и как фонтан желаний, в который нужно бросить денежки на счастье! Или для того, чтобы вернуться в Черногорию снова.

Цетинье называют культурной столицей Черногории

На самом деле, это бывшая столица. Находится она на востоке от горы Ловчен, на высоте 670 м над уровнем моря.

Основание Цетинье связано с зетским (черногорским) владыкой Иваном Црноевичем, который свою резиденцию перенес с Жабляка на Обод (1475), гору над рекой Црноевича, а затем в Цетинье. Здесь в 1482 году он построил двор, а затем монастырь, где в конце ХV века была первая на балканах кириллическая типография. Цетинье стало духовным центром державы.

С 1496 года после исчезновения династии Црноевичей, Цетинье было в упадке. До утверждения династии Петровичей-Негошей, когда ее родоначальник Данило построил монастырь.

Развитие города связано с владычеством Петра II Петровича Негоша (1830-51), который на горе над монастырем построил башню – Таблю, а потом Biljardu, которая до 1868 г была резиденцией черногорских владык. До смерти Негоша центр маленькой черногорской столицы формировался вокруг монастыря и Бильярды – около 20 каменных домов на двух улицах под прямым углом.

Во время владычества негошевого наследника князя Данила I (1851-60) оловянные крыши Бильярды была переплавлены в пушечные ядра.

Князь Никола I (1860-1918) придал динамики развитию Цетинья: здесь уже постоянно проживало до 1400 жителей, была построена новая резиденция владыки, первая современная гостиница, девичий институт и больница Данилы I (до сих пор действует).

Развитие замерло в Первую мировую войну, а во Вторую мировую главным городом Черногории стал Титоград (Подгорица).

Цетинский монастырь

На месте, где раньше был двор Црноевича, в начале 18 века владыка Данило построил новый Цетинский монастырь, сохранившийся до наших дней.

Центральное место в монастыре занимает Церковь Рождества Богородицы с гербом Црноевичей. 1692 монастырь был разрушен турками до основания, а в 1793 вновь восстановлен. Здесь хранятся десница (кисть правой руки) Иоанна Передтечи, частица креста Господня и мощи св. Петра Цетинского (Петр I Петрович Негош).

Монастырь Морача

Монастырь Морача – один из самых монументальных средневековых памятников культуры в Черногории. Построен монастырь на правом берегу реки Морачи в живописном месте: в широкой части каньона этой реки, названной Нижняя Морача («Донья Морача») на одной террасе, которая нависает над рекой около 40 метров. Вблизи монастыря бьет сильный источник, вода которого до сих пор питьевая. Здесь находится и водопад Светигора.

Монастырсикй комплекс состоит из большой соборной церкви Успения Богородицы и малой церкви св. Николы, монастырских келий. О времени постройки монастыря свидетельствует надпись на западном портале: церковь построил в 1252 году Стефан, сын короля Вукана, внук Неманьи. Храм был сразу украшен фресками, от которых в наши дни сохранилась лишь малая часть. Среди тем живописи - житие пророка Ильи в 11 сценах.

Самый новый слой иконописи в монастыре принадлежит бококоторской иконописной школе. Икона Успения Богородицы – работа Дмитрия Даскаля (начало 18 века), а большая икона со сценами жития Иоанна Крестителя – работа его сына Гаврило.

Архитектурно соборная церковь представляет однонефную базилику с полукружной апсидой с двумя помещениями. Ее длина 22,70 м, ширина 6,3м, а высота до креста на куполе - около 23 метра. По своему архитектурному виду относится к самой старой группе сербских церквей, так называемой «рашкой школы» и построена по типу более ранних - Студеницы, Жичу и Милешеву (на территории нынешней Сербии).

В сербских землях до эпохи Неманьича церкви были очень малых размеров – 3-6 метров длиной и 2-4 шириной. В таких маленьких церквях при богослужении было место только для священников и глав народа, а собственно народ стоял на улице. Князь Неманя дал пример своим потомкам в строительстве больших храмов. Его любовь к церкви наследовали все неманьичи, среди которых и его внук (сын Вукана) Стефан, основатель монастыря Морача.

Монастырь Морача до недавнего времени был трудно доступным, а сейчас связан современной автотрассой – Ядранской магистралью, благодаря чему стал часто посещаем.

Херцег Нови

Первое поселение людей в этих местах относится к эпохе неолита и бронзового века. В эпоху неолите в пещере Враняй в массиве горы Ориент проживали небольшие группы охотников и пастухов - это старейшее археологическое наследие из истории херцег-новского края.

В 3 веке после победы над иллирийцами здесь властвовала Римская империя, а после нее – Византия. Славянские племена пришли сюда в 7 веке. В это время на остатках Византии формировались «жупы». На территории нынешнего Херцег Нови формировалась жупа Драчевича в пределах области Травуния.

Первое поселение жупы Драчевичи располагалось на входе в Бококоторский залив, на месте нынешнего Херцег Нови, а основал его в 1382 году боснийский король Твртко I Костроманич. Твртко желал иметь выход к морю и составить конкуренцию Дубровнику в торговле солью.

Не известно точное место расположения старого города Свети Стефан, но по остаткам античного укрепления предполагается, что город был на месте крепости Форте ди Маре.

Первое название поселения было Свети Стефан, но не прижилось, так как уже тогда дубровчане прозвали это место «Нови» или «Каструм Нови», «Кастел Нови», что значит «Новый замок».

Имя Херцег Нови было дано позже, по герцегу Стефану Вукчичу Косачу, во времена, когда город переживал бурный расцвет.

С конца 15 века Херцег Нови заняла Османская империя и властвовала в этих землях 200 лет. Позже ее сменяли Венецианской республика, Австрия, Россия (1806 год), Франция.

Все Херцег Нови зарегистрировано 47 защищенных культурных недвижимых объектов. Самые популярные крепости Херцег Нови.

Крепость Канли Кула («кровавая башня») – первый раз упоминается в середине 18 века. Время начала строительства приписывается средним векам, а нынешний вид крепости относится к 16 веку. Было много этапов строительства, за время которых крепость претерпела значительные изменения. Окончательный облик крепости придали турки (Османская империя), но и венецианцы внесли значительные поправки. Цистерна в башне служила как тюрьма, внутри нее на стенах найдены изображения кораблей, рыб, крестов, вырезаны имена и даты заключенных. Как тюрьма Канли Кула служила до конца властвования в этих землях Османской империи – 1687 год. Во времена венецианской власти служила как казарма и конюшня. В настоящее время здесь работает летний театр.

Крепость Форте ди маре построена у самого моря. Судя по всем,у это было начало средневекового города, который строил Твртко I. Время значительно изменило внешний вид крепости: от боснийского периода осталась лишь часть стены на юго-восточном углу крепости и высокие ступени в основании восточной стены. Значительная реконструкция была проведена во времена османской власти: крепость получила нынешние габариты и бойницы для пушек. Из-за значительного стратегического положения крепости ее называли «Якак кула» - «Сильная башня» от 16 века или «башня Абаш-паши». В начале 18 века венецианцы провели значительные работы. Из того времени название «Форте ди маре» («крепость на море»). Нынешний вид крепости - из австрийского владычества (1882), которые сделали значительные надстройки в верхней части. Крепость была частью системной защиты входа в Которский залив. Сейчас крепость используется как летний кинотеатр

Крепость Шпаньола

Находится вне городских стен, над городом. Османцы сразу после взятия Херцег Нови построили небольшое укрепление, испанцы его расширили и укрепили. По ним крепость и получила название, которое сохранилось до наших дней. В 16 веке (1548) османцы крепость разрушили и построили новую большую. Крепость квадратной основы, опоясана массивными стенами с 4 круглыми бастионами на углах. До начала 20 века крепость служила как военное укрепление. Во времена 2 Мировой войны некоторое время служила как тюрьма.

Сахат кула или Сат кула (часовая башня)

Построена во времена турецкой власти. Здесь были главные городские ворота, которые имели деревянный подвижной мост (город закрывался). На стене около входа есть памятная доска, посвященная строителям башни , основателю города Твртку I и доска в честь освобождения города 28 октября 1944 года. Часы в 1995 году были заменены новыми.

Крепость Мамула

Построена на острове Ластавица в 1853 году, и имя свое получила по австрийскому генералу Лазару Мамуле. Никогда не была атакована, а в обе мировые войны служила как тюрьма («Кампо Мамула»). Монументальная крепость построена и отесанных камней, уложенных горизонтальными рядами. В средней части укрепление имеет бойницы для ружей на внешней стене. Крепость долго была заброшена, а в настоящее время остров закрыт для посещения и планируется строительство туристического объекта.

Тиват – это не только город с аэропортом, куда приземляются большинство туристов для отдыха в Черногории. Этот городок на берегу Тиватского залива имеет свою древнюю историю и исторические достопримечательности.

Название город получил от имени римской королевы Теуты: считается, что королева имела здесь дачу (летнюю резиденцию). О возрасте Тивата говорит надпись на храме св. Сержа, Николы и Дмитрия на Джурджевом холме над Тиватом, которую датируют 2й половиной 9 века.

Археологические исследования открыли в этих местах могилы-курганы с предметами из раннего бронзового века (конец 3 - начало 2 века до нашей эры). Это части скелета, золотой кинжал, серебряный топор, керамическую посуду, оружие, инструменты из кремня.

В 12-18 веках упоминалось находящееся в этом месте поселение Пасиглав, а в 16 - 18 веках в которском архиве также упоминается имя Црни Плат («Черная земля», «Черный участок»). Значение Тивата возросло в конце 19 века.

В самом центре Тивата, рядом с фешенебельным Порто Монтенегро, находится летняя резиденция семьи Буча – Лукович. Это укрепленный комплекс с башней, жилым домом, семейной капеллой, в барочном стиле, остатками архитектуры сада и крепостной стены, монументальной входной аркой. Комплексом владела известная дворянская семья Буча, у которой в конце 18 века имение выкупил Марко Лукович, капитан из Прчани. Наследники семьи Лукович часть своего имения в конце 19 века уступили для постройки Арсенала в Тивате. Постройки (кроме церквушки и хозяйственного здания, где была мельница для масла) сделаны в стиле ренесанса с элементами поздней готики. Башня (самое старое строение) выгляди как отдельный оборонительный объект и приспособлена для проживания в ней в случае опасности. Сейчас в этих зданиях находятся галерея и музей с культурной и этнографической коллекцией, а во внутреннем дворе поставлена сцена для музыкальных вечеров и спектаклей.

В составе летней резиденции богатой семьи Паскваль находится церковь св. Антона 1373 года постройки (судя по надписи на колоколе) с рельефным семейным гербом и стихами на латинском языке с упоминанием боснийского короля Твртко 1. Внутри церкви находятся остатки фресок со следами более поздних вмешательств, а на боковых стенах - 14 гербов семей которской знати, которые в Тивате имели свои имения (дачи).

На полуострове Превлака находятся остатки монастыря св. архангела Михаила. А западнее от Превлаки – остров св. Гаврила, известный также как Страдиоти или Школь. По народному преданию, здесь был еще более древний храм св. Гаврила, а острова были связаны мостом. Основали аббатство св. Михаила бенедиктинцы, имевшие в раннем средневековье крепкую опору в Зетском приморье. С 13 века аббатство переходит в руки православных и становится центром Зетской епархии, важным культурным и политическим центром Зеты.

Во времена Неманьича здесь была основана Светомихайловская метохия, в чьем составе было многочисленные села и владения монастыря св. Михаила.

Зетская епископия на Превлаке перешла в ранг митрополии в 1346 году. В другой половине 14 века ею заинтересовались которские власти и Светомихайловская метохия меняет властителей – Балшичи, Црноевичи, венецианцы… Монастырь пришел в запустение, когда зетский митрополит в конце 14 века переехал из Превлаки в Пречисту Краинску.

В 15 веке в одном из документов упоминается, что церковь заброшена. Народное предание об этом гласит, что которские властители с помощью некоего Друшка отравили еду у монахов, а в 1452 году венецианские галеры разрушили монастырь пушками.

В 1833 году контесса Катарина Властелинович из Рисана вблизи остатков храма построила церковь св. Троицы, используя материал руин. Здесь найдены декоративные архитектурные элементы с цветочным и геометрическим орнаментом – каменная декорация древнего храма, в том числе парапет с изображением льва.

На мысе в проливе Вериге находится церковь Госпы от Ангела 15го века. Храм огражден стеной с бойницами – некоторое время церковь служила как крепость и башня-страж для контроля прохода в пролив Вериге, соединяющий Тиватский и Которский заливы. В народе известна как церковь Госпы от ориза (Богородица улыбки) – той самой улыбки, которая появляется у моряков по возвращению на Родину.

На маленьком острове Оток в Тиватском заливе, между побережьем Кртоли и островом Страдиоти сохранилась церковь Богородицы милосердия. Время постройки точно не известно, но в 15 веке упоминался монашеский орден на острове. Монастырь принадлежал францисканцам до 19 века, когда Оток становится резиденцией которских епископов. В 17 веке его сожгли турки, а в 19 веке гром ударил в колокол, который упал и повредил храм. Стены были отреставрированы. ПослеII Мировой войны церковь служила как госпиталь Красного Креста, а затем была передана ордену иезуитов. Здесь хранится деревянная скульптура Богородицы, которая считается чудотворной.

Архитектура Старого града Котора: палаты которской знати

Палаты в Старом городе-крепости Котора принадлежали представителям известных бокельских семей. Архитекторами палат выступали иностранные или местные мастера, или сами хозяева домов. Известно, что некоторые значительные барочные строения – дело рук венецианских архитекторов. Некоторые храмы также построены архитекторами из крупных торговых и культурных центров Далмации, с которыми Бока Которска имела тесные связи.

Для палат местных богачей всегда отбирались самые качественные материалы – натуральный камень (из местных каменоломен), а более гибкие элементы (пороги, лестницы, отделка окон, балконов, ограды) делались из корчуланского камня (с острова Корчула), который доставлялся морским путем. Отделка главного фасада здания корчуланским камнем – вершина архитектурного мастерства того времени и показатель богатства хозяина дома. Пример таких зданий – палаты семей Смекья в Перасте, Трипкович в Доброте, Бескуча в Прчани и другие.

Палата Грубония (16 век)

Палата Грубония вблизи Северных городских ворот, из-за церкви св Марии на реке принадлежала аристократическому роду Грубония, который упоминается в нотариальных записях 15 века. В наши дни палата сохранила облик 16 века, в том числе - ренессансные окна с львиными головами на 2 этаже здания. Около 1955 года палата была реконструирована, а в землетрясении 1979 года не была повреждена.

Самой интересной «фишкой» палаты является барельеф с готической монограммой Иисуса Христа «IHS» на главном фасаде здания, между окон 2 этажа. А под ним - рельеф с перекрещенными костями и черепом, через глазницы которого протянулась змея, а чуть ниже изображены мышь, ящерица и черепаха. Считается, что это эмблема старинной городской аптеки, которая впервые упоминается в нотариальных книгах в 1326 году и поэтому относится к самым старым аптекам Европы (после Италии).

С северной стороны палаты Грубония находится вход в верхнюю часть крепости св Иоанна (сан Джованни) – через барочную арку каждый день проходит множество туристов. Наверху арки можно видеть медальон с изображением крылатого льва Святого Марка (1760г) и итальянской надписью «Regia munitae rupis via» (главный вход в крепость и на гору).

Палата Ломбардич (середина 18 века).

В северной части Старого града Котора находится Палата Ломбардич, занимающая целый городской квартал. С северной стороны здание выходит на площадь храма св. Луки, а с южной стороны – на мини-площадь с городской водопроводной колонкой «Карампана».

Палата представляет из себя типичное барочное здание и состоит из трех частей с отдельными входами на северной, западной и восточной стороне, а главный фасад повернут к площади св. Луки. Палата имеет тонко отделанные каменные барочные элементы: портал, окна, балконы с балюстрадами.

Интересно, что в 1804-1806 года в этом здании находилось Российское консульство.

Здесь часто бывали черногорские владыки Петр I Петрович Негош и Петр II Петрович Негош – у своих приятелей Ильи Ломбардича и Тома Липовца, впоследствии градоначальника города Котор.

Палата Гргурина

Палата Гргурина находится на «Площади музея» и принадлежала аристократическому роду Гргурина, которая в 17 веке переселилась из Копра в Истру и была включена в которскую городскую аристократию (правящий класс патрициев).

Палату строил торговец и коммерсант Марко Гргурин, нанявший известного венецианского скульптора Франческо Кабьянке, который в 1704-1708 годах отделыва внутренние помещение кафедрального собора св. Трифона в Которе. В те же годы появилась и палат Гргурина.

Другая значительная персона из рода Гргурина – которский епископ Марко Антоний Гргурин. В период объединения Боки Которской и Черногории осенью 1813 года был посредником в переговорах между черногорским владыкой Петром Петровичем Негошем и французским маршалом Мармонтом и генералом Готье. В своем завещании он оставил палату беднякам города Котора.

Весь 19 век до конца Первой мировой войны палата Гргурина в палате был военный штаб служила, а в 1938 на 1 этаже был основан музей Бокельской мореходки – начало нынешнего музея (открыт в 1952 году).

Палата Гргурина построена в стиле зрелого барокко в стиле бокельских (венецианских) палат: «4 зала + 1 салон». В стену террасы встроены герб рода Гргуриных (с козой – символом города Копра, откуда происходит род) и умывальник.

Палата Драго

Палата Драго находится напротив кафедрального собора св. Трифона. Принадлежало здание известному и влиятельному роду Драго, который с 13 до 18 века дал много значительных личностей, чья деятельность способствовала культурному, экономическому и политическому развитию Котора.

Герб семье Драго с драконом изображен на нескольких местах над порталами и окнами палаты. Напротив этой палаты находилась еще одна (ныне Епископат). В книге которских нотариусов 1326-1337 годов находится запись, что Елена, дочь известного бизнесмена Медоша Томина Драга завещанием дарила которскому епископу Раймунду большой родовой дом вблизи кафедрального собора.

Палата Драго состоит из двух частей: северный имеет облик зрелого готического стиля 14-15 века, а южный - в ренессансно-барочном стиле, 17 век. На фасаде, развернутом к площади, находится окно с ангелом с раскрытыми крыльями в стиле ренессанс на 2 этаже и роскошная бифора (арочное окно) в стиле цветочной готики на 3 этаже.

Палата Вракьен

Палата Вракьен находится на Площади салата («Пьяца от салате»), южнее кафедрального собора. В нынешнем виде палата появилась в позднем барочном периоде 18 века. По нотариальной книге 14 века в этом месте находился дом Миха Вракьена, Катены и их сына Марина. Над главным порталом расположена композиция с ангелами и семейным гербом. На семейном гербе в верхней части изображена ворона. Над уличной аркой ранее была семейная капелла (единственная в Которе в таком роде), позже переделанная в кухню.

Палата Вракьен – единственное здание, сохранившее аутентичный внутренний интерьер времен строительства дома. На второй этаж ведет лестница украшенная настенными росписями и мрамором в технике «al secco» (2 половина 19 века, итальянский мастер-живописец Наполеон д`Эсте). В холле на полу 2 этажа сохранилась мозаика.

Палата Пима (конец 17 века)

Палата Пима в ренессансном и барочном стиле находится на восточной стороне Площади муки. Палата построена после крупного землетрясения 1667 года. В концепции палаты доминирует терраса, а также есть внутренний двор с лестницами на этажи (ренессансный характер). А элементы барокко видны в архитектурных деталях на главному фасаде здания – у балкона с 12 конзолами на 2 этаже. На главном портале находится герб рода Пима, который поддерживают два ангела.

Аристократический род Пима упоминается в первой половине 14 века, когда жили Русин Пима и его сыновья Петар и Вита. Семья дала несколько значительных личностей:

- Иероним Пима был поэт-гуманист (17в),

- Людевит Пима (17в), доктор права, профессор и проректор университета в Падове, в которов учились многие которчане после окончания гимназии в Которе (основанной в 13 веке);

- Бернар Пима (15в), поэт-гуманист, коронованный лавровым венком в Римском Капитолии.

Палата Буча (начало 14 века)

Находится на западной стороне Площади муки. После множества реконструкций палата потеряла свою первоначальную монументальность. Палата принадлежала известному и влиятельному которскому роду Буча, который в начале 14 века дал 3 великих исторических личности:

- Трифона, посланника сербского короля Милутина при дворе Папы в Авиньоне, брата французского короля Шарля де Валуа, который тогда получил право поместить цветок лилии на фамильный герб - знак Французских королей;

- Никола, командующий Которской бронетехникой в армии царя Душана в битве при Вельбужде в 1330 году, позже протоиерей (министр финансов) и князь камергеров при дворе Душана и его посланник в Венеции;

- его брат Михайло, посланник короля Милютина в Дубровнике и царя Душана в Венеции, один из самых богатых которцув своего времени, владелец многочисленных имений и домов в Которе и его окрестностях.

Палата была сильно повреждена в землетрясении 1667 года. В то время семья не имела финансов реконструировать всю палату, и она была поделена на 3 части, которые новые владельцы обновили по своему вкусу.

Северная часть больше похожа на прежнее строение – с барочным окнами, проемы с ломаным готическими арками и гербами семьи Буча с цветком лилии.

В среднюю часть палаты род Пасквалей добавил еще этаж, окна сохранились в барочном стиле, плюс

добавился герб рода Пасквали.

Южная часть, известная как «старая почта», скромно отреставрирована в стиле гражданской архитектуры 19 века.

Палата Бескуча (18 в)

Палата стоит на улице, ведущей от Площади оружия к Площади муки, напротив палаты Бизанти. Палата датируется 1776 годом, а самый значительный элемент ее портал в стиле цветочной готики, который был взят от дома рода Бизанти.

Семья Бескуча переехала в Котор из Прчани (поселка на другом берег Которского залива). Семья значительно выросла в конце 18 века и быстро обогатилась за счет морской торговли солью. Семья владела многочисленными поместьями и домами в Которском заливе (в Прчани, Каменари, Тивате, а также в Венеции и Константинополе) и уже получила дворянский титул.

На родовой гербе изображена змея, которая обвивается вокруг дерева, а в пасти держит ребенка, и надпись: «Si deus com nobis, quis contra nos». Легенда гласит, что семья Бескуча (по-черногорски «куса» - это дом, так что фамилию «Бескуча» можно перевести как «Бездомных», «Безомный») приехали в Прчань из Стрпа как бездомные, но быстро разбогатели, так что у графа Йозо Бескучи уже было 99 домов в Боке и Италии. Он хотел стать владельцем ровно сотни домов, чтобы сменить фамилию на «Стокуча», но ему это не удалось.

После исчезновения семьи Бескуча в начале 19 века дворец перешел в собственность муниципалитета Котора.

Палата Бизанти

Палата занимает часть городского квартала между Площадью оружия и Площадью муки, который ранее почти полностью принадлежал византийской семье Бизанти.

Эта аристократическая семья Котора известна в исторических источниках с 11 века. Она дала многим известных флотских капитанов, писателей, профессоров, священнослужителей. Влиятельный судья в Которе Никола Византи внес наибольший вклад в восстановление и расширение семейного дворца после сильного землетрясения 1667 года.

После обрушения палаты провидура на площади св Трифона палата Византи какое-то время служила резиденцией провидура. В части улицы между Византийским дворцом и церковью св. св. Николаю был воздвигнут памятник венецианскому провидуру Петру Дуодо, которого сегодня уже нет.

Комплекс палаты Византи состоит из:

- старой палаты (начало 17 века),

- его пристройки, построенной Николай Византи в 1674 году после сильного землетрясения,

- внутреннего двора с лестницей, террасой и балюстрадой, построенного около 1690 года,

- трехэтажного здания с конца 19 века, частично возведенного на месте церкви Св. Николая.

В салонах сохранились порталы с каменными обрамлениями в стиле барокко, а также резной деревянный потолок.

Провидурова или Княжеская палата

Это здание на Площади оружия (одновременно- часть городской стены) рядом с главным входом в Старый град-крепость Котора служило резиденцией местному князю (провидуру). Князей назначала Венецианская республика - во время своего владычества в этих землях. Ранее провидурова палата находилась на площади св. Трифона, но была разрушена в землетрясении 1667 года.

Здание княжеской палаты с 1788 год было преобразовано в казармы – внизу находились склады и охрана, на 2 этаже размещались военные.

Единственным украшением здания служит балкон длиной 55 метров.

автор: русский гид Юлия Белак

Условия использованияПолитика конфиденциальности