Крест-камни (на армянском Хачкар) - архитектурный памятник. Изначально хачкары ставились как надгробные плиты, но в дальнейшем хачкар начал превращаться как в отдельный вид искусства. Хачкары как отдельный вид искусства начали возрождаться начиная с 9 века до н.э., самые древние хачкары датируются именно 9 веком. Сегодня хачкары ставятся по любому случаю: как надгробная плита, увековечение побед, в честь погибших на войне, в ДТП, также есть хачкары с питьевыми фонтанчиками, которых в Армении можно найти в каждом населенном пункте.
На армянских крестах изображение Иисуса Христа встречается очень редко, так как армянская апостольская церковь говорит, что тогда на кресте распяли грешников, а Иисус Христос не грешник, он «пошел на жертву ради нас». Хачкары, на которых изображен Иисус Христос, называют Аменапркич, что переводится как «Всеспаситель». Самое большое кладбище хачкаров находилось в Джуге (Джульфа), на территории Нахичевана. Однако, в конце ХХ века их начали разрушать. На сегодняшний день самое больше кладбище армянских хачкаров в мире находится в Норатусе, полуостров на озере Севан, которая насчитывает более 800 хачкаров, самые древние из которых датируются Х веком.
Не зря у большинства людей Армения ассоциируется с горами. Действительно, ведь практически с любой точки страны можно разглядеть величественные горные массивы, завораживающие своей естественной красотой. Особого внимания может удостоиться самая высокая горная вершина страны - Арагац (4090м).
Гора Арагац имеет четыре вершины. Самая высокая - Северная. Ее высота составляет 4090 метров. Название Арагац произошело от армянских слов «араи гах», что означает трон царя. По одной из легенд, именно на этой горе был спрятан от вражеского нападения царский трон - символ могущества и преемственности армянских царей.
Восхождение на гору Арагац является одним из любимых занятий туристов. Так как погодные условия играют здесь важную роль, то такие походы обычно организуются с июня по сентябрь, когда не так много снега. Самым популярным направлением является Южная вершина горы, которая берет начало от озера Кари (каменное озеро). А профессионалы своего дела, имеющие опыт и предварительную подготовку, покоряют сразу Северную вершину.
До 1901 года на месте нынешнего храма Звартноц был холм, на котором паслись стада. Пастух заметил, что после дождя, когда земля становится сухой, на ней появляются трещины геометрической формы. Он сообщил об этом в Эчмиадзин. Оттуда направили специалистов, которые знали, что там был храм. В 1901 году начинаются раскопки холма, которые возглавил архитектор Торос Торомонян. После раскопок взору специалистов открылись руины храма, одного из великолепнейших в средневековье - Звартноц. После исследования руин Торос Торомонян сделал макет Звартноца, который не был одобрен некоторыми специалистами. Они считали, что подобный тип сооружения не присущ армянской архитектуре. Храм представлял собой три цилиндра, поставленных друг на друга и уменьшающиеся в диаметре. Верхний цилиндр был увенчан куполом. Конструкция для того времени была очень уязвимой. К сожалению, храм разрушился в конце 10 века.
В архивольтах первого первого этажа есть барельефы людей со строительными инструментами. Считается, что это спонсоры или люди, которые материально помогали строить храм. Среди них есть барельеф, рядом с которым написано имя Иоанн. Первая версия, что это имя архитектора. Вторая - это имя Трдата 3, которое он взял после крещения.
Архитектору Торосу Торомоняну для утверждения своего макета помогли раскопки церкви Гагикашен в городе Ани. Там, рядом с церковью была найдена скульптура царя Гагика Багратуни с макетом в руке Гагикашена. А так как у историков средневековья было написано, что Гагикашен был очень похож на Звартноц, а макет в руке царя Гагика был похож на макет Тороса Торомоняна, то пришли к выводу, что Торос Торомонян был прав.
автор: гид Ваче Аветисян