Для остальных стран мира Марк Шагал исключительно гениальный художник, когда в Витебске, еврей из первоначально бедной семьи, ассоциируется с основанием художественной школы, повлиявшей на весь мир и искусство в целом. Здание, где школа находилась, располагается на когда-то улице Правды, сейчас её переименовали в честь художника и назвали Марка Шагала.
До того как к власти пришли «советы» в этом месте жил директор крупного предприятия – «Витебкий трамвай» господин Вишняк. После революционных событий данное здание ушло в государственную собственность, а с передачей постройки под школу помогло личное знакомство Марка Захаровича с наркомом просвещения Луначарским.
В этих стенах некоторое время работал наряду с Шагалом, сейчас всемирно известный художник Казимир Малевич, который привёз с собой целую организацию или лучше сказать «партию» УНОВИС. Также на правах учителя здесь продолжил работу первый художественный руководитель Шагала Юдаль Мовшевич Пэн.
Эту часть города горожане ранее называли Малой правдой, а с две тысячи шестнадцатого года это место превращают в локацию, связанную исключительно с искусством. Именно к этому событию городские художники, вторя УНОВИСЦАМ, разукрасили торцевые и боковые части домов в супрематистском стиле. В основу данного направления искусства легли геометрические фигуры, такие как квадрат и круг.
Также Шагал писал стихи. Этот его талант горожане визуализировали на стороне двухэтажного здания, что напротив постройки, где умещается мемориальная доска посвященная Марку Захаровичу. Там запечатлен художник с кистью, за ним же, в перспективе, умещается Витебск в момент, когда Марк Захарович жил в городе. В самом верху мемориальной доски парят «влюблённые», что является репликой со знаменитой шагалавской работы. Чуть ниже то самое здание, в котором сейчас располагается музей Народного художественного училища, в средней части мемориальной доски уже утраченные храмы, выполненные в стиле Виленского барокко.
В самом же верху улицы умещается Покровская церковь, что ранее принадлежала монахам тринитариям, участникам ордена святой троицы, и возможно именно по этой дороге вниз спускался Марк Шагал на работу в Народное художественное училище.
В Витебске очень много живописных граффити, похожих больше на картины под открытым небом, чем на бессмысленные символы. В целом разбросаны они по разным укромным местам города, но больше всего изображений расположены на территории трансформаторных будок либо автомобильных гаражей. Чаще всего изображения выполнены в размерах превосходящих рост человека и те граффити лучше называть мурол. Есть художники, которые объединяют разные районы города одной тематикой в граффити. Например изображение антропоморфных деревьев встречаются и возле железнодорожного вокзала и в промышленных частях Витебска раскрывая тему обязательной экологичности экономики. Где-то листики более где-то менее здоровые показывая степень чистоты того или иного объекта. Также в городе начал свою историю коллектив художников, что сейчас носит имя Худграф. Данная организация появилась из коллектива студентов, что первоначально представлял исключительно некоммерческий проект демонстрирующий талант ребят. Они создавали картины на трансформаторных бутках где изображали известных всем персон, например Стива Джобса или Юрия Гагарина, также создали изображение Мерлин Монро, Пушкина и Василя Быкова. Чаще всего изображения списывались с фотографических портретов но переносятся на «холст» с помощью баллончика максимум трех цветов: белого, черного и красного.
Витебск исходя из своего расположения лучший город для посещения туристов из обоих столиц Российской Федерации по ряду причин. Наиболее значимая - отсутствие языкового барьера, благодаря которому гость может приехать в город и войти в любой из баров или ресторанов, коих в Витебске значительное количество и узнать поселение с изнанки. На мой взгляд наиболее любопытными будут те заведения, что передают национальный беларуский колорит, простой быт горожан и их душу. Первое и самое популярное заведение у горожан и гостей Витебска будет кафе Батькова хата, но она интересна лишь только с той точки зрения, что умещается в постройке выполненной в классическом стиле и в самом центре города, интерьер выполнен в национальном духе, а работники одеты в подобие национальных костюмов. Говорят по-беларуски лишь только важнейшую фразу: «Смачна есці», то есть приятного аппетита. Ещё одним примечательным местом станет уже бар со странным названием Торвальд, в честь легендарного Торвальда путешественника, который исходя из скандинавских саг, крестил Полоцкие земли, куда входил и Витебск, ещё даже до знаменитого князя Владимира по прозвищу Красное Солнышко. В этом месте чаще всего собирается хиповатая молодёжь или битники, играют на пианино либо гитаре, поют либо отрываются под выступление рок групп исполняющих свои шедевры либо каверы на всем известные песни. Третье же заведение находиться не в центре города, а несколько поодаль и рассчитано на знающего горожанина либо осведомлённого туриста. В этом месте лучше всего просто отдохнуть и пропустить по кружечке пива без какой бы то ни было суматохи, благо дубовая барная стойка, приглушенный свет и приветливый персонал располагают.
История Витебска тесно переплетается с архитектурой города представленной всеми возможными стилями. Первый и самый древний пример это Благовещенская церковь, датируемая двенадцатым веком. Храм относится к ряду древнерусской архитектуры и характерен использованием кокошников в оформлении частей стен приближающихся ближе к крыше, окон-бойниц, ставших с девятнадцатого века традиционными для православных церквей куполов луковиц, стены храма демонстрируют его устремлённость в прошлое по средствам структурных элементов - «плинф» или древнерусских кирпичей, похожих на современные цветом но несколько более узких и вытянутых по горизонтали. Ещё одним примером в архитектуре может стать комплекс храмов и административных зданий, датируемых восемнадцатым веком, из которых на сегодняшний день в первозданном виде сохранилась лишь ратуша, ныне играющая роль областного краеведческого музея. Ещё две постройки: Воскресенская церковь и Костёл святого Антония. Если первых храм сегодня можно лицезреть не только на снимках, поскольку трактуется в центре города, будучи восстановленным, то, чтобы узнать, как выглядел второй, стоит вернуться к фотографиям. Все три постройки относятся к стилю Виленского барокко, отличительная особенность которого проявляется в ярусности башен на подобии открытого телескопа, что стремиться вверх уменьшаясь. Естественно фасад и стены содержат множество деталей традиционных для барокко: орнаменты и портики. Классическая архитектура же передаётся в историческом центре дворцом военного губернатора, где на протяжении двух недель жил Наполеон Бонапарт, который изначально не ставил своей целью похода на Москву. Архитектурные элементы же проявляются во всевозможных отсылках к архитектуре эллады: колоннах, портиках. Конструктивизм передаётся чаще всего в спальных районах через всевозможные многоквартирные дома или получившие прозвище у горожан хрущёвки.
Витебск это в первую очередь город художников, во вторую прекрасной архитектуры, а в третью фонтанов. Водные источники в самом центре архитектурных композицию украшают и так не без пышностей окружающую среду. Некоторые представляют собой архитектурные элементы, завязанные с историей города, некоторые лишь удачно её дополняют. Первый и самый выдающийся с точки зрения размеров и мастеровитости в исполнении стал фонтан называющийся в честь трёх рек на которых основан город: Витьба, Западная Двина и Лучёса. Они воплощены через образа трёх девушек-граций, заматеревших в одной позе, будучи закованными в бетонные образы по типу тех дам, которых писал Шагала в своих произведениях. Решение о установлении монумента было принято, ради заполнения площадки после снесения несколько поврежденного но всё ещё живописного и демонстрирующего пышные формы барокко костёла святого Антония. Католический храм планируют восстановить на старом месте, когда фонтан сохранят, но уже на другой, более подходящей площадке. Ещё один казалось бы обычный фонтан основу образа которого играет дама умещается у фасада Витебского государственного ордена Дружбы народов медицинского университета. Там ярко выражен бюст девушки сидящей на шару. И ежегодно в момент выпуска один из самых смелых бывших студентов обязательно совершает успешную попытку прикрыть срамоту и надеть бюстгальтер под ликование праздно выстроившейся толпы. Таких фонтанов с историей в городе множество, но и стоит упомнить обыкновеннейшие и современные, не обросшие историями конструкции, как те, что умещаются во Фрунзенском парке либо на набережной Западной Двины или реки Витьбы, от которой Витебск та и взял своё имя история которому уже более тысячи лет.
Основные достопримечательности Витебска сконцентрированы в той части города, что формируется в девятнадцатом веке. Общая площадь Витебска в ту эпоху не была настолько обширной, чтобы не суметь её пройти за буквально считаные часы, поэтому за день возможно осмотреть основные точки известные для экскурсоводов и интересные для экскурсантов. Лучше всего начать осмотр с площади Тысячелетия Витебска, ибо именно на неё выходят окна наиболее удобно расположенной гостиницы в городе. На площади сконцентрированы монументы и храмы, а уровень грунта так и просит рассказать о бывших крепостных стенах. Центральным, площадиформирующим монументом в этом месте города будет памятник посвященный Александру Невскому, княжне Витебской Александре и их сыну Василию. Установлен он в том самом месте совсем не случайно, ибо история первых веков существования города переплетается с известным деятелем истории древнего Новгорода и современной истории Российской Федерации. Дело в том, что Александр Невский проводил очень активную внешнюю политику, заключал военные союзы закрепленные браком, что и произошло между Новгородским и Витебским княжествами в середине тринадцатого века. Но перед свадьбой обязательно нужно было пройти обряд венчания. Что и было сделано, как утверждают легенды, на территории Благовещенской церкви, что умещается вблизи от монумента. Это пример древнерусской архитектуры двенадцатого века, который, к сожалению, до наших дней сохранился лишь фрагментами у основания. Но, всё же, реконструкторы попытались возобновить вид храма и сейчас на площади Тысячилетия Витебска есть условный монумент связанный с Александром Невским и подтверждающий глубокую древность данного поселения. Ещё одной исторической личностью связывающей историю Витебска с Киевской Русью будет княгиня Ольга, которая, по всей видимости, является учредительнице поселения, ибо вероятнее всего сама личная приняла участие в организации нового места сбора дани в очень удобном с точки зрения географии и фортификации месте: в точке, где в очень крупную реку Западную Двину впадает маленькая речушка Витьба, от которой берёт название город. Поселение было решено основать на возвышенности у места впадения двух рек. Огромным плюсом для судоходства и торговли было то, что Западная Двина впадает в Балтийское море, которое соединяется с мировым океаном, а значит, товары могли легко перемещаться из Витебска далее в Балтику и в Витебск из Византии. Естественно на огромном волу нужно было возвести крепостные стены, которые в эпоху Ольги представляли собой более частокол или деревянный забор, но уже позднее в четырнадцатом веке по распоряжение князя Литовского Ольгерда возводиться каменный замок.
Покровская церковь интересна для верующих не только как учреждение целиком религиозное, но как и общественно-политическое. С момента своего возведения храм представлял собой обитель для участников ордена святой Троицы, монахов тренитариев, она располагалась на самом краю города и добраться до неё было очень проблематично. Орден и монахи представляли в православном Витебске конфесию признающую главенство над христианами Папы. Рим же поддерживал множественные попытки распространить своё влияние на восток, к местам где традиционно жило большинство православных верующих. Лучшим способом распространить религию в 19 веке и ранее были политические изменения и наверное именно по этому орден вместе с католикозом поддержал восставших в середине века. Костусь или Константин Калиновский руководил восстанием одна тысяча восемьсот шесдесят третьего - одна тысяча восемьсот шесдесят четвертого на территории бывшего Великого княжества Литовского и в том числе в Витебске. Монахи же находящиеся тогда на территории принадлежащей в 19 веке Российской империи выступили в поддержку повстанцев, цель которых была восстановить Польшу в границах одна тысяча семьсот семьдесят второго года, то есть до первого раздела Речи Посполитой. Революционеры потерпели поражение и в качестве реакции на бунт власти Российской империи распоряжаются уменьшить влияние Запада на бывшие земли Великого княжества Литовского, делалось это по средствам передачи зданий храмов из одного лона христианства в другое, что и произошло после восстания в Витебске с Покровским храмом. Монахи были выдворены, а костёл переоборудовали в церковь. Здание сохраняло свой статус вплоть до советских времен. К революции одна тысяча девятьсот семнадцатого город разросся и изначально возведенный за городом храм оказался на площадке где вокруг велось бурное кирпичное строительство. Рядом со зданием тогда православной церкви стали выростать помпезные двухэтажные здания с высоченными потолками, где жили состоятельнейшие люди разделяющие православие. С наступлением советского периода в истории Беларуси к религии стали относиться пренебрежительно и в храме оборудовали музей атеизма проработавший там некоторое время до Великой Отечественной войны. В экспозии находились и крест Евфросинии Полоцкой и даже мощи святой. Во время же нацистской оккупации богослужение в храме продолжалось по православному образцу, а после завершения войны здание в полуразрушенном состоянии находилось до момента, когда распался Советский союз. После обретения независимости храм передан православной церкви в лоне которой функционирует по сей день.
Город Витебск является одним из самых привлекательных городо с точки зрения туризма в республике Беларусь не только по тому что находиться в удобной точке: на старинном имперском пути из Санкт Петербурга до Одессы, но и как локация связаная с Ригой и Новгородом. История города имеет так называеиые мосты во все значительнейшие локации региона. С Ригой Витебск связан живописный рекой Западной Двиной и легендами на водную тематику, поскольку легендарный скандинавский проповедник Торвальд отметился и в Витебске, а плыл он как раз из латвийской столицы. Увековечен в качестве тапонима в широкоизвестном кафе. С Санкт Петербургом и Одессой, двумя имперскими столицами, белорусский город связан через этолонного российского и важнейшего для литературы поэта Александра Сергеевича Пушкина. Литератор через город проезжал дважды, останавливаясь на местной почтовой станции с целью поменять лошадей либо переночевать. Теперь, недалеко от моста, на месте бывшей почтовой станции, умещается памятник Пушкину, там запечатлен поэт стоящий на фоне городских построек, что виднеются над монументом. Сама же западная Двина интересна туристам с точки зрения возможности прогуляться по ней на теплоходе, некотором подобии кораблика, правда с уровня водной глади почти ничего интересного разглядеть неудасться, поскольку из завораживающий объектов можно увидеть величественные успенский собор на одноименной горке.
Витебск в первую очередь это город прекрасных художников, а во вторую место с массой достопримечательностей связанных с ними. Если мы возьмём для примера усадьбу Льва Ефимовича Репина в деревне Здравнево, что умещается неподалёку от автомобильной дороги Витебск-Псков, то убедимся, что вкус у этих людей распространялся не только на создание предметов искусства но и при выборе мест, где умещалась их дача. Дом-музей посвященный творчеству художника располагается можно сказать на берегу реки Западной Двины, она же и ведёт нас в Витебск, если проплыть по ней вниз. Дак вот именно та эта река вместе с произрастающими по обе стороны русла деревьями придаёт локации связанной с Репиным некую таинственность, магичность. Также на территории усадьбы находятся масса скульптур относящих нас к тому самому периоду, когда вдоль дорожек, по этой площадке прогуливался великий мастер кисти. Некоторое количество прудов вляются ещё одним мазком в портрет усадьбы, а тина уживающаяся с упавшими в воду ветвями усиливает впечатление от места. Сама усадьба представляет собой двухэтажный дом возведенный из дерева, представляет собой некоторое подобие избы завершающейся башенновидной обзорной площадкой.