Окрестности Санкт-Петербурга: Ораниенбаум.
«Ты знаешь край, где север смотрит югом,
Роскошно свеж, улыбчиво красив,
И светлый брег зеленым полукругом
Спускается на голубой залив?»
Так писал в стихотворении, посвященном Ораниенбауму, П.А.Вяземский в 1836 году.
Ораниенбаум – летняя резиденция на берегу Финского залива в 40 км от Петербурга.
Сейчас парк и старый дворец преобразились. Были проведены большие реставрационные работы. Все стало ухоженным и нарядным.
Лето в Ораниенбауме – это парк, наполненный птичьим пением или шумом дождя. Такое уж у нас северное лето, что шум дождя периодически неизбежен. Ораниенбаум – место для тихих прогулок, размышлений и любования красотой. История затаилась здесь среди аллей. Как будто время остановилось, и старые деревья рассказывают свои сказки тем, кто способен их услышать.
Земли эти Петр I подарил своему другу и сподвижнику А.Д.Меншикову. В 1711 году начинается строительство дворца. Резиденция Светлейшего князя не должна была уступать по красоте и роскоши знаменитым европейским дворцам, которые он, Алексашка, видел во время поездок с царем. С самых низов вознесла судьба Меншикова к высотам славы и богатства. Но при юном императоре Петре II Александр Данилович был лишен всего и сослан в далекий Березов.
Императрица Елизавета Петровна подарила Ораниенбаум своему племяннику и наследнику русского престола – Великому князю Петру Федоровичу. Его супругой стала молодая принцесса София Фредерика Августа Ангальт-Цербстская, получившая в России новое имя – Екатерина Алексеевна. Начинается новая глава в истории Ораниенбаума. Появляются и новые парковые строения. Для Петра Федоровича будет построена потешная крепость Петерштадт. А Екатерина создаст здесь для себя свой, особый уголок парка, который назовут Собственная дача Екатерины. Архитектор Антонио Ринальди построит Китайский дворец и павильон Катальной горки, куда будут приезжать знатные гости императрицы.
В XIX столетии Ораниенбаум стал любимым летним домом Великой княгини Елены Павловны, а потом ее дочери Екатерины Михайловны, вышедшей замуж за герцога Мекленбург-Стрелицкого.
События 1917 года прервали мирное течение жизни в этих прекрасных садах и дворцах.
Но в годы Великой Отечественной войны Ораниенбаум, единственный из всех пригородов Ленинграда, не был оккупирован фашистскими войсками. История обороны Ораниенбаумского плацдарма – одна из отдельных страниц летописи той страшной войны. Дворцы уцелели. В 1946 году Китайский дворец уже заработал как музей.
В 2011 году – в год 300-летия Ораниенбаума, открылись первые парадные залы Большого дворца, который долгое время занимали различные сторонние организации.
Сегодня в Ораниенбауме можно посетить Большой Меншиковский дворец, Китайский дворец, дворец Петра III, Картинный дом, павильон Каменное зало. Конечно, сложно увидеть их все за один день! Но Ораниенбаум – это место, куда всегда хочется вернуться.
Музей-макет «Петровская Акватория»
Мы никогда точно не узнаем, как выглядел Петербург при Петре I. Конечно, сохранились гравюры и описания, но все-таки порой сложно представить, каким был город в самом начале его истории.
Однако, в Петербурге есть музей, где оживает город XVIII века. Называется он «Петровская Акватория», и это великолепная панорама города с Петровского времени до начала правления Екатерины II, выполненная в масштабе 1:87. Макет кажется большой игрушкой. Но здесь действительно была проделана огромная кропотливая работа. И музей получился очень необычный.
Петр строит Петербург как город порт – в центре музея настоящее водное пространство, по которому передвигаются парусники XVIII века. Оно символизирует Неву и Финский залив. А вокруг городские районы – Петропавловская крепость, Васильевский остров, Адмиралтейтво. И пригороды – Кронштадт, Ораниенбаум и Петергоф. Населяют макет многочисленные персонажи – самая маленькая фигурка 5 мм. Они все в костюмах той эпохи.
Здесь можно побывать на приеме у светлейшего князя Меншикова, увидеть, как строили корабли в Адмиралтействе, потанцевать на балу у Елизаветы Петровны в Петергофе, увидеть учения солдат в потешной крепости Петерштадт в Ораниенбауме, поприсутствовать на царской охоте, увидеть знаменитый Ледяной дом императрицы Анны Иоанновны и многое-многое другое.
На разных участках макета – разное время года. Есть интерактивные кнопки – фигурки начинают двигаться при их нажатии. Можно взять бинокль, чтобы лучше рассмотреть всех персонажей. И история Петербурга буквально оживает перед глазами.
Собор Святой Екатерины на Невском проспекте
На центральной улице Санкт-Петербурга – Невском проспекте расположены храмы разных конфессий, в их числе и католический собор Святой Екатерины. Здание выделяется своим высоким куполом и статуями на крыше. Главный фасад со стороны Невского выглядит как монументальная триумфальная арка, опирающаяся на колонны.
История церкви начинается в XVIII веке, когда императрица Анна Иоанновна подписала указ о выделении на Невской перспективе места для постройки католического собора. Автором первоначального проекта здания стал архитектор Пьетро Трезини. Но работы шли довольно долго, и продолжали строительство уже такие мастера как Жан-Батист Валлен-Деламот и Антонио Ринальди. Освящение собора состоялось уже при Екатерине II – в 1783 году. Назван он был в честь Святой Екатерины Александрийской – небесной покровительницы императрицы.
Храм Святой Екатерины связан со многими событиями жизни Санкт-Петербурга, России и Европы. В 1798 году здесь был погребен последний польский король Станислав Август Понятовский. Уже в XX столетии по просьбе польского правительства его останки были вывезены в Польшу. В соборе был похоронен и французский генерал Жан Виктор Моро. А в 1837 году здесь состоялось бракосочетание Жоржа Дантеса и Екатерины Гончаровой, сестры Н.Н.Пушкиной. В церкви Святой Екатерины отпевали в 1758 году создателя Исаакиевского собора – Огюста Монферрана.
В храме всегда звучала прекрасная музыка, здесь была также открыта школа, женская гимназия, начальная школа для девочек.
Жизнь прихода круто изменилась после революции. Многие священники были арестованы, школы закрыты, а в 1930-х годах закрыли и сам храм. Помещения чаще всего использовались как склад. В 1970-х годах в здании решили сделать концертный зал. Начался ремонт. Но случился пожар, который буквально уничтожил остатки интерьеров, и храм вновь оказался заброшен.
Лишь в 1992 году собор Святой Екатерины на Невском проспекте был возвращен верующим. Начались большие реставрационные работы. Сейчас то, что мы можем увидеть в церкви Святой Екатерины – это результат кропотливой и долгой работы реставраторов. Храм очень светлый и торжественный. Помимо служб здесь иногда проходят замечательные концерты. Ну а небольшую площадь перед церковью облюбовали петербургские художники. Здесь можно полюбоваться их работами и, конечно, при желании купить.
Мраморный дворец
Мраморный дворец – величественное здание, один из особняков, украшающих Дворцовую набережную. Но его парадный вход смотрит не на Неву, как у всех остальных дворцов на набережной, а во внутренний дворик. Почему же так получилось?
Дело в том, что следы начального этапа строительства Санкт-Петербурга остались здесь в планировке, хотя сейчас мы и не можем увидеть на этом участке ни одного здания, построенного в петровскую эпоху. Когда-то на этом месте стоял первый в нашем городе Почтовый двор. И стоял он на берегу Красного канала, который был прорыт для осушения болотистых мест и, соединяя Неву с Мойкой, проходил как раз на том месте, где сейчас разбит садик и расположен служебный корпус Мраморного дворца. Со стороны Невы канал имел гавань, куда могли заходить почтовые суда. В петровское время у Почтового двора всегда было многолюдно. Здесь можно было узнать последние новости, послушать сплетни, встретиться со знакомыми.
Надо сказать, что работа первых петербургских почтальонов была очень трудной, ведь им приходилось доставлять почту, на которой не было адресов. В этом нет ничего странного, ведь улицы нового города тогда еще не имели названий. Разносчикам почты приходилось по расспросам узнавать адресата. На втором этаже Почтового двора была устроена парадная зала. Там проходили празднества, ассамблеи. Рядом находилась и гостиница. Правда, ее постояльцы часто испытывали неудобства в то время, когда царь со своей свитой устраивал пирушки в здании Почтового двора. В 1737 году в этом районе города случился большой пожар. Почтовый двор сгорел.
Какое-то время этот участок пустовал. И вот, в 1768 году, по приказу Екатерины II здесь начали возводить великолепный дворец, который предназначался в подарок фавориту императрицы - графу Григорию Орлову, активному участнику государственного переворота, благодаря которому Екатерина и взошла на престол. Ко времени начала строительства Красный канал еще существовал, поэтому-то главный вход дворца и смотрит не на набережную, а во двор - на бывший канал. Поначалу дворец так и называли «Каменный дом у Почтовой пристани».
Строился дворец по проекту архитектора Антонио Ринальди. Он приехал в Россию из Италии будучи уже зрелым мастером, и проработал в нашей стране около тридцати лет. Мраморный дворец - один из шедевров архитектора - сохранился до наших дней практически без изменений.
Название «Мраморный» он получил потому, что в оформлении его фасадов и интерьеров было использовано тридцать два сорта мрамора, доставленного из разных районов нашей страны, а также из Финляндии, Италии, Греции. Дворец в плане представляет прямоугольник. Его фасады выходят на набережную, во двор, на Миллионную улицу и Мраморный переулок. Здание как будто вырастает из гранита набережной, ведь первый, цокольный, этаж выполнен из того же розово-серого гранита. Он переходит в светло-серые, различных оттенков стены второго и третьего этажей. Пилястры сделаны из розового мрамора, наличники окон из серого, а декоративные гирлянды между окнами - из белого уральского мрамора. Четко, но не резко, они выделяются на фоне стены. Завершают здание вазы из светлого известняка. Все вместе это создает необычайно красивую цветовую гамму. Иногда говорят, что Мраморный дворец - это дворец цвета петербургских белых ночей.
Это одно из первых сооружений нашего города, которое было полностью облицовано камнем. «Дворец сей единственный в своем роде»,- говорили о нем восхищенные современники. Мраморный дворец строился долго - около пятнадцати лет. Когда подарок был готов, на фронтоне здания по приказу Екатерины была выбита надпись «Здание благодарности».
Григорий Орлов не остался в долгу. Он ответил императрице покупкой знаменитого персидского бриллианта «Надир-шах», который вошел в историю под именем «Орлов» и стал впоследствии украшением царского скипетра. Однако, а то время пока строился дворец , отношения Екатерины и Григория Орлова практически прекратились.
И тут выяснилось, что в новом доме не запланировано конюшен, манежа и многих других служебных помещений. В них не было необходимости, пока в распоряжении фаворита были придворные службы, а теперь ему приходилось обзаводиться собственным хозяйством. Расположить службы в уже почти готовом дворце было невозможно, и для Служебного корпуса отвели участок рядом. Тогда и был засыпан Красный канал. Проект служебного корпуса разработал архитектор Петр Егоров. Он же является и создателем решетки, которая отделяет двор от набережной и соединяет оба здания. Первоначально Служебный корпус был двухэтажным, в сороковых годах XIX века его перестроили. Тогда же на его фасаде появился барельеф работы скульптора Клодта «Служение лошади человеку», что отвечало предназначению здания, так как его первый этаж был занят конюшнями.
Надо сказать, что Григорий Орлов не особо любил новый дом. После его смерти дворец несколько раз менял владельцев. У дворца даже появилось еще одно имя - Константиновский. И не случайно, ведь в числе его хозяев поочередно были три великих князя: Константин Павлович - сын Павла I, Константин Николаевич - сын Николая I, а затем и его сын - Константин Константинович.
Последний владелец Мраморного дворца - великий князь Константин Константинович Романов с юности увлекался театром, музыкой, поэзией. С 1889 года он занимал должность Президента Императорской Академии Наук. Находясь на этом посту, он многое сделал для развития отечественной науки, литературы, музейного дела. Иногда заседания Академии Наук проходили здесь, в его доме. Кроме того, Константин Константинович известен как один из поэтов Серебряного века. Он писал и печатался под псевдонимом «К.Р.» На его стихи писали музыку такие композиторы как П.И. Чайковский и А.К. Глазунов. В частности, он является автором слов известного вальса «На сопках Манчжурии».
Сам о себе Константин Константинович писал в одном из своих стихотворений:
«Я баловень судьбы… Уже с колыбели
Богатство, почести, высокий сан
К возвышенной меня манили цели.
Рождением к величью я призван…»
Константин Константинович умер в 1915 году. Может быть даже хорошо, что он не дожил до революции - его не постигла тяжелая участь многих Романовых и он не увидел гибели своих сыновей, ставших жертвами Красного Террора и убитых в 1918 году. В 1917 году безвозвратно ушла в прошлое эпоха великолепных дворцов и их владельцев.
В наши дни Мраморный дворец принадлежит Русскому музею. Сейчас здесь размещается несколько художественных экспозиций, а также проводятся очень интересные экскурсии в личные покои последнего владельца дворца - Константина Константиновича Романова.