Анюта Тайи | Публикации

Как известно, распространение ислама на территории северной Африки, в частности Марокко, относится к 7-9 векам нашей эры.Этот процесс не был простым и быстрым для коренного населения. Часть берберов, да и арабов тоже, были вынуждены уйти в пустыню, чтобы сохранить свои традиции и верования.Несмотря на все это, ислам все таки со временем распространился по всем основным торговым путям и стал основной религией этого региона.Скотоводство стало основным родом деятельности людей в окраиных районах, в предгорьях. В пустыне разводят коз, овец и верблюдов. В период засухи происходят очень крупные миграции. Кочевники жили и продолжают жить в кибитках, двигаясь вдоль русла реки. Дело в том, что под толстым слоем ила всегда есть вода. Во время дождей русло реки наполняется водой, но это происходит один раз в несколько лет.

Прогресс не обошел стороной и кочевников пустыни. Сегодня они берут с собой солнечные батареи вглубь Сахары, что позволяет с помощью мотора добывать воду в самых отдаленных районах даже в засушливый период.

Самым важным и значимым животным для кочевника является верблюд. «Корабль пустыни» для туарегов является источником жизни. Он дает молоко, шерсть,мясо, дает возможность передвигаться на огромные расстояния и перевозить с собой тяжелые грузы.

Когда летом у кочевников накапливается большое количество молока, то его просто выливают в раскаленный песок. Молоко очень быстро высыхает и превращается в шарики. Эти шарики хранятся в пластиковых бутылках.В период, когда молока мало эти шарики разводят водой и добавляют немного сахара. Получается прекрасный напиток со вкусом натурального молока.

Есть традиция также взбалтывать свежее молоко до загустения в шкуре молодой козы.

Хлеб кочевники пекут на углях, лепешку засыпают горячим пеплом, процесс занимает примерно полтора часа. Потом эту лепешку разрывают на мелкие кусочки и заливают мясным соусом с овощами. Это и является основной трапезой кочевников пустыни.

Туареги являются потомками нормандских народов и расселены по всей территории пустыни Сахары, мы встретимся с этим народом на юге Марокко. Также как и норманны, туареги обладают воинственным и выносливым характером.

Это народ группы берберов.В средние века они были заняты в трансахарской торговле. Путешествия часто длились месяцами. Начинались они как правило в октябре, когда суточная температура в пустыне Сахара существенно понижается. Огромный караван был разделен на небольшие группы, впереди каждой группы шел направляющий,-мужчина с большим опытом, совершивший свое первое путешествие с караваном еще в подростковом возрасте.Разделение на группы происходило по семейной принадлежности.

С восходом солнца груз закрепляли на спинах верблюдов, примерно около 90 килограмм. Груз включал в себя воду,вещи необходимые в путешествии, еду для людей и сухую траву для верблюдов, расчитанную на весь путь. Иногда в пустыню заносит зерна растений и если пройдет дождь, то они прорастают. Такие растения уталяют не только голод, но и жажду животных, в отличии от сухой травы.

Но встретить проросшие растения посреди пустыни огромная удача и больше похоже на чудо. Поэтому корм с собой всегда берут с расчетом на все путешествие. К концу путешествия корма становится все меньше и верблюды все больше утомляются.

Закрепление груза занимает достаточно много времени, особенно сопротивляются молодые животные. На обратном пути вес груза уже достигает 180 килограмм на каждого верблюда.

Каждый день караван находится в пути около 14 часов, проходит около 50 километров.Верблюды всегда двигаются в определенном ритме, который нельзя нарушать.Уже после захода солнца, караван проходит еще значительную часть пути. Это хорошее время, так как жара спадает.

Каравану нельзя останавливаться и замедлять ход, люди принимают пищу на ходу. В шкурах молодых коз хранится вода смешанная с дроблеными крупами и финиками. Это и есть дневной рацион кочевника.

Мусульманство распространилось по всем основным торговым путям Сахары. Это был только вопрос времени.

Первая молитва совершается с расветом, до выхода каравана в путь, последняя после остановки каравана на ночлег. Но остальные три обязательные молитвы совершались во время движения каравана. Затем молящийся просто догонял свою группу.

Ведущий группы всегда на ногах и всегда впереди. Остальные могут подняться на верблюдов и даже задремать в пути. Часто днем жара достигает пятидесяти градусов и путешествие по истине очень тяжелое как для людей, так и для животных.

На ступнях верблюдов от долгого пути образуются трещины, куда забивается песок или мелкие камни. После остановки каравана необходимо их удолить. После окончания путешествия на теле животых также образуется очень много ран, натертых грузом. Такие раны обрабатывают марганцем, разведенным с водой. Эта смесь реально способствует заживлению и даже птицы не трогают раны, обработанные марганцем.

Кроме того, что туареги прекрасно ориентируются по звездам во время пути, они сохранили до настоящего времени необыкновенную способность двигаться по внутренней карте, что особенно ценно во время песчаной бури, которая является наивысшей опасностью во время трансахарской экспедиции и несет угрозу для жизни всего каравана.

Дорога из Марракеша в ксба Айт-Бен-Хадду лежит через горный перевал Тизи-н-Тишка, расположенный в горах высокого Атласа. Высота горного перевала 2260 метров над уровнем моря. Дорога живописная и радующая глаз путешественника. В пути можно заказать берберский тажин и насладиться панорамными видами с террасы ресторана.

Ксба или ксар Айт-Бен-Хадду расположен в 29 км. от города Уарзазат. Ранее этот город был крохотной деревней и пропускным пунктом для торговцев, которые следовали из Сахары в Европу. Сегодня Уарзазат известен прежде всего своей киностудией «Атлас», которую также называют марокканским Голливудом и двумя крепостями, одной из которых и является Айт- Бен-Хадду, а вторая расположена в черте города, напротив студии «Атлас».

Айт-Бен-Хадду является самой красивой ксбой в Марокко, которая притягивает к себе путешественников и художников со всего мира. Строительство крепости относят к 11 веку, основная функция- защита караванного пути.

Крепость состоит из отдельных глиняных домов, которые в то же время образуют единый архитектурный ансамбль. Айт- Бен- Хадду расположилась на холме, в очень живописном месте, в русле высохшей реки. Ксба производит фантастическое впечатление. Все жилища выстроены из красно-коричневой глины. Это пример традиционной глинобитной марокканской архитектуры.

С 1987 года крепость является памятником всемирного наследия

автор: русскоговорящий гид Анюта Тайи

Условия использованияПолитика конфиденциальности