Александр Шестопалов | Публикации

Первый минский храм

Благодаря документальным свидетельствам мы с достаточно большой точностью, до десятилетия, можем определить самый древний, из сохранившихся, архитектурный объект Минска – это церковь св. Петра и Павла (1610-е). Но летописной истории города недавно стукнуло девять с половиной веков! Культурный пласт в центре доходит до 4,5 м. Так есть ли вероятность, прогуливаясь по столице, пощупать руками, или хотя бы взглядом, что-то древнее вышеозначенной церкви? Археологии слово.

Исторический центр города ученые активно исследовали дважды: в 40-50-х гг. и на рубеже 80-90-х гг. XX в. При этом, два раза раскапывали и закапывали снова так называемый «первый минский храм». Несмотря на то, что возведение этой православной церкви так и не было завершено, мы можем с уверенностью сказать, что это первая каменная постройка Минска. Еще определено, что строилась она приблизительно во второй половине XI в. И это все… В летописях нет никаких упоминаний ни про само строительство, ни про причины его прекращения, ни про то, в честь какого святого ее хотели назвать.

Чтобы незащищенные руины церкви не разрушала переменчивая погода, они надежно законсервированы на глубине нескольких метров, а совсем рядом, на берегу реки Свислочь, разбита клумба, повторяющая контуры фундамента храма.

Первая автомобильная авария в Минске

История эта с одной стороны курьезная, с другой – трагичная. Некоторые ее факты нам известны доподлинно, другие успели обрасти народной молвой, а потому и доверять им следует с известной долей скептицизма. Но обо всем по порядку.

Летом 1906 г. мещанин Иван Федоров получил разрешение городской управы на пассажирские перевозки. Для этих целей он предполагал использовать шестиместный автомобиль марки «Мерседес». Первый выезд этой машины в рейс, состоявшийся 20 августа, оказался и последим. Спускаясь вниз по ул. Подгорной к ул. Полицейской (ирония истории?), водитель, выражаясь современным водительским сленгом, притопил. А как результат – на крутом повороте не справился с управлением и врезался в телеграфный столб. Жители и гости столицы и сейчас могут убедиться в коварности данного перекрестка, это, соответственно вышеописанным, улицы Карла Маркса и Янки Купалы. Любопытно, что на первой из них даже сейчас лежит не асфальт, а, возможно еще с того самого времени, - каменная брусчатка, которая хорошими свойствами трения не отличается. Немаловажный факт – тормоза тогда на автомобилях действовали только на задние колеса, и ждать от них четкой эффективности не приходилось. Городская молва тут же разнесла весть, что один из пассажиров погиб. Автор статьи в других источниках встречал информацию, что пассажиры отделались ушибами разной степени тяжести. Скорее всего, дело было серьезное, потому что на частный извоз автомобилями городскими властями был наложен запрет.

По одним данным получается, что полноценный парк такси в нашей столице мог бы развиться еще до Москвы и Санкт-Петербурга; по другим – сразу за этими крупнейшими городами Российской Империи. Но история не терпит сослагательного наклонения. Можно сколько угодно рассуждать о том «что было бы, если бы», а в итоге придется мириться со свершившимися фактами. А факты таковы, что первый же блин комом отбросил зарождение службы такси в Минске на шесть лет. Казалось бы, немного, однако не стоит думать, что только в наше время техника, и сопровождающие ее услуги, движутся вперед в развитии семимильными шагами. Начало XX в. – это тоже бурный рост и развитие. К тому времени, когда минчане опять поверили в удобство пользования таксомоторами, много других городов страны уже давно, скажем так, уехали вперед.

ТОП 10 самых древних зданий Минска

Официальное, согласно первому упоминанию в летописях, тысячелетие столицы Беларуси запланировано на 2067 год. Оглянувшись вокруг, уже можно подытожить с каким наследством, касаемо зодчества, мы приближаемся к этой знаменательной дате. Ведь понятие «город» в первую очередь формируется за счет построек самого различного назначения. Что же осталось потомкам от предков за почти десять веков существования этого города? Вопрос, на самом деле, сложный и дабы ответить него, следует учесть два важных фактора: 1. на протяжении столетий основным источником строительного материала для минских зданий являлось дерево (даже каменным замком так и не обзавелись), которое хоть и технологично, но совсем недолговечно, а массовое каменное строительство относится уже к концу XIX в.; 2. крайне удачное расположение на перекрестье торговых путей восемнадцать! раз поднимало Минск из пепла страшных пожарищ, но они-то и лишали наш город архитектурных ценностей. Что ж, давайте подведем на данный момент итоги того, что сохранилось.

Стоит упомянуть, что для 10 и 9 пунктов нашего ТОПа подходит несколько зданий, поскольку все они были возведены примерно на рубеже XVIII-XIX вв., поэтому автор статьи постарался отобрать из них наиболее интересные.

№ 10

Дом свадеб или дом торжеств, ул. Раковская, 17. Шильда на здании указывает дату постройки – начало XIX в., другие источники – конец XVIII в. Первоначальное предназначение здания ясно из названия, сейчас используется под офисы различных организаций. Возведено оно было в еврейском квартале. Центральная часть выделяется встроенными в основной объем колоннами. Больше какой-либо информации о нем автору статьи найти пока не удалось.

№ 9

Здание по пер. Музыкальному, 5 известно как «дом масонов», возведено на рубеже XVIII-XIX вв. Это название дано неспроста, масонская ложа в Минске была основана в начале XIX в, доподлинно известно, что здесь представители тайного общества и заседали. Строился ли дом специально для засекреченной организации исследователи не знают, но в поддержку версии отмечается характерная в том числе для масонов форма креста, если посмотреть на постройку сверху. Этот эффект дают выступающие части посередине всех четырех стен. Ныне здесь расположен Государственный музей истории театральной и музыкальной культуры РБ.

№ 8

По адресу пл. Свободы, 15 хорошо, во всяком случае, внешне сохранился усадебный дом Пшездецких. Сама усадьба, построенная около 1795-96 гг., включала еще два флигеля, левый из которых дошел до нас в сильно перестроенном виде, а правый не сохранился вообще. Изначальная внутренняя планировка усадебного дома до нас тоже не дошла, поскольку почти сразу после постройки владелец усадьбу продал и на протяжении как XIX, так и XX вв. она «хозяина» толком не видела: первое столетие принадлежала разным частным людям, а после Октябрьской революции использовалась различными административными ведомствами. В наши дни усадебный дом занят Галереей современного искусства им. Михаила Савицкого.

№ 7

Следующим пунктом в нашем списке идет городская усадьба Ваньковичей, ул. Интернациональная, 33А. Кстати, этому же роду принадлежал когда-то еще один усадебный дом, теперь находящийся в черте города, а во время постройки располагавшийся далеко за ее пределами. Но в наш ТОП он не попал из-за даты постройки. Что интересного можно сказать про усадьбу городскую? Видимо, самое любопытное, что это единственная в десятке постройка из дерева. А еще хотя здание появилось в конце XVIII в., подвалы в нем остались от существовавшей на этом же месте постройки предыдущего столетия.

В свое время в усадьбе бывали многие деятели культуры современники и друзья художника Валентия Ваньковича, в том числе Станислав Монюшко, Винцент Дунин-Мартинкевич. Справедливо, что в наши дни здесь расположен художественный музей В. Ваньковича.

№ 6

В 1700-1710 гг. иезуиты построили в Минске монастырь, доминантой которого являлся костел Девы Марии. Именно он из всего комплекса построек и сохранился до наших дней. Строго говоря, справа от костела есть еще здание бывшей иезуитской школы, но оно утратило свою историческую ценность, когда в 60-х гг. XX в. было полностью видоизменено да еще и надстроено на два этажа. Еще на несколько лет ранее к фасаду храма пристроили другое «лицо», с которым он просуществовал до конца 80-х гг. Когда же костел вернулся к своим первоначальным функциям, были восстановлены и фасад, и две башни, и внутренний интерьер. Адрес – пл. Свободы, 9, это главный католический храм города.

№ 5 и 4

Пятерку ТОПа открывают два дома, оставшиеся от комплекса базилианского монастыря. Первый расположен на ул. Энгельса, 1. Это женский жилой корпус. Второй – пл. Свободы, 23 – мужской. Хотя здания принадлежали одному монастырю и возводились приблизительно в одно и то же время - 1650-е гг. (мужской немного старше), из нижеописанных фактов, читатель убедится, что закономерно присвоить им разные номера. При строительстве женского корпуса были использованы фундаменты и подвалы построек XV в. Вполне вероятно, что где-то за стенами в этих подвалах скрываются части подземных ходов, имевших оборонительное значение. Мужской же корпус был немного перестроен в середине XIX в., а соответственно приобрел архитектурный стиль классицизм, тогда как женский остался с чертами ренессанса и барокко. Со времени перестройки и по сей день мужской корпус несет административные функции, женский долго использовался под жилье, а теперь в нем музыкальная школа. Стоит рассказать и о самой доминанте монастырского комплекса – церкви Святого Духа. Базилиане были униатами. После запрещения униатства в Российской империи, церковь кардинально перестроили в православный храм. Он был взорван в начале 30-х гг. XX в., во время борьбы с религией. В 2009-11 гг. церковь была восстановлена на том же месте по первоначальному образцу. И вот уже несколько лет в здании проводят концерты органной музыки.

№ 3

Пьедестал лидеров начинается с выходящего фасадом на ул. Кирилла и Мефодия костела Святого Иосифа, относившегося к монастырю бернардинцев, здания которого возводились между 1644-52 гг. За несколько столетий костел несколько раз незначительно достраивался и перестраивался. Уже много лет в нем располагаются Архив научно-технической документации и Архив литературы и искусства РБ. Жилой корпус монастыря совсем недавно переделан в отель с характерным названием «Монастырский».

№ 2

Главный православный храм города Минска – собор Святого Духа, ул. Кирилла и Мефодия, 3. Этот статус он приобрел после Великой Отечественной войны, и остается с ним до сих пор. Туристы, видя здание первый раз, сомневаются в его православии и в некоторой степени правильно делают. Потому что оно строилось как католический костел при монастыре бернардинок. Возведение комплекса началось в 1633 г., что ставит его в нашем ТОПе перед вышеописанным монастырем, однако окончательно закончилось позже – к 1687 г. Есть сведения, что католикам монастырь принадлежал недолго, вскоре стал униатским. Правда, главой униатской церкви все равно был римский папа. А вот о переходе в православие известно доподлинно. Это произошло в 1860 г. У этого храма был самый маленький перерыв в основной деятельности, только в 20-30 гг. прошлого века.

№ 1

Первое место в нашем списке занимает здание с поистине удивительной судьбой. По неписанным и весьма приблизительным законам истории очень странно, что оно вообще до сих пор существует. Но в этом же и заключается главный интерес!

Петропавловская православная церковь – на данный момент самая древняя постройка Минска. Находится на ул. Раковская, 4. По разным данным она была возведена в промежутке 1610-20-е гг. и за свою долгую историю натерпелась всякого. Еще в XVII в. как оборонительное сооружение выдержала настоящую осаду католиков. Служила лазаретом армии Наполеона. Успела на многие годы поменять название – Екатерининская, или даже простонародно «Желтая» - и внешний вид, т. е. была перестроена. Пострадать от попадания снаряда (разрушившего одну из башен) в Первую Мировую войну и чудом уцелеть во Вторую. После Октябрьской Революции здесь были склады, а после Великой Отечественной войны – областной архив. Реконструкция по приведению здания в первоначальный вид началась в 70-х гг. прошлого века, а окончательно закончилась уже после возвращения верующим в конце 80-х. – начале 90-х. История сохранила нам фамилии и имена людей, пожертвовавших деньги на строительство церкви. Табличка с ними вмурована в одну из стен.

Женские монастыри Минска

Понятие «монастырь» в бытовом смысле всегда включает не только одно основное религиозное здание (их может быть и несколько), но также жилые корпуса, учебные, производственные. Таким образом, монастырь может заниматься, в том числе, самой разнообразной мирской деятельностью: учить детей, лечить больных, изготавливать различные товары народного потребления. Церквей и костелов с сугубо женскими, или мужскими служителями в Минске на протяжении истории было много, монастырей же гораздо меньше. В этом обзоре речь пойдет о женских, начиная из глубины веков.

Монастырь Бернардинок. Из всех старинных этот дошел до нас в наиболее сохранившемся виде, хотя самому ордену почитателей святого Бернарда уже давно не принадлежит. Комплекс включал в себя собор Святого Духа, строившийся в 1633-42 гг. и П-образный жилой корпус, достроенный в 1652 г. Это одни из самых древних каменных построек Минска, сохранившиеся до наших дней.

Здания за свою почти четырехвековую историю не раз перестраивались и восстанавливались после пожаров или войн, что также накладывало отпечатки переделок. Тем не менее, стиль барокко сохранился, а само здание собора безошибочно определяется на старых фото и рисунках, когда сравниваешь его с современным видом.

Из источников не совсем понятно был ли монастырь изначально католическим, или униатским. Но точно известно, что в 1852 г. его упразднили и перевели в Несвиж, а с 1860 г. прежний костел стал православным храмом, еще через 10 лет здесь открыли мужской православный монастырь, просуществовавший до 1922 г. Богослужения прервались на годы активной борьбы с религией, и возобновились во время немецкой оккупации. Интересно, что после освобождения Минска здание оставили верующим, службы продолжали проводиться. Ныне здание собора Святого Духа является Кафедральным, т.е. главным, православным храмом города.

Монастырь Бенедиктинок. В случае с этим монастырем его визуальных следов, к сожалению, не осталось вовсе. Сам комплекс был создан, также как и предыдущий, в первой половине XVII в. Костел 1633 года постройки по традиции стиля барокко имел две башни, коих лишился при перестройке в 1872 г., когда здания поменяли вероисповедание с католического на православное. Монастырь остался женским, а название получил – Спасо-Преображенский. Монахини занимались производством различной утвари, в том числе, изготовляли очень красивые стеганые одеяла из шелка.

Когда город был освобожден от немецких захватчиков от монастыря практически ничего не осталось. В 60-х гг. на его месте были построены кинотеатр «Победа» и здание Республиканской прокуратуры.

Свято-Троицкий монастырь. Информации об этом монастыре сохранилось крайне мало. Он занимал территорию, на которой сейчас располагаются здания, еще несколько лет назад принадлежавшие 2-й клинической больнице. В 1540 г. здесь была построена деревянная православная церковь, а в 1630 г. при ней основан уже униатский Свято-Троицкий женский монастырь базилианок. Деревянный костел на каменном фундаменте возведенный в начале XVIII в. уничтожил пожар в 1809 г. Через пять лет был разработан проект каменного здания костела, но его так и не построили из-за недостатка финансирования. А сохранившиеся после пожара жилой корпус и плебания (дом ксёндза) стали основой для Губернской земской больницы и лечили людей на Троицкой горе еще почти два века.

Рассказывая о базилианах, нельзя не упомянуть о еще одном монастыре смешанного типа. Дело в том, что этот монастырский комплекс имел в том числе отдельные мужской и женский корпуса при одном доминирующем храме Святого Духа. Весь ансамбль сложился в середине XVII в., конкретно женский корпус был построен в 1652 г., причем для его строительства использовались подвалы и фундаменты каменных сооружений XVI в. Это здание на протяжении своей истории не раз перестраивалось и меняло хозяев, уже в наше время его отреставрировали, вернув первоначальный вид. Сейчас это Детская музыкальная школа №10 им. Е.А. Глебова.

Монастырь Мариавиток. Мало кто сейчас задумывается, проезжая мимо Минского Суворовского училища, что когда-то это был женский униатский монастырь. На самом деле и угадать не получится – слишком кардинально все перестроено, а самые старые фотографии относятся ко времени уже после первой масштабной переделки.

В 1811 г, когда был возведен комплекс, он представлял из себя костел в стиле ампир, к которому с обеих сторон примыкали монастырские корпуса. В них размещались жилые помещения, госпиталь для сирот, стариков и нищих, и школа, где воспитанницы обучались языкам, арифметике и домоводству.

Упразднили монастырь в 1854 г., а перестроенные здания заняла православная духовная семинария. После установления советской власти здесь стали готовить военных. Сначала это были Минские пехотные курсы, позже переименованные в Школу красных командиров им. Фрунзе. До войны тут же находилась редакция и типография газеты Белорусского военного округа «Красноармейская правда».

В 1952-53 гг. здание было второй раз сильно перестроено, при этом подросло на два этажа, и с тех пор это Минское Суворовское военное училище.

Свято-Елисаветинский монастырь. На сегодня это единственный действующий монастырь Минска. Название получил в честь святой преподобномученицы великой княгини Елизаветы Федоровны. Он основан в 1999 г. и с тех пор не перестает развиваться и укрупняться. Расположен в микрорайоне Новинки, в месте, где раньше церквей не было. А сейчас здесь действует уже восемь храмов.

Главная цель монастыря – помогать духовно и социально болеющим и страждущим людям. Широко развернута благотворительная деятельность в больницах города, интернатах для детей и взрослых с особенностями психофизического развития. Но на этом спектр деятельности далеко не исчерпывается. При монастыре работают больше двадцати различных мастерских: иконописная, швейно-вышивальная, стенописно-мозаичная, свечная, несколько столярных, слесарно-механическая и другие. Открыты гостиница и трапезная для паломников, несколько монастырских лавок, в которых можно приобрести не только религиозную утварь, но также одежду, продукты питания, в том числе, и местного производства. Монастырь ведет духовно-просветительскую деятельность, имеет свое издательство.

Рекордсмен уже у финиша

Хорошо это, или плохо, когда утрачивается рекорд? Чаще, конечно, плохо. Но, в каждом конкретном случае, прежде чем делать выводы, следует учитывать обстоятельства, в основу которых ложатся факты.

Факты исторические

В 1825 г. Минск получил здание, которое на протяжении всего своего существования довольно ярко выделяется на фоне его окружения. Действительно, нынешнее СИЗО №1, при возведении «Острог городской», а в народе в разное время «Пищаловский замок» или «Володарка», сложно было не заметить в начале карьеры, когда построили его на краю города, среди деревянных одноэтажных домов. Выделяется «замок» и в наше время, несмотря на довольно высокую стену, мешающую охватить здание взором целиком. Но оно все равно видно со всех сторон вокруг, потому что постройка расположена на природной возвышенности.

Факту, прежде всего своего существования, а во вторую очередь первому народному названию, «Пищаловский замок» обязан Рудольфу Пищалло. Именно этот чиновник, говоря современным языком, выиграл тендер на постройку для города нового здания тюрьмы, просто предложив самую маленькую сумму затрат. И это не замедлило аукнуться. Расхожее выражение о том, что предки «строили на века», поддерживается обычно внешним видом и не учитывает элементарное казнокрадство, существовавшее всегда и сказывающееся на качестве. Да, внешний вид у достопримечательности и сейчас почти целый, несмотря на развалившуюся в 2008 г. одну из башен.

Да, Пищалло закончил строительство даже с опережением отпущенных сроков почти на полгода. Но уже через год встал вопрос первого ремонта, а в сумме за первые сорок лет со дня возведения, тюрьма вытянула на ремонты около половины своей изначальной стоимости. А Рудольф Пищалло прожил долгую (1789-1866), правда, не сильно богатую жизнь, дослужившись к концу карьеры до действительного статского советника (аналог генерал-майора по табели о рангах). Похоронен он там же, где и родился - в деревне Городище, которая находится в нескольких километрах от юго-западной границы Минска. Точное расположение могилы неизвестно, вероятно она не сохранилась.

«Пищаловский замок» был не только местом отбывания наказания. До Революции там действовали церковь, больница, аптека, мастерские, школа. В последней, дабы по возможности выпускать исправившихся и полезных людей обратно в общество, арестантов учили грамоте. Но не только их, за партами сидели и охранники.

Стены городского острога повидали не только злостных преступников, но и множество политических заключенных, деятелей культуры. Сидели тут участники восстаний 1830-31 и 1863-64 гг., революционных событий 1905-07 гг. В разное время здесь побывали Винцент Дунин-Мартинкевич, Карусь Каганец, Алесь Гарун, революционер-террорист Иван Пулихов, и даже Юзеф Пилсудский; дольше всех из них провел время в заточении Якуб Колас (1908-1911 гг.). Тюрьма работала и при немецких захватчиках.

Факты легендарные

Было бы странно, если бы за почти два века своей деятельности «Пищаловский замок» не оброс целым набором легенд.

Начнем с того, что тюрьма изначально и строилась как тюрьма. Информация о том, что Рудольф Пищалло сначала строил себе личную городскую резиденцию – не более чем домысел. Среднему чиновнику со средними доходами такую громадину было просто не потянуть. К тому же Пищалло был вполне себе еще и средним помещиком, владел усадебным домом недалеко от Минска и землей в других частях страны, но магнатом его назвать было никак нельзя.

Из различных справочных источников советского периода уже в наше время перекочевал миф о том, что Пищалло был архитектором здания тюрьмы, или что он являлся богатым купцом, опять же с припиской, дескать, строил изначально для себя. Все это тоже неправдивые наслоения позднейших времен. Хотя стоит упомянуть и то, что имя архитектора нам доподлинно неизвестно. Часто указывается, что им мог быть Казимир Хршчанович, но эта информация не подтверждается прямыми фактами в виде документов.

Очень хотелось бы, но «Володарка» - не оригинальный архитектурный проект, а просто типовой. В таком стиле тюрьмы строились в то время по всей Российской империи. Похожие здания возводились в Нижнем Новгороде, Астрахани, Харькове и других городах.

Ну и самая приключенческая легенда – это конечно тема побегов. Говорят, что эта тюрьма одна из самых надежных в мире, что за все время было только две попытки побега, и только одна из них увенчалась успехом. Приписывается успех не кому-нибудь, а самому Феликсу Эдмундовичу Дзержинскому. Ни одной биографией Дзержинского это не подтверждается. Более того Дзержинский в «Пищаловском замке» скорее всего даже не сидел, а мог побывать только как пересыльный в Сибирь. На самом деле попыток побега из «Володарки» было очень много, а счет удачных идет на десятки. Способы были самые различные, хоть в любой детективный фильм вставляй: подкопы, переодевания, спуски с крыши на веревках из простыней, выламывание дверей и открывание их отмычками, подкуп охраны. В 1860 г. один арестант умудрился в добровольном порядке сбежать вместе с охранником. А еще ранее, в 1831 г., около тридцати арестантов даже захватили у блюстителей оружие и попробовали пробиться на волю, но тюремщики тогда победили. Случай из боевика произошел на рубеже развала СССР – конвоиры не знали, что их подопечный владеет карате, расслабились и очень зря, потому что им было больно до потери сознания, а сбежавшего потом еще два месяца пришлось искать, чтобы водворить обратно.

Факты практические

Главный вопрос в том, что СИЗО №1 выделяется не только интересной архитектурой. Гораздо важнее само присутствие подобного заведения в центре города. Вопрос о переносе тюрьмы поднимался с 1999 г. Новое здание уже строится в Колядичах, его планируется закончить к 2020 г. Поэтому уже сейчас разрабатываются проекты на предмет что же сделать из «Пищаловского замка». Совсем недавно, в ноябре 2017 г., в Минске прошел архитектурный хакатон, на котором его участниками было представлено несколько смелых интересных идей. Предлагались варианты по реконструкции и модернизации с последующим созданием IT-акселератора, бизнес-инкубатора, конференц-залов, открытых пространств, обзорной площадки в виде стеклянной надстройки и другие. В любом из проектов креативные команды не забыли о точках питания, как кафе, или ресторан. И во всех вариантах фигурирует музей соответствующей зданию тематики. Очень скоро будет принято окончательное решение.

Фактический вывод

А при чем ту рекорд?

Дело в том, что СИЗО №1 до настоящего времени остается самой старой постройкой в городе из тех, которые на протяжении всей своей истории ни разу не меняли предназначения и не имели длительных перерывов в работе. Причем, идет оно с довольно большим отрывом от остальных. Второе место еще недавно занимало здание Добровольного пожарного общества (1885 г.), но, хотя оно и осталось в ведомстве МЧС, пожарные расчеты из его ворот выезжать уже не будут. Если все пойдет по плану, то тюрьма съедет, не дотянув совсем немного до двухсотлетия, а звание рекордсмена перейдет к некоторым корпусам пивоваренного завода «Алiварыя», но отсчет пойдет не от 1825 г., а с 1890-х гг.

Город как киногерой

Со времен братьев Люмьер столица Беларуси засветилась в кино более трех десятков раз. Самые интересные моменты данной кино-эпопеи в обзоре WhetheMinsk.

Историю города невозможно познать только по художественным фильмам. Разумеется, нужны научные книги и видео-документалистика. Художественный же фильм всегда из разряда «о людях»; но город, разнопланово засветившись в кино, может получить очень любопытную роль второго плана. По прошествии нескольких десятилетий эта роль станет, пусть и небольшими, но ценными кусочками информации для последующих поколений историков. А в недалекой временной перспективе искушенный зритель, знающий город, в котором кино снималось, может ощутить некую гордость за место, где он живет, или посмеяться над киноляпами, невидными и непонятными большинству других зрителей.

Во-первых.

В 1927 г. на экраны вышел фильм «Кастусь Калиновский». Минск в ленте появляется эпизодически, играя при этом роль Вильно, где Калиновского казнили. Присутствуют кадры, на которых вдалеке виднеется Площадь Свободы (Соборная), части башен и стен СИЗО №1 (Пищаловский замок), а также, вероятно, улицы довоенного Минска, города, которого уже нет. Правда, все это ближе к концу фильма. Вообще же съемки по нынешним меркам короткометражки (всего 39 мин.) отличаются очень высоким художественным уровнем и масштабом. Большое внимание уделено костюмам от главных героев до простых крестьян и солдат, присутствует несколько массовых батальных сцен, много исторических зданий, кроме Минска. И очень важно вот что: эпоха немого кино отличалась полной ограниченностью подачи информации посредством звука, поэтому актеры должны были усиливать эффект яркой мимикой, а гримеры им в этом активно помогать. Все это есть в «Кастусе Калиновском».

Для души.

К 1965 г. Минск уже давно успел залечить раны войны и получить молодое поколение, ужасов этой войны не видевшее. В этом году появилась мелодрама «Любимая» и в этом художественном фильме город в прямом смысле слова предстал в полной красе. Кино было, конечно, о людях, о их работе, планах, мечтах, непростых взаимоотношениях. Всходили на звездный олимп будущие народные артисты Виталий Соломин, Александра Назарова, Нонна Мордюкова. Город здесь для антуража, зато как красиво получилось! Аэросъемке может и сейчас позавидовать любой владелец крутого дрона. Солнечные ванны на крыше цирка с видом на телевышку. Футбольный матч на стадионе Динамо. Молодые микрорайоны с новехонькими «хрущёвками». Минск дневной и ночной. Чего в этом фильме только нет! Даже историки найдут для себя полезный материал, в виде дореволюционных зданий, снесенных в те же 60-е.

Чужие роли и компьютерная графика.

Чаще всего появление Минска в художественных фильмах зашифровано под другими именами. Так особняк Литературно-мемориального музея Якуба Коласа в фильме «Вольф Мессинг: видевший сквозь время» (2009) показан как богатый дом начала XX в., но с пропиской в Варшаве. Это же здание в картине «Снайпер. Оружие возмездия» (2009) находится уже в Восточной Пруссии. Троицкое предместье не раз выступало в виде немецкого, австрийского, чешского города. В сериале «Зал ожидания» (1997) Минск понизили до некоего городишки Зареченска. Зато в «Шпионе» (2012) и «Легенде №17» (2013) наоборот повысили до Москвы и Монреаля соответственно.

С чем это связано? Во времена СССР такого вопроса даже не возникало – снимали там, где находили лучший, соответствующий сцене антураж. Ныне затраты на съемку играют свою важнейшую роль, а в Минске снимать намного дешевле, чем в Москве, или Санкт-Петербурге. Не говоря уже о том, что центральные улицы столицы Беларуси в гораздо меньшей степени страдают от обилия наружной рекламы, заторов и пробок. Соответственно меньше нужно приспосабливать сцены съемки, или потом вырезать ненужное. В том числе поэтому сериал «Каменская» вообще целиком снят в Минске.

Тем не менее, не все виды города могут вписаться в контекст фильма полностью. Поэтому в уже упоминавшемся «Шпионе» возле здания КГБ стоит памятник не Дзержинскому, а Пушкину; на компьютере также перерисована улица Октябрьская в фильме «Стиляги» (2008).

Страшно, или смешно?

Еще о двух картинах также можно было бы рассказать в предыдущей части статьи, но они стоят несколько особняком по другой причине. Несмотря на довольно низкую художественную ценность, минчанин при их просмотре, скорее всего, не раз улыбнется, определяя хорошо знакомые улицы и без труда отмечая явные киноляпы.

Штатовского зрителя, может быть и можно было бы обмануть, назначив Минск в фильме «Лима: Нарушая молчание» (1998) столицей южно-американского государства Перу – Лимой. Нашего любителя боевиков – нет. Потому что во время погони по центру города (с отнюдь не южно-американской архитектурой) номерные знаки Лимы есть только на удирающем мотоцикле и преследующем его полицейском автомобиле. Постоянно мелькают вывески и табло на русском языке. И уж совсем смешно смотрятся пластмассовые пальмы возле СИЗО №1, которые потом еще перекочевали для съемок эпизодов здания посольства, захваченного террористами. На самом деле «посольство» - дворец в Прилуках под Минском.

Мало кто из любителей кино-эпопеи «Обитель зла» знает, что в 2012 г. в Минске снимался фильм в стиле «хорор», про оживших мертвецов. Называется он «Метелица. Зима мертвецов». Загримированная под зомби массовка бродила по разным местам исторического центра, микрорайону «Осмоловка», а в кульминации фильма – по ТЭЦ-4. Попадаются кадры, где издалека за этой массовкой наблюдают любопытные минчане, номерные знаки с семеркой и названия улиц на белорусском языке, хотя город позиционируется как Смоленск. В широкий прокат фильм так и не вышел, хотя вытянул из своих создателей миллион долларов.

автор: русский гид Александр Шестопалов

Условия использованияПолитика конфиденциальности