ЗЕТСКИЙ АФОН. МОНАСТЫРИ СКАДАРСКОГО ОЗЕРА
Скадарское озеро является самым большим озером на Балканах. Озеро располагается на территории Черногории и Албании. Его длина составляет 44 км, а ширина 14 км. Площадь водной поверхности озера составляет около 340 - 390 км, но может увеличиваться до 530 км в период зимне-весеннего половодья. 2/3 озера принадлежит Черногории, остальная часть принадлежит Албании.
Озеро является самым большим заповедником птиц в Черногории. Чистая вода и сохранившаяся окружающая среда позволили развиться богатейшей эко-системе. Здесь в течение года гнездится около 270 видов птиц. Это последнее пристанище вымирающего вида Далматинского кудрявого пеликана. Берега в основном заболочены, покрыты широким поясом камыша, а водная поверхность ковром водных растений, белых кувшинок, желтых кубышек. Особенно интересным является растение, которое называется касоронь (водяной орех). Его особенностью является то, что он даёт плоды только, если на него упадут капли летнего дождя, хотя корни его находятся в воде. Озеро богато рыбой. Здесь встречаются: уклейка, карп, зеркальный карп, подуст, хариус, караси, угорь, толстолобик, белый амур, форель (в впадающих реках) и другие. Всего более 40 видов!
В 1983 году провозглашено национальным парком, и представляет собой естественную и неповторимую красоту.
В Средние века Скадарское озеро называли Зетской Святой горой, или Зетским Афоном. Имя такое появилось не случайно: в те времена на озёрных островах и берегах было построено большое число церквей и монастырей, которые обогащали духовную жизнь Зетского государства. Особый всплеск монашеской активности на Скадарском озере приходится на конец XIV в., когда в эти края прибыли монахи со Святой Афонской горы, бежавшие от османских завоеваний после битвы 1372 г. на реке Марице. Монастыри Скадарского озера играли значительную роль в духовной жизни не только этого региона, но и всех Балкан.
И в наши дни, когда монастыри Скадарского озера переживают своё новое рождение, они являются уникальным достоянием Черногории. Приглашаем!
Внимание! Поскольку большая часть монастырей расположена на островах добраться к ним можно только по воде.
Никольский монастырь Орахово Монастырь Орахово находится, на небольшом возвышении над Ораховачким полем, под горой Беласица (не путать с горным массивом). Оттуда простирается красивый вид на Скадарское озеро. От Вирпазара он удалён не более чем на два километра. Доехать к нему можно, свернув с магистрали Подгорица - Петровац в сторону села Орахово, а далее от села по новой дороге до монастыря. Монастырь Орахово посвящен Перенесению мощей святителя Николая и является одним из старейших духовных светочей Старой Зеты. По приданию монастырь возник на угодьях, принадлежащих Стефану Немане – святому Симеону Мироточивому. Самая старая церковь монастыря датируется Х или XI вв. Посвящена она святому Иоанну Крестителю. В народе её называют «Болянова церковь», «Болянова» по имени Ивана Боляна, местного феодала, который был её ктитором. Неизвестно точно, была ли эта церковь изначально монастырской, или приходской. Из письменных источников мы узнаём, что в первой половине XIII в. святой Савва Сербский благословил утверждение монастыря в Орахово, сделав его метохом (подворьем) монастыря Вранина. В 1233 г., рядом со старой Боляновой церковью ученик святого Саввы, Зетский епископ Илларион построил еще один храм, посвящённый Перенесению мощей Святителя Николая. Об этом сообщают рукописи монастыря Вранина. Во время турецкой оккупации, монастырь продолжал жить, хотя и в довольно сложных условиях. Вероятно, в конце XVI в. турки разрушили монастырь. Его реконструкция была проведена в середине XVII в. Как сообщает надпись под фреской Успения Богородицы он был расписан фресками в 1663 году, во время митрополита Руфима Болевича и игумена Василия Негуша. Монастырь Орахово в течение долгого времени был одним из центров сопротивления турецким захватчикам. Здесь в начале XVIII века собор местных народных предводителей принял знаменитое решение об изгнании потурченцев из Црмничской нахии. До середины XIX в. монастырь владел большими земельными угодьями в Ораховачком поле. Но из-за негативных последствий разграничения Черногории и Австрии во время правления Петра II Петровича-Негоша, черногорский владыка подарил большую часть монастырских земель семьям, которые от этого пострадали. После этого жизнь в монастыре начинает угасать. Храм Святого Николая служил в качестве приходского, а в былом монастырском дворе разместилось кладбище. Но люди этого края постоянно помнили и сохраняли завет Негоша, чтобы в день славы монастыря, Перенесения мощей святого Николая (22 мая), помогать этой святыне. По благословению митрополита Амфилохия, в 2002 г., через 120 лет угасания жизни монастыря в Орахово, началось его восстановление. Работы по восстановлению походили при помощи Митрополии, пожертвованиями и рвением местных жителей, а также с помощью Министерства религий Республики Черногории и Муниципалитета Бара и отдельных лиц, как из Черногории и Сербии, так и из за рубежа. Тогда был пробит путь к монастырю, длиной около одного километра, а затем начался ремонт церкви Святого Николая и келейного корпуса. Поскольку монастырь сильно пострадал во время землетрясения в 1979 г. работы были достаточно объёмными и требовали больших средств. Ответственным по работам над восстановлением был иеродьякон Петр (Драгойлович), тогдашний собрат Цетиньского монастыря, а в последствии игумен монастыря Вранина. С 2007 г. настоятелем монастыря становится о. Косьма (Кецоевич). Тогда были закончены работы над келейным корпусом, проведены работы по реконструкции старой, Боляновой церкви. Доступ к монастырскому храму, и почти весь монастырский двор были вымощены каменными плитами. Монастырский комплекс Орахово составляют из две церкви из разного периода, а также келейный корпус. Церковь Святого Иоанна Крестителя или «Болянова церковь». Старый храм, небольших размеров, однонефный в основе. В некоторых исторических исследованиях можно найти также упоминания связывающие более старую церковь с княгиней Еленой Балшич, относя её создание к XV веку. К тому времени, когда Елена строит монастырь Дони Брчели. Оба этих монастыря и Брчели, и Орахово упоминаются как подворья монастыря Вранины. Надвратная перемычка ораховской церкви указывает на сходство с церковью Благовещания Богородицы в монастыре Бешка, также построенном Еленой Балшич. С другой стороны, некоторая архаичность и типология конструкции свода, в сочетании с грубой строительной техникой, ассоциирую с более старой романской техникой. Это может указывать что, возможно создание этой церкви восходит к X в., как об этом и говорит народное предание. Так, что вероятно Елена обновила старую церковь в Орахово, тем самым став её ктитором. Более молодая церковь Святого Николая однонефная в основе, с полукруглой апсидой, со стройной и негабаритной фронтонной колокольней на три колокола. Его длина составляет 8 м, а ширина 5 м. Построена из правильно сложенного тесаного камня. При строительстве колокольни использовали чередующиеся по цвету ряды камня. Над входом имеется табличка, сообщающая, что звонница возведена в 1909 г. на добровольные пожертвования. Основании звонницы украшает декоративная розетка. На боковых стенах и апсиде устроены арочные окна. Церковь перекрыта полуциркульным сводом, укрепленным поперечными арками. На боковых стенах, между двумя парами пилястр, устроены прислоненные арки. Интерьер церкви Святого Николая расписан фресками. План росписи умело приспособлен к размерам храма и его архитектурные особенности. Живопись значительно повреждены, особенно утерян колорит. Над входом имеется трудно читаемая надпись о расписывании храма. Но в церкви есть копия надписи. Когда в 1909 году проводился ремонт церкви для изготовления нового иконостаса был приглашён иконописец Василий Джиновски и его сын Миливой. Тогда Василием была тщательно скопирована запись о росписи церкви. Надписи говорит, что «... храм святого отца и чудотворца Христова святого Николая» был раписан во время митрополита Цетиньского кир Руфима, при участии ... монаха и игумена Василия Негуша с братьями и ктиторами", в 1663 г. Эта надписьс датировкой свидетельство того, что в то время монастырь был в активной функции. Таже группа мастеров расписывала церковь Св. Афанасия в соседнем селе Сотоничи. Их художественный уровень характеризует хорошее богословское образование и солидное знание мастерства. Иконостас изготовленный Джиновскими хорошо сохранился до нашего времени. Здание монашеских келий выполнено из камня и судя по технике строительства восходит ко времени создания церкви Св. Николая. От старого сооружения сохранилась его нижний уровень с красивым сводчатый помещением и этаж. Остатки старого здания были консервированы в 1985 г., когда проводились ремонтные работы над архитектурой Никольской церкви после землетрясения 1979 г. После 2004 г. в границах старого здания была построен часть для размещения монастырского братства. В монастыре Орахово хранится коллекция золотых и серебряных распятий из XV-XIX вв. и красивый мощевик с частицей мощей св. Иоанна Крестителя
Котор. Церковь святого Луки
Церковь во имя святого апостола и евангелиста Луки - одна из старейших церквей города. Ее построили в 1195 году которские благотворители Мауро Казафаранго и его супруга Буона (Добрана), об том повествует на латыни каменная плита, сохранившаяся на стене с правой стороны бифоры над главным входом: «Во имя Христово, лета от воплощения Господа нашего Иисуса Христа 1195, 13 индикта, я Мавро, сын Андрия Казафранго, вместе с Буоной, дочерью приора Василия, воздвигли эту церковь во славу Божью и св. Луки апостола и евангелиста, за спасение душ наших и всех верных христиан. Во время государя Немани великого жупана и сына его Вукана короля Диоклии, Далмации, Травунии, Топлицы и Косны. Все кто это прочитает, удостойте нас своей молитвой, да будет нам Христос жизнью вечной. Аминь». Церковь построена в простом стиле, характерном для однонефных купольных храмов распространенных на территории южной Италии, где присутствовало сильное влияние византийской церковной архитектуры. Преломленные готические своды в церкви появляются в 1368 году, когда она подверглась реконструкции. С 1420 года храм стал католическим. В период Кандийской войны, которую вела Венеция с турками в середине XVII века, венецианская знать разрешила переселиться в Котор православным семьям из Грбальской долины, которая находилась под угрозой захвата турками. В 1689 году церковь святого Луки была отдана под нужды православных, но с условием сохранения бокового алтаря с южной стороны и права раз в год служить на нем службу по латинскому обряду. С XVIII века храм опять стал православным, однако вплоть до начала XIX века там находился католический алтарь, который убрали французы во время оккупации в 1810 году. В 1747 году к храму с северной стороны пристроен придел посвященный святому Спиридону Тримифунтскому и воздвигнута фронтонная колокольня на три колокола. Пол храма полностью выложен пронумерованными могильными плитами, так как, примеру, когда город был в осадном положении в церкви осуществлялись захоронения. Отдельно была устроена гробница для погребения священников, он единственная на которой имеется надпись. Ранее весь интерьер церкви был расписан фресками. До наших дней дошел один небольшой фрагмент фресок XII века, он находится с правой стороны от входа, на нем изображен святой папа Сильвестр Римский, крестивший святого царя Константина Великого. По сторонам от святого Сильвестра изображены две мученицы святая Екатерина и святая Варвара. Иконостас церкви святого Луки составляют ценные иконы известной Бококоторской иконописной школы Димитриевича-Рафаиловича, написанные в период XVII-XVIII веков. Уникальный иконостас в приделе святого Спиридона расписывал в итало-критском стиле неизвестный греческий мастер в XVIII веке. Серебреные оклады на некоторые иконы для этого иконостаса, работы местных мастеров, можно увидеть рядом на стене. Уникальным иконостас делают царские врата с изображением Христа Спасителя в образе Великого Архиерея и икона, изображающая вертикально стоящую раку с мощами святого Спиридона. Несмотря на сильные землетрясения, сотрясавшие в прошлом Котор, они почти не касались церкви святого Луки, но время от времени в ее облик привносили некоторые изменения. В 1985 году, во время специализированной реконструкции ей был возвращен подлинный вид из XII века, не стали менять только звонницу, пристроенную в нынешнем ее виде в XVIII веке. В церкви хранятся частицы святых мощей Апостола Луки и Пяточисленных мучеников: Авксентия, Евгения, Евстафия, Мардария и Ореста, а также святой Варвары.
Монастырь Пречистая Краинская
Монастырь Успения Пресвятой Богородицы был построен, как предполагают, в Х-XI вв. К нашему времени, к сожалению, дошли только руины этого некогда славного комплекса. Он расположен недалеко от поселка Острос в Краине, в юго-западной, крайней части побережья Скадарского озера. Это – старейший монастырь приозёрья. Его основателями, как считают, были Дуклянский правитель Йован-Владимир и его супруга Косара, дочь македонского царя Самуила. В «Хрониках священника Дукли» упоминается, что отец Йована-Владимира, князь Петрислав (Петр) был похоронен здесь в Х в. В это летописи, также достаточно подробно описывается жизнь Йована-Владимира, его борьба за свободу Дукли, любовь и женитьба на Косаре, дочери Самуила, вероломное предательство и мученическая кончина в Македонии, а также посмертные чудеса. После кончины супруга в 1051 г. Косара переносит его тело из Преспы в построенную ею церковь Святой Марии в Пречистой Краинской. Здесь, же она принимает монашеский постриг под именем монахини Теодоры и проводит остаток своей жизни. По некоторым данным севернее от Пречистой Краинской располагался двор князя Йована-Владимира – «Кралич», в селв Коштаница. Там же, находится древний колодец, который до сих пор называют «Косарин».
Благодаря связям с Охридом монастырь сыграл свою роль в деле распространения славянской письменности. Некоторые исследователи преполагают, что знаменитый памятник глаголического письма «Мариинское Евангелие» было написано здесь.
Зетский князь Балша III упоминает Пречистую Краинскую в 1417 г. в одной из своих грамот. В ней отмечено, что он дарит монастырю несколько соляных, а также в ней упоминается «митрополит зетский Арсений со всем сбором и клиром Пречистой Краинской». Из этого видно, что уже в то время монастырь часто бывал соборным местом Зетской Митрополии. После ряда событий конца XIV и первой половины XV вв: междоусобиц, разрушения монастыря Михольская Превлака около Тивата, передачи Будвы венецианцам, престол зетских митрополитов был перенесен в Краину. Так, в 1455 г., в договоре между Вененцианской республикой и господарями Зеты, составленном в монастыре Враньина, было отмечено: «митрополит из Краины называется митрополитом из Зеты и поставляет наших священников».
Монастырь был разрушен турками в начале XVII в. Во время похода скадарского визиря Сулейман-паши Бушатли на Черногорию. В руинах монастырь пребывает и в наши дни. В 1980-х годах проводились систематические раскопки и исследования монастырского комплекса. Из обширных стен комплекса некоторые видимые останки сохранились только в северной части. Церковь, посвященная Успению Богородицы, имеет основу в виде триконхоса. Исследованиями установленно, что храм строился в несколько этапов. Церковь имела длину 16,5, ширину 4,5, а в конхах – 8 метров. Материалом для строительства служил тесанный камень. Её стены были укреплены мощными контрфорсами. Пилястры, присторенные позже, были установленны парами с каждой стороны боковых апсид, на них находились арки, на которые опирался купол.
К храму был пристроен притвор, вблизи которого находилось прямоугольное жилое здание. Западной стеной здание опиралось на высокую башню-звонницу, которая более-менее сохрнаилась. Помещение могло служить, как для проживания, так и как трапезная. Более-менее сохранившаяся башня имела пять этажей с деревянными межэтажными перекрытиями. На четвертом этаже располагалась небольшая часовня с апсидой выступющей из стен башни. Сегодня башня частично восстановлена. Рядом с башней на южной стороне, был расположен фортификационный объект. К продольным стенам с южной стороны притвора были пристроены хозяйственные помещения, а с северной деревянный портик. Остатки этих стен находятся рядом с остатками здания церкви.
Во время исследовательских работ были найдены некоторые предметы из периода XI – XV вв., бронзовые украшения, распятие, печать, остатки крамических изделий. Они сейчас являются экспонатами Краеведческого музея г. Бар. Трудами и заботами верующих пространство вокруг остатков монастыря было расчищенно. Несколько раз в году здесь служится литургия и проходят народные собрания.
автор: русский гид Вадим Автандилов