В 8 километрах от горняков Чиатура находится один из удивительных монастырей «Столп Кацхи». Это 40 метровая известняковая скала на вершине которого сам монастырь, Церковь Св. Максима Исповедника, склеп, винный погреб и наружная крепостная стена. Сам столп результат тектонических сдвигов нескольких тысячелетий назад. Существует много легенд о происхождении каменной колоны. Согласно одной из них, в этих краях задумал Господь создать новый Эдемский сад. Созвал он ангелов и распределил меж них работы. Одним он поручил разведение цветов, другим поручил разбить фруктовые сады, а третьим разведение животных поручил. Был великолепен этот сад, один камень возвышался там, под ним поселился змей. Посмотрел с небес на свое творение Господь и увидел в саду огромного пестрого змея. Разгневался он и залил гнездо змея горячей лавой, прямо воздухе застыла кипящая масса и взвился столп, в знак того что на земле нет места искушению и вероломству. Позже луди превратили эту скалу в место поклонения. Дохристианский период на нем находилась языческое капище, а после принятия Грузией христианства в период между 6-8 веками, была построена Церковь Св. Максима Исповедника. После нашествия турок в 16 веке монастырь пришел в упадок. Последний раз он упоминается в рукописи 18 века грузинского принца Вахушти Багратиони. Вновь о нем заговорили в 20 веке, в 1944 году альпинисты и ученые поднялись на столп и обследовали его в первые. В 1977 году здесь опять подвязались монахи у подножья скалы. Уже в 1999 году была проведена археологическая экспедиция, которая обнаружила остатки церквей разного периода времени и останки некоего монаха. В 2006 году была сделана металлическая лестница на самый верх скалы, а с 2007 по 2009 годы на вершине были восстановлены все строения. Сегодня можно увидеть этот сплав природы и неустанного труда человека.
Одно из популярных туристических мест Грузии «Пещера Прометея» или Кумистави. Он находится недалеко от бальнеологического курорта Цхалтубо, в 40 километрах от города Кутаиси. В 1983 году была обнаружена огромная пещера, ее общая длина более 20 км, ее обследуют до сих пор. Одиннадцать лет назад пещеру стали обустраивать для посещения. Сегодня это 1420 метров пешеходной дорожки и 6 залов. В пещере есть два выхода: один заканчивается рекой, на которой можно ходить на лодке, второй выход - пешеходный и из пещерного зала. Пещера, образовавшаяся в известняке, отличается самыми красивыми формами, где вы можете увидеть сталактиты, сталагмиты, сталагмиты, шлемы, туманные водопады и всякие каменные плиты. Все это мы видите в прекрасной подсветке разных цветов и под классическую музыку. А теперь, почему пещера Прометея. Начнем с начала, наверное, правильнее было бы назвать ее пещера Амирана. Дело в том, что в Грузии есть легенда очень похожая на легенду про Прометея, только его зовут в ней Амиран. Первая часть почти идентична с греческой, а конец легенды, где описывается как наказали боги героя, очень отличается. В отличии от Прометея Амирана боги приковали не на горе, а в пещере. В место орла, который клюет печень у Прометея, у нас есть собака, которая является другом Амирана и пытается помочь ему. Она лижет цепи чем пытается истончить ее, чтобы Амиран смог высвободится, но каждый год боги присылают кузница который обновляет оковы. Раз в семь лет пещера открывается и люди могут видеть, как мучается ради них Амиран. Приезжайте, если повезет, и вы приедете на седьмой год и увидите открытие пещеры.
Гостеприимство – одна из уникальных черт грузинского народа
Грузинское гостеприимство сделало неравнодушным к Грузии многих иностранцев, посетивших нашу страну. Но мало кто знает, что скрывается за этим феноменом. Традиция гостеприимства уходит в глубь веков и досталась нам от наших далеких предков. Начнем с того, что гость для каждого грузина, это посланник господа и поэтому хозяин постарается встретить его подобающе. В любом уголке Грузии гость лицо неприкосновенное. Закон гостеприимства так укоренился в населении, что он распространялся даже на кровного врага с миром переступившего порог дома. В старые времена в каждой семье было выделено специальное место для приема гостя. На пример, в Аджарии в каждом дворе была отдельная пристройка, в которой всегда была застлана постель и каждый день ставились еда и питье, на случай нежданного посетителя. А в некоторых селениях западной Грузии, родственники невесты специально засылали незнакомых людей в дом будущего зятя, для проверки насколько они гостеприимны. Эти традиции существуют и по ныне. Большинство домов в восточной Грузии двухэтажные, но сами хозяева ютятся в небольших комнатах на первом этаже. Второй этаж, в котором стоит наилучшая мебель, обычна закрыта в ожидании гостя. В западной Грузии, в особенности в Менгрелии, во дворах два дома, маленький для хозяев и по больше для гостей. Устные придания передают нам интересный рассказ о том, как в гости к человеку пришел друг, которого он давно не видел. Хозяин попросил жену накрыть стол, а когда все было готово, и они сели за стол, он разозлился на нее. Жена почему стол накрыт только на двоих, вдруг кто придет, ты потом будешь носить стаканы и тарелки? Хочу заметить, что прием гостя никак не связан с богатством семьи. Ценность гостеприимства не зависит от количества блюд и разнообразия на столе, а всецело зависит от души, с которой это делает хозяин. Чаще всего на столе может быть хлеб и сыр, вино и это достаточно для приятной беседы и веселья. Почти в каждом доме разнообразные сосуды для питья вина и один из них специально для гостя с опозданием присоединившегося к застолью, он немного больше чем обычный сосуд, что опять указывает на особый статус гостя. Как мы видим, гостеприимство внутренняя природная черта грузин, эта черта, как и другое выделяет грузинский народ и делает его уникальным.
Суфра – одна из неотъемлемых частей грузинской культуры.
Путешествуя в 17 веке в Грузии французский ювелир и путешественник Жан Шарден заметил: «с уверенностью можно сказать, что нигде, кроме Грузии не пьют столько и такого отличного вина».
Вино у нас и впрямь пьют много. Вино лишь часть такого феномена, как классическое грузинское застолье или «Суфра». Конечно со стороны это обычное застолье, но для грузин это значительное достижение духовной культуры. Никто не изучал в какой период многовековой истории Грузии зародилась эта традиция. Но это не так важно, главное эта традиция жива, не смотря на все тяготы и лишения, выпавшие на долю грузинского народа и это, делает ее культуру более богатой и самобытной. Бедность и нищета могут ограничивать грузинское пиршество, но не могут изменить его суть. Структура застолья проста, состоит из четырёх элементов: вино, хлеб (в виде разнообразных блюд), тосты и песня. Чередование и гармоничное сочетание этих элементов создают неповторимость Суфры. Поводы для проведения застолья конечно разные. Это может быть траурное мероприятие, праздник, или спонтанная встреча. У разных причин есть разный подход к суфре, к примеру разный набор тостов, исполняться или нет песни, но общая структура мероприятия общая. Я думаю, это своеобразный университет, который позволял в старые времена получать определенные знания и жизненный опыт. В перерывах между тостами и песнями люди общались, делились информацией и конечно молодежь впитывала это все, училась вести беседу, складывались почтительные отношения к старшим, женщинам. Наверно поэтому есть такой возрастной ценз, за столом не сидят дети до половозрелого возраста, в этот период они обслуживают застолье, подносят еду и вино, параллельно жадно впитывая всю информацию. Юноши сидя за столом подают старшим яства и подливают напитки, при этом они более тщательно учат тосты и как ведет себя тамада, для них есть даже специальный термин «Мерикипе», это обычно самый младший участник суфры. За столом происходит общение старшего и младшего поколения, что в конечном счете делает нерушимой связь поколений, и передачу традиций от поколения поколению.
Есть негласное ограничение количества участников, как минимум их должно быть 3 человека, наверно это связано с тем что грузинская песня обычно исполняется в три голоса. Что касается максимального количества, тут ограничений правда нет, хотя при большом застолье, свадьба, поминки, где может собираться 300 и более человек, тамада которому поручено ведение суфры, может ограничит количество тостов. Чрезмерное употребление вина может привести в хаос и неразбериху. Тут мы подходим к одному из главных элементов, а конкретно, к роли «Тамады» на застолье. Места за столом обычно не расписаны по гостям и каждый может сеть где пожелает, но есть одно место которое гости всегда обходят стороной. Это место во главе стола, и оно предназначено человеку, которого изберет хозяин главой застолья, то есть «Тамадой». От тамады зависит как будет проходить мероприятие, по этому его тщательно подбирают. Бесспорно, он должен быть человек очень авторитетный и уважаемый, при этом красноречивый и веселый человек. Тамадой в принципе может быть каждый, так как он неоднократно присутствовал на застолье и прекрасно знает, как себя вести и что говорить, но есть прирождённые тамады, которые не мыслят простыми участниками суфры, их обычно в шутку называют «профи». Основная обязанность следить за порядком и по определенному порядку говорить тосты, при этом давать возможность общаться и исполнять песни, конечно если это праздничное застолье. Есть еще о чем хотел вам сказать, это такой термин, который часто используется во время проведения суфры, это «Алаверды». Я не однократно сталкивался с тем что наши гости из других стран слышали этот термин, но при этом не совсем понимают, что он подразумевает. Почему-то все считают, что это обозначение ответного тоста, это не так. На самом деле, это делегирование тоста, как это работает? Тамада, как я уже писал, должен быть человек авторитетный и красноречивый, но не все люди такие, как вы понимаете, поэтому он может воспользоваться этим термином. Наверно будет проще объяснить все на примерах: К слову Тамада произносит тост за родителей, но при этом он знает, что за столом присутствует человек, который может долее красочно сказать этот тост, к примеру, в стихах. В этом случаи он обозначает тост и переходит алаверды к этому человеку, что дает право этому человеку, второму после тамады, говорить этот тост более развернуто. Или второй пример, Тамада должен говорить тост о конкретном человеке, но при этом лично его не знает, поэтому он может передать алаверды тому, кто этого человека знает лично и может охарактеризовать его лучше. Надеюсь эта заметка поможет туристам лучше понять нюансы классического грузинского застолья, что в конечном итоге поможет им более осознано участвовать в такого рода мероприятиях.
автор: русский гид Георгий Вартанян