Кносский дворец - памятник Минойской цивилизации, являющийся, вероятно тем самым лабиринтом, аллегорически описанным в мифе о Минотавре. Центральные дворы, тронный зал с бассейном для ритуального очищения, ванная комната покоев королевы, театр, огромные склады и комплекс мастерских, где трудились лучшие ювелиры, гончары, оружейники своего времени слагают многоуровневую архитектурную группу Кносского дворца. Множественные коридоры и террасы украшают фрески, несущие изображения шествия молодых мужчин и женщин, игры с быками, животных как реальных, так и мифических, а также орнаменты, связанные с окружающей природой острова Крит. Художникам того времени удалось достичь высокого уровня мастерства, ведь изображения, дошедшие до нас наполнены жизнью и движением в отличие от статического искусства Египта аналогичного периода. Изучение архитектуры и артефактов, обнаруженных на территории стоянок Кносса, Феста, Малья, а также в пещерных святилищах и на вершинах гор указывает на то, что минойцы жили в согласии с природой, преклонялись перед ней, а также почитали хтоническую богиню - повелительницу змей.
Остров-вулкан Санторини известен не только как воплощение романтики и места, куда молодые пары приезжают с тем, чтобы провести свой медовый месяц. Санторини или Фира это уголок земли, летопись которого уходит своими корнями в доисторические времена. Одним из наиболее значимых памятников по праву считается Акротири, открытый в 60х годах прошлого столетия греческим археологом Спиросом Маринатосом. Улица Тельхинов, являющаяся скелетом этого поселения, определяется строем двух или трехэтажных особняков,стены многих из которых украшает настенная роспись, выполненная по технике "fresco". Жилые помещения, бассейны ритуального очищения, террасы, туалеты, система водоснабжения и канализации слагают дома Акротири. Особенно выделяется здание "Ксести III", философия архитектурного построения которого наводит на мысль об особенном его использовании, возможно для проведения мероприятий публичного и ритуального характера. Помещения оборудованы многодверными конструкциями, позволяющими объединять залы, что позволяло тем самым присутствовать при каком-либо действе большому количестку людей. Фрески явно сакрального характера указывают на религиозный оттенок функционирования "КсестиIII". Данное поселение относится к эпохе Поздней Бронзы (Минойская цивилизация) и было погребено под слоем пепла и лавы от извержения вулкана, случившегося здесь в XVII веке до н.э. При этом следует заметить, что жители города заранее знали о надвигающейся катастрофе и предварительно покинули остров, прихватив с собой все свои ценности.
В северо-восточной части полуострова Пелопонес расположен древний город Микены, прославленный в бессмертной поэме Гомера "Илиада". В 12 веке до н.э именно из Микен объединенные войска ахейцев выступили против легендарной Трои. Г. Шлиман,видя в Илиаде прежде всего источник, описывающий исторические события далекого прошлого, использовал поэму сначала для поиска Трои, а затем златообильных Микен. При этом стоит заметить, что найти город не составляло большого труда, учитывая факт наличия циклопических крепостных стен на момент поиска. В 19 веке археология, являясь наукой молодой, позволяла археологам-самоучкам заниматься в большей поисками сокровищ, нежели детальными исследованиями прошлого. Так Шлиману, который был чертовски удачлив, удалось обнаружить ряд захоронений в пределах микенских крепостных стен, подаривших ему впечатляющие находки, слагаемые из драгоценных украшений и посмертных масок, выполненных из золота. Среди сделанных Шлиманом заметок и зарисовок в дневнике видно, что им также была обнаружена мумия женщины, которая, к сожалению, не сохранилась. Продолжены археологические раскопки в Микенах были греческими археологами, благодаря чему мир увидел поселение, где проживал человек с эпохи Неолита. Возышение Микен происходит с 16 века до н.э, то есть на закате Минойской цивилизации, на смену которой приходят потомки Персея. Открытый археологами город и его крепостные стены пережили немало строительных фаз, он имеет несколько входов, один из которых именуется львиными вратами. Город устроен на проской возвышенности, что определяло дополнительный уровень защиты его обитателей, а изнутри от крепостных стен вниз уходит тоннель, ведущий к источнику воды. Жизнь Микен была сосредоточена вокруг дворца с его залами, оснащенными очагами в их центральной части, покоями, святилищами, мастерскими и складами. Стены помещений украшали фрески, в то время как полы были уложены мозаикой. Микены были сильны и богаты, но искусство и уровень мастерства ремесленников уступали их предшественникам Минойского периода. Изображения на печатях, керамике, в настенной росписи Минойской эпохи были пропорциональны, их наполняла жизнь и движение, в то время как микенские изделия характеризуются как схематичные с образами, лишенными гармонии. Закат Микенской эпохи приходится на период начала "темных веков" в Восточном Средиземноморье, когда наблюдается крушение дворцовой системы управления и исчезновения письменности (Линейное письмо Б,использовавшееся в Микенском мире и расшифрованное на сегодняшний день), после чего ойкумена вступает во времена Железного века.
Патмос, являя собой северную границу островов Додеканесс, расположился в непосредственной близости от берегов Малой Азии. Во времена Римской империи этот неприметный уголок земли использовался в качестве места ссылки неугодных власти лиц, одним из которых стал Иоанн Богослов. Проповедуя в Эфессе веру в единого Бога и его сына Иисуса Хриаста, Апостол привлек к себе внимание римских язычников, отчего те, недовольные речами вольнодумца, сослали его на остров Патмос. Там Иоанн поселился в пещере, где ему было явлено Откровение, записанное его учеником Прохором. Здесь же на острове Евангелистом Иоанном было совершено немало чудес, одно из которых связано с волхвом Кинопсом и воскрешением мертвых. С тех самых времен Патмос стал местом паломничества христиан, где в 11 веке с разрешения византийского императора Алексея Комнина, святым Христодулом был основан монастырь Иоанна Богослова. Крепостного типа обитель, возвышающаяся не вершине горы, колоритно выделяется своими коричневого песчанника стенами на фоне голубого неба и окружающего ее белоснежного кольца особняков деревеньки Хора. Здесь, на протяжении столетий монашеская братия бережно хранит монастырские реликвии, слагаемые из огромной библиотеки, содержащей более 15000 единиц рукописей и печатных изданий разных эпох, а также иные предметы, имеющих прежде всего духовную ценность. Уровнем ниже, на склоне все той же горы уютно расположился белых стен монастырь Апокалипсис, устроенный вокруг пещеры, где снизошло Иоанну Богослову Откровение. Грот Апокалипсиса преобразован в церквушку со своим алтарем и иконостасом, несущим икону "Видение Иоанна" с занимающим на ней центральную позицию Богом, держащим в правой деснице 7 звезд, у ног же его 7 свечей, символизирующие 7 храмов. Справа от иконостаса просматриваются в окладе две ниши в стене: в одну Богослов прикладывал свою голову во время сна, вторую же использовал в качестве подпорки для руки в момент подъема. Оба монастыря являют собой один объект, находящийся под эгидой ЮНЕСКО и привлекает к себе ежегодно большое количество паломников, а также простых отдыхающих. Небольшие семейные отели гостеприимно открывают свои двери путешественникам, которые не только имеют возможность прикоснуться к христианским святыням, но и провести свои летние каникулы на берегу моря.
Остров Патмос. Особняк "Архонтико" 17 века семьи Самантири (Хора остров Патмос), слагается из двух этажей, где первый, он же подклет, в прежие времена использовался для хозяйственных нужд - там мололи зерно, держали скот и занимались прготовлением пищи. Сегодня он переоборудован в большую приемную с арочными перекрытиями и витражными окнами. Ныне боковые помещения служат в качестве жилых комнат и кухни. Второй этаж дома изначально нес нагрузку жилой зоны со своими салонами и спальными комнатами. Сегодня это галерея из предметов, свидетестльствующих о многовековой истории семьи Самантири. Это царских времен русский фарфор, русские иконы, портреты императриц, в том числе Елизаветы II, старинная мебель, зеркала, в большей степени привезенные из России и даже бормашина возраста в 100 лет. Такое количество русской старины объясняется тем, что семья Самантири происходит из Одессы, где ее члены занимались ресторанным бизнесом и мехами. Во время Октябрьской революции Самантири переехали на Патмос, где сейчас проживает потомок этой семьи – 93 летняя Морфуса Самантири – жизнелюбивая бабушка, способная дать фору молодой моднице. Всегда ухоженная и в ювелирных украшениях она плетет салфетки и пинетки для младенцев, которые затем, не хуже заправского торговца сбывает незадачливым туристам.
автор: гид Афина Эллиниади Археолог