Николай Голицынский | Публикации

Дом с химерами

Здание, мимо которого невозможно пройти мимо, находясь в центре города – это Дом с химерами! Таинственный… грациозный… гармоничный… восхитительный – всех эпитетов не перечесть.

Построен в начале 20-го века в стиле модерн, как собственный особняк и одновременно доходный дом киевским архитектором Владиславом Городецким. На одном этаже жила его семья, другие же сдавались в аренду.

Всего за два года, в очень неудобном месте, на краю обрыва, из новых для тех лет материалов - цемента и бетона, был построен этот роскошный дом, имеющий ко всему еще и разное количество этажей – со стороны улицы Банковой- 3 этажа, а со стороны площади Ивана Франка – 6.

Многие коллеги архитектора не верили, что на таком косогоре можно хоть что-нибудь построить. Но тут выручил друг и партнер Городецкого киевский инженер Антон Страус. Он применил со стороны обрыва изобретенные и запатентованные им набивные сваи, а на ровном участке обычный ленточный фундамент. Таким образом, через год с небольшим были посрамлены те, кто не верил в возможность строительства в этом месте, и город украсил дом-фантазия.

Фасад особняка украсили головы диких животных – слонов, носорогов и оленей, змеи и лягушки, возле входа примостился небольшой аллигатор. Какие-то сказочные русалки с рыбьими хвостами, забрасывают свои сети, взгромоздившись на морских чудовищ на крыше. Можно часами разглядывать дом с разных сторон и находить для себя все время что-то новое.

Многие задаются вопросом, для чего понадобилось архитектору усложнять строительство, сооружая все эти цементные изваяния. Ответ становится ясным, если знать, что Городецкий был одним из акционеров киевского цементного завода «Фор». Цемент в конце 19-го века был еще новым малоизвестным строительным материалом, и архитекторы боялись его применять, не понимая до конца его свойств и возможностей. Таким образом архитектор и одновременно бизнесмен Городецкий воспользовался строительством своего дома для рекламы нового строительного материала - цемента. Одновременно загружались производственные мощности его цементного завода, а скульптуры, выполненные из железобетона, в полной мере позволяли раскрыть пластические и прочностные свойства цемента для других архитекторов, и таким образом увеличить сбыт этого материала.

Кстати пришлось и всеобщее увлечение стилем модерн в архитектуре, одним из лучших образцов которого и стал «дом с химерами» в Киеве.

Не менее изобретателен был архитектор и в оформлении интерьера своего особняка. Когда вы заходите в парадную дверь, вы попадаете, как бы на дно морское - с потолка спускает свои щупальца огромный осьминог, а парадную лестницу освещает скульптурная композиция из двух переплетенных рыб, обвитых водорослями с вмонтированными в них электрическими лампочками.

И задаешь себе вопрос, что за человек был архитектор и откуда он черпал свое вдохновение….

Владислав Городецкий всю жизнь был заядлым охотником и путешественником. Побывал в охотничьих экспедициях на Кавказе, в Туркестане, Азербайджане…, да всего не перечесть.

Но его мечтой с детства было африканское сафари. И он смог осуществить эту мечту. В 1911-12 годах Городецкий побывал с экспедицией в восточной африке, где несколько месяцев охотился на диких животных. Тогда еще не было самолетов, и охотникам пришлось долго плыть пароходом, а на месте нанять около 70-ти местных жителей для помощи в осуществлении задуманного сафари.

Вернувшись в Киев, Городецкий описал пережитое в собственноручно написанной книге «Въ джунгляхъ Африки. Дневникъ охотника», которую проиллюстрировал своими же рисунками и фотографиями.

К сожалению, расходы на экспедицию оказались столь высоки, что архитектору пришлось заложить в банке свой особняк, а позже и продать его.

В настоящее время в бывшем особняке Владислава Городецкого находится дом приемов администрации президента Украины.

История создания запрестольной росписи Богоматери с младенцем во Владимирском соборе Киева

Художник Виктор Васнецов при создании композиции Богоматери с младенцем (Христом) во Владимирском соборе Киева долго не мог определится с идеей этой росписи- что он хотел бы донести своей картиной будущим зрителям-прихожанам собора. Сложность была в том, что бы сделать идею фрески понятной и близкой простым людям, но при этом соблюсти церковные каноны православной иконописи.

И тут ему помогло «чудо».

Васнецов жил в Киеве за городом на даче с молодой женой и маленьким сыном. Возвращаясь однажды вечером домой после напряженного дня работы в соборе, художник продолжал обдумывать композицию Богоматери с младенцем, двигаясь не спеша по лесной тропинке к даче. Войдя к себе во двор он увидел встречавшую его на крыльце молодую жену, с маленьким сыном на руках. Сынок, увидев отца потянулся к нему ручонками, жена быстрыми шагами приближалась к мужу и вся эта сцена была освещена теплым светом заходящего летнего солнца.

Вся картина тут же запечатлелась в глазах художника. С этой секунды Васнецов уже знал, именно так он и изобразит Богоматерь и маленького Христа -будущего Спасителя всех людей. Младенец будет тянуть ручонки вперед, как бы стремясь обнять и защитить все человечество, а Богоматерь будет нести его вперед к людям. Тут же Васнецов зарисовал эскиз композиции и положил себе в папку.

А в чем же чудо спросите вы? А чудо случилось дальше.

На следующий день был выходной и художников в соборе не было. Вместо них храм посетил организатор всех художественных работ в храме профессор Прахов и киевский вице-губернатор Баумгартен. Вот как позже описывалось в официальном акте то, что произошло далее.

«4 января 1885 года, прибыв во Владимирский собор для разных рассуждений, мы остановились возле входных дверей, обсуждая украшения главного алтаря. Затем после молчания, во время которого каждый из нас всматривался в запрестольную стену, стали проверять друг друга, что видится на той стене, а потом признались, что видим на ней изображение, созданное из пятен штукатурки».

Прахов тут же зарисовал то изображение, которое создавали пятна мокрой штукатурки.

На следующий день он поделился своей зарисовкой с Виктором Васнецовым. Васнецов же в свою очередь достал из папки свой вчерашний эскиз. Каково же было удивление и даже мистический ужас обоих, когда они увидели, что оба изображения практически совпадают.

Это и стало тем «чудом», которое позволяет тысячам людей и сейчас любоваться прекрасной запрестольной росписью Богоматери с младенцем на алтарной стене Владимирского собора в Киеве, лица которых теперь уже навсегда освещает теплое закатное киевское солнце.

автор: русский гид Николай Голицынский

Условия использованияПолитика конфиденциальности