Наталья Кузовкова | Публикации

Церковь Святого Иакова. Антверпен.

Церковь Святого Иакова построена между 1491 и 1656 годами в стиле Брабантской готики и посвящена Апостолу Иакову Старшему. Южные и западные порталы демонстрируют влияние Эпохи возрождения.

Церковь была спроектирована архитекторами Германом Вагемакере, его сыновьями и Ромботом Келдермансом как самая большая готическая церковь в мире. Строительство башни было начато примерно в 1491 году. Цель, однако, была достигнута лишь частично. Пропорции существующей секции дают представление о том, насколько велика она бы была, будь полностью завершена. Башня должна была быть высотой 150 метров и, таким образом, превысить башню собора Антверпенской Богоматери. Но только одна треть высоты была достигнута.

При входе с правой стороны церкви находится мемориальная панель, которая относится к пребыванию Игнатия Лойолы в городе Антверпен во время его учебы. В самой церкви размещены алтари ряда мелких ремесел, гильдий и братств.

Как и во многих других европейских городах, паломники на пути к могиле Иакова в Сантьяго-де-Компостела, находили приют в Антверпене. С 1431 года здесь находился гостевой дом за пределами крепостных стен. Когда часовня в 1476 году была возведена в приход, спустя 15 лет началось строительство современной церкви.

Церковь прежде всего известна могилой художника Питера Пауля Рубенса. Но и другие богатые семьи 17-го века заплатили за строительство собственного склепа в ней. Главный алтарь руки Артуса Квелинуса Младшего это дань Иакову. Престол, на котором сидит Бог под навесом, выполнен в виде большой деревянной ракушки Святого Иакова. Хор выполнен Артусом Квелином Младшим и его отцом. Сюда примыкала маленькая часовня, которая управлялась Коллегиальной церковью с 1656 по 1802 год. Иконоборцы разрушили в 1566 и 1581 гг. большое количество готики и раннего ренессанса. Церковь была возвращена католикам после кальвинистского периода. Период барокко вновь расширил культурное наследие церкви. Во время Французской революции интерьер остался нетронутым благодаря подписи пастора Мортелманс, который принимал французские идеи. Церковь Святого Иакова может поэтому по праву считаться единственной церковью в Антверпене с сохранившимся интерьером 17-18 века. В 1944 году церковь потеряла большую часть своих витражей.

Художники Ян Букхорст, Хендрик ван Бален и Годфрид Мэйс имеют свои могилы в этой церкви.

Заслуживает внимания 12 реконструированных и отреставрированных запрестольных панелей алтаря Святого Рохуса от 1517 года, которые рассказывают о его жизни. Они висят в настоящее время в последней часовне южного прохода, прилегающей к купели. Паломник Рохус из Монпелье, который заботился о больных чумой в Италии и около 1337 г. сам умер от этого заболевания, в Антверпене почитался как «чумной святой». 1504 годом датируется первое упоминание об алтаре Гильдии Св.Рохоса в церкви Св.Иакова.

В связи с тем, что 2018 год - год Рубенса, церковь в настоящее время является предметом тщательного и длительного восстановления. Также в ходе реставрации часовни Святого Рохуса будет реставрирована настенная живопись 16-го века "Страшный суд".

Космический эффект готического интерьера. Собор Антверпенской Богоматери. Антверпен, Бельгия

Антверпенский собор - самое большое готическое здание церкви, а также самый большой собор в Нидерландах. Это вышло случайно, превосходство в размерах никоим образом не было отправной точкой в планах её строителей. Церковная фабрика в первую очередь руководствовалась полезным использованием пространства, а в средние века - и символикой земельного плана. Самые большие здания того времени были предназначены для религии, как штаб-квартира, где большинство гильдий и ремесел были представлены собственным алтарем. Любой, кто строил социально-экономическое общество, объединялся под сводами церковного интерьера. Антверпенский собор стал зеркалом для процветающего портового города. Поэтому именно потребность гильдий и ремесел в профилировании лежит в основе трех инициатив по его расширению. Неф церкви с шестью боковыми проходами и столькими же рядами колонн образует огромный зал алтарей. Нет алтаря без столба, но также вряд ли есть столб без алтаря: эффект, который мы можем сейчас наблюдать благодаря временной экспозиции работ из Королевского музея Изящных искусств.

Чтобы получить представление о средневековом пространственном эффекте этого величественного собора, лучше всего сначала пройтись по соседним узким улицам, таким как Vlaaikensgang или Pelgrimstraat. Так же обратите внимание на среднюю ширину и высоту фасадов домов XVI века на улице Handschoenmarkt, огибающей собор с западной стороны: от 3 до 4 м в ширину, 10 м в высоту. А побывав в резиденции носильщика XVI века «Де Пелгром» на Pelgrimstraat, вы сможете совершенно отчётливо представить себе, как страшно жили здесь люди в те времена. Несмотря на то, что жилищные условия Антверпенцев значительно улучшились, гигантские размеры собора по-прежнему внушают страх. Когда вы входите в эту церковь, вы вступаете в контакт с архитектурой, которая выходит за рамки повседневной светской пользы и ограничений. Дизайн интерьера позволяет посетителю проникнуть в возвышенное, прекрасное, совершенное, вечное.

Первое, что выделяется в этой церкви, - это огромное пространство, созданное взаимодействием трех измерений. Будучи длиной в 11 м (внутри), это церковное здание является одним из крупнейших в мире. В базилике Святого Петра в Риме жители Антверпена могут с гордостью обнаружить, что название их собора среди прочих славных упомянуто на полу медными буквами.

Высота центрального прохода достигает 27 м, что соответствует одиннадцати этажам многоквартирного дома. Звезды на сводах символизируют небосвод, который, в свою очередь, символизирует бесконечность. И все же они более чем декоративны. Прежде всего, они закрывают на стыках отверстия, через которые могла быть опущена веревка, чтобы подвесить украшение, или две веревки, для деревянных подвесных лесов для обслуживания стен и витражей.

Ну и исключительная ширина с шестью боковыми нэфами, с таким же количеством рядов столбов, затушевывающих крестообразную форму строения. Кроме того, этот лес столбов скрывает представление о помещениях, расположенных далее. В любой точке собора весь периметр никогда не раскрывается полностью, что усиливает впечатление бесконечного, трансцендентного.

Фактическое разграничение интерьера, обозначенное внешними стенами, в значительной степени заменено витражами, через которые проникает свет. Другими словами, ограниченность пространства исчезает в бесконечном дневном свете, отфильтрованном цветом. В зависимости от положения и интенсивности солнца интенсивность света постоянно меняется. Эффект становится еще более игривым, когда свет отражается на полированных мраморных или металлических подсвечниках в ясную погоду. Штормы, не только естественные, но даже более идеологические, привели к гибели многих стеклянных окон. С XIX века большую часть этого света скрадывает корпус органа. Цветовое богатство неоготических стеклянных окон намного превосходит средневековое.

Примерно до 1624 года, когда в хоре еще не было барочного алтаря, заслоняюшего окна апсиды, это, должно быть, было беспрецедентным зрелищем, когда на рассвете солнце всходило на востоке. Витражи хора сверху и снизу позволяли купаться в потоках окрашеного цветным стеклом света, который лился со всех сторон. В XIX веке этот потрясающий эффект был еще более уменьшен монументальными хоровыми стульями. Конструкция этой совершенно готической игры света прежде всего духовна.

До тех пор, пока короли черпали свою власть от Бога, они использовали витражи в самом посещаемом церковном здании того времени для описания своей социальной функции. В часовне городского совета, в так называемом Бургундском стеклянном окне, стоят Филипп Ярмарка и Иоанна I из Кастилии. На западном окне (1540 г.) стоял их сын, император Карл V и его первая жена Изабелла Португальская, пока окно не было разрушено во время оккупации французским революционным правительством. На вершине апсиды его сын, король Испании Филипп II, до сих пор стоит на коленях со своей тогдашней женой Марией Тюдор (1556). Его дочь, эрцгерцогиня и наместница Изабелла и ее муж, эрцгерцог Альбрехт (1616) благочестиво преклонили колени у большого окна северного прохода. Последним монархом в ряду является Филипп III из Испании на окне южного трансепта, в почитании Марии (1622 г.)

Часы работы: 10:00-17:00 Вход: 6 евро

Алтари гильдий в Соборе Антверпенской Богоматери, написанные мастерами Антверпенской школы и Фламандским примитивистами.

1. Франс ФЛОРИС. Поклонение волхвов. 1560 г.

Гильдия САДОВОДОВ

Мария кладет новорожденного Иисуса перед волхвами, которые принесли свои дары. Пасторальный характер сюжета (волхвы-пастухи) вписывается в профессиональную деятельность заказчика. Кирпичное строение с античными арками и нишами придает ему несколько возвышенный характер.

2. Франс ФЛОРИС. Низвержение мятежных ангелов. 1554 г.

Гильдия ФЕХТОВАЛЬЩИКОВ

Вместе с остальными оружейными гильдиями, гильдия фехтовальщиков существовала для поддержания порядка и обороны города. Алтарь, заказанный Франсу Флорису, ставит в центр покровителя гильдии Архангела Михаила. Сюжет идеально подходит – как Михаил и ангелы охраняют небеса, так же фехтовальщики охраняют город. Это однозначно самая лучшая работа Франса Флориса. Боковые створки триптиха погибли во время иконоборческого восстания 1566 года. 

3. Артур ВОЛФОРТ. Поклонение волхвов. 1615-20 гг.

Гильдия ПОРТНЫХ

При выборе сюжета для своего алтаря гильдии опирались на свою профессиональную деятельность. Поэтому может показаться странным, что портные выбрали «поклонение волхвов». Такие сцены, однако, сопровождались определенной степенью экзотики, с большим вниманием к красочным одеждам, часто в золотых парчах, отделанных мехом, обильном головном уборе и всевозможных дорогих тканях. Это, конечно, очень хорошо сочетается с профессиональной деятельностью портных.

4. Мартен де ВОС, Отто ван ВЕЕН, Амбросиус ФРАНКЕН.

Святой Лука рисует Мадонну. 1602 г.

Гильдия СВЯТОГО ЛУКИ.

Когда антверпенская гильдия Св.Луки поручила в 1602 году Мартену Де Восу написать новую картину для алтаря, ему уже было 70 лет. Де Вос был известен среди коллег как ведущий художник того времени и последователь Квентина Матейса и Франса Флориса. Сюжет «Св.Лука рисует Мадонну» был очень популярен в Нидерландах благодаря Рогиру Ван Дер Вейдену. Де Восом актуализировал и персонализировал сюжет, представив художника, который стирает краску, с чертами Абрахама Графея, его малоизвестного коллеги по гильдии Св.Луки в Антверпене. Так как Де Вос умер, не закончив алтарь, к работе приступили Отто ван Веен и Амбросиус Франкен.

5 Хендрик ВАН БАЛЕН. Иоанн проповедует в лесу. 1622 г.

Гильдия ПЛОТНИКОВ.

Плотники, которые заказали в начале XVII века Квентину Матсейсу «Оплакивание», в 1620-22 г. обращаются к Хендрику ван Балену за новым алтарем. Если Матсейс покровителей гильдии - Иоана Крестителя и Иоана Евангелиста – расположил по боковым панелям, то здесь «Проповедь Иоана» представлена прям по центру. Левая панель показывает омовение Иесуса - Крещение в Иордане, на правой панели - креститесь осуждает Ирода за прелюбодеяние со своей невесткой Иродиадой.

Хендрик Ван Бален был разносторонним художником. Он писал также кабинетные картины небольшого формата, часто на мифические и аллегорические темы, портреты и алтари.

6. Ганс ВАН ЭЛБРУХТ, Амбросиус ФРАНКЕН. Чудесная рыбалка. 1560 г.

Гильдия ПРОДОВЦОВ РЫБЫ.

Воскресший Христос появляется перед своими учениками, которые ловят рыбу на Тивериадском озере и обнаруживают в сетях богатый улов. Он зовет их на берег и называет Питера, простого рыбака, главным пастором церкви. Нет самая подходящая тема для алтаря была выбрана продавцами рыбы.

Работа Ван Элбрухта изначально находилась в центре. На боковых панелях были представлены сцены из жизни Святого Филипа и Якова Младшего. Они были заменены, вероятно, когда картину в конце ХVII века уменьшили и поместили в новую алтарную раму. В последующем были написаны сцены с обращением к апостолам.

7. Адам ВАН НООРТ. Снятие с креста. 1610 г.

Картина из капеллы Священного причастия.

Тело мертвого Иисуса снято с креста и принято Марией, Иоаном и Марией-Магдалиной. На заднем плане смотрят Иосиф Ариматейский и Мария Клеопа. Драматический колорит и напряженное выражение лица должны пробуждать эмоции у зрителя чувствовать себя вовлеченным в страдания Христа. Первоначальное назначение картины неизвестно. В соборе картина появилась в середине XVIII века, предположительно в капелле Венерабель.

Авторство Адама Ван Ноорта, учителя Рубенса и Йорданса, основано на упоминании в ранней истории искусств. Однако стилистические особенности не дают для этого никакого основания.

8. Квентин Массейс. Оплакивание. 1509-11 гг.

Гильдия плотников.

Квинтин Массейс считался самым выдающимся антверпенским художником начала XVII века. Без сомнений, самая престижная гильдия плотников обратилась к нему, когда решила заказать новый алтарь. Массейс наполнил эту работу светом и цветом в соответствии с ожиданиями заказчика, но не только они хотели обладать этой картиной. В 1577 король Испании Филип II и королева Англии Елизавета I хотели купить эту картину. Гильдия была склонна принять предложение. Мартен де Вос сумел убедить городские власти приобрести картину и таким образом сохранить ее для Антверпена. Композиция этой картины была определенно вдохновлена «Снятием с криста» Рогира ван дер Вейдена.

9. Франкен – ателье. Схождение святого духа. Начало XVII века.

Картина для Капелланов из Палаты бедных. (?)

После смерти Христа Мария и апостолы пришли в сенакел (горницу) в Иерусалиме. Святой Дух нисходит на компанию. Из голубя исходят лучи света, над головами апостолов появляются огненные языки. Скоро они покинут помещение и на самых разных языках появится учение о Христе.

Картина постоянно находится в соборе. Возможно она принадлежала Палате бедных. Судя по ее небольшим размерам, скорее всего она не была написана для алтаря.

Стилистически очень похоже на мастерскую Амбросиуса Франкена. Композиция основана на панели Дюрера «Маленькая страсть»

10. Амбросиус ФРАНКЕН. Умножение хлебов. Конец XVI века.

Гильдия пекарей и мукомолов.

Христос сидит в центре многолюдного ландшафта, он благословляет 5 хлебов и 2 рыбы. Апостолы окружают его, они свидетельствуют волшебство. На среднем плане люди разделяют пищу среди присутствующих.

Тема этого алтаря вполне логична для гильдии, изображение на исчезнувших боковых панелях неизвестно.

автор: русский гид Наталья Кузовкова

Условия использованияПолитика конфиденциальности