Борнео. В лонгхаузе у головорезов
Борнео - один из немногих уголков на нашей планете, где сохранилась первозданная природа. Все слышали это название, но не многие сразу понимают, где же находится Борнео. На большинстве карт это географическое название не встречается. Всё дело в том, что Борнео – это малазийское название острова, который на большинстве карт называется Калимантан (малазийское название). Этот третий по величине остров в мире находится в Тихом океане. Сегодня остров поделен между тремя странами - Малайзией, Индонезией и Брунеем. И чтобы не было путаницы, индонезийскую часть, занимающую две трети острова, принято называть Калимантан, а малазийскую – Борнео.
На Борнео не так много туристов, как в других частях Юго-Восточной Азии. Прямых перелетов из Европы, Америки или Австралии сюда нет, а пляжи, ради которых туристы стремятся в этот регион, намного лучше на соседних Филиппинах или в том же Таиланде. Однако дайвинг на Борнео считается одним из лучших в мире, а любители нетронутой природы смогут вдоволь нагуляться по джунглям многочисленных национальных парков и насладится общением в дикой природе с богатейшим животным миром этого края.
Изучая географию штата Саравак, что находится в юго-западной части острова, нельзя не наткнуться на информацию о даяках – коренном населении Борнео. Эта группа племен - потомки автронезийцев, прибывших сюда из Азии около трех тысяч лет назад и обосновавшихся в этих краях. До сих пор эти племена ведут традиционный образ жизни, занимаются охотой и земледелием и живут не только в городах, но и в общинах. Самое крупное даякское племя региона – ибаны (или Orang Iban на бахасе). Живут они в странных длинных домах, лонгхаузах, носят многочисленные татуировки и известны тем, что ещё не так давно юноша должен был принести в семью отрезанную голову врага, и только после этого мог считаться мужчиной и жениться.
Многочисленные турфирмы в Кучинге (столице штата Саравак) предлагают на своих сайтах поездки в лонгхаузы ибанов, но либо эти лонгхаузы находились в паре часов езды от города и представляют из себя туристический аттракцион, либо отзывы от посетивших лонгхаузы отрицательные, либо цены на туры запредельны.
Итак, чтобы увидеть настоящие деревни ибанов на Борнео, следует отправиться в городок Капит, расположенные примерно в пятистах километрах от Кучинга, в самом сердце Борнео. Рядом с Капитом расположено несколько лонгхаузов, которые можно посетить самостоятельно, а можно договориться с кем-нибудь из местных о содействии в посещении этого племени.
До Капита добраться не так просто – хороших дорог в этой части Борнео нет, автобусы сюда не ходят. Единственный вариант – лодкой от города Сибу. Лодка отправляется от пристани Сибу в 5:45 утра.
Лодка представляла собой посудину с полностью закрытой палубой, довольно удобными креслами внутри и проходом посередине. Салон рассчитан человек на восемьдесят. Многочисленный багаж (местные здесь путешествуют с картонными коробками, забитыми продуктами и всяким) сложен на крыше, закреплен веревками и прикрыт сверху брезентом от дождя и от брызг. Путешествовать можно как в салоне, так и на крыше лодке, удобно расположившись на все это скарбе. Путь занимает около трех с половиной часов. Виды вокруг потрясающие, и уже с лодки можно увидеть первые лонгхаузы. Но это будут не старинные, традиционные лонгхаузы, а, скорее, современные блочные свежеокрашенные дома среди джунглей и длинной около восьмидесяти метров. Такие лонгхаузы строит для ибанов правительство Малайзии. Привыкшие к определенному, общинному укладу жизни ибаны просто отказываются жить в обычных домах.
На первый взгляд, Капит ничем не отличался от других городов Борнео Но первое, что бросается в глаза – это количество китайцев. Все отели, гестхаузы и кафе расположенные здесь китайские. Ну и, естественно, сами ибаны. Их можно отличить по татуированным шеям и плечам и оттянутым от ношения тяжелых серег мочкам ушей. Надо заметить, что татуировки и оттянутые мочки ушей характерны в большей части для старшего поколения ибанов. Молодежь же в основной своей массе носят джинсы и футболки и мало чем отличаются от малайцев и китайцев.
Проводника к ибанам найти в Капите не так сложно. Контакты можно узнать в любом гестхаузе. К тому же, на рынке есть небольшой офис проводника.
Прибыв в город на утренней лодке вполне можно успеть отправиться к ибанам в тот же день. При желании, можно даже остаться на ночь в одном из лонгхаузов.
До ближайшего лонгхауза ехать примерно полтора часа. Это дом стоящий на свях, деревянный и старый (около 80 лет). И, конечно же, длинный – около 70 метров.
Крыльцо, если так можно назвать площадку перед домом во всю его длину с деревянным настилом, завешано сушащимися вещами. Под крышей же установлены спутниковые тарелки. Надо заметить, что электричества в лонгхаузе нет. Только с наступлением темноты жители включают генератор и зажигают лампочки в своих комнатах.
Пройдя через одну из дверей в помещение, вы оказываетесь в длинном коридоре, который и является сердцем этой прекрасной «коммуналки». Женщины, в большинстве своем голые по пояс, собираются в кружок и занимаются какими-то своими делами. Мужчины же рассредотачиваются по всему коридору. Кто-то спит, кто-то мирно беседует с соседом, кто-то мастерит что-то из ротонга. Народа здесь не много, не смотря на то, что в этом лонгхаузе проживает 24 семьи. Под потолком несколько странных люстр – они представляют собой связки человеческих черепов, штук по 8-10 в каждой. Черепа не выглядят свежими, так как давно уже ибаны не режут голов.
Среди ибанов существовал обычай, согласно которому юноша, чтобы стать мужчиной и выбрать себе жену, должен принести в семью отрезанную голову врага. Врагом же считались все, кто не принадлежал к его племени. Конечно, правительство Малайзии и Индонезии давно объявило такой обычай вне закона, но полиция не всегда может добраться в труднопроходимые районы этих мест, поэтому ни о каком надлежащем контроле не может быть и речи. В конце 90-х годов прошлого века на Борнео было зафиксировано несколько случаев убийств и отрезания голов у мигрантов с небольшого острова Мадура у берегов Явы. Так что эта не самая приятная и человеколюбивая традиция всё ещё жива.
В лонгхаузах и сегодня можно увидеть благообразных старичков лет семидесяти с татуированными плечами и шеями. Татуировка на шее раньше говорила о том, что этот человек является головорезом.
Из общего коридора в «квартиры» ибанов ведет около десятка дверей, но жители лонгхаузов предпочитают проводить время в общем коридоре, а не в своих комнатах. В коридоре же при этом находятся преимущественно люди старшего поколения, женщины средних лет и дети. Молодежи практически нет. Все мужчины либо на заработках в городе, либо на охоте или рыбалке.
«Квартиры» тоже доступны для посещения. Пройдя через бедно обставленную комнату, вы сразу попадаете на кухню, совмещенную со столовой. Здесь вам, конечно же, сразу предложат выпить рисовоого вина и угостят овощами и мясом дикой бородатой свиньи. Видимо, именно любовь ибанов к спиртному и свинине не позволило малазийским мусульманам, привить им свою веру. В большинстве своем, как ни странно, ибаны исповедуют христианство, оставаясь при этом, как и большинство народов Юго-Восточной Азии, анимистами. Христианские кресты на стенах сочетаются здесь с черепами под потолком.
Комната вождя коммуны, по сравнению с комнатой простой семьи, выглядит просто шикарно. Из техники здесь можно увидеть телевизор и огромные акустические колонки. На стенах портреты предков, в строгих костюмах и традиционных головных уборах. Помимо шкафов для одежды, у одной из стен стоит сервант с коллекцией английского фарфора и часов. Из комнаты ведет лестница на второй этаж, который раньше служил женской спальней, но в последние десятилетия традиция мужчинам и женщинам спать раздельно ушла в прошлое, и теперь второй этаж используется в качестве чердака, на котором хранится всяческий хлам.
Посетив лонгхауз на Борнео вы словно попадете в другой мир – в длинный дом в джунглях, в котором живет целая деревня; к людям, которые днём собираются в общем, коммунальном коридоре и пьют рисовое вино, а по вечерам, с включением генератора, собираются у телевизоров; в общину, которая раньше резала головы врагам, демонстрируя тем самым свою независимость и обособленность, а сегодня искренне радуется гостям.
Паксе и окрестности.
Город Паксе на юге Лаоса – один из самых крупных городов страны. По количеству населения он находится на втором месте после столицы, Вьентьяна. Сам же город, меж тем, довольно уютный, расположен на слиянии рек Меконга и Седон, а все здания в центральной части города построены в колониальном стиле.
Добраться до Паксе проще всего по воздуху (здесь есть свой международный аэропорт), но возможно приехать и по земле с севера страны, из Таиланда (город Убон Ратчатани расположен по другую сторону реки Меконг), или с севера Камбоджи.
Достопримечательностей в Паксе не много, внимания стоит разве что храм Ват Луанг, расположенный на реке Седон. Именно здесь проводятся основные праздники в городе, такие, например, как традиционные гонки на длинных лодках по Меконгу. Но в Паксе стоит ехать не за этим – город является превосходной отправной точкой для изучения окрестностей.
В тридцати километрах на юг от Паксе находится небольшой городок Чампасак. Раньше этот город был столицей одного из трех княжеств государства Лансанг. Сегодня же – просто небольшой провинциальный городок на берегу Меконга. В десяти километрах к югу от Чампасака находится, пожалуй, самый древний храм Лаоса – Ват Пу. Этот кхмерский храмовый комплекс был построен в V веке, намного раньше знаменитого на весь мир Ангкор Вата, и по сей день является объектом поклонения для буддистов со всего мира и интереса для туристов, хотя сохранившиеся постройки относятся к более позднему периоду, примерно XI-XIII векам. Именно в этот период территория, на которой находился и храм, являлась частью кхмерской империи со столицей в Ангкоре.
У входа на территорию храма сегодня существует музей, где можно ознакомится со старинными буддистскими реликвиями и элементами декора, ранее украшавшими храм и найденными при раскопках.
Дорога к самому храму проходит между двумя бараями – специальными резервуарами для воды, которые раньше использовались для ирригации рисовых полей, раскинутых вокруг. Далее, пройдя мимо развалин двух дворцов, вы попадете к лестнице, ведущей наверх, к самому храму. Отсюда открывается фантастический вид на территорию храмового комплекса.
Недалеко от главного храма находятся и древнее индуистское святилище – камень, на котором выдолблено изображение слона, и который был связан с культом человеческих жертвоприношений. Здесь же находится и буддистский символ – отпечаток ступни Будды. Это один из трех отпечатков, находящихся на территории Лаоса. Второй находится недалеко от Ванг Вьенга, а третий в Луангпрабанге. Сегодня Ват Пу является объектом всемирного наследия ЮНЕСКО.
Если спуститься чуть южнее от Чампасака, до деревни Kiat Ngong, то отсюда можно отправиться на исследование древних руин Пу Аса. В деревне следует взять напрокат слона с погонщиком и отправиться на вершину холма Пу Аса, находящегося на территории заповедника. Путь пролегает по лесной тропе и интересен уже сам по себе. На небольшом плато на вершине холма расположены башенки высотой около двух метров, сложенные из каменных пластин. Это все, что осталось от древнего храма, разрушенного кем-то или чем-то по непонятным причинам. Место довольно необычное с исторической точки зрения, зато отсюда открываются интересные виды на окрестности.
Примерно в 60 километрах от Ват Пу, на Меконге расположено одно из самых туристических мест Лаоса – 4000 островов или Si Phan Don. Эта область, расположенная недалеко от Камбоджийской границы, где Меконг разливается на многочисленные рукава, образуя множество островов. Многие из них сегодня используются в хозяйственно плане, но два – Дон Кхон и Дон Дет, связанные между собой мостом – представляют собой рай для туристов.
На побережьях находятся многочисленные бунгало, от простеньких без удобств, до современных, со стеклянными стенами и кондиционерами. Проблем с ночлегом здесь не будет. В ресторанах и кафе тоже недостатка нет. Туристы любят взять напрокат тьюб (большую автомобильную покрышку) и проводить время с пивом, болтаясь на ней в Меконге. Либо взять велосипед и отправиться на исследование островов.
Дон Кхон более интересен с точки зрения природы и достопримечательностей. Здесь находится несколько водопадов, которые набирают силу в сезон дождей и являют собой невероятное зрелище. Здесь сохранились остатки старой железной дороги и даже два старинных японских локомотива – во времена протектората французы планировали строить мост через Меконг и самым простым и дешевым вариантом было построить его через Си Пхан Дон, опираясь на многочисленные острова. Наконец, отсюда легко нанять лодку чтобы отправиться на поиски розовых речных дельфинов Иравади, а вечером полюбоваться фантастическим закатом. Также отсюда можно отправиться и к водопаду Кхон, находящемуся совсем рядом с камбоджийской границей. Водопад невысокий, но общая ширина каскадов достигает десяти километров, что делает этот водопад самым широким в мире. Все это стоит того, чтобы задержаться на 4000 островах на несколько дней.
А восточнее Паксе раскинулось огромное плато Болавен, расположенное на высоте от 1000 до 1350 метров над уровнем моря, и занимающее более десяти тысяч квадратных километров. Оно простирается от Меконга и таиландской границы с запада до горного хребта Аннамит на границе с Вьетнамом на востоке и расположено на территории четырех провинций: Чампасак, Секонг, Салаван и Аттапы. Благодаря географическому расположению, плато Болавен отличается уникальным климатом. Здесь намного прохладнее, чем во всем регионе, что создает благоприятные условия для местной растительности – это, пожалуй, одно из самых зеленых мест в Лаосе. Именно здесь выращивают известный на весь мир лаосский кофе. Кофейных плантаций здесь огромное количество и без труда увидите, как произрастают кофейные зерна, понаблюдаете процесс их сборки и обработки, и, конечно же, продегустируете этот напиток, заваренный особым образом через марлю.
Также на территории плато раскидано множество деревень различных малых народностей. Вы сможете не только полюбоваться этими деревнями, но и посетить их, чтобы увидеть национальный колорит, особенности культуры и образа быта этих людей. Многие из деревень сегодня ориентированы на туристов, и без труда сможете приобрести здесь местные сувениры, текстиль, самогон и другую продукцию.
Но плато Болавен известно в первую очередь своей природой и своими водопадами. Водопадов здесь огромное количество, и чтобы посетить их все понадобится несколько дней.
Водопад Тад Ло назван находится в одноименной деревеньке. Сам водопад достаточно живописен и шумен, вокруг расположено несколько кафешек. Это место можно посетить просто путешествуя по плату Болавен, а можно и остановить здесь на несколько дней – здесь есть неплохие места для ночлега. Да и заняться здесь есть чем – можно кататься на слонах по берегу реки, рыбачить вместе с местными или отправиться в пеший поход по близлежащим окрестностям. Пейзажи вокруг восхитительные.
Водопад Тад Фан не только самый известный водопад плато Болавен, но и самый высокий в Лаосе – два мощных потока воды с огромной скоростью летят в пропасть с высоты 120 метров! Напротив водопада находится одноименный ресорт, в котором можно остановиться на ночь. Сам ресорт окружен симпатичным садом, есть и Оформленная смотровая площадка. Из ресорта можно отправиться в трекинг вокруг чаши водопада – природа здесь великолепная, и даже в лесу встречаются кофейные деревья.
Следующий водопад, которому следует уделить внимание, это сорокаметровый Тад Юанг. Это, пожалуй, самый посещаемый водопад плато Болавен. Чтобы добраться до самого водопада нужно пройти по территории, на которой расположились торговцы сувенирами. Есть здесь и гестхауз, в котором можно расположиться на ночь. Вдоль реки расположены небольшие кафешки с прекрасным видом. Река заканчивается пропастью – это и есть начало водопада. Если исхитриться, то можно отсюда можно увидеть, как спокойная с виду река срывается в пропасть. Чтобы полюбоваться самим водопадом необходимо будет спуститься вниз по лестнице, оборудованной несколькими смотровыми площадками, с которых и открывается потрясающий вид на Тад Юанг.
Южная часть Лаоса сильно отличается от северной и центральной части. Климат тут жарче, пейзажи зеленее, а местность не такая гористая. Путешествуя по Лаосу совершенно необходимо выделить несколько дней на посещение и юга.
Пещера Конг Лор
Наибольшая часть Лаоса покрыта горами. А горы эти усеяны огромным количеством пещер, многие из которых связаны между собой и образуют целую сеть. Но среди всех этих пещер выделяется пещера Конг Лор.
Пещера Конг Лор находится на юге Лаоса. Проще всего сюда добраться из города Тхакек, взяв организованный тур, хоть дорога и не самая близкая (около 180 километров). Можно доехать и из Вьентьяна, но путь займет почти целый день. Единственный автобус отправляется в 11 утра, около 4 часов дня вас будет ждать пересадка на тук-тук, и в 5 вечера вы прибудете в деревню Конг Лор. Деревня небольшая, но здесь есть около десятка гестхаузов и хомстеев (цены начинаются от 6 долларов), и несколько ресторанчиков.
В пещеру лучше всего отправляться с утра.
Итак, что же это за пещера?
Пещера Конг Лор – это подземная водная пещера, пролегающая внутри горы, протяженностью 7,5 километров. Чтобы посетить ее, вам потребуется взять в аренду моторную лодку с капитаном. Стоимость аренды лодки зависит от количества пассажиров (максимум 3) и колеблется от 22 до 25 долларов. Уровень вода в пещера зависит от сезона. В сезон дождей (с мая по октябрь) вода поднимается достаточно высоко и заполняет собой примерно треть пещеры. В сухой сезон (с ноября по май) уровень воды падает, и ближе к выезду из пещеры пассажирам приходится вылезать из лодки, чтобы лодочник вручную перетащил лодку через отмель в реке.
Сама пещера просто завораживает! Начинается она небольшой протокой в горе, но уже через полчаса вы попадаете в огромный подсвеченный зал. Здесь вы можете вылезти из лодки и прогуляться по пещере пешком (путь займет около 10 минут). После вы снова сядете в лодку и оправитесь в путь. Залы, которые вы будете проплывать, просто потрясают воображение своими размерами! Пещера не освещена, и вы будете видеть лишь то, что освещают ваши фонари, и фонари ваших попутчиков (фонари вам выдадут на месте старта при покупки билетов на лодку). Игра света и теней и при таком освещении просто завораживает!
Примерно через час вы выплывите из пещеры на другую сторону горы. Здесь у вас будет небольшой перерыв на берегу в деревне, торгующей местным текстилем. Здесь же находится пара кафешек с местной едой и напитками. Через 15 минут вас ожидает путь обратно на той же лодке. Все путешествие по пещере займет у вас около 3,5 часов.
Остаток дня вы можете провести в деревне, любуясь рисовыми полями и плантациями табака, или купаясь в речке.
На следующее утро, в 5:30, вы сядете на местный тук-тук, чтобы отправится до следующей деревни, откуда, по главной трассе Лаоса, дороге №13, вы сможете отправится на автобусе на север, в столицу страны Вьентьян (дорога займет около 5 часов), либо на тук-туке в ближайший крупный город Тхакек (около 3 часов).
В высокий сезон пещеру за день посещает около 30 человек, что не очень много. Это место расположено вдалеке от классического Лаосского маршрута Луанг Прабанг – Ванг Вьенг – Вьентьян, но бесспорно, стоит того, чтобы потратить три дня (с учетом дороги) и посетить его/
Хой Ан
Хой Ан – небольшой городок в центральном Вьетнаме, расположенный в тридцати километрах от Дананга, третьего по величине города Вьетнама. Сегодня Хой Ан является одной из главных туристических мекк Вьетнама, и здесь обычно полно туристов. Но туристы эти, как правило, не «пакетные», а те, кто приехал в Хой Ан на экскурсию, либо европейская молодежь, путешествующая по Юго-Восточной Азии не один месяц.
Добраться до Хой Ана не сложно – большая часть автобусов, следующая с юга на север или с севера на юг страны, делает здесь остановку. Если вы прилетаете или приезжаете на поезде в Дананг, то такси отсюда будет стоить не больше десяти долларов. Также из Дананга ходят и обычные рейсовые автобусы по цене около полутора долларов.
Стоит заметить, что с 1999 года Хой Ан входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Хой Ан находится в устье реки Тхубон, в четырех километрах от моря, и с XV по XVIII век был крупным морским портом. Сюда привозили свои товары купцы из Китая, Японии, Малайзии, Индии, а также из Португалии и Голландии.
Купцы приплывали сюда весной, когда дул попутный северо-восточный ветер, и задерживались здесь до осени в ожидании южного ветра, позволяющего им вернуться домой. Со временем, торговцы, не желающие закрывать свой бизнес на межсезонье, организовали здесь свои торговые поселения, самыми крупными из которых были китайские и японские. Именно этот факт и определили облик Старого города – здесь на узких улочках вьетнамские дома соседствуют с традиционными китайскими и японскими, нет домов выше двух этажей, на первых этажах расположены кафе или магазинчики, а на вторых живут хозяева с семьями. Старый город Хой Ан протягивается на пять километров вдоль левого берега реки Тхубон, с набережной которой открываются потрясающие виды на реку с ее лодочками и близлежащие острова. Полюбоваться городом вы сможете и с воды – повсюду на набережной за небольшую плату вам будут предлагать небольшие лодки для прогулки по реке Тхубон. Это могут быть как небольшие двухместные лодки с лодочницей на веслах, так и лодки побольше, оснащенные мотором и рассчитанные на туристические группы.
На набережной, в небольших двухэтажных исторических домиках, расположены сувенирные лавки и огромное количество кафе и ресторанов, с выставленными на европейский манер на улицу столиками, откуда открывается потрясающий вид на реку и террасами на втором этаже. Но если вы хотите попробовать что-то аутентичное, отправляйтесь на центральный крытый рынок, расположенный в Старом городе рядом с мостом. Здесь вы сможете попробовать не только традиционный вьетнамский суп Фо, но и такие местные блюда как Лау Кау (блюдо из лапши, свинины и местной зелени, которое готовят только в Хой Ане), Бань Бао Вак (нежнейшие пельмени из рисовой муки, приготовленные на пару с начинкой из морепродуктов или свинины), омлет с морепродуктами, сэндвичи с курицей или свининой, основой для которых служит традиционный французский багет, прижившийся во Вьетнаме с колониальных времен, и, конечно же свежие соки и шейки и великолепный вьетнамский кофе.
Являясь туристической меккой, Хой Ан предлагает своим гостям жилье на любой вкус – от дешевеньких хостелов до роскошных отелей на побережье. Жилье необязательно бронировать заранее, всегда можно комнату на любой вкус и кошелек. Исключение могут составлять лишь выходные и праздники, когда в Хой Ан приезжают вьетнамцы из близлежащих городов.
В Хой Ане, без сомнения, есть что посмотреть, но для посещения большей части достопримечательностей вам понадобится билет. Билеты вы сможете приобрести в кассах, расположенных, как правило, около входов в Старый город. Билет стоит 120 000 вьетнамских донгов (около пяти с половиной долларов) и дает право на посещение пяти достопримечательностей. Соответственно, если вы хотите посетить десять или пятнадцать достопримечательностей, вам потребуется два или три билета (всего платных достопримечательностей, доступных по такому билету – двадцать одна). На неспешный осмотр всего старого города со всеми его достопримечательностями вам потребуется целый день.
Итак, что же стоит посмотреть в Хой Ане?
Японский мост. Это главная достопримечательность Хой Ана, символ города. Его изображение находится на гербе города. Построенный в конце XVI века японской общиной, мост соединял японский квартал с китайским, разделенные небольшим притоком реки Тхубон. Через полвека, после вынужденного ухода японцев из Хой Ана, связанного с запретом на внешнюю торговлю, обязанности по поддержанию моста легли на плечи китайской общины. В отличии от традиционных хлипких вьетнамских мостов, этот мост выстроен монументально, в традиционном японском стиле. Монументальность его обусловлена тем, что японцы при его строительстве помнили о землетрясениях, присущих их родному региону. А сдержанность в стиле контрастирует с вычурностью китайских построек Старого города. Сегодня Японский мост излюбленное место встречи горожан и туристов.
Зал собраний Фук Киен. В XVI-XVIII веках в Хой Ане проживало немало китайских общин, выходцев из различных регионов страны. Необходимость поддерживать порядок в общине, сохранять культурные традиции, обычаи и верования породила создание различных домов собраний общин. Из всех домов собраний Фук Киен, построенный в конце XVII века выходцами из провинции Фуцзянь, является самым крупным и известным. Центральную часть территории занимает храм богини моря Тиен Хау. За храмом расположен просторный двор с садом, фонтаном и великолепными скульптурами. Также, интересными для посещения в Хой Ане будут общинный дом Минь Хуонг, построенный в двадцатых годах XIX века.
Дом Кхуан Танга. Не менее чем общинные дома интересны и частные дома Хой Ана, в которых до сих пор проживают потомки первых хозяев. Одним из таких домов является и дом Кхуан Танга. Дом был построен выходцем из Китая, капитаном торгового судна в конце XVII века. Посетив его, вы в полной мере сможете прочувствовать быт и ауру тех лет. В этом двухэтажном доме с внутренним двориком с бонсаями до сих пор сохранилась старинная мебель, великолепная мозаика из китайского фарфора, предметы быта тех лет.
Дом Тан Ки. В этом доме, одном из старейших в Хой Ане, построенном в конце XVIII столетия, до сих пор живут потомки его первых хозяев. Они же проводят здесь экскурсии на английском языке. Созданный на слиянии японского, китайского и вьетнамского стилей, этот частный дом выделяется на фоне общей архитектуры города. Изящный декор, интересные архитектурные решения, игра света – все это подчеркивает уникальность дома Тан Ки. Здесь вы также сможете увидеть предметы быта и уникальные вещи, принадлежащие первым владельцам этого частного дома.
Храм Куан Конг. Этот традиционный китайский храм середины XVII века – один из самых древних храмов Хой Ана. Куан Конг – один из самых популярных положительных мифических героев Китая, славящийся своей отвагой и мужеством. Его статую, равно как и статуи его преданного телохранителя и его коней, воспетых в народных легендах, расположены у центрального алтаря. Если вам повезет, то вы сможете наблюдать красочное шествие, посвященное дню духа Куан Конга, проводимое в июле раз в два года.
Часовня семьи Чан. Эта часовня начала XIX века, построенная за пределами старого города, является усыпальницей для многих представителей китайской диаспоры, проживающей на территории Хой Ана. Построенный на стыке китайской японской культуры и объединяя эти стили, этот деревянный дом поделен на гостиную для членов семей захороненных здесь членов общины, и собственно усыпальницу. В наполненную старинной мебелью гостиную ведут три двери: для женщин, для мужчин и для духов предков, прибывающих сюда во время празднования Тэт (тэт – это Новый год, празднуемый во Вьетнаме и в Китае). Дом находится в огромном саду с великолепной растительностью, раскинувшимся на полторы тысячи квадратных метров.
Во время празднования Тэт, множество потомков семьи Чан съезжаются сюда со всего мира, чтобы воздать дань своим предкам и почтить их память.
Музей народной культуры Хой Ана. Этот музей, расположенный в старинном деревянном доме, посвящен культуре и быту сельских жителей региона – изобразительному искусству, рыболовству, столярному делу, ремеслу портных. Кстати, и сегодня в Хой Ане находится огромное количество швейных мастерских, где вы сможете за небольшие деньги пошить себе на заказ одежду или обувь.
Музей культуры Шахуин. Здесь собраны ценнейшие предметы древнейшей культуры региона, находящиеся под охраной ЮНЕСКО. Эти экспонаты, обнаруженные при раскопках на в южном и центральном Вьетнаме, относятся к до-тямскому периоду, приблизительно к I тысячелетию до н.э.. Здесь можно увидеть как ювелирные изделия (бусы из драгоценных и полудрагоценных камней, искусно выполненные из бронзы зеркала, разнообразные золотые украшения и т.д.), так и железное оружие и орудия труда.
Музей керамики. Не стоит забывать, что Хой Ан был важным торговым портом XVI-XVII веков. Сюда привозилось и отсюда увозилось множество товаров. В музее керамики вы сможете увидеть предметы гончарного искусства с разных концов Азии, Ближнего Востока и Индии разных эпох и культур. Также здесь можно увидеть керамику VII – X веков, от носящуюся ко времени правления китайской династии Танг. Интересен и сам китайский деревянный двухэтажный дом середины XIX века, в котором находится экспозиция.
Ремесленная мастерская Хой Ана. Здесь вы сможете ознакомиться с традиционными методами резьбы по дереву, изготовления предметов быта из бамбука и ротанга, производство текстиля, традиционных конических шляп и фонариков, столярное и гончарное дело, и, конечно же, пошив традиционной одежды. Все это традиционные вьетнамские народные ремесла. На территории мастерской так же регулярно проводятся выступления народных коллективов, и вы сможете познакомиться с традиционными танцами и песнями вьетнамцев. Ну и, конечно же, купить сувениры.
Но Хой Ан интересен не только своим старым городом и набережной, но и окрестностями. Проще всего туристам будет добраться до Терракотового парка, расположенного в трех с половиной километрах на восток от центра старого города, в деревне. На территории парка в трехэтажном здании находится выставка прикладного искусства и художественных произведений из терракоты, выполненных в традиционном стиле, и относящихся к различным эпохам. Здесь же вы сможете и приобрести разнообразные сувениры из терракота. А на территории парка представлена экспозиция, состоящая из уменьшенных копий самых известных архитектурных произведений мира, выполненных также из терракота. Добраться до парка проще всего на велосипеде.
Велосипеды доступны в Хой Ане в любом отеле и гестхаузе. Цена аренды составляет около доллара за сутки, но во многих отелях и гестхаузах они предоставляются бесплатно. На велосипеде вы сможете отправиться не только в терракотовую деревню и на пляж, но и покататься по близлежащим островам, которые связаны с большой землей мостами. Довольно интересен в этом плане остров Кам Ким, покрытый живописными рисовыми полями. Здесь же находятся несколько симпатичных пагод, а также небольшая деревня, жители которой производят рисовую бумагу, повсеместно используемую во вьетнамской кухне, например для приготовления спринг роллов. Если вы устанете и вам будет лень возвращаться в город на велосипеде, вы сможете за пару долларов арендовать небольшую лодку и вместе с велосипедами вернуться домой по воде.
Но самым известным и популярным туристическим местом в окрестностях Хой Ана является, без сомнения, комплекс индуистских храмов Ми Шон. Находится он в сорока километрах от Хой Ана. Этот крупнейший некогда религиозный центр тямского периода, построенный из обожжённого кирпича, когда-то насчитывает семьдесят восемь зданий, но после бомбардировок во время вьетнамской войны сегодня большая их часть пребывает в руинах. Но это не мешает наслаждаться загадочным Ми Шоном – несмотря на значимую историческую ценность и древность (первые религиозные постройки на этой территории относились к VI столетию) туристов здесь намного меньше, чем в камбоджийском Ангкоре, и у вас есть неплохой шанс сделать фотографии безлюдного Ми Шона.
Хой Ан известен также и своими пляжами. В четырех километрах от города находится пляж Кыа Дай, протяженностью три километра и шириной триста метров. Этот песчаный пляж достаточно широкий, со множеством деревьев, в тени которых можно приятно провести время. Так же на пляже есть платные лежаки и торговцы, предлагающие напитки, кокосы и легкие закуски. Вдоль дороги, пролегающей вдоль пляжа, находится множество кафе и ресторанчиков.
Если проехать около пятисот метров от пляжа Кыа Дай в сторону Дананга, вы обнаружите замечательное место для отдыха – пляжный клуб Кахуа Хой Ан. Вход сюда бесплатный, на территории есть неплохой бар и ресторан, а также бассейн. Иногда здесь проводятся концерты с живой музыкой. На пляже народу совсем мало, и также есть несколько платных лежаков.
В целом Хой Ан на сегодняшний день является довольно туристическим местом, но туристы, как правило, прибывают сюда лишь на пару дней. Тогда как это место, наводненное как историческими памятниками, так и великолепной природой и пляжами, заслуживает того, чтобы провести здесь неделю, а то и больше.
Фестивали Лаоса.
В Лаосе, как и в остальных странах Юго-Восточной Азии, существует огромное количество национальных фестивалей. Планируя свою поездку в эту страну и выбирая время для своего путешествия, обратите внимание на календарь фестивалей и постарайтесь посетить и принять участие хотя бы в одном из них. Это оставит неизгладимое впечатление. Ниже описаны пять самых массовых и интересных фестивалей Лаоса.
Фестиваль слонов (середина февраля, 7-8 дней, Сайнабури).
Фестиваль слонов - это ежегодный фестиваль, проводимый в середине февраля в городе Сайнабури, длится несколько дней. Около 100 слонов и их погонщиков (махаутов) со всего Лаоса собираются, чтобы продемонстрировать умения этих умнейших животных.
Празднование, наполненное различными действами, связанными со слонами, процессиями слонов, благословениями монахов, традиционными церемониями слона Баси, завершается выборами Слона Года. Посетители могут наслаждаться документальными фильмами на открытом экране или живыми выступлениями на главной сцене. Также для всех посетителей доступны и прогулки на слонах в близлежащем лесу. Основное действие проходит на городском стадионе, а на поле рядом со стадионом раскидывается огромный рынок, где продаются различные предметы одежды и сувениры, и расположена большая зона с едой и напитками.
Boun Phi Mai – Лаосский Новый год (середина апреля, от 3 до 7 дней, проводится по всему Лаосу).
Boun Pi Mai: Pi Mai означает «новый год», и это время, когда лаосцы начинают вести свой лунный календарный год. В первый день празднования Нового года люди убираются дома, одевают новую одежду, а изображения Будды поливаются водой. Этот фестиваль, пожалуй, лучшее время для посещения Лаоса. Это самый оживленный праздник года, который все с нетерпением ждут. В это время многие люди посещают свои семьи по всей стране. Это происходит около 13-15 апреля, в самые жаркие дни года. Вода в это время льется повсюду, и не остается никакой возможности остаться сухим во время этого фестиваля.
Первый день празднования – это последний день старого года. В храмах по всей стране изображения Будды снимаются с их постоянных мест и помещаются в специальные места в храмах, где жители городов и деревень могут вылить на них ароматизированную воду. Затем они собирают эту воду и забирают ее домой, чтобы раздать родственникам и друзьям. Считается, что эта церемония благословляет и очищает людей перед входом в Новый год. Идея поливания водой произошла из легенды о короле Кабинлапхоме, чьи семь дочерей хранили его отрубленную голову в пещере, посещали ее каждый год в середине апреля и совершали ритуал поливания ее водой, чтобы принести счастье и хорошую погоду.
Второй день Лаосского Новогоднего фестиваля или «день, которого нет» - это день, который не попадает ни в старый год, ни в новый год. Старейшины в деревнях поощряют молодых людей поливать водой своих друзей, родственников и просто прохожих, желают им хорошо повеселиться и промокнуть сами. Это способ очистить свою карму и оставить все плохое в старом году.
Последний день фестиваля знаменует начало нового года. В этот день многие семьи проведут традиционную церемонию Баси в их домах, чтобы поприветствовать Лаосский Новый год, а также пожелать старшим здоровья и долгих лет жизни. Молодежь просит прощения у своих родственников за то, что они делали в прошлом году, и что могло бы непреднамеренно затронуть их чувства. Тогда же дарятся и подарки старейшинам семей.
Вечером последнего дня, в храмах, статуи Будды возвращаются в свои постоянные места в храмах. В тот же вечер прихожане отправляются в храмы, чтобы послушать песнопения монахов, попросить прощения у монахов, а также у статуй Будды за то, что они могли случайно коснуться монахов или статуй Будды во время традиционного поливания водой. После этого процессия из монахов и прихожан со свечами в руках свечах проходят вокруг храмов, и на этом празднование Лаосского Нового года заканчивается.
Празднование Лаосского Нового года особенно впечатляет в Луангпрабанге, так как здесь проводится множество парадов и других торжеств, которые обычно продолжаются около недели.
Главным религиозным событием является то, что почитаемый образ Будды Прабанг, главная святыня Лаоса, выносится из храма Королевского дворца, проносится по улицам в специальном золотом доме, после чего устанавливается в храме Ват Маи, где все желающие могут полить его водой.
Boun Bang Fai – Фестиваль ракет (середина мая, 1 день, Ванг Вьенг).
Различные деревни по всей стране принимают участие в одном него самодельные ракеты взмывают в облака, чтобы привлечь дождь. Традиционно, ракетный фестиваль проводится в шестой лунный месяц (около мая или июня) и является церемонией, которая, как ожидается, привлекает дожди, чтобы появилась возможность начать сажать рис.
Празднования обычно занимает один день и включают в себя музыкальные и танцевальные представления, конкурсные шествия танцоров, музыкантов и команд, построивших свои ракеты для фестиваля.
Большие бамбуковые ракеты, построенные и украшенные монахами и сельскими жителями, проносятся или провозятся на тук-туках по улицам города, прежде чем они будут запущены в небо, чтобы позволить Богу дождя, Пхая Тхаен, понять, что пришло время снисапослать дожди на землю.
Жители деревень собираются в окрестностях, на открытом пространстве, чтобы запустить свои ракеты в небо. А в то время зрители празднуют, пьют, поют и танцуют.
Существует следующая легенда, связанная с фестивалем ракет в Лаосе. В одной из прежних жизней Будды он родился Королем-Жабой, Пья Ханхаак. Он был хорошим и добрым королем, и люди, и животные его уважали. Известие об этом уважаемом короле достигло и бога дождя Фья Тханом. Он взревновал, и чтобы унизить Пья Ханхаака, не посылал дождь на землю в течение восьми лет и восьми месяцев. Без воды люди не могли выращивать рис, и они и их животные начали погибать.
В итоге все сильные выжившие существа на земле решили сразиться с Фья Тханом за дождь. Король Нага, Бог воды, и его мифические змеиные войска вызвались начать войну против Бога дождя, но были побеждены. После того, как раны Короля Нага и его армии были излечены, тела Наги и змей стали цветными.
Тогда Царь Пчел и его армия начали войну против Бога Дождя. Бой занял много дней, и было убито огромное количество пчел. Король пчел и его войска встретили ту же участь, что и армия Наги, и их тела также стали многоцветными.
Все остальные существа очень боялись снова начинать войну. Наконец, Король-Жаба решил реализовать трехэтапный план действий. Сначала он послал термитов, чтобы те съели ручки мечей, принадлежащих Богу дождя и его армии. Затем он послал Короля Скорпионов и его войска на небо, чтобы спрятаться в дровах и одежде Богов и Богинь и быть готовым укусить в любое время. Утром, когда Бог Дождя и его солдаты проснулись, их укусили скорпионы, пока они собирали дрова и одевались.
Когда солдаты Бога Дождей взяли мечи в руки, все ручки были бы уничтожены и мечи стали бесполезными.
Наконец, жадный король приказал своим войскам начать бой. Но солдаты были покусаны скорпионами и не были достаточно сильны и храбры, чтобы сражаться, да и оружия у них не было. Тогда Король-Жаба начал преследовал Бога Дождя, поймал его и связал. Затем враги заключили мирный договор, в котором требовалось, чтобы каждый год, до наступления дождливого сезона, люди должны были подготовить ракеты и отправить их в небо, чтобы напомнить Богу дождя, что пора сниспослать дожди для рисовых полей и других сельскохозяйственных культур. Когда дожди начинались, лягушки должны были начинать квакать, сигнализируя, что для посадки риса уже достаточно влаги. А когда наступал сезон сбора урожая, жители земли должны были начинать играть на флейтах, чтобы сообщить Богу Дождя, что дождей достаточно, и Бог Дождя прекратил дожди до тех пор, пока не увидит новые ракеты.
Boat Racing Festival - Фестиваль гонок на лодках (середина октября, один день, во многих городах Лаоса).
Этот фестиваль проходит в конце октября во многих городах Лаоса, таких как Вьентьян, Луанг Прабанг, Паксе, Саванакет, Ванг Вьенг и др. после окончания трехмесячного поста монахов вовремя сезона дождей.
В 15 день 11 лунного месяца на рассвете проходят службы во всех храмах. Вечером в храмах проходят процессии при свечах и сотни красочных лодочек их листьев (кратонгов), украшенных цветами и свечами устремляются вниз по рекам, чтобы высказать уважение к речному духу, Наге. На следующий день проводится популярное и захватывающее соревнование на лодках.
Самый большой и самый значительный фестиваль лодочных гонок (Boun Xuang Heua) в Лаосе проводится в Вьентьяне, на реке Меконг. Эта гонка проводится на 16-й день 11 лунного месяца, и начинается с раннего утра. Более 20 лодок-драконов и гребцов выстраиваются в линию для гонки на реке Меконг. Участники приезжают со всего Лаоса, чтобы принять участие в соревнованиях во время этого знаменательного фестиваля.
Обычно соревнования проводятся между тремя категориями лодок: спортивные лодки для мужчин; традиционные для мужчин и традиционные для женщин. Команды гребцов обычно спонсируются либо крупными компаниями, такими как Beer Lao, производящее пиво, и телекоммуникационными компаниями, либо министерствами или организациями во Вьентьяне.
Улица Фа Нгум, дорога вдоль берега реки Меконг и другие улицы, ведущие к реке, начинают заполняться макашницами и небольшими лавкам за несколько дней до начала фестиваля. Они продают все виды одежды, еду (особенно это жареная курица и липкий рис, приготовленный в бамбуковых трубах), фрукты и напитки.
В день гонки город оживает, всюду царит атмосфера праздника. Команды пробираются к реке либо на грузовике, либо пешком, стучат в барабаны и поют. Улицы, ведущие к Меконгу и набережная переполнены, так как тысячи зрителей приходят сюда, чтобы поддержать свои команды.
Любители этого вида спорта (да, лодочные гонки - это спорт в Лаосе!), занимают лучшие места на берегу реки с самого утра. Когда лодки мчатся по реке, вы можете слышать, как люди приветствуют свои команды, кричат и стучат в барабаны.
Обычно гонки начинаются с женских команд, за которыми следуют мужские. Последний раунд происходит днем, а иногда гонка продолжается до позднего вечера. Победитель в каждой категории получает денежный приз и кубок. После окончания гонки призы вручаются победителям высокопоставленными чиновниками. Но празднование на набережной продолжается до позднего вечера.
Boun Tat Luang – Тат Луанг Фестиваль (конец ноября, 1 день, Вьентьян).
Этот религиозный фестиваль проводится в окрестностях Золотой ступы Тат Луанг, национального символа Лаоса, находящегося в столице страны, Вьентьяне. Здесь собираются сотни монахов, чтобы принять подношения от жителей страны. Во время фестиваля проводится большой фейерверк вечером. А за неделю до самого фестиваля здесь открывается международная торговая ярмарка, демонстрирующая развитие туризма туризм в Лаосе и других странах АСЕАН. Также на ярмарке продается одежда, сувениры, еда и напитки. Также в это время на площади перед ступой проводятся концерты.
Во время фестиваля огромная толпа собирается у ступы на рассвете, чтобы воздать должное ступе. Шествия монахов, известные как так-бат, начинаются в 7 утра на территории Ступы Тат Луанг, но толпы начинают прибывать на ступу до 5 утра, чтобы занять лучшие места, помолиться и подготовить свои пожертвования. И внутри, и за пределами монастыря, эспланада Тат Луанга полна монахов, которые собираются, чтобы получить подношения.
Во время подношения пожертвований внутри монастыря и на эспланаде снаружи все сидят тихо и слушают молитвы. Некоторые люди льют воду на землю, чтобы попросить Нгамаэ Тхорани (богиню Земли) рассказать духам своих умерших родственников, чтобы они пришли и получили свои подношения, в то время как другие освобождают птиц из клеток, чтобы получить очищение. Когда формальная часть церемонии заканчивается, прихожане заходят на территорию ступы, чтобы отдать подношения монахам, зажечь свечи и ладан и помолиться о удаче.
Далее проводится традиционный пикник, когда люди едят вареную курицу, рис и лапшу в компании своих друзей и семей.
Фестиваль подходит к концу поздно вечером, когда люди со всего Лаоса собираются вокруг ступы Тат Луанг для участия в последней процессии при свечах. Фестиваль заканчивается большим фейерверком.
автор: русский гид Павел Ревенков