Дворы-колодцы
Обычно туристы, приезжающие в Петербург, хотят посмотреть его парадный вид, увидеть Дворцовую площадь и Невский проспект, побывать на Стрелке Васильевского острова и подняться на колоннаду Исаакиевского собора. Однако немногие из гостей города, выражают желание посмотреть на непарадный Петербург, а зря. Ведь именно за парадными фасадами домов и находится настоящий Санкт-Петербург и одна из самых интересных, неофициальных достопримечательностей города - дворы-колодцы.
Предпосылкой к появлению дворов-колодцев стало издание указа Петра Первого строить по центральным улицам здания «одной фасадой». Позже этот указ был подтвержден Екатериной Второй. За растянувшимися на несколько кварталов фасадов домов, строились хозяйственные постройки и небольшие флигеля, к которым вели арки. Постепенно центр Петербурга начинает застраиваться плотнее и дворы становятся все меньше.
В 30-е годы XIX века в Россию приходит мода на строительство доходных домов. Доходными домами постепенно застраивается весь центр Петербурга. Земля начинает все сильнее дорожать, поэтому владелец участка старается застроить каждый свободный клочок земли, оставляя лишь небольшие участки для перехода от одного корпуса здания к другому. Вследствие этого за парадными фасадами появляются целые лабиринты из построек.
Так что же такое двор-колодец? Двором-колодцем называют двор, который со всех сторон окружен построенными вплотную друг к другу домами. Двор колодец может быть достаточно большим, а может напоминать скорее кладовую. Пройти в такой двор можно или через арку, или через парадный вход. Если из одного двора можно пройти в другой, то это уже называется проходным двором. Говорят, проходные дворы-колодцы были созданы специально, чтобы спасаться от холодных, колючих ветров Петербурга. И действительно, зайдите в ветреный день с оживленной улицы под арку во двор. Вы не только услышите, но и почувствует разницу. Будет тихо и безветренно.
К сожалению, посмотреть на неофициальную достопримечательность города, прогуляться по проходным дворам – колодцам сегодня стало не так то просто. Большинство дворов теперь закрыты воротами с кодовыми замками, но если у вас есть желание, то найти еще открытые дворики можно. Возможно, вам повезет и окажется, что именно по этому двору, в котором вы окажетесь, проходил герой романа Достоевского или Гоголя.
История доходных домов в Санкт-Петербурге
Гуляя по Санкт-Петербургу, мы восхищаемся его прямыми проспектами и улицами, широкими площадями, монументальными памятниками и необычайно интересной архитектурой. Однако, как это ни удивительно, большая часть зданий, расположенных в историческом центре города, являются доходными домами, а не особняками или дворцами богатых горожан и влиятельных особ. Что же это такое доходные дома? Откуда они появились? И почему центр города был ими застроен? И кто жил в таких домах?
Доходный дом – дом, который строится специально для сдачи квартир, комнат в наем с целью получения прибыли. Понятие «доходный дом» существует уже более 250 лет. Первые доходные дома появились в России еще во время царствования Елизаветы Петровны. Предприимчивые и, конечно, богатые люди стали возводить «дома под жильцов», сдавая их тем, кто нуждался в жилье. Постепенно невысокие, чаще всего, деревянные здания перестраивались в двух -трехэтажные каменные дома, этажи и квартиры, в которых продолжали сдавать. Расцвет же доходных домов пришелся на середину XIX века.
В XIX веке быстро растет население города, за счет приезжающих на заработки людей, а жилья для всех не хватает. Вследствие этого цена на землю в центре города становится очень высокой, поэтому не всякий петербуржец, обладающий приличным доходом, может себе позволить купить землю или старый особняк и построить для себя дом. Ему проще снять этаж или комнаты в красивом доходном доме, которые повсеместно возводятся в Санкт-Петербурге. Поэтому владельцы участка стараются застроить каждый клочок купленной земли, дабы извлечь наибольшую прибыль, вследствие чего появляются знаменитые дворы-колодцы.
Такие здания возводятся быстро. И. Пушкарев в 1839 году в своей книге «Описании Санкт-Петербурга и уездных городов Санкт-Петербургской губернии» пишет: «Постройка новых зданий в Петербурге производится с быстротой почти невероятною… Едва только положат фундамент, как через пять месяцев делается уже огромный каменный дом в три или более этажей, в котором на другой год все комнаты от чердака до уголка дворника наполняются постояльцами… Торговля домами приносит здесь большие доходы». Но до 30-х годов XIX века доходные дома имеют не больше трех этажей. Пятиэтажный дом на Лиговском проспекте – диковинка того времени, впервые появляется в 70х года XIX века. Жили в таких дома представители всех сословий и званий. Обычно первый этаж доходного дома сдавался под магазины, ателье или рестораны. На втором этаже – самом удобном и от того престижном, жил сам хозяин доходного дома или очень богатый квартиросъемщик. Третий этаж также предназначался для богатых съемщиков. На четвертом или пятом этажах селились, чаще всего, чиновники со средним доходом, а вот чердак сдавали мещанам или же студентам.
Строительство таких домов было делом очень прибыльным, ведь сдавали в таких домах целые этажи, квартиры, стоимость которых зависела от количества комнат от 30 до 1, просто комнаты и даже углы. На стоимость съемного жилья также влияло расположение окон – на улицу или во двор, наличие их вообще, а также место расположения самого дома – престижный район или же бедном квартале. В те времена в Северной столице даже была такая поговорка: Лучше иметь доходный дом в Петербурге, чем золотой прииск в Сибири.
В доходных домах снимали квартиры и комнаты поэты, писатели, композиторы и художники в XIX-начале XX веков: Пушкин, Гоголь, Блок, Ахматова, Римский-Корсаков, Чайковский, Крамской, Куинжи и другие. Достоевский селил своих героев в доходных домах, поэтому описание такого дома не сложно найти в его произведениях.
После революции 1917 года все доходные дома, как частная собственность были ликвидированы. Однако сегодня прогуливаясь по улицам города мы можем наслаждаться и восхищаться многообразием стилей, красотой и изысканностью бывших доходных домов.
Парадная или подъезд – как правильно?
Соперничество между двумя городами, двумя столицами России – Москвой и Санкт-Петербургом ведется уже более 300 лет. И это соперничество затрагивает разные области жизни людей, в том числе оно распространяется и на разговорную речь. И первое что приходит нам на ум это такие слова как парадная и подъезд. Все мы знаем, что в Москве – подъезды, а в Петербурге парадные. И ни в коем случае нельзя перепутать. Но откуда пошло это различие? Как все правильно называть вход в дом? И в чем же отличие парадной от подъезда?
Но прежде чем отвечать на эти вопросы, давайте разберемся в понятиях подъезда, парадной и лестницы. Да, вход в дом также иногда называют и просто лестницей под определенным номером. Итак, подъездом называют открытое пространство на улице – небольшую площадку, по которой подъезжают к входу в дом. Лестницей называют сооружение, ведущее в дом или находящееся в нем.
В дореволюционные времена в Петербурге и в Москве в особняках и доходных домах существовало несколько лестниц: парадная – по такой в дом заходили хозяева, гости или высокопоставленные посетители; боковая (их могло быть несколько) – чтобы входить или выходить из дома, не встречаясь с кем либо на парадной лестнице; черная – использовалась прислугой и вела в служебные помещения - кухня, кладовая для дров и т.д.
После революции особняки, доходные дома были национализированы. Некогда огромные комнаты были разделены на небольшие помещения и отданы нуждающемуся в жилье населению. Большие же квартиры, в которых раньше жили богатые горожане, также были поделены перегородками, тем самым уменьшалась и площадь квартир, но увеличилось их количество. Вследствие чего, в одни квартиры можно было попасть только с парадной лестницы, а в другие с черной. Сначала, чтобы уточнить, где находится та или иная квартира, говорили по какой лестнице туда можно попасть. Позднее же словосочетание «парадная лестница» было сокращено до одного слова – парадная. Учитывая большое количество старого фонда в Петербурге и практически отсутствие новой застройки, слова парадная и черная лестница укоренились.
А вот в Москве, которая после революции воспрянула ото сна, приветствовалось все новое, в том числе и новые слова – неологизмы. Словосочетание парадный подъезд прошло через «советское окультуривание». И получилось, что вход в помещение и само помещение с лестницей стали называть подъездом, хотя как мы уже выяснили подъезд не может находиться внутри дома.
Исходя из выше сказанного, правильнее будет называть вход в дом и помещение с лестницей, ведущей на разные этажи, парадной, а не подъездом. Да и можно ли назвать подъездом помещение с лепниной, старинной изразцовой печью и необычайно изысканными лестничными балясинами?
Коммунальные квартиры Петербурга
Когда то в 90-е годы XX века была популярна песня группы Дюна «Коммунальная квартира», на нее же тогда сняли и клип, в котором была отражена вся романтика коммуналок. Казалось бы, время коммунальных квартир прошло и у каждой отдельной семьи есть своя квартира, однако это далеко не так. Примерно 700 тысяч петербуржцев сегодня проживает в коммуналках и для них коммунальный быт - часть повседневной жизни.
Прообраз коммунальных квартир появился еще в XIX веке, когда в больших промышленных городах появился новый вид съемного жилья: аренда комнат или «углов» в комнате. Да и молодые, романтически настроенные люди, которые зачитывались романом Чернышевского «Что делать?», арендовали жилье с компаньоном, поддерживая модную в те времена романтическую идею единения по интересам.
Но если мы обратимся к произведению Булгакова «Собачье сердце», то поймем, что появились коммунальные квартиры в том виде, что мы сейчас знаем, после революции. Богатые особняки и доходные дома подверглись «уплотнению». Огромные квартиры по 20-30 комнат, в которые вели несколько лестниц (парадная, боковая, черная лестницы), с ванной комнатой, комнатой для прислуги делили на 2, а то и три части, как и огромные залы и комнаты также были поделены тонкими перегородками. В каждую такую уже конатушку заселялась семья. Порядок заселения разрабатывал сам В.И.Ленин. Тогда же стал формироваться и коммунальный быт, в котором особое место занимает посменное дежурство всех жильцов по очереди по наведению чистоты общей территории квартиры.
Расцвет же коммунальной жизни приходится на послевоенное время. В Ленинград возвращались люди после эвакуации, приезжали так необходимые, обескровленному городу, рабочие люди. Но несмотря на большие потери во время Блокады, жилых площадей не хватало. Вот и пригодились коммуналки.
Было несколько попыток расселить коммунальные квартиры, особенно активно проводилась политика по расселению во времена Хрущева. Однако, как ни печально, но коммунальные квартиры и сегодня продолжают существовать.
Но, несмотря на все минусы, коммунальная квартира до сих пор остается привлекательным вариантом жилья. Ведь в коммунальных квартирах 6-8 комнатных, с общей кухней, в которой у каждой семьи есть свой стол и 2 газовых конфорки, с одной ванной, в которой чтобы помыться нужно заранее занять очередь, с общим туалетом, где на стене висят унитазные кружки каждой семьи, сохраняется особый петербургский дух.
Коты Эрмитажа
В Петербурге проживает большое количество кошек. Но самыми знаменитыми представителями семейства кошачьих являются эрмитажные коты. Первого кота, который был привезен в город, звали Василием и хозяином его был сам император Петр I. Царь привез его из Голландии и поселил в деревянном Зимнем дворце, дабы кот ловил мышей. Но животное оказалось ленивым и наглым, не любил никого, кроме самого императора. Кот Василий по обыкновению своему утром лежал на ступенях парадной лестницы и встречал всех, кто приходил на прием к царю. В этом и заключалась его работа.
При дочери Петра I, императрице Елизавете Петровне, коты в Петербург были завезены из Казани в большом количестве, дабы избавить город от полчища крыс и мышей, которые не только уничтожали съестные запасы в амбарах и складах, но и портили здания. В историю распоряжение императрицы вошло как «Указ о высылке ко двору котов».
Вошедшая вскоре на российский престол императрица Екатерина II не питала нежных чувств к котам и кошкам, из домашних животных предпочитала держать собак левреток. Однако кошкам дала статус «охранников картинных галерей» и приказала оставить в Зимнем дворце. Тогда же появилось и разделение котов по статусам: комнатные и надворные. Комнатным котам было разрешено гулять по залам дворца, являясь своеобразным его украшением. Спать в корзинах для дров. У комнатных котов еды было вдоволь, да и ухаживали за ними не хуже левреток императрицы. Надворным же жителям следовало жить в подвалах дворца и ловить грызунов. Кормили их также сытно, как и более ранжированных коллег.
Потомки казанских эрмитажных котов погибли во время Блокады Ленинграда. Эрмитаж и город вновь заполонили крысы и мыши. По рассказам очевидцев грызунов было так много, что приходилось останавливать транспорт, чтобы пропустить стаи крыс. После окончания войны в город вновь были завезено около пяти тысяч котов и кошек. Именно им предстояло освободить Ленинград от нашествия грызунов. И нужно сказать, что кошки, смотря на поставленную сложную задачу, справились с ней.
Сегодня в Эрмитаже проживает около 50 представителей семейства кошачьих. Каждый «работник Эрмитажа» - такой статус дан эрмитажным котам, поставлен на довольствие музея. Животные ловят грызунов – их основная обязанность, а взамен получают кличку, противоблошный ошейник, двухразовое питание и море внимание от других работников музея и от посетителей Эрмитажа.
Петербург – город ангелов
Петербург называют городом ангелов. Ангелов в городе и правда очень много. Их можно увидеть на шпилях, колоннах, триумфальных арках и фасадах домов. Ангелы сопровождают жителей города и гостей повсюду, в какую часть города они бы не посетили. Так почему же в Петербурге так много этих небесных созданий? Правда ли что они охраняют город и жителей города?
Ангел в переводе с древнегреческого языка означает вестник, посланник. В православной традиции ангел – это дух, выражающий волю Божью. Чаще всего ангелов описывают как человекоподобных эфемерных существ с белоснежными крыльями за спиной. Ангелы также являются олицетворением небесного воинства, поэтому они могут быть изображены как в белых рясах, так и в воинских латах.
Первый ангел в Петербурге появился еще при Петре I. Как только была возведена колокольня Петропавловского собора, ее шпиль украсил первый деревянный ангел. С тех пор ангел немного изменил положение. Если раньше он двумя руками держался за крест и буквально летел параллельно земле, то сегодня ангел Петропавловского собора летит почти вертикально и правой рукой держится за крест, а левая поднята к небу. Перед нами ангел – хранитель, который несет тяжелую ношу на своих плечах, охраняет город.
В 1834 году город обрел еще одного ангела-хранителя, когда в центре Дворцовой площади была воздвигнута Александровская колонна. Колонну венчает скульптура ангела, лицо которого имеет сходство с лицом императора Александра I, работы скульптора Б. И. Орловского. В отличие от ангела со шпиля крепости, крест, в руках посланника Александровского столба, попирает змея – символ неприятеля – француза.
Двадцать четыре ангела украшают балюстраду и Исаакиевского собора. Ангелы одетые в воинские латы символизируют небесное войско. По углам крыши собора также расположены ангелы, держащие в руках светильники, которые когда то освещали собор.
И если присутствие небесных созданий на крышах, балюстрадах и шпилях культовых и светских государственных зданий, выглядит вполне естественно и уместно, то появление ангелов в виде украшений на жилых домах довольно необычно.
Так привлекает к себе внимание «Дом с ангелом», находящийся на Малом проспекте Петроградской стороны. Здание было построено в начале XX века в стиле модерн и в нем когда то располагалось Товарищество по устройству жилищ Петровского Коммерческого училища. Однако сегодня это обычный жилой дом со своей интересной историей, в которой важную роль сыграл ангел на фасаде - прекрасная девушка и с красивыми пропорциями тела и большими белыми крыльями за спиной. Говорят, она является хранителем этого дома и именно благодаря ее заступничеству, во время Блокады Ленинграда на этот огромный пятиэтажный дом совершенно не пострадал.
Сосчитать всех ангелов, живущих в Петербурге – непростая задача, возможно поэтому никто так и не смог этого сделать. Но если вы зададитесь такой целью, то станете первыми, только не сбейтесь со счета.
Удивительный район Коломна
Есть в Петербурге район, который называют Коломна. Он делится на Малую и Большую Коломну по островам - Покровскому и Коломенскому. Откуда взялось такое необычное название доподлинно не известно. Но многие историки придерживаются мнения, что пошло оно от мастеровых людей, приехавших на строительство Петербурга из одноименно подмосковного города.
Коломна - удивительное место, гуляя по которому можно ощутить дух Петербурга. В нем нет блеска Невского проспекта или суеты Каменноостровского. Это наоборот очень спокойное, тихое место, наполненное многочисленными достопримечательностями. Здесь проживали поэты и писатели, великие князья и предприниматели, полководцы и художники. Гоголь, Пушкин, Блок, Репин находили вдохновение, гуляя по улицам этого района.
А. С. Пушкин, впоследствии вспоминая о жизни в доме Клокачёва, что на набережной реки Фонтанки, напишет поэму «Домик в Коломне».
А. А. Блок, живя в доме на набережной реки Пряжки, сочинит знаменитое стихотворение «Ночь. Улица. Фонарь. Аптека.»
Но не только именами великих людей может похвастаться этот удивительный район. В Коломне находится множество храмов. Среди них можно увидеть как православные церкви, так и еврейскую синагогу, и римско-католический храм, и протестантскую кирху. В этом районе почти с самого его основания селились рабочие, мастеровые, торговцы, служивые люди, приехавшие из разных уголков Российского государства. Людьми они были верующими, но исповедовали разную веру, от того так много разных храмов.
Что же касается дворцов или особняков, то и они имеются. Чего только стоит невероятной красоты и изящества Алексеевский дворец, напоминающий нам скорее средневековый замок, построенный на берегу реки Луары. Не уступает ему по роскоши и особняк Г.Г. фан Гильзе фан дер Пальса, что возвышается на Английском проспекте. И если дворец принадлежал великому князю Алексею Александровичу Романову, что объясняет его роскошь, то особняк был построен для нидерландского подданного Генриха фан Гильзе фан дер Пальса.
Одним словом - есть и где погулять в Коломне, и на что посмотреть.