Наталия Михалусь | Публикации

ВАЛАШСКАЯ ЦЕРКОВЬ

Одним из самых красивых памятников львовского архитектурного ренессанса является храмовый комплекс церкви Успения Богородицы, часовни Трех Святителей и башни-колокольни Корнякта. Хотя эти здания построены в разное время и разными архитекторами, их стилистическое единство и гармоничность продолжают поражать совершенством линий и продуманностью заложенных идей.

Сооружение Успенской церкви продолжалось несколько десятилетий, деньги на строительство собирали с целой Украины. Среди жертвователей были украинские гетманы, московские цари, обладатели Молдавии и Валахии. Именно последним храм обязан своим другим названием – Валашская церковь. Изображение личных гербов молдавского воеводы Мирона Бернавского и царя Федора Ивановича использовано в внутренней росписи церкви, а в подземельях храма были когда-то захоронения трех молдавских княгинь из рода Бернавских-Могил. Отстроенную после пожара 1571 года итальянским архитектором Павлом Римлянином церковь снова освящено 26 января 1631 года. Для участия в церемонии прибыло много гостей, среди которых – архимандрит Киево-Печерской лавры Петр Могила. В этой же самой церкви 1633 года Петр Могила был рукоположен на митрополита киевского.

Первая из сооруженных возле церкви колоколен завалилась в 1570 году. Деньги на строительство новой башни пожертвовал грек из Кандии Константин Корнякт. Сооруженная по образцу типичной итальянской кампанеллы, башня Корнякта стала одним из главных и наиболее узнаваемых элементов панорамы Львова. Кроме этого, башня была символом украинского Успенского братства, ее изображение размещали на братских печатках. Колокол «Кирилл», который висел на башне, славился густым и звонким голосом. На протяжении 1578-1591 годов с западной стороны колокольни было пристроено небольшую часовню Трех Святителей.

Башня несколько раз горела, а современный вид получила после реконструкции 1792-1795 годов. Кроме прямого предназначения колокольни, башня, время от времени, исполняла и функции городской фортификации.

Площадь имени поэта

Идея установить во Львове памятник славному поэту Адаму Мицкевичу появилась сразу же после его смерти. Но из-за финансовых трудностей и продолжительных споров относительно концепции монумента и выбора наилучшего проекта, памятник был открыт только 30 октября 1904 года. Его автором стал Антон Сулима Попель. До сегодняшнего дня много кто считает, что монумент был общей работой польского архитектора и его украинского ученика Михаила Паращака. Сам М. Паращак никогда особенно не претендовал на авторство памятника, подчеркивая, что его помощь учителю ограничивалась только обработкой технических деталей проекта.

Благодаря изготовленной из итальянского гранита колонне, памятник получил элегантное композиционное решение. Памятник является почти совершенной оссю симметрии площади, а потому со всех сторон выглядит хорошо. Монумент гармонически вписался в архитектурное окружение площади и вот уже сто лет является украшением Львова.

Характерный фон памятнику А. Мицкевичу создает дом, возведенный в 1912-1921 годах Йоной Шпрехером для нужд галицких нефтевых компаний. Дом, который был возведен на деньги Й. Шпрехера, львовяне называли «небоскребом», сетуя на то, что на его фоне памятник великому польскому поэту сразу стал выглядеть меньше. Интересными были времена, когда люди всерьез называли «небоскребом» семиэтажный дом.

В 1912 году позади памятника Мицкевичу засияла одна из первых в городе световых реклам. Реклама кинотеатра «Байка», которая вечерами ритмически включалась и выключалась на том месте, где сейчас сооружено дом «Укрсоцбанка». Иногда возникал комический эффект. Включаясь в неподходящие моменты речей, которые провозглашались во время митингов около памятника славному поэту, большой сверкающий лозунг «Байка» часто сводил на нет патетический порыв местных митингующих.

На месте отеля «Жорж» раньше стоял другой отель под названием «Де Рюс». Его основателем был Жорж Гоффман, которому современный отель обязан своим названием. Сегодняшние архитектурные формы «Жорж» приобрел в 1899-1900 годы. «Де Рюс» и «Жорж» в старом Львове считались наилучшими, поэтому именно в них останавливались знаменитости. Среди известных гостей этих отелей были писатели Оноре де Бальзак, Этель-Лилиан Войнич, композиторы Ференц Лист, Морис Равель, нобелевский лауреат Жан-Поль Сартр, коммунистический деятель Никита Хрущов. На протяжении 1945-1995 годов отель носил название «Интурист». Сейчас ему возвратили старое название.

Жовковский пригород и Кракидалы

Сразу за городской Оперой и театром им. Заньковецкой начинается северный участок Львова, который когда-то называли Жовковским пригородом. Заселенную евреями часть этого участка называли Кракидалами. Название происходило от наименования торгового пути, что вел через пригород со Львова в Краков. Кракидалы славились своими базарами, где цены на продукты были вдвое ниже, чем в центре города. Кроме продуктов, здесь торговали разнообразными дешевыми и низкокачественными товарами, которые имели общее название «тандетта». Еврейский участок сильно пострадал во время немецкой оккупации Львова, и сейчас уже мало что напоминает о ее торгово-предпринимательском прошлом.

Историки предполагают, что в княжеские времена на территории бывшего Жовковского пригорода находилась основная часть городской застройки. На это указывает большое количество самых древних храмов Львова, которые большой полудугой охватывают склоны горы Высокий Замок. Именно здесь разместился самый древний архитектурный памятник Львова – церковь св. Николая Мирликийского. Храм был построен в XIII веке. Возможно, около святыни находились одни из ворот, что вели к укрепленной части княжеского града. Ученые считают, что церковь была родовой усыпальницей галицких князей. Позднее при церкви существовали приют для нищих и школа. Современный вид святыня приобрела после перестройки в начале XIX века.

Далее от церкви св. Николая на север (при древнем торговом пути) возвышается церковь и монастырь св. Онуфрия. Деревянная церковь в этом месте существовала уже в княжеские времена, а современное сооружение было построено в середине XVI века за содействия князя Константина Острожского. Согласно с преданиями, в одной из келий Святоонуфриевского монастыря действовала типография Ивана Федорова, и именно здесь 15 февраля 1574 года он окончил работу над своим «Апостолом» - первой кириллической книгой, напечатанной на украинских землях. В 1564 году на монастырском кладбище был похоронен властелин Молдовы Стефан Томша, голову которому отрубил палач на львовском Рынке. Со временем в Святоонуфриевской церкви похоронили книгопечатника Ивана Федорова. Жаль, что ни могила первопечатника, ни его надгробная плита не сохранились. С 1977 года в монастыре работал Музей Ивана Федорова. В 1990 году монастырские сооружения были вместе с храмом св. Онуфрия возвращены ордену василиан.

Ближе к центру города размещен костел Марии Снежной. Основана первыми немецкими колонистами в XIII веке святыня продолжительное время была главным римо-католическим храмом города. Только в 1415 году приход перенесли из костела Марии Снежной в собор. При костеле действовали церковные братства, что занимались помощью бедным, опекой над бездомными и организацией похорон убогих горожан. В феврале 1695 году костел на некоторое время стал оборонительным сооружением, из его башни стреляли по татарам, которые прорвались с пригорода до самых Краковских ворот. В советское время костел закрыли, а в конце 1980-х годов там устроили выставочный зал.

Улица Снежная ведет от костела Марии Снежной к монастырю бенедектинок. Строительство костела Всех Святых и монастыря началось в конце XVI века, но после большого пожара 1623 года почти весь комплекс пришлось перестраивать. Особенной благосклонностью к монастырю отмечался король Ян Собесский, который в 1676 году даже позволил монастырю основать собственную юридику на магдебургском праве. В середине XVIII века устрашением целой окрестности был мясник, который работал при монастыре. После Второй мировой войны монахини уехали в Кшешов в Польше, а в монастыре расположилось училище, которое имеет сейчас статус музыкально-богословского. Недавно отреставрированный храм радует глаз изысканным сочетанием мощного могущества массивных контрфорсов с ажурным изяществом атика сооружения.

Вокруг Рынка

Из площади Рынок раньше выходило восемь улочек – по две улочки с каждого угла. Две из них – Галицкая и Краковская – когда-то вели к главным воротам города, с них начинались дороги в направлении Галича и Кракова. В XIV веке улицу Краковскую называли Татарской, так как на ней, в районе городских ворот, проживали татары. Татар выгнали из города в 1403 году, но они еще долго жили в пригородах, строя свои жилища в крепостном рву.

В XVII веке на Краковской улице находился цех львовских художников (ул. Краковская, 22). Вход в дом украшала вырезанная из камня фигурка покровителя художников – св. Луки, которая сохранилась, к сожалению, не в наилучшем виде. Художники жили на Краковской улице и позднее. В XIX веке здесь проживали Теофил Копистинский, Иоанн Гаар, Алоиз Рейхан.

Угловой дом между улицами Краковской и Шевской (ул Шевская,2) имел раньше название Абрековской каменицы. Это здание вошло в историю города благодаря письменному творчеству, которое во второй половине XVI века практиковали львовские шутники на оконницах упомянутой каменицы. Те, кто желал донять своих недругов, тайно делали язвительные граффити и не всегда приличные рисунки. Традиция оказалась настолько стойкой, что в 1601 году магистрату пришлось принять специальное решение о запрете разрисовывания Абрековской каменицы и даже выставить около нее ночного сторожа. В ресторане, который находился на ул. Шевской, 4, в 1891 году праздновал свою свадьбу Василий Стефаник. Рядом с 1852 года работал ресторан Нафтулы Тепфера (ул. Шевская, 12), постоянными клиентами которого были львовские художники.

Причудливое название имела в средневековье современная улица Друкарська. До XIX века она называлась Дорогой за оленем. Такое название появилось из-за несуществующей сейчас каменной скульптуры на угловом от площади Рынок доме на этой улице. Дома на улице Друкарськой стоят не в один ряд, их фасады творят неравную линию – именно так в давние времена выглядело большинство львовских улиц. На Друкарськой находился офис Общества «Просвита».

Самыми интересными домами улицы Ставропигийской являются дома Музея-аптеки (ул. Ставропигийская, 1) и бывшей типографии Пиллера (ул. Ставропигийская, 11). Аптека на улице Ставропигийской является самым старым фармацевтическим заведением города. Здесь продается «железное вино» - фирменная микстура, что хорошо поправляет здоровье, но может быть вредной для зубной эмали, поэтому ее пьют через соломинку. Недалеко от аптеки, в типографии Пиллера, 15 января 1776 года вышла из-под типографического пресса первая в Украине газета «Gazette de Leopol».

Улица Руська была в старинном Львове центром украинской общины. Современные историки обратили внимание на то, что улица находится в самой лучшей части средневекового города, подальше от болотистой долины реки Полтвы. Некоторые считают это доказательством возникновения центра города еще во времена Галицко-Волынского княжества. А и в самом деле, какой покровитель поселил бы своих земляков в плохом месте? Угловой дом между улицами Руськой и Сербской (ул. Руська, 2) в первой половине XVII века занимала типография Михаила Сльозки, который был исправным, но не очень чистым на руку предпринимателем. Свое поместье М. Сльозка заработал на «пиратских» изданиях книг. На том месте, где улицу Руську сейчас пересекает улица И. Федорова, был вход в еврейское гетто, который на ночь закрывали прочными воротами. Много дискуссий вызывало в свое время сооружение дома общества «Днестр» (ул. Руська, 20). Критики утверждали, что сооруженный дом сузил перспективу осмотра Валашской церкви и башни Корнякта, чем ухудшил восприятие этих чудесных памятников львовского ренессанса. Впрочем, польза для украинской культуры от новостройки оказалась значительно больше. В доме общества «Днестр» работало значительное количество известных представителей украинского движения, происходили собрания общественных и политических деятелей.

От «Ярослава» до «Галичины»

Железнодорожная эпоха началась для Львова в 14 часов 30 минут 4 ноября 1861 года. В это время открылось движение по новой железной дороге. Эта дорога соединила Львов с железнодорожной сетью Габсбургской империи и во Львов прибыл первый поезд из Вены. Первый локомотив, что въехал на львовский вокзал, имел собственное имя – «Ярослав». Для того, что бы увидеть неимоверное чудо техники, которое двигалось с фантастической скоростью – 20 километров в час, к железнодорожному полотну сходились большие толпы галичан. Перед львовским вокзалом толпа прорвалась сквозь ряды полицейских, из-за чего наместник и почтенные гости не успели вовремя достаться к перрону, чтобы взять участие в приветствии первых пассажиров. Впрочем, пышных торжеств во Львове не было. Деньги, которые дирекция железной дороги первоначально выделила на празднование, со временем пожертвовали в фонд помощи бедным. Скромное торжество ограничилось несколькими речами и освящением отцом Васневским локомотива и первого деревянного сооружения львовского вокзала.

Строительство первого железнодорожного вокзала вызвало в городе большую общественную дискуссию. Наибольший спор был относительно места, где должен был появиться вокзал. Как варианты рассматривались участки в районе современных улиц Бандеры и Клепаровской, и даже верхняя часть парка Ивана Франка. Для определения места строительства будущего железнодорожного вокзала среди львовян был проведен референдум. Персонал первого львовского железнодорожного вокзала состоял только из38 человек: начальник, 26 клерков, 10 надзирателей и врач.

Современное здание железнодорожного вокзала открыто 26 марта 1904 года. Сначала вокзал был одноэтажным, железнодорожные пути и перроны поднимались над уровнем здания, поэтому сооруженный над путями ажурный дебаркадер возвышался над сооружением вокзала.

Здание вокзала сильно пострадало во время Первой мировой войны. В воскресенье 20 июня 1915 года главный львовский вокзал подожгли российские военные, которые отступали из города. Огонь уничтожил роскошный интерьер в залах ожидания и повредил фрески кисти Иосифа Баллы в центральном вестибюле.

В 30- х годах вокзал перестроили, достроив второй этаж и отремонтировав дебаркадер.

В 2003 году вокзал отреставрировали. Хотя бурные события XX века сильно изменили начальный вид львовского вокзала, он и дальше продолжает поражать гостей города своим величием. Много поездов, которые отходят от львовского вокзала, имеют свои фирменные названия: «Львов», «Карпаты», «Галичина».

Хранилища книжных сокровищ

Над входом в Научно-техническую библиотеку Национального университета «Львовская Политехника» (ул. Библиотечная,2) виднеется латинская надпись, которая могла бы стать лозунгом всех львовских библиотек, - «Здесь мертвые живут, а немые говорят».

Самой старой среди существующих львовских библиотек является Научная библиотека университета имени Ивана Франка. Она была основана еще в 1608 году как библиотека иезуитской коллегии, а начиная с 1661 года, стала университетской. Ее фонды существенно пополнились после присоединения Галичины к Австрийской империи. Правда, вскоре библиотеку постигло большое несчастье – во время пожара 2 ноября 1848 года сгорело почти 40 тысяч старинных книг.

С 1905 года главный корпус Научной библиотеки Львовского университета разместился на ул. Драгоманова, 5. Во время Второй мировой войны в библиотеку попала авиабомба, поэтому в некоторых книжках из фонда отдела украинистики еще в 90-х годах прошлого века можно было найти небольшие осколки. Сейчас в фондах библиотеки есть почти два миллиона экземпляров печатных изданий. Среди библиотечных раритетов есть почти полсотни инкунабул, более двух тысяч старопечатных книг, коллекция рукописей XIX – XX веков. В конце 80-х годов прошлого века в главном читальном зале библиотеки были восстановлены фрески с аллегорическими изображениями четырех главных факультетов старого университета: медицинского, теологического, правоведческого и философского.

Книжные сокровища исключительной ценности собраны в Львовской национальной научной библиотеке им. В. Стефаника Национальной академии наук Украины (ул. Стефаника, 3), которая владеет фондами, что насчитывают более 7 миллионов единиц сбережений. Начало библиотеке положил в 1817 году известный меценат наук и искусств граф Юзеф Максимилиан Оссолинский. Для нужд библиотеки он приобрел заброшенные здания бывшего женского монастыря кармелиток ботиночковых. В 1827-1851 годах бывший монастырь капитально перестроил военный инженер Юзеф Бем. Уже с 1833 года библиотека была открыта для посетителей. В этом же помещении, что и библиотека, действовал Музей князей Любомирских и типография. Вся совокупность научных заведений получила название Оссолинеум.

В 1939 году к фондам библиотеки было включено более миллиона книг, рукописей, старопечатных книг, нот из библиотек частных лиц и разных учреждений Львова.

Большой вред библиотеке принесла Вторая мировая война, во время которой была украдена бесценная коллекция из 24 рисунков Альбрехта Дюрера. Часть фондов библиотеки в 1944-1946 годах вывезено в Польшу.

Перед центральным входом в библиотеку в 1971 году появился памятник Василию Стефанику, имя которого носит сейчас это научно-образовательное заведение.

Университет

Особенное место среди учебных заведений занимает университет имени Ивана Франка. Главный учебный корпус этого заведения от 1922 года находится в величественном здании бывшего Галицкого сейма (ул. Университетская, 1), которое было сооружено в 1877-1881 годах архитектором Юлиушем Гохбергером.

Королевскую грамоту об основании Львовского университета было подписано 20 января 1661 года. Львовский университет – самое старое учебное заведение такого типа в Украине. Впрочем, в первые годы своего существования его преследовали сплошные неудачи: официальный статус университета не был утвержден сеймом, ученые из конкурирующих заведений плели интриги, не хватало учебных помещений, а студенты «отметились» во время большого еврейского погрома 1664 года. Только во второй половине XVIII века университет заработал в нормальном ритме.

В 1773 году австрийская власть закрыла львовский университет, но через одиннадцать лет он был возобновлен в реформированном виде. Преподавать в университет начали приглашать ученых со всей Европы. Заведение, которое должно было стать фабрикой чиновничьих кадров для австрийской администрации Галичины, постепенно превратилось в центр украинского и польского патриотических движений. На протяжении 1919-1939 годов университет носил имя польского короля Яна Казимира.

В 1940 году заведению дано новое название в честь известного писателя и общественного деятеля Ивана Франка, а в его названии на протяжении некоторого времени официально употреблялось слово «украинский». Правда, скоро против национально сознательных преподавателей и студентов начались репрессии. На протяжении второй половины XX века университет постоянно пребывал под наблюдением коммунистических органов. Это, однако, не могло помешать периодическому появлению подпольных студенческих групп и кружков. Студенты и преподаватели Львовского университета брали активное участие в акциях протеста 1990-1991 годов.

Сегодня в университете работает полтора тысячи преподавателей и учится более двадцати тысяч студентов, две трети из которых – девушки. Университет имеет собственный ботанический сад, астрономическую обсерваторию, пять музеев.

Кафедральный собор

Рядом с главной площадью города высится кафедральный собор. Храм, который был заложен в 1360 году, строился почти полтора века. Современный вид собор приобрел после реконструкции, проводимой в 60-70-х годах XVIII века. Именно тогда появилось барокковое покрытие башни храма с характерными каменными «вазонами», а интерьер святыни утратил большинство готических элементов. Кроме этого, было разобрано пять часовен, в западном фасаде сделано новый главный вход. Замурованные красным кирпичом готические арки двух давних входов в собор можно и сегодня осмотреть с северной и южной стороны храма.

Внутри кафедрального собора имеется еще восемь часовен, самая импозантная из них – часовня Кампианов. В фамильной усыпальнице Кампианов установлены бюсты городских патрициев, западная стена украшена барельефами на сюжеты из Нового Завета. Обращает внимание изображение Иисуса в виде садовника с лопатой в руках, который учит человека. На стенах собора на цепях подвешены турецкие ядра, которые напоминают об осаде 1672 года. От улицы Галицкой вмурован артиллерийский снаряд, который попал в храм в 1918 году.

Собор был местом не только религиозной жизни. При нем действовала школа. Здесь происходили теологические дискуссии, совещания духовенства и шляхты, разнообразные торжества, от собора начинались и к нему же возвращались праздничные процессии. 20 ноября 1673 года в храме проходил символические похороны польского короля Михала Корибута-Вишневецкого, что умер во Львове. Тело монарха отвезли в Краков, а в стену собора замуровали урну с тем, что осталось после бальзамирования. 11 декабря 1759 года здесь проводились торжества по случаю присвоения Львовским университетом докторских званий. Во время инаугурации молодых ученых произошел небольшой скандал: новоиспеченным докторам пришлось вытолкать из храма нескольких ученых из конкурирующего учебного заведения, которые пытались сорвать церемонию.

В 2001 году собор посетил Папа Римский Иоанн Павел II, со временем здесь было выставлено копию знаменитой Туринской Плащаницы.

Посетить собор лучше самому, дальше от экскурсионного смятения и спешки. Осмотрев интерьер храма, вы сможете хотя бы на несколько минут присесть на старую холодную лаву, отстраниться от жизненной суеты, попробовать почувствовать то, что очищает людской дух и подносит его до небес.

Первоначально собор окружало кладбище, которое ликвидировала в конце XVIII века австрийская власть. От старого кладбища сохранилась только одна часовня Боимов. Обращенный на запад фасад часовни пышно украшен каменной скульптурой и немного напоминает деревянную резьбу украинских иконостасов. Купол часовни Боимов украшен скульптурой «Скорбного Иисуса», который сидит. Эта одна из немногих в Украине подобных скульптур.

Театр на шестнадцати тысячах свай

Театр имени Марии Заньковецкой раньше носил имя своего основателя графа Станислава Скарбека. В молодые годы граф отмечался пагубной склонностью к азартным играм и когда-то даже проиграл за одну ночь несколько своих поместий. После этого он поклялся никогда больше не брать карт в руки и изменить свой образ жизни. Уже в зрелые годы С. Скарбек решил сделать подарок городу, построив за свои деньги театр. Строительные работы начались в 1837 году на части территории бывшего Низкого замка. Авторами проекта стали архитектор из Вены Людвиг Пихль и местный строитель Иоганн Зальцман. Для создания крепкого фундамента в вязкую землю пришлось забить 16 тысяч дубовых свай. Вековечные дубы, а также известь, гипс и камень на строительство привозили из поместий графа около Николаева. Учитывая размах строительства, С. Скарбек пытался экономить на любых мелочах и постоянно лично присматривал за работами. На строительной площадке для него было установлено кресло с высокими подлокотниками, в котором он сидел день в день, несмотря на жару или непогоду. Злые языки утверждали, что он ругался с каменщиками почти что за каждый испорченный кирпич.

Торжественное открытие театра состоялось 27 апреля 1842 г. представлением Александра Фредро «Девичьи обеты». Львовский театр был в то время самым большим театром целой Европы. Зрительный зал, уникальное деревянное перекрытие которого изготовил мастер-плотник Михаил Бидлив, имел 1460 мест. Театр ежедневно давал представления, сначала немецкие и польские, а з конца 40-х годов XIX века и украинские. На сцене театра играли Мария Заньковецкая, Наталия Ужвий и Амвросий Бучма, концертировали Ференц Лист, Игнаций Падеревский и Николай Лысенко.

В 1871 году в фойе театра установлено скульптуру С. Скарбека. В 1940-1941 годах театр был капитально реконструирован, после чего, до самого конца столетия, его уже не ремонтировали. До нашего времени, к сожалению, не сохранилась скульптурная квадрига Аполлона, которая раньше венчала фронтон театра. В честь основателя театра в 1997 г. в стену театрального фойе вмурован медальон с портретом С. Скарбека (арх. Д. Крвавич).

После Второй мировой войны театр получил имя Марии Заньковецкой. Особенную роль творческий коллектив театра сыграл в событиях украинского национального возрождения начала 90-х годов прошлого столетия. Большинство львовян считала за патриотическую обязанность посещать все спектакли на историческую тематику, которые ставил в то время художественный руководитель театра Федор Стрыгун. В этих представлениях господин Стрыгун неизменно выступал в роли украинских гетманов. Не менее популярными в 1990-х годах были традиционные «заньковчанские вечера» - встречи с известными художниками, политиками и общественными деятелями, которые проводились в театре.

Храмы Мельпомены

Один остроумный житель Львова однажды высказался о театральной жизни галицкой столицы так: «Львовский театр – он повсюду, где есть хотя бы один львовянин». Хитро сформулированная фраза не только элегантно подчеркнула типичные черты галичанина – склонность к игре на публику или театральность поведения, но и неопровержимую истину, которая заключается в органическом соединении театрального искусства с общим колоритом города.

Театральные традиции Львова восходят к позднему средневековью. Первые представления на религиозную тематику ставились в городском соборе уже в XV веке. Представления светского характера во Львове начали ставить тремя веками позже. В то же время в городе гастролировали варшавский театр Томаша и Агнешки Трусколавских, немецкая труппа Франца Геттерсдорфа, венгерские театральные коллективы Андраша и Хулвердинга.

По инициативе чеха Генриха Буллы 1787 года в городе появился первый постоянно действующий театр, под который переоборудовали монастырь францисканцев.

Первый львовский театр отмечался мрачным готическим видом. Главный художник театра имел специфический художественный вкус, поэтому нарисованные им декорации также внушали печальное и тоскливое настроение. Театр освещали ночниками, свечи сгорали и капали на головы зрителей. Зрительским залом гуляли сквозняки, в некоторые из лож приходилось подниматься по лестнице, а под сценой, как оказалось позже, длительное время лежали гробы с останками умерших монахов-францисканцев, которые забыли вывезти во время переоборудования монастыря.

1 мая 1795 года итальянский мастер Инноченто Мараино на деньги Казимира Жевуского начал строить летний театр для труппы знаменитого польского драматурга и актера Войцеха Богуславского. Уже через шесть недель театр, который разместился в парку Яблоновских (сейчас частично пл. Петрушевича), поставил драму «Искахар». Войцех Богуславский, который справедливо считается «отцом польской сцены», работал во Львове до 1799 года.

Первым украинским представлением, поставленным во Львове, стало «Девушка на выданье или насильно мил не будешь», которое переделал из «Наталки-Полтавки» Ивана Котляревского священник Иван Озаркевич. Представление сыграли 28 октября 1848 года перед делегатами съезда русинских ученых, что проходил во Львове.

Кроме городских театров имени С. Крушельницкой и М. Заньковецкой в современном Львове действуют и другие театральные коллективы. В послевоенный период во Львов с Одессы был переведен театр российской драмы, который сейчас называется Муниципальным театром (ул. Городоцкая, 36). В 1947 году отдельное помещение получил Областной театр кукол (пл. Д. Галицкого, 1). Львовский кукольный театр известен не только своими представлениями, но и кафе «Кукла», где раньше часто происходили различные художественные акции. В 1985 году во Львове возникла группа единомышленников, которые позднее создали Львовский молодежный театр им. Леся Курбаса. Признание пришло в театр со спектаклем «Забавы для Фауста», которую поставили за «Преступлением и наказанием» Ф. Достоевского. Сейчас театр Л. Курбаса действует в помещении бывшего театра-варьете «Казино де Пари» (ул. Курбаса, 3).

Красочной и неординарной трактовкой классических сюжетов отличаются Театр-студия эстрадных миниатюр «И люди, и куклы» и исключительно оригинальный «Театр в корзине». Два этих коллектива ставят свои спектакли в небольшом уютном зале на ул. Фредра, 6. Деятельность Львовского духовного театра «Воскресение» началась в 1990 году. Художественный руководитель театра уже более десяти лет организовывает ежегодный театральный фестиваль «Золотой лев», который, начиная со своего третьего по счету созыва в 1994 году, стал международным.

Проспект Свободы

Формирование главного проспекта современного Львова началось в 80-х годах XVIII века. На месте бывших крепостных валов было устроено место для прогулок, которое получило название Нижние Валы. Здесь были насажены деревья, расставлены лавочки. Здесь любили прогуливаться господа и барышни из высших слоев населения. Другие львовяне, победнее, ломали деревья и лавки, развешивали сушиться белье и выгоняли пастись домашний скот. В историю города вошел упрямый Арон Мехль, который, несмотря на многочисленные предупреждения, постоянно пас на городской «променаде» свою козу.

Порядок на Валах было наведено только в середине XIX века. После того как в 1859 году здесь был сооружен памятник гетману Станиславу Яблоновскому. В районе современной Оперы стоял еще один памятник – Архистратигу Михаилу. Длительное время современный проспект состоял из двух отдельных улиц, которые разделяла река Полтва. В 1887-1888 годах инженер Вацлав Ибанский построил своды над руслом реки, а известный австрийский садовник Арнольд Реринг разбил над ним парковую аллею.

Проспект Свободы может посоревноваться с любым районом города относительно числа несуществующих сейчас памятников, которые здесь стояли. Кроме упомянутого уже монумента гетману Яблоновскому, в 1898-1950 годах на проспекте высился памятник польскому королю Яну III Собескому, 1952-1990 – скульптура Владимира Ленина. Кроме этого, в разное время существовали планы сооружения на проспекте еще нескольких памятников: Николаю Копернику, Агенору Голуховскому, Юлиушу Словацкому.

Важным акцентом современного проспекта Свободы является памятник Тарасу Шевченко. Большую часть работ над изготовлением памятника профинансировала украинская диаспора. Отлитая в Аргентине скульптура Кобзаря была торжественно открыта в день первой годовщины провозглашения независимости Украины. К пятой годовщине независимости открыто второй компонент памятника – «Волну Национального Возрождения». С обеих сторон «Волну» покрывают барельефные изображения персонажей шевченковских произведений и известных деятелей отечественной истории.

Площадь, где брали пошлину

Переменной была судьба львовского монастыря и храма кларисок. Сооружённый в 1607-1608 годах одним из самых известных львовских архитекторов Павлом Римлянином, костел посвящён как храм Непорочного Зачатия. В середине XVII века святыню трижды уничтожали во время вражеских осад. При турецкой осаде 1672 году именно со двора кларисок турки пытались сделать подкоп под городские стены. Но к счастью львовян, коварные планы врага удалось уничтожить. В ночь с 27 на 28 сентября 1672 года большая группа добровольцев, возглавляемая рыцарем Мальтийского ордена Фридрихом Йоахимом Мегелино, ворвалась со стороны города к турецкому подкопу. Во время ужесточенного боя начался сильный ливень, и потоки воды, которая стекала в подземную галерею, подмыли крепления ее потолка. В последний момент храбрый Мегелино вывел своих людей назад в город, после чего подкоп завалился. Найденные во время земляных работ в конце XIX века следы старого турецкого подкопа породили легенду о существовании тайного подземного хода между женским монастырем кларисок и мужским бернардинцев. Выдуманная в стиле Бокаччо фривольная история живёт поныне.

В 1782 году австрийская власть закрыла монастырь. Сооружения монастыря сначала передали украинскому ордену василиянок, но со временем государство выгнало и их. В монастыре разместили таможню, а ещё позднее – табачную фабрику. «Клариски» снова стали храмом накануне Первой мировой войны. Советская власть в очередной раз закрыла святыню, разместив там сначала склад, а со временем выставочный зал, где экспонировались работы местных художников.

В 1996 году в костеле кларисок открыто «Музей сакральной скульптуры XVIII века «Творчество Иоганна Георга Пинзеля». В советское время бесценные деревянные скульптуры XVIII века просто разрезали на дрова, на некоторых экспонатах заметны следы от пилок варваров. Особенно обращаются к посетителям спасенные в последний момент скульптуры ангелов. Мощную барочную экспрессию излучают скульптурные композиции работы великого мастера «Жертвоприношение Авраама» и «Самсон», которые происходят с алтаря костела с. Годовица около Львова. В храме кларисок, слева от входа, сохранились стенные росписи батальной тематики: «Оборона Львова от татар и турков», «Торжественный въезд короля Яна Собеского во Львов после битвы под Журавном» и «Присяга Яна Казимира».

Напротив костела кларисок высятся стены монастыря бернардинцев с Глинянской башней. Остатки монастырской стены простояли до 70-х годов бывшего столетия в полном запустении. Современный вид стены – последствие реконструкции 1976 года. В теплое время года на Мытной площади стоят летние столики. Здесь можно выпить кофе или пиво, неспешно размышляя о том, как все меняется и как время лечит самые тяжёлые раны.

Город Льва

Все старые города Европы гордятся своей историей. Каждый из таких городов имеет собственную «изюминку», оригинальное отличие, которое выделяет его среди других. Львов является примером уникального соединения целого набора таких особенностей, единственным большим музеем памятников истории и культуры, много из которых известны далеко за пределами Украины.

Необычность Львова следует уже из самого местоположения города, который находится на Большом европейском водорозделе. Львов расположен одновременно в бассейне Черного и Балтийского морей, здесь граничат разные географические регионы, встречаются ареалы распространения флоры Юга и Севера. Кроме этого, на протяжении веков Львов был городом на рубеже культур Востока и Запада, местом, где рядом жили представители разных религий и народов. Когда-то давно один рождённый во Львове писатель метко заметил, что всей своей сущностью Львов тяготеет к Западу, но в городе трудно найти хотя бы одного человека, на которого Восток не наложил бы свой отпечаток.

Прошлое моделирует не только ландшафтный и архитектурный облик каждого города, но и особенности культуры и характера его жителей, их отношение к жизни, к другим людям, к самим себе. В этом плане современный Львов является чрезвычайно удивительным явлением, прежде всего из-за соединения наслоений разных культур, художественных стилей, обычаев и традиций. Такими Галицкую столицу сделали семь с половиной столетий ее истории и много поколений львовян, которые творили о прославляли свой город.

Львов был основан в середине XIII века галицко-волынским князем Данилом Романовичем. Первое летописное воспоминание о Львове приходится на 1256 год. В начале XIV века, в годы княжения Юрия Львовича, город стал столицей Галицко-Волынского государства, а львовский городской герб – общегосударственным символом. После прекращения династии галицких князей и длительной межгосударственной борьбы Польши, Венгрии и Литвы, в 1387 году город попал под власть польской короны. Благодаря удобному размещению на пересечении трансевропейских путей, на протяжении XV-XVI веков Львов переживал экономический расцвет. Город стал важным торговым центром. Вместе с украинцами здесь жили поляки, евреи, армяне, немцы, венгры, греки и итальянцы. В древние времена Львов был одним из немногих в мире мест, где одновременно существовали три церковные митрополии - римо-католическая, греко-католическая и армянская.

В 1772 году Галичина вместе с Львовом вошла в состав Австрийской империи. Австрийцы сделали город столицей самой большой из имперских провинций – Королевства Галичины и Лодомерии с княжествами Освенцимским и Заторским. 1 ноября 1918 года во Львове произошло украинское вооруженное восстание. Спустя несколько дней здесь было провозглашено Западно-Украинскую Народную Республику, столицей которой стал Львов. Неудачная для галицких украинцев война 1918-1919 годов с поляками закончилась присоединением Львова к польскому государству. Во время Второй мировой войны город поочередно принадлежал Советскому Союзу (1939-1941) и Третьему Рейху (1941-1944). В июне 1941 года во Львове было провозглашено возобновление Украинской государственности, но реальной власти украинцы тогда так и не смогли получить. С 1944 года во Львове повторно утвердился коммунистический режим, который просуществовал здесь до 1991 года.

В конце 80-х годов прошлого столетия именно во Львове начался демонтаж коммунистической власти в Украине, здесь происходили первые демократические митинги, создавались неформальные общественные объединения, представители национально-патриотических сил впервые были избраны в состав местного совета. Львовяне активно поддержали акт провозглашения независимости Украины, энергично способствовали украинизации всех сфер общественно-политической жизни государства.

Со Львовом тесно связана деятельность многих деятелей украинской культуры. Здесь жили и творили Иов Борецкий, братья Стефан и Лаврентий Зызании, Кирилл Транквилион-Ставровецкий, Маркиян Шашкевич, Иван Франко, Михаил Грушевский, Василий Стефаник, Иван Труш, Антон Манастырский, Владимир Ивасюк, Игорь Билозир. Рядом с украинскими, в городе жили и работали выдающиеся художники и ученые других народов: Ян Каспрович, Габриеля Запольска, Мария Конопницка, Владислав Белза, Самюель Богумил Линде, Константин фон Вюрцбах, Франц Ксаверий Моцарт, Артур Гроттгер, Станислав Ежи Лец, Рудольф Вайгель, Станислав Улям.

Львов может похвастаться тем, что именно здесь немало вещей произошло впервые в Украине. Во Львове были напечатаны первая в Украине книга и газета, здесь изобрели керосиновую лампу и защитную маску хоккейного вратаря, запущен впервые в Украине воздушный шар и электрический трамвай, изготовлен первый украинский автобус и первый кинескоп. Львовские спортсмены неоднократно становились чемпионами мира и победителями олимпиад.

Львов продолжает оставаться важным культурным и образовательным центром современной Украины. В городе действует полтора десятка высших учебных заведений, более тридцати музеев и галерей, работает много театральных и музыкальных коллективов.

Во Львове периодически происходят международные художественные фестивали и конкурсы.

Признанием особенного статуса города стало включение в декабре 1998 года исторического центра Львова в Список памятников мирового культурного наследия ЮНЕСКО.

Особенная привлекательность Львова уже несколько веков вдохновляет писателей, зовёт к мольбертам художников, создаёт удивительную атмосферу, которую вряд ли можно передать словами.

Чтобы ощутить эту атмосферу города, достаточно лишь один раз побывать во Львове, прогуляться его узкими улочками, попробовать львовского кофе, вдохнуть полной грудью львовского воздуха. Можно очень долго слушать рассказы о Львове, читать посвященные ему книги, просматривать снятые здесь фильмы, но лучше всего увидеть Львов самому.

Два арсенала

Восточная линия древних фортификаций Львова была укреплена сильнее, чем другие участки городских стен. Кроме башен и бастей, здесь размещались два арсенала – городской и королевский.

Первый городской арсенал был сооружен в XV веке, современный – происходит из 1574-1576 годов. С 1582 года при арсенале действовала мастерская для отливки пушек. В середине XVII века арсенал начал исполнять ещё одну, достаточно неожиданную, как на его первоначальное предназначение, функцию. Дом стал пантеоном городской славы Львова. В его стены вмонтировали памятные таблицы на честь прославленных львовян, а военные командиры Крыштоф Арцишевский и Крыштоф Гродзицкий, которые руководили обороной города в XVII веке, были даже увековечены бюстами, установленными на специальных консолях. Позднее в арсенале была следственная тюрьма и даже продуктовый склад. В 60-х годах XVIII веке в доме арсенала держали пленных участников восстания гайдамаков 1768 года. В 1981 году в залах городского арсенала открыто первый музей оружия.

Второй в городе арсенал приказал построить в 1638 году король Владислав IV. Несмотря на импозантный вид, сооружение королевского арсенала имело в мещан не слишком добрую славу. В 60-х годах XVII века начальник арсенала Войцех Радванский превратил его в настоящее бандитское логово. Своевольный и нечистый на руку солдат неоднократно совершал нападения на жителей львовских предместий, а награбленное держал в доверенной ему фортификации. Когда Радванского наконец должны были заключить в тюрьму, он попросту убежал из города. Избежать ареста и суда ему помог ещё один разбойник на военной службе – комендант Высокого Замка Давид Линденрот.

Трагический случай случился в королевском арсенале 29 августа 1704 года. Во время обеденного перерыва один из городских артиллеристов зажёг курительную трубку просто около запасов амуниции. Курение в запрещённом месте ни к чему хорошему не привело. Искра с трубки упала в открытую бочку с порохом, вследствие чего случился взрыв. Только каким-то чудом весь королевский арсенал не взлетел в воздух. Рядом с местом взрыва находились значительные запасы пороха и большие бомбы для пушек, но, к счастью, их прикрывали кипы досок, и поэтому они не детонировали.

После Второй мировой войны в помещениях королевского арсенала разместились фонды Государственного архива Львовской области. В 1971 году известный российский кинорежиссер Эльдар Рязанов снимал здесь свой фильм «Старики-разбойники».

В 1977 году перед арсеналом открыто памятник первопечатнику Ивану Федорову. Сейчас вокруг «печатника книг, доселе невиданных», собирается книжный базар.

В городе находится целое общество библиографов, которые значительную часть своей жизни проводят, перебирая завалы старых книг около королевского арсенала.

Бронзовая память поколений

Города, как и люди, имеют свой характер. Определить черты и особенности такого городского характера лучше всего тем, кого из людей и каким образом чествует тот или иной город. К большому сожалению, памятники в древнем Львове часто устанавливала власть, которая не слишком прислушивалась к мнению самих жителей. Учитывая это, много памятников, сооружённых во Львове во времена оккупаций, позднее были демонтированы или перенесены в другие места.

Большее количество памятников, возведенных во Львове в XIX – в начале XX века, было передано советской властью Польше в 1946-1950 годах. На запад отправились памятники королю Яну Собесскому, австрийскому министру и наместнику Галичины Агенору Голуховскому, известному поэту Корнелю Уэйскому, комедиографу, графу Александру Фредро, политику и общественному деятелю Францишку Смольке. Исчезли после демонтажа и канули в лету скульптуры озёрной нимфы Свитезянки, героини одноименного произведения Адама Мицкевича, и отважного гетмана Станислава Яблоновского. Советская власть сохранила в центре города только один монумент старых времён – памятник Адаму Мицкевичу, а в городских парках – два памятника: Яну Килинскому и Бартошу Гловацкому.

В коммунистические времена сооружение памятников было частью программы, которую Советская власть, не таясь, откровенно называла «монументальной пропагандой». Сооружённые в те времена памятники Владимиру Ленину, коммунистическому деятелю Василию Пересаде, агенту НКВС Николаю Кузнецову, активному пропагандисту атеизма и коммунистических идей Ярославу Галану были снесены в 1990-1993 годах. Сооружённый 1970 года военный мемориальный комплекс Монумент Славы сохранен, площадь перед ним сейчас является традиционным местом собраний сторонников левых идей.

Среди монументов, которые появились во Львове в советское время, стоит отметить памятники писателям Ивану Франку (ск. В. Борисенко, Д. Крвавич, Э. Мысько, В. Ореховский, Я. Чайка; 1964), Василию Стефанику (ск. В. Сколоздра; 1971), Юрию Великановичу (ск. Т. Бомж; 1982), Степану Тудору (ск. Д. Крвавич), Маркияну Шашкевичу (ск. Д. Крвавич, М. Посикира; 1990), гетману Ивану Подкове (ск. И. Кулик; 1982), врачам-учасникам войн (ск. И. Кушнир; 1975), первопечатнику Ивану Федорову (ск. В. Борисенко, В. Подольский; 1977).

После провозглашения Украиной независимости почти каждый год во Львове появлялся новый памятник. Уже в 1992 году открыто памятник жертвам львовского гетто 1941-1943 годов. (ск. Л. Штернштейн, Ю. Шмуклер). В 1993 году в сквере между улицами Лысенко и Кривоноса по случаю 125-летия был сооружен памятник обществу «Просветительство» (ск. В. Ярич). В следующем году был сооружен памятник первому украинскому президенту Михаилу Грушевскому ( ск. Д. Крвавич, М. Посикира, Л. Яремчук). К пятой годовщине независимости Украины в 1996 году было завершено сооружение монумента Тарасу Шевченку ( ск. Братья А. И В. Сухорские), а также установлен небольшой памятник художнику Ивану Трушу (ск. Олешко) и бюст Богдана Хмельницкого (ск. И. Якунин) в одноименном парке культуры и отдыха. В 1997 году был открыт памятник жертвам коммунистических преступлений (ск. П. Штаер), в 1999 году завершилось строительство памятника украинским милиционерам (ск. Братья А. И В. Сухорские). Значительный резонанс вызвало в городе сооружение конной скульптуры первого галицкого короля Данила (ск. В. Ярич) и памятника Вячеславу Чорноволу (ск. И. Самотос).

Есть в городе и малоизвестные миниатюрные монументы. Такими, например, являются украшенный надписью «Невинной жертве науки от благодарных студентов» памятник жабе (ск. Я. Скакун) в морфологическом корпусе Медицинского университета им. Данила Галицкого (ул. Пекарская, 52а) и оригинальный памятник улыбке (ск. О. Дергачов) перед входом в Художественный центр «Дзига» (Вул. Армянская, 35). В последние годы появился памятник австрийскому писателю Леопольду фон Захер-Мазоху (ск. В. Цисарик) и художнику Никифору Дровняку (ск. С. Олешко).

Парк Ивана Франка

Напротив главного корпуса Львовского университета раскинулся парк Ивана Франка. Студенты отдыхают здесь от своих преподавателей, молодые мамы гуляют с детьми, пенсионеры встречаются, что бы обговорить последние новости. Тенистые аллеи парка дают отдых от летней жары львовянам уже более четырех веков.

Первый парк в этом месте заложила известная семья городских патрициев Шольц-Вольфовичей ещё в XVI веке. Со временем территория парка перешла во владение ордена иезуитов. Не сильно беспокоясь созданием рекреационной зоны, предприимчивые монахи построили в парке кирпичный заводик, пивоварню и корчму. Парк постепенно зарос сорняками и кустами, а иезуиты вырубали на дрова бережно посаженные их предшественниками деревья. Ликвидировав в 1773 году орден иезуитов, австрийская власть вернула территорию парка городу, оставив для государственного потребления полосу земли вдоль современной ул. Крушельницкой.

Возрождение парка началось в 1779 году, когда Иоганн Гехт купил парк и начал его упорядочивать. Предприниматель построил несколько альтанок, театр под открытым небом, поле для фейерверков, карусель. На том месте, где сейчас находится главный корпус университета, И. Гехт соорудил отель с клубом, которые получили название «Казино Гехта». Единственным напоминанием о тех временах является круглая ротонда в дорическом стиле, украшенная лепниной на языческие мотивы. Сейчас около нее встречаются студенты, что прогуливают пары. Современная молодежь безжалостно расписывает сооружение своими автографами и краткими сентенциями о смысле жизни.

Следующую реконструкцию парка исполнил в XIX веке талантливый специалист по обустройству парков Карл Бауэр. Парк снова приобрел популярность, здесь начали организовывать народные гулянья, действовала первая в городе лотерея. На протяжении 1810-1814 годов в парке давал концерты известный скрипач и композитор Кароль Липинский. В июне-июле 1851 года в восточной части парка прошла первая Галицкая промышленная выставка. Парк был излюбленным местом прогулок известного художника Артура Гроттгера, который имел здесь даже «свое» дерево, под которым он обычно отдыхал. Дуб Гроттгера стоял напротив дома номер 22 по улице Мицкевича. Вскоре после смерти талантливого художника дуб засох.

В 1867 году город торжественно принимал в парке знаменитого польского писателя Игнация Краевского, а в апреле 1910 года в главном зале паркового ресторана был выставлен для осмотра публики первый во Львове самолёт «Блерио XI», купленный студентами Львовской Политехники.

Современное название парк получил после Второй мировой войны. Тысячи львовян каждый день с удовольствием посещают этот зелёный островок отдыха, который сохраняет прохладу и уют в самый жаркий летний день.

Подзамче

Для многих гостей Львова Подзамче прежде всего ассоциируется с одноименным железнодорожным вокзалом. Между тем, историческое Подзамче было целым районом, который примыкал к горе Высокий Замок. Железнодорожная линия и вокзал здесь были сооружены в 1867-1869 годах, причем сторонникам технического прогресса пришлось выдержать настоящую войну с противниками идеи строительства железной дороги. Во время сооружения вокзала были сделаны интересные археологические находки, а в 1900 году выяснилось, что просто под путями проходит старинный подземный ход, который ведёт от Высокого Замка до современной улицы Гайдамацкой. Регулярное движение поездов через Подзамче открылся 12 июля 1869 года. В начале XX века здание вокзала отремонтировали, а станцию капитально расширили и реконструировали.

Район Подзамче уже в давние времена славился водой хорошего качества. Небольшая площадь перед современным вокзалом Подзамче раньше носила название Криничной, так как здесь был колодец, воду из которого набирал весь участок. От Криничной площади отходит небольшая улица, что сейчас носит название Огирковой. Пересказы утверждают, что раньше здесь было крошечное природное озеро, вода в котором всегда оставалась исключительно холодной. В этой воде хорошо хранились кадушки с солёными огурцами.

В районе улицы Опрышковской раньше существовала пивоварня Кароля Кисельки, известная не только качественным пивом, но и близлежащей рекреационной зоной. На территории пивоварни были купальня с горячими ваннами и парк для развлечений. Особенность заведения заключалась в том, что там было принято соединять водные процедуры с потреблением алкоголя. Такой способ отдыха назывался «народными купелями». Со временем здесь была открыта водолечебница, в которой часто поправляла свое здоровье Мария Конопницка. Дальше по улице Замарстыновской находилась известная водочная фабрика Бачевского.

Неподалеку железнодорожного вокзала находится церковь св. Параскевы Пятницы (ул. Б. Хмельницкого,77). Храм на этом месте существовал уже в XIII веке, его несколько раз перестраивали, в последний раз - в 1644 году. Значительные средства на реконструкцию церкви дал православный правитель Молдовы Василий Лупул. Для того, что бы увековечить имя благотворителя, в восточную стену храма 15 августа 1644 года вмонтировали памятную таблицу с молдавским гербом – головой быка в обрамлении небесных светил и пышным картушем.

В церкви св. Параскевы Пятницы по сей день сохранился чудесный иконостас начала XVII века.

Пышно украшенный резьбой и позолотой, иконостас состоит из шести рядов икон и является самым давним памятником львовского сакрального искусства. В 1999 году рядом с церковью сооружено помещение для водоосвящения. Длительное время в храме хранились иконы с давно несуществующих армянских церквей св. Анны и св. Якова, самой ценной из которых была икона Апостола Марка.

Народный Дом

Одним из самых старых культурно-образовательных учреждений украинской общины Львова является Народный Дом. История этого сооружения достигает середины XIX века.

В ноябре 1849 года австрийский император Франц-Иосиф подарил львовским украинцам земельный участок, на котором находились руины старого Львовского университета. Община решила построить на этом месте сооружение, которое бы могло служить центром украинской культурной жизни. Здание Народного Дома строили на пожертвования галицких украинцев на протяжении 1851-1864 годов. Авторами проекта были архитекторы Вильгельм Шмидт и Сильвестр Гавришкевич. В доме действовали украинские культурно-образовательные общества и учреждения: «Русинская Матица», Народный русинский театр, библиотека, историко-археологический и природоведческий музеи. В 1862 году в помещении Народного Дома открыто Первую украинскую академическую гимназию и интернат. С 1930 года в Народном Доме действовал «Львовский Театр Разнообразий». По образцу львовского Народного Дома, в городах и селах всей Галичины были созданы аналогичные учреждения.

В ноябре 1918 года здание Народного Дома стало штабом украинского восстания. Здесь готовили провозглашение Западно-Украинской Народной Республики. Об этих событиях напоминает мемориальная таблица, помещенная на стене дома. В советское время Народный Дом превратили в Дом офицеров, однако с провозглашением независимости Украины зданию частично возвратили старые функции. Сейчас в доме действуют культурно-образовательные организации, а также работает кинотеатр.

В 1875 году рядом с Народным Домом началось сооружение Преображенской церкви. Строительство и отделка святыни длились более 30 лет, храм был освящен 29 апреля 1906 года. В память об украино-польской войне 1918-1919 годов в южную стену храма вмонтировано артиллерийский снаряд, который попал в церковь, но не взорвался. Мастера, которые вмонтировали снаряд в стену, позаботились об эстетической стороне композиции, не заметив, что снаряд не мог ударить в стену под таким углом – траектории полета помешал бы соседний дом. На самом деле, снаряд попал в церковь в другом месте и в другой день, а не тот, что обозначен рядом с ним на стене, это случилось на день позднее. В 1923 году в церкви, впервые в Галичине, состоялось богослужение на украинском литературном языке.

Рядом с Преображенской церковью 20 сентября 1948 года неизвестный убил священника Гавриила Костельника, который двумя годами раньше сыграл значительную роль в ликвидации греко-католической церкви. Исполнителя покушения не удалось захватить живьем.

С западной стороны от храма действует художественный Вернисаж, где можно приобрести работы местных художников и предметы прикладного искусства.

На большом европейском водоразделе

Самой длинной среди городских улиц является Городоцкая. Она простирается на девять километров. В своей верхней части улица пересекает линию Большого европейского водораздела. Часть домов на ней стоят в бассейне Балтийского, а часть – Черного морей. Так как в древние времена реки были важными транспортными путями, не удивительно, что именно по улице Городоцкой в границах города проходил трансъевропейский торговый путь из Гданьска на Балтике до Феодосии и Судака в Крыму. По нижней части улицы в сентябре 1704 года к Львову подошли основные силы шведского короля Карла XII. В 1880 году по улице Городоцкой была проложена первая городская линия конного трамвая. Трамвай имел интересную особенность : проезд из города на вокзал стоил дороже, чем в обратном направлении. Поскольку тянуть заполненный пассажирами вагон под гору одному коню было достаточно тяжело, в районе современного Муниципального театра к одному из трамваев впрягали дополнительную конную силу, за которую приходилось доплачивать. Сооружение, в котором держали этих коней, размещалось рядом с театром.

Нижняя часть улицы Городоцкой во второй половине XIX века почти вся была заселена евреями, которые занимались торговлей. В 1913 году в начале улицы сооружено импозантное здание универмага «Магнус». Сегодня дом далее используется как универмаг под тем же названием. На его последнем этаже действует кафе.

В 1785 году в бывшем женском монастыре бригидок (улицы Городоцкая, 18/20) австрийская власть открыла тюрьму, которая существует и сейчас. В том месте, где Городоцкая соединяется с улицей Шевченка, высится святыня св. Анны, история возникновения которой также опосредованно связана с криминальным миром. Храм сооружён на том месте, где в 1491 году во время стычки учеников цеха портных с городской охраной погибло несколько человек. Спустя много лет те, хто уцелел во время смертельного столкновения, собрали деньги и поставили костел. В советское время в храме был магазин мебели, а сейчас - греко-католическая церковь.

Неизменно приятные эмоции вызывает у львовян здание Государственного цирка (улицы. Городоцкая, 83). Здесь часто гастролируют зарубежные цирковые коллективы, а вечер в хорошей компании обязательно оставит чудесные воспоминания. Выше современного цирка, на правой стороне улицы, в 1928-1937 годах проживал талантливый поэт Богдан-Игорь Антонич. Память о нем увековечена в мемориальной таблице (ул. Городоцкая, 50) авторства М. Посикиры.

На углу Городоцкой и улицы Степана Бандеры стоит храм св. Эльжбеты, сооружённый по инициативе львовских железнодорожников в 1903-1911 годах. Построена в неоготическом стиле святыня была посвящена австрийской императрице, которая трагически погибла от рук сумасшедшего анархиста. С 1990 года здесь греко-католическая церковь св. Ольги и Елизаветы.

Хранилища книжных сокровищ

Над входом в Научно-техническую библиотеку Национального университета «Львовская политехника» (ул. Библиотечная, 2) виднеется латинская надпись, которая бы могла стать девизом всех львовских книгособраний, - «Здесь мертвые живут, а немые молвят».

Самой старой среди существующих львовских библиотек является Научная библиотека университета имени Ивана Франка. Она была основана ещё в 1608 году, как библиотека иезуитской коллегии, а начиная с 1661 года, стала университетской. Ее фонды существенно пополнились после присоединения Галичины к Австрийской империи. Правда, вскоре, библиотеку постигла большая беда – во время пожара 2 ноября 1848 года сгорело почти 40 тысяч старинных книг.

С 1905 года главный корпус Научной библиотеки Львовского университета разместился по ул. Драгоманова, 5. Во время Второй мировой войны в библиотеку попала авиабомба, поэтому в некоторых книгах из фонда отдела украинистики ещё в 80-х годах прошлого века можно было найти небольшие осколки. Сейчас в фондах библиотеки размещается более два миллиона экземпляров печатных изданий. Среди библиотечных раритетов имеется почти полсотни инкунабул, более двух тысяч старопечатных книг, коллекция рукописей XIX-XX веков. В конце 80-х годов прошлого века в главном читальном зале библиотеки были возобновлены фрески с аллегорическими изображениями четырех главных факультетов старого университета: медицинского, теологического, правоведческого и философского.

Книжные сокровища исключительной ценности собраны в Львовской национальной библиотеке им. В. Стефаныка Национальной академии наук Украины (ул. Стефаныка, 3), которая владеет фондами, что насчитывают более 7 миллионов единиц хранения. Начало библиотеке положил в 1817 году известный меценат наук и искусств граф Юзеф Максимилиан Оссолинский. Для нужд книгохранилища он приобрел заброшенные сооружения бывшего женского монастыря кармелиток обутых. В 1827-1851 годах бывший монастырь капитально перестроил военный инженер Юзеф Бем. Уже в 1833 году библиотека была открыта для посетителей. В этом же помещении, что и библиотека, действовал Музей князей Любомирских и типография. Вся совокупность научных учреждений получила название Оссолинеум.

В 1939 году к фондам библиотеки было включено более миллиона книг, рукописей, старопечатных книг, нот из книгособраний частных лиц и разных институций Львова.

Большие убытки библиотеке принесла Вторая мировая война, во время которой была украдена безценная коллекция из двадцати четырех рисунков Альбрехта Дюррера. Часть фондов библиотеки в 1944-1946 годах вывезено в Польшу.

Перед центральным входом в библиотеку 1971 года появился памятник Василию Стефаника, имя которого носит как раз это научно-образовательное учреждение.

Улицей Коперника

Улица Коперника принадлежит к старейшим во Львове. Под названием Сокольницкой она существовала уже с середины XV века, со временем ее переименовали в Широкую. Современное название улица имеет с 1871 года.

В начале улицы разместилась аптека «Под Золотой звездой» (ул. Коперника, 1), которая была основана еще в 1828 году венгром Питером Миколяшем. В середине XIX века бориславский предприниматель Абрагам Шрейнер, который занимался производством алкоголя, предложил Миколяшу разработать технологию получения из нефти... водки. Аптекарь принял соблазнительное предложение, которое могло бы принести громадные прибыли, и поручил провести исследования с очистки нефти двум своим работникам Игнацию Лукасевичу и Яну Зеху. После напряженной длительной работы настойчивые фармацевты смогли получить прозрачный и летучий продукт, который хорошо горел ровным пламенем. Это был керосин, пить который, конечно же, было невозможно.

В марте 1853 года И. Лукасевич и Я. Зех заказали львовскому жестянщику Адаму Братковскому металлическую фитильную лампу, горючим в которой был керосин. Первая в мире керосиновая лампа загорелась полтора столетия тому именно на улице Коперника. С целью рекламы каждый вечер зажженную керосиновую лампу выставляли в витрине аптеки. Первые лампы были не сильно надежными. Еще более опасным был сам керосин, из-за которого случился пожар в магазинчике. Вследствие него погибла молодая жена Я. Зеха. В витринах сейчас действующей аптеки выставлены архивные материалы по истории старого фармацевтического заведения Миколяшей. Современный вид сооружение аптеки приобрело в конце XIX века.

Такое же название, как и улица, вот уже почти столетие носит кинотеатр им. Н. Коперника (ул. Коперника, 9). Кинотеатр был открыт в 1912 году, в советское время он специализировался исключительно на фильмах польского производства. Сейчас кинотеатр принадлежит сети «Кинодворец».

Далее, на той же стороне улицы, сразу бросается в глаза сооружение бывшего дворца графов Потоцких (ул. Коперника, 15), где сегодня размещено часть коллекций Львовской галереи искусств. Гармонически завершенный и эстетически изысканный дворец является одним из лучших архитектурных памятников Львова. Дворец был возведен в 1889-1890 годах львовским архитектором Юлианом Цыбульским. 22 ноября 1919 года дворец сильно пострадал от падения на его крышу военного самолета. Во время воздушного парада, что проходил над центральной частью города, в самолета, пилотированного американским летчиком Эдмундом П. Грейвсом, отвалилась часть крыла. Спасая людей на улицах города, авиатор пробовал дотянуть машину к заросшей деревьями горе Вроновских. Не долетев до Цитадели только сотню метров, самолет врезался в левую часть крыши дворца. Ущерб от пожара, который уничтожил весь верхний этаж строения, составил почти миллион злотых. Реставрация дворца продолжалась до 1931 года. В послевоенное время в дворце размещались Дворец пионеров, разные научно-исследовательские институты, а в последней четверти XX века – Дворец торжественных событий.

Невзрачный дом в ампирном стиле напротив строения дворца Потоцких (ул. Коперника, 20) был когда-то домом известного австрийского писателя Леопольда фон Захер-Мазоха. Здесь прошли детские годы личности, литературный талант и нестандартные интересы которой породили понятие «мазохизм». Из-за странного стечения обстоятельств в доме сегодня работает хорошо оборудованная стоматологическая клиника.

Единственным памятником, который остался от комплекса уничтоженной 11сентября 1939 года немецкой авиационной бомбой Духовной семинарии, осталась стройная барочная колокольня церкви Святого Духа. Установленные на колокольне часы происходят из Скита Манявского. В 1990 году в колокольне заработал Музей «Русалка Днестровая». Тогда ж рядом было открыто памятник известному деятелю «Руськой троицы» Маркияну Шашкевичу.

автор: русский гид Наталия Михалусь

Условия использованияПолитика конфиденциальности