Стрельна и Константиновский дворец и парк являются памятниками самому грандиозному архитектурному замыслу Петра I. Он хотел создать архитектурный ансамбль, сравнимый с лучшими ансамблями Европы. Для этого выбрал место с особым ландшафтом, пригласил лучших архитекторов, лично контролировал весь проект.
Первые упоминания о проекте стрельнинского ансамбля встречаются в 1710 году. Первый проект дворца был утрачен.
Только через три года гидравлики из Венеции во главе с Доротео Алимари начинают строить водную систему планируемой главной резиденции страны. Тогда же начали строительство будущего Орловского пруда - основного резервуара для действия будущих фонтанов.
В 1716 “ради пробы” мастерства Петр приказал Бартоломео Растрелли сделать модель стрельнинского ансамбля. Растрелли, заручившись поддержкой Меншикова, взялся за дело всерьез. Он проводит огромные работы по подготовке парка, а землях которого первоначально были болота и заросли редкого кустарника. Под руководством Растрелли вырыли каналы парка, объединены в трезубец Нептуна. За счет вынутого грунта, повысили уровень почты и парк стал незатопляемым. Но летом 1716 Петр встретился с направляющимся в Россию архитектором Леблоном, после этого приказал ему разработать проект в Стрельне. Леблон на месте подверг критике Растрелли и отправил Петру новый проект, который в целом был одобрен. По проекту Леблона начали грандиозные работы. Разбили Большой и Малый парки, начали подготовительные работы по созданию регулярного Нижнего парка.
В 1717 году после визита во Францию Петр отменил реализацию проекта Леблона. На основе впечатлений, полученных при посещении королевских резиденций, Петр создал новое описание будущей резиденции, фактически новую концепцию ансамбля. В соответствии с ней очередной проект разработал итальянский архитектор С.Чиприани. Но и этот проект тоже не был утвержден. А работы в парке продолжались, Леблон планировал его как тенистый парк, высадили почти 100 000 деревьев. Даже после смерти Леблон в 1719 работы продолжались.
Тогда же на русскую службу был принят итальянец Николо Микетти. Проект стрельнинского ансамбля, с учетом сделанного его предшественниками, он разработал в Ревеле, где вместе с Петром заложил ансамбль Екатериненталя, ныне Кадриорги, своего рода Стрельну в миниатюре. На следующий год он приступил к работам в Стрельне, начал строительство каменного дворца. Грандиозный дворец, создаваемый Микетти, казался воздушным, потому что по центру его прорезала тройная аркада и «сквозь» дворец было видно море. Это был бы грандиозный дворец в стиле барокко.
Микетти за 3 года построил 1 этаж и в 1723 бежал в Италию, прихватив 3 тыс. рублей. После этого архитекторы менялись много раз, его работы продолжили Земцов, Усов, Еропкин. Однако темпы строительства замедлились, главное внимание стало уделяться Петергофу, где были лучшие условия для создания фонтанов и других водных игр. После смерти Петра I дворец подвели под крышу, но даже не приступив к внутренней отделке, его и совсем забросили. Парк быстро пришел в ужасное состояние, деревья засохли, аллеи заросли, воды стали болотом, а окна дворца сияли пустотой.
В 1797 году император Павел I дарит резиденцию в Стрельне своему второму сыну, великому князю Константину Павловичу, и начинается ее возрождение. Именно в честь Константина Павловича получил свое имя дворец и парк.
Архитектор Андрей Воронихин восстановил и перестроил дворец. Интерьер дворца и фасады стали классическими. И прямо перед открытием в огне гибнет вся восстановленная отделка. Теперь за работу берется Л.Руска и за полгода снова восстанавливает дворец. А садовники А.Холл и О.Тиксон благоустроили Нижний и разбили новый Английский сад к югу от дворца.
Стрелка Васильевского острова. На юго-восточной оконечности Васильевского острова расположена Биржевая площадь. В народе это место называют стрелкой. Эта часть острова в виде мыса вдается в Неву и кажется, что именно она разделяет Неву на два рукава – Большую Неву, справа, и Малую, слева. Это искусственная насыпь создана по проекту русского архитектора Андреяна Захарова. От линии естественного берега насыпь отошла в сторону реки на 122 метра, примерно до дальней стороны проезжей части набережной. Если повернуться к Неве спиной, то прямо перед вами возвышается величественное серо-зеленое здание в окружении могучих белых колонн - здание Биржи, храма торговли. Биржа - главное творение Тома де Томана в нашем городе. Здание напоминает нам греческий храм, окруженный широкой колоннадой из 44 колонн на высоком гранитном постаменте. Со стороны стрелки над колоннами мы видит треугольное завершение фасада - фронтон и под ним скульптурную группу, прославляющую могущество России на морских и речных просторах. Слева и справа от Биржи - две тридцати двух метровые буровато-коричневые ростральные колонны. Это маяки. Пока на стрелке был порт каждую ночь зажигали масло в чашах наверху колонн и они указывали кораблям вход в Большую Неву и Малую. В наше время факелы зажигают в праздничные дни. Для работы маяков используют иные технологии. Слева и справа от Биржи два симметричных желтых здания с высокими полуциркульными окнами среднего этажа. Это здания помещений для хранения товаров перед отправкой или прибывших морем. Фасады пакгаузов оформлены предельно просто, чтобы рядом с ними смотрелась белоколонная Биржа. В конце XIX века в связи с тем, что размеры судов увеличились, на Стрелке стало тесно и порт перенесли ближе к морю, а здания пакгаузов отдали в распоряжение Академии наук. Она и располагается в зданиях до сих пор. В левой южном пакгаузе расположены Зоологический институт РАН и Зоологический музей. Музей был образован в середине XIX века путём отделения зоологической коллекции Кунсткамеры. Основу коллекции музея заложил Петр I, купив во время Великого посольства коллекцию птиц, рыб и насекомых. Сейчас коллекция животных насчитывает около 30 000 экспонатов и является одной из трех крупнейших в мире. Знаменитые экспонаты музея - две Лизетты - лошадь и две собаки Петра I, Тиран - собака Петра I и мамонтенок Дима. В северном пакгаузе располагаются институты РАН - институт геологии, НИИ химии силикатов и центральный музей почвоведения им.Докучаева.
Исаакиевская площадь - одна из трех центральных площадей Санкт-Петербурга. Центральное место в ансамбле площади занимает Исаакиевский собор - памятник искусства, строительной техники и трудового подвига русских мастеров. Это самый высокий купольный храм России, высота - 111,5 метра. И четвертый по высоте в мире.[BR]Перед нами - 4-й Исаакиевский собор, он построен французским архитектором Анри Луи Огюстом Рикар де Монферраном. Вес сооружения - 300 000 тонн, это примерно вес грузового железнодорожного состава длиной 700 км. Для установки этой массы гранита и мрамора на зыбкой и болотистой почве вбито более 12 тысяч сосновых свай. Строительство велось с 1818 года 40 лет. В строительстве собора принимали участие много известные люди того времени - инженер Бенекур, с его помощью были рассчитаны и построены устройства для подъема колонн, архитекторы - К. Росси, А.Михайлов, В.Стасов, скульпторы - И.Витали, П.Кодт, А.Логановский, И.Пименов, живописцы - К.Брюллов, П.Банн, Ф.Брунни, Т.Нефф, В.Шебуев. Было создана специальная комиссия по строительству во главе с председателем Академии художеств - А.Олениным. И более 400 тысяч человек в разное время принимали участие в строительстве собора. Это поистине народный храм.[BR]Все стороны здания украшены портиками из 8 или 16 колонн из цельного гранита. Высота каждой из колонн - 17 метров и вес 114 тонн. Всего собор украшает 112 гранитные колонн, весом от 64 тонн. Над каждым портиком - горельеф, а над ними на мраморных тумбах помещены фигуры Евангелистов и Апостолов. По углам крыши собора - литые изображения коленопреклоненных ангелов со светильниками. Ранее на праздники светильники зажигали и вид был чудесный.
Собор увенчан куполом, наружный диаметр которого 25,8 метра. Он состоит из нескольких частей. На нижней колоннада из гранитных столбов с перилами, на которых поставлены 24 бронзовые ангела. Над этим этажом начинается позолоченная глава купола. Еще выше - фонарь. На позолоту купола ушло - 111 кг золота, на внутреннюю отделку - 262 кг золота. Для золочения купола использовали методику горячего (ртутного) золочения. Во время Великой Отечественной войны купол покрасили серой краской, как и все золотые купола и шпили - закрывали чехлами или красили, чтобы они не служили ориентирами для фашистской авиации. После война краску очистили и перед нами первоначальное золочение купола.[BR]В соборе и сейчас идут реставрационные работы. Наш климат действует разрушительно на скульптуры и на живопись Также постоянно ведется мониторинг фундамента собора, но фундамент сделан так добротно, что последние десятилетия подвижек не были зафиксированы. Собор - сложная инженерная конструкция и великолепный памятник достижениям Российской империи.
После завершения строительства в 1858 году собор стал кафедральным имперским собором. С 1991 года в соборе возобновлены службы. В 2016 году обсуждается вопрос о передаче собора в аренду РПЦ. Входная плата в музей включает стоимость экскурсии, а с колоннады собора открывается великолепный вид на город.
Панорама Университетской набережной
Если мы посмотрим справа налево, то можем полюбоваться панорамой Университетской набережной Васильевского острова. З-х этажное изумрудное здание с башней - здание Кунсткамеры - собрания диковинок. Здание построил немецкий архитектор Георг Маттарнови. В России впервые строили здание, спроектированное специально для музея. В восточном корпусе был музей, в центральной башне - обсерватория, в западном корпусе разместилась Академия наук.
Затем монументальное желтое здание, в центре - крытая галерея из 8 белых колонн, фасад практически без декора. Это здание построено в 80-е годы XVIII века для Академии Наук итальянским архитектором Джакомо Кваренги, приглашенным в Россию Екатериной II. Академия наук была учреждена Петром I в 1724 году. Это третье здание на этой набережной, построенное для Академии. Таким образом еще в XVIII века на Васильевском острове сложился академический и научный центр новой России. Сейчас в здании Санкт-Петербургский научный центр РАН.[BR]Затем - кирпичнокрасный с белым - торец 3-х этажного здания Двенадцати коллегий.[BR]Строительство его в 1722 году по заказу Петра Великого начал Доминико Трезини, а закончил через 20 лет при Анне Иоанновне его сын. По сути это 12 типовых дворцовых построек с единым фасадом и крышей, но у каждой свои стены и отдельный вход. Здание построено специально для органов государственного управления - Сената, Синода и 10 коллегий, которые заменили московские боярские приказы и стали прообразами министерств. Это первое каменное правительственное сооружение в новой столице. Здесь напротив парадного фасада здания планировалось создать центральную городскую площадь. Для строительства этого здания Петр I объявил в России первый в ее истории архитектурный конкурс. Победил проект Трезини. Здание Двенадцати коллегий - шедевр петровского барокко.[BR]Зеленое с белым с 3-х этажной центральной частью здание - дворец Петра II, построенный Александром Меншиковым для будущего императора Петра II архитектором Доменико Трезини. Сейчас в нем факультеты университета: восточный и филологический.[BR]Далее небольшое 2-х этажное бело-желтое здание - манеж кадетского корпуса.[BR]Затем - коричневое, из-за своего размера кажущееся приземистым, 3-х этажное здание, в центре 4 колонны, а над ними - лоджия для оркестра. Это роскошный дворец Меншикова, первый в городе каменный дворец, возведенный в начале XVIII века архитекторами Джованни Фонтана и Иоганном Шеделем. После опалы Меншикова во дворце разместился кадетский корпус. Сейчас дворец филиал Государственного Эрмитажа.[BR]Через сквер - эффектное 3-х этажное светло коричневое с выступающей центральной частью с куполом, на котором установлена статуя Минервы, покровительницы ремесел и искусств, здание. Это Академия художеств. Единственная академия художеств в России, основана по распоряжению Елизаветы Петровны в рамках Академии наук, при Екатерине II ее выделили в отдельное учреждение. Здание построено по проекту архитекторов Александра Кокоринова и Жана Батиста Мишеля Вален-Деламота в конце XVIII века.
ВМА им Кирова - крупнейший лечебный и научный центру отечественной медицины, здания которого занимают три квартала.
В 1715 году по приказу Петра Великого на Выборгской стороне были основаны военный морской и сухопутный госпитали. В течении 25 лет Доменико Трезини и его сын строят здания госпиталей. Эти здания сохранены, они видны с набережной.
В этих госпиталях не только лечили, но и готовили военных лекарей. В конце XVIII века по приказу императора Павла I действующая медицинская школа преобразована в Медико-хирургическую академию. В начале XIX ей было пожаловано звание Императорская и она получила статус Академии наук. В середине века Академия была передана Военному министерству и стала готовит военных врачей, была преобразована в Военно-Медицинскую академию.
Справа монументальное здание с центральный корпусом, увенчанным куполом - Михайловская клиническая больница им.Виллие. Одно из лучших в плане медицинское здание своего времени, построено во второй половине XIX века (в 1865-1873 годах) архитектором Соловьевым на деньги, которые завещал на строительство выходец из Шотландии, выдающийся военный врач и организатор Яков Виллие, бывший 30 лет президентом Академии.
Перед главным входом мы видим памятник Сергею Петровичу Боткину работы скульптора Владимира Беклемишева. Боткин стоит спиной к улице и лицом к выходящим из здания, заведя руки за спину. В 1861 году в возрасте 29 лет выдающийся врач возглавил терапевтическое отделение академии и руководил им 28 лет до своей смерти.
Справа от нас главный корпус академии с парадным двором и садом. Он построен в начале XIX века (в 1798 -1809 году) архитекторами Антонио делла Порто и Анатолием Воронихиным. Здание напоминает древнегреческий храм и этим подчеркивается значительность учреждения. Перед фасадом здания был установлен фонтан, украшенный скульптурой древнегреческой богини Гигиеи, которая символизирует здоровье.
ВМА связана с биографиями наших крупнейших медиков, физиологов и химиков - Лесгафта, Бехтерева, Куприянова, Пирогов, Боткина, Склифосовского, Федорова, Заварзина, Хлопина, Зинина, Сеченова и Павлова. ВМА - это сообщество врачей и ученых, крупнейший центр отечественной медицины и науки.
Проспект Стачек
Парадная Петергофская дорога начинается современным проспектом Стачек. Ранее здесь усадьбы примыкали друг к другу и создавали гирлянду парадных парков при въезде в столицу.
Эта часть дороги имеет сложную историю. Всю эту территорию раньше занимали болота, леса, редкие крестьянские угодья. Сухой была лишь приморская береговая полоса. Начало Петергофской дороги было кривым и ухабистым. Петр предпочитал обходить его по воде.
При Петре III эти земли поделили на 34 участка для строительства да, по 17 с каждой стороны дороги. Они тоже были по 100 сажень, но в глубину меньше петровских - 500 сажень, а то и меньше, в зависимости от ситуации. И Петр раздал эти земли богатым вельможам, которые осушили участки, превратив их в прелестные дачи.
С 1801 года с переноса с острова Котлин Казенного чугунолитейного завода начался упадок этой местности. Сначала на дачах появились трактиры и небольшие фабрики. Здесь было много воды и было удобно организовывать производство. Затем загородные участки беднеющего дворянства приобретали купцы и промышленники под строительство заводов, поблизости сформировались рабочие поселки. Сахарные, лампового масла, косметических мыл заводы, тесемочная, пробочная фабрики. После отмены крепостного права заводы стали расти гигантскими темпами и вдоль дороги появились промышленные гиганты.
После революции заводы стояли, многие дома разобрали на дрова. По окончанию Гражданской войны приступили к восстановлению заводом и весь район был радикально перестроен. Этот район должен был сталь краше Невского проспекта. Стать символом новой жизни рабочих.
Была успешно осуществлена коренная реконструкция района. Работы прерывались Великой Отечественной войной и были завершены 1950-1960-е годы.
Это один из благоустроенных и интересных районов города. Очень многое здесь создавалось в городе впервые.
Автор проекта реконструкции Лев Ильин, будущий главный архитектор города. Сначала от площади идут шедевры конструктивизма.
Нарвская кооперации и фабрика кухня
Рядом с площадью Стачек построили первый в стране универсальный магазин и фабрику-кухню. Эта самая крупная в Ленинграде фабрика-кухня, которая обслуживала промышленные предприятия. В столовой фабрики впервые в стране стали практиковать самообслуживание.
Дворец культуры им. М. Горького
Напротив универмага построили первое клубное здание.
Памятник конструктивизма. Главное в нем - это архитектурная организация внутреннего пространства, рациональная планировка, многочисленные помещения, среди которых трапециевидный в плане зрительный зал.
Ст.м.Нарвская
Открыта в ноябре 1955 года.
Архитекторы Л.Васильев, Давид Гольдгор, Сергей Сперанский. Здание в стиле сталинского классицизма, павильон с купольным завершением. В подземном зале 48 скульптур, изображающих людей различных профессий.
В центре простой рабочий, а должен быть скорее всего Сталин.
Это первая ветка метро в городе. В проекте эта станция называлась Сталинской. Откройся метро раньше так бы и было. Оформление станций было посвящено прославлению лучшего друга советских метростроевцев. После смерти Сталина почти готовая станция была открыта как Нарвская. Было огромное мозаичное панно “Сталин на трибуне” в конце зала. После съезда партии в 1961 году его закрыли фальшстеной, возможно и сейчас сохранилось под штукатуркой.
К моменту пуска метро изображения Сталина были на пл.Восстания, на Технологическом институте и на Нарвской.
Тракторная улица
Один из первых комплексов построек для рабочих при советской власти. Он построен сразу после окончания Гражданской войны.
Комплекс состоит из 18 зданий. 3-4 этажные здания различной планировки отличались строгим изяществом и хорошими пропорциями. Но самое ценное и действительно новое - полное отсутствие дворов-колодцев, внутриквартальное благоустройство, зеленые зоны. Квартиры без ванн, с маленькой кухней. В рамках нового формата жизни.
Лицей No384
Тогда же была построена образцовая школа на 1000 учеников. Если смотреть сверху на школу, то она напоминает серп и молот. Построена из пяти объемов, есть башня с куполом, в котором раньше была обсерватория.
Первая школа построенная в Ленинграде после революции. В годы ВОВ здесь была прифронтовая полоса, в школе был военно-учебный пункт и военкомат, но на одном этаже школа проработала всю войну.
Кировский райсовет
Архитектор Ной Троцкий, здание возведено 1930-1935 годы. Это выдающийся по своему образному и объемному пространству памятник конструктивизма.
Три полосы остекления главного протяженного горизонта контрастируют с 50-метровой башней. Банк, почта, зал для собраний - современный многофункциональный центр. Первое сооружение такого типа в городе. Эллипсовидный зал для собраний, позднее кинотеатр, выходит на проспект Стачек.
Памятник Кирову
Памятник расположен в центре Кировской площади. Это один из лучших памятников города, в котором выражен образ человека, найдено соотношение между необычно динамичной фигурой и пьедесталом.
После смерти Сергея Мироновича Кирова был объявлен конкурс среди скульпторов. Было предложено более 200 проектов. Но ни один из них не был утвержден и провели второй этап конкурса - закрытый, на который пригласили выбранных скульпторов.
Детский парк имени жертв 9 января
Это первый памятник зеленого строительства Советского союза. Парк обнесен решеткой, которая была установлена у Собственного сада Зимнего дворца. Работа 1896-1901 архитектора Роана Мельцера, за которую он получил две золотые медали на выставке в Европе.
Кронштадт
До XVII века этот остров Котлин был границей между землями Швеции и Новгородской республики и входил в Водьскую пятину, так же как и земли, на которых позднее вырос Санкт-Петербург. Он никогда не был заселен, только летом на нем проживали лоцманы и рыбаки. По Столбовскому миру в 1617 году остров отошел Швеции вместе со всей территорией вокруг Невы.
Остров Котлин небольшой, ширина острова 1-3 километра, длина примерно 8 км. Откуда произошло название достоверно неизвестно. В источниках X века мы уже встречаем упоминание этого названия острова. Но есть и легенда. Когда царь Петр с войсками высадился на остров, шведы в панике убежали и оставили котел с варящейся ухой. Отсюда название и символ острова - котел.
Есть еще две версии происхождения названия. Финны назвали остров Лисьим, потому что на нем водилось много лис. Кеттусаари по фински или Кетлингден по шведски. И от последнего названия и пошло слово Колтин. А также, возможно произошло оно от слова “котловина”, как обозначения Невской губы, той части Финского залива, куда сбрасывает свои воды Нева, и которую как крышка котла закрывает остров Котлин.
Именно это его качество использовал Петр I - закрывает проход со стороны Балтийского моря к Неве.
Как Вы уже знаете, 16 мая 1703 года на острове Заячий заложили Петропавловская крепость, которая должна была контролировать вход в Неву со стороны Балтики. Но Петр считал, что необходимо обеспечить большую безопасность возвращенным землям, а значит взять под контроль фарватер в Финском заливе, ликвидировав таким образом угрозу входа в Неву кораблей неприятеля.
Еще летом 1703 Петр I с командой лично промерил фарватеры в заливе. Расстояние от острова Котлин до южного берега залива всего 8 км, большая часть из которых мелководная. Петр решает построить на глубине 3,35 метра искусственный остров и на нем крепость.
Зимой 1704 Петр передает собственноручно изготовленную модель крепости в Санкт-Петербург с указом "к маю 1704 года фортеции быть”. Под руководством Василия Кормина по модели Петра I, солдаты пехотных полков Толбухина строят форт. Искусственное основание делают по распространенной в России технологии - прямо на льду собирают ряжи - деревянные срубы из бревен 30 см диаметром длиной 8-10 метров, с закрытым дном. Наполняют их камнями и тяжелым грунтом. Под собственной тяжестью он проламывают лед и опускаются на дно. Затем ряжи засыпают песком и землей. На острове возвели 3-х ярусную десятигранную башню диаметром 100 метров и высотой - 23 метра, а с флагштоком - 36 метров, на которой установили 30 пушек.
7 мая 1704 форт освятили и наименовали Кроншлот, что значит “коронный замок”. Со стороны Ладожского озера, откуда берет начало река Нева, в ее истоке, вход в Неву закрывает город Шлиссельбург - ключ-город. Таким образом Петр I закрыл от неприятеля реку Неву и никогда более вражеские корабли не проходили в Финский залив и в Неву.
После победы под Полтавой во всем регионе начинается активное строительство. Отвечает за него Александр Данилович Меншиков, генерал-губернатор Ингерманландии, так называлась территория примерно сегодняшней Ленинградской области. На острове строят батареи и гавани, переводят на остров корабли и галерный флот.
Были у Петра I идея именно там построить столицу, но остров маленький по площади и от этой идеи отказались. Но в 1721 году Петр I разрабатывает генеральный план строительства укреплений. В 1723 году на острове в торжественной обстановке он заложил крепость и назвал ее Кронштадт - “коронный город”. С тех пор до 50-х годов XX столетия продолжалось ее строительство и совершенствование.
“Простота, прочность и комфорт для служения отечеству” - это основная идея нового города, которую заложил Петр I и по этому принципу город будет развиваться в течении трех веков. В начале XVIII века во время Северной войны, а она завершилась только в 1721 году, шведы неоднократно пытались прорваться с моря к строящемуся городу и вернуть себе контроль, но не смогли. В XIX веке во время Крымской войны объединенный к крепости подошел англо-французский флот, но обнаружил линию минного заграждения (несколько кораблей подорвались на минах) и отошел, не решившись атаковать. Во время Великой Отечественной войны артиллерия крепости закрыла подход к Ленинграду с запада и внесла огромный вклад в оборону.
Для понимания того, что определило судьбу города, нужно понимать такой нюанс. Глубина Финского залива в районе Невской губы в среднем 6 метров, у берега - 1 метр. То есть в этом месте он мелкий. Движение по нему даже при небольшой волнении может быть опасно, особенно в XVIII веке. Раньше был только один довольно узкий фарватер по течению Невы, суда могли или зайти в гавань на острове Котлин, или уже идти в порт на стрелке Васильевского острова. В конце XIX века вырыли новый морской фарватер и перенести порт со стрелки Васильевского острова на берег Финского залива, где до сих пор расположен пассажирский порт.
До этого времени многие суда приходили в Кронштадт, там перегружались на плоскодонные суда, приспособленные для мелководья Финского залива. В Кронштадт приходило ежегодно в 3-4 раза больше судов, чем в Санкт-Петербург.
Но Кронштадт - это не только и несколько торговый порт. В современной терминологии к Кронштадту более всего подходит термин - военно-морская база. Здесь и дислокация флота, и его обеспечение, и обслуживание и ремонт, и подготовка морских чинов. В XX веке Кронштадт был главной базой Военно-морского флота СССР. Город открыли для свободного посещения только в 1996 году и это придает ему дополнительный ореол загадочности.
Верстовой столб
Перед Фонтанкой справа на оконечности сквера на площади Репина находится главный знак принадлежности площади к Петергофской дороге - верстовой столб-обелиск из мрамора и гранита, поставленный в царствование Екатерины II, в 1772 году. С солнечными часами и цифрой 26 - означающей расстояние до Петергофа. На это место его перенесли во 2-ой половине XIX века в связи с прокладкой линии конки, ранее он стоял на другой стороне проспекта. А до конца XVIII века он стоял у кабачка на другом берегу Фонтанки, сейчас там сквер.
Верстовой столб - это дорожный знак, показывающий расстояния в верстах до ближайшего населённого пункта, где есть почта. Все почтовые дороги подлежали измерению и на них ставили верстовые столбы. Отец Петра, царь Алексей Романов выпустил указ, согласно которому на всех значимых дорогах должны быть установлены столбы-указатели - для расчета времени необходимого для проезда, доставки почты и чтобы путники не заблуждались. Дороги назывались почтовыми трактами, они поддерживались в хорошем состоянии, так чтобы по ним можно было передвигаться в любое время года.
У прежнего деревянного столба в 1762 году останавливалась на краткий отдых карета великой княгини Екатерины, спешившей в столицу, чтобы свергнуть с престола своего мужа Петра II. По распоряжению Екатерины деревянный столб был заменен мраморным с мемориальной доской, но доска не сохранилась. Часы мраморные не действуют.
Вдоль всей Петергофской дороги в 1783 году, через 10 лет, были установлены облицованные мрамором обелиски по проекту архитектора Вален Деламота взамен деревянных.
Нарвские триумфальные ворота
Первые триумфальные ворота.
Потомок сада усадьбы Мусиных-Пушкиных - сквер у дома 50. Напротив него на проспекте находились первые Нарвские триумфальные ворота, воздвигнутые по проекту Джакомо Кваренги в 1814 году по случаю возвращения императорской гвардии из похода. Это была торжественная арка с фигурами римских воинов у подножия пилонов, увенчанная высоким аттиком с фигурами Слав и изображением Победы на колеснице, запряженной шестеркой лошадей. Каменные ворота воздвигнуть не успевали, поэтому построили временные деревянные, гипсовые статуи были выполнены по эскизам Ивана Теребенева. 30 июля 1814 года полки российской гвардии прошествовали под их сводами в Петербург. И русские полки прошли под ней еще три раза - 8.09, 18.10, 25.10.
Постоянные ворота
Сегодня стоящие триумфальные ворота были построены позднее по распоряжению Александра I, когда первые деревянные почти разрушились. На строительство каменных ворот 400 тысяч рублей завещал генерал Федор Петрович Уваров, командир гвардейского корпуса, и еще 100 тысяч добавило петербургское дворянство и купечество. Ворота созданы Василием Стасовым на основе проекта Джакомо Кваренги, только увеличили размер, изменил материал и заменил римских воинов на древнерусских.Работы по строительству ворот велись с 1827 года по 1834. У создании скульптур участвовали многие великие скульпторы того времени - П.Клодт, С.Пименов, В. Демут-Малиновский, Н.Токарев, М.Крылов, И.Лепе.
Над фигурами воинов размещен список имен гвардейских полков, сражавшихся на этой войне. На восточном фасаде - названия битв, в которых русская армия принимала участие. На западном - путь от Москвы до Парижа. Ворота увенчаны Никой на колеснице, запряженной шестеркой лошадей. По карнизу ворот размещены фигуры женщин, олицетворяющие мир, победу и славу. Внутри ворот две винтовые лестницы, они ведут к помещению над воротами, в котором разместился музей воинской славы, атрибутика Отечественной войны.
Петропавловская крепость
Прямо перед нами серые облицованные гранитом стены Петропавловской крепости, построенной для защиты приневских земель на Заячьем острове. Петр выбрал этот остров для возведения крепости не случайно. С крепости можно контролировать вход в Неву и по Большой Неве, и по Малой. Выбранные остров - небольших размеров, 750 метров в длину и 360 метров в ширину. Поэтому крепость построили по самому краю берега, так чтобы враг не мог высадить десант. Контуры крепости определены очертаниями берегов острова. В итоге форма крепости - вытянутый шестиугольник. В каждом углу построены бастионы - пятиугольные башни, которое соединены между собой стенами. Крепость была заложена 26 мая 1703 года. Из-за постоянной угрозы нападения шведов, ее строили очень быстро. Уже в сентябре, через 4 месяца после начала строительства, на земляно-деревянных стенах крепости были установлены 300 пушек. И уже через 2 года крепость начали перестраивать в камне. Строительство каменной крепости продолжалось 22 года и в 1725 году было завершено. Через 50 лет стены крепости со стороны Невы одели в гранит.
Все работы по строительству крепости велись под руководством итальянского архитектора Доменико Трезини, который был приглашен Петром I в 1703 году на русскую службу. Он стал первым архитектором Санкт-Петербурга. Трезини 28 лет занимался строительством Петропавловской крепости, считая ее главным делом своей жизни.
Петропавловская крепость всегда была готова к обороне и участию в сражениях. Но, так сложилась история, что она никогда даже не обстреливалась. Но во время войн гарнизон крепости в боевой готовности. Крепость отлично сохранилась, это одна из немногих сохранившихся в мире крепостей бастионного типа. Высота стен крепости - 10-12 метров, их толщина доходит до 20 метров.
Славу Петропавловской крепости принесли не только архитектурные сооружения. Крепость почти сразу после постройки стала политической тюрьмой. Первым узниками крепости стали пленные шведы, затем - сын Петра Первого, царевич Алексей. В крепости с 1735 года работает монетный двор. Почти 300 лет он чеканил монеты, в наше время он производит награды и памятные знаки. С 1921 года в крепости - музей, в котором сейчас работает более 18 экспозиций.
Мариинский дворец
Напротив Исаакиевского собора, с южной стороны площадь украшает 3-х этажное здание с тремя выступающими вперед частями, центральная с подъездом и аркадой, поддерживающей балкон, - это Мариинский дворец. Дворец построен по указу Николая I для его старшей дочери Великой княгини Марии Николаевны, которая согласилась выйти замуж за принца Лейхтенбергского только при условии, что их семья останется жить в России. Для молодой семьи был построен в 40-е годы XIX века (в 1839-1844 годах, строительство Исаакиевского собора еще не окончено) этот дворец. . Место для Мариинского дворца император выбрал сам. Проект дворца поручил русcкому архитектору Андрею Штакеншнейдеру, это его первая серьезная работа в Санкт-Петербурге.
При строительстве были использованы самые современные технологии. Еще шло восстановление после разрушительного пожара Зимнего дворца, где огонь распространился по перекрытиям. Поэтому перекрытия сделали из металла и каменных плит, минимизировав опасность пожаров. В отделке внутри дворца архитектор не использовал привычный в то время мрамор. На это было дано отдельное разрешение императора. Оделка внутренних помещений была выполнена из песчаника, благодаря которому стены долго сохраняли тепло.
После смерти Марии Николаевны наследники продали дворце казне. В 1884 году Александр III подписал указ, согласно которому дворец был объявлен местом для заседаний Государственного Совета. Дворец был торжественно освящен как центр российской государственности, поэтому Исаакиевская площадь - главная административная площадь Российской империи. Сейчас в здании работает Законодательное собрание Санкт-Петербурга.
Конногвардейский бульвар
Направо от Исаакиевской площади, сразу за зданиями Сената и Синода, уходит старейший бульвар города - Конногвардейский. Он сформировался после строительства зданий Сената и Синода на месте засыпанного канала. Канал соединял Адмиралтейство с водной системой Новой Голландии, где хранился лес для кораблестроения. Рядом с вновь созданным бульваром находилась слобода лейб-гвардии Конного полка. Поэтому новый бульвар получил имя Конногвардейский. В начале бульвара установлены две колонны в память о подвигах лейб-гвардии Конного полка. Гранитные колонны венчают бронзовые фигуры богини победы с лавровым венком в руке высотой 2 с половиной метра, венчают колонны. Скульптуры были созданы немецким скульптором Раухом. Король Пруссии Фридрих Вильгельм IV подарил эти скульптуры Николаю I в качестве ответного подарка за подаренные ему скульптуры работа Петра Клодта «Укрощение коня». Император Николай I был шефом лейб-гвардии Конного полка, а супруга Николая I - Александра Фёдоровна, урождённая принцесса Фридерика Луиза Шарлотта Вильгельмина Прусская, мать Александра II, императрица российская, приходилась родной сестрой Фридриху Вильгельму IV.
Далее справа перед нами белое классической здание с восьмиколонной крытой галереей - портиком и треугольный фронтоном, завершением фасада. Это здание манежа Конногвардейского полка. Широкое крыльцо здания украшено двумя скульптурами юношей, сдерживающий коней - Диоскуров. Диоскуры - братья близнецы из Древней Греции, олицетворяют братскую любовь и преданность. Скульптуры являются уменьшенными копиями антиных скульптур, установленных перед Квиринальским дворцом в Риме. В наше время в нем официальная резиденция Президента Италии. Здание построено в начале XIX веке (1804-1807 годах) по проекту архитектора Дж. Кваренги. Здание манежа входило в комплекс Конногвардейского полка и использовалось для верховых занятий солдат и офицеров в осеннее и зимнее время года. В советское время здесь был гараж войск НКВД, во время Великой Отечественной войны здание сильно пострадало, после капитальной реставрации в 1977 году в здании открыли Центральный выставочный зал.
Комплекс защитных сооружений Санкт-Петербурга является самым большим в мире. Общая длина - 25,4 км. Он соединяет северное побережье от поселка Горная через остров Котлин с поселком Бронка рядом с городом Ломоносов на южном побережье Финского залива. Он отгораживает примерно 600 кв.км Финского залива, ту территорию на которую выходит выброс вод с Невы.
Комплекс состоит из 11 каменно-земляных дамб. На строительство которых ушло миллионы тонн пека, грунта, камней, это примерно три железнодорожных грузовых состава длиной от Санкт-Петербурга до Владивостока.
По вершине дамбы, шириной 30 метров, проходит 6-полосная автомобильная дорога. В основании дамба имеет ширину - 100-150 метров в зависимости от глубины и качества грунта дна.
В комплексе 64 водопропускных затвора, которые обеспечиваются экологический обмен. Они сделаны, чтобы рыба и вода могли беспрепятственно перемещаться по акватории. Глубина каждого затвора от 2 с половиной до 5 метров, вес - 280 тонн. При наводнении они могут быть опущены за 15 минут и могут прорубать лед толщиной до 1 м.
В состав комплекс входят два уникальных судопропускных сооружения. Первое расположено по малому фарватеру, который идет с севера от острова Котлин. Этот фарватер служит для пропуска судов класса «река-море», с осадкой до 5,5 метров. Ширина сооружения - 100 м., а глубина - 7 метра. Здесь заглублен плоский затвор, высотой - 18 метров, который чтобы перекрыть фарватер может быть поднят из шахты вверх на высоту до 10 метров над уровнем ординара. Над фарватером устроен мост на высоте 16 метров. Высота может быть при необходимости увеличена еще на 8 метров.
Второе судопропускное сооружение сделано над главным морским фарватером, с юга острова. Ширина равна ширине фарватера - 200 метров, глубина 16 метров. Два плавучих дугообразных затвора - батопорта, длиной по 120 метров и весом более 3 тысяч тонн в штатном режиме, то есть открытом состоянии каждый находится со своей стороны от фарватера в специальной камере. При угрозе наводнения батопорты всплывают в своих камерах, затем специальными тягачами разворачиваются и перекрывают фарватер. Затем с помощью балластной системы, такой же как на подводных лодках, они опускаются вниз под воду на ровную твердую поверхность. Для этого по дну установлена во всю ширину фарватера железобетонная плита толщиной 10 метров. Под плитой построен автомобильный туннель, длиной - 1961 метр и шириной в шесть полос.
На закрытие судопропускных сооружений требуется всего 1 час. И сделать это может один человек с пульта управления комплексом.
Вдоль всей автомобильной дороги сделаны водоотводные лотки, которые при дожде отводят воду с дороги в 39 локальных станций физико-химической очистки, чтобы сточные воды с дороги не загрязняли Финский залив, ему и так уже тяжело.
Новознаменка - одна из самых известных дач по Петергофской дороге. В начале XIX века Александр Львович Нарышкин приобрел пять петровских участков вдоль Петергофской дороги. Свое новое имение Александр Львович назвал «Бельвю», что значит «прекрасный вид». Для Петербурга это было огромное имение. Усадебный дом для Нарышкиных построили архитекторы Джулиано Трезини и Антонио Ринальди. Мы можем оценить красоту белого с синим высокого трехэтажного здания с бельведером. Здание по-прежнему является архитектурной и исторической доминантой района. Это одно из немногих сохранившихся примеров загородной усадьбы зрелого барокко. Супруги Нарышкины жили широко, любитель и покровитель искусств Александр Львович способствовал расцвету императорского театра, был почетным членом Академии художеств. На приемы в усадьбу Нарышкиных съезжался весь свет столицы.
В начале XIX века Бельво купил сенатор Петр Васильевич Мятлев. Мытлевы назвали усадьбу - Новознаменка, память о своей Знаменской мызе близ Петергофа, которая была куплена императорской семьей для усадьбы великого князя Николая Николаевича.
Мытлев был известным коллекционером, владельцем роскошной картинной галереи и коллекции исторических редкостей. Он сохранил и развил традиции усадьбы Нарышкиных. В отдельном здании, построенном в готическом стиле - Готическом доме, Петр Васильевич разместил свою библиотеку в 18 тысяч томов. А его супруга продолжила театральную традицию Нарышкиных - представления и балеты регулярно ставились в усадьбе. Новые владельцы сохранили остатки искусства былых времен - большой сад с французским характером.
Во время Великой Отечественной войны Новознаменка была разрушена. После войны здание дворца было восстановлено под руководством архитектора Михаила Плотникова. Но интерьеры дворца восстановить не удалось, потому что не было необходимых для восстановления архивных материалов, описывающих интерьеры дворца. С 2009 года здание освобождено и ждет новых владельцев.
Путевой Дворец Петра I на Петергофском шоссе расположен в западной части Константиновского парка в поселке Стрельна. На холме на каменном основании стоит чудом сохранившийся деревянный одноэтажный дом с мезонином. Дом построен в 1718 на месте первого дома Петра архитектором Леблоном. Это, так называемый, Малый дворец и самая ранняя из сохранившихся построек в пригороде Петербурга.
Дом хорошо сохранившийся пример здания в стиле петровского барокко - симметричный, вытянутый фасад, рустрированные пилястры, высокие окна с расстекловкой и фигурными рамами, нарядная балюстрада вдоль крыши, в XVIII веке ее украшали 50 ваз. От дворца к морю шла прямая аллея. Со стороны моря было два больших фонтана. Здание окружал сад, рядом находился садок для рыб и небольшой вольер для птиц.
Дворец небольшой и скромный. Внутренняя отделка - простая, как любил Петр I, без вычурных украшений и золота. Комнаты дворца украшены изразцами, картинами и шпалерами. Петр останавливался здесь во время своих регулярных поездок в Петергоф и Кронштадт. Позднее он подарил дворец дочери Елизавете, которая так же использовала его как путевой. Дворец много раз перестраивался, но всегда принадлежал дому Романовых. По распоряжению Николая I архитектор Христиан Мейер перестроил дворец, вернув ему первоначальный вид. После революции дворец стали использовать как родильный дом. Во время Великой Отечественной войны рядом с дворцом велись ожесточённые бои, дворец был разрушен, но стены остались. Поэтому после войны его восстановили, а в 1980-е передали в ГМЗ Петергоф и после реставрации в нем открыт музей и информационный центр.
Парк Александрия
В 1825 году император Николай I подарил своей супруге Александре Федоровне, до этого здесь была усадьба Меньшикова - с 1725 года и парк для охоты - с 1733.
Александрия стала одним из самых впечатляющих дворцово-парковых ансамблей эпохи русского романтизма. В основу устройства был положен замысел Николая I, основанный на модном в то время «рыцарском средневековье». Это был оазис семейного домашнего благополучия, где живописные пейзажи сочетались с уютными дворцами в готическом стиле и миниатюрными сооружениями.
Парк был закрыт для публики, потому что он был частной императорской резиденцией
Архитектор Адам Менапас построил для проживания императорской семьи дворец, который назвали - Коттедж. Это главное сооружение ансамбля. Сейчас интерьеры восстановили, они прекрасны.
При императоре Александре III для будущего наследника престола архитектор Антонио Томишко построил небольшую дачу, позднее перестроил ее, превратив в Нижний дворец. Нижний дворец - трехэтажное здание в неореннесаноском стиле с высокой крышей и кухонным флигелем из желтого и красного кирпича. В 1904 году здесь родился наследник престола - царевич Алексей. В 1905 в своем кабинете во дворце Николай II подписал знаменитый октябрьский манифест 1905 года о гражданских свободах и созыве государственной думы. Тогда же Николай покинул свою летнюю резиденцию и поселился в Царском селе.
Фермерский дворец - второй по значимости в парке. Возведен Меналасом как царская ферма, перестроен Штакеншнейдером и стал резиденцией наследника престола цесаревича Алексея Николаевича. До Великой Отечественной войны дом окружал собственный сад - фонтаны, скульптуры, скамейки, миниатюрные сооружения для детских игр.
Парк площадью 115 Га создает садовник Эрлер. Это была любимая личная резиденция четырех поколений Романовых.
У усадьбы, единственной в стране есть герб, его автор поэт Василий Жуковский. Голубой щит с мечом, пропущенным через венок белых роз.
Вход в усадьбу отмечен домиком привратника в готическом стиле.
До войны рядом стояла кордегардия городской заставы, архитектора Иосифа Шарлемана. Вход в императорский Петергоф строго охранялся.
Город Ломоносов никак не связан с деятельностью ученого Михаила Васильевича Ломоносова. Город получил свое имя в 1948 году. Ранее он назывался Ораниенбаум. В 24 км от города находилась упраздненная ныне деревня Усть-Рудица. Еще в 1753 году Елизавета Петровна подарила Усть-Рудицу и окрестные деревни Михаилу Ломоносу для строительства усадьбы и завода, где бы он организовал производство цветного стекла и смальты. В годы Великой Отечественной войны деревня находилась на границе зоны оккупации и была стёрта с лица земли. В память о Ломоносове называли ближайший к деревне город, это стал город Ломоносов. Старое название города - Ораниенбаум, оно дано городу по имени, расположенной здесь резиденции князя Меншикова. Есть две версии происхождения названия. По голландски - ораниен, по латыни - померанец - это вечнозеленое растение, сорт цитрусовых, гибрид мандарина и помело, использовался для украшения, получения эфирного масла. Такие деревья были в оранжереях Меншикова. Вторая версия происхождения названия в том, что он мог быть назван в честь Вильгельма III Оранского, правителя Нидерландов и короля Англии. Вильгельм III Оранский симпатизировал и лично встречался с Петром I в ходе Великого посольства. В 1703 Петр основывает под Воронежем крепость Ораниенбург и дарит ее Меншикову. Закладывая дворец под Петергофом, Меншиков сделал ответный жест, назвал резиденцию Ораниенбаум. До Петра I на месте будущего Ораниенбаума была пара деревень в 2-3 двора. С 1710 князю Меншикову выделяется здесь участок с видом на будущий Кронштадт. Светлейший князь строит роскошный дворец и парк, которые после опалы князя переходят в казну. С конца XVIII века в городе строят училище, госпиталь, первые курсы сестер милосердия, форт, адмиральские дачи, стоят гвардейские пехотные полки: Волынский и Самарский, офицерская стрелковая и оружейная школы. Здесь испытывали новейшие образцы оружия - трехлинейку Мосина, первый отечественный автомат Федорова, бронеавтомобиль на гусеничном ходу. В 1921 во время подавления Кронштадтского восстания штаб правительственных войск разместился в Меншиковском дворце. Ораниенбаум - это единственный дворцовый пригород Санкт-Петербурга, который не был оккупирован во время Великой Отечественной войны. К сожалению, именно поэтому после войны не него мало обращали внимания.