Фридландские ворота
Одни из десяти возведенных городских ворот Кёнигсберга и одни из семи сохранившихся в современном Калининграде. Первые деревянные ворота были построены еще в восемнадцатом веке и находились не на месте нынешних. Название связано с городом Фридланд (нынешний Правдинск). Рассматриваемые нами кирпичные Фридландские ворота были построены в 1862 году при модернизации оборонительного обвода Кёнигсберга середины девятнадцатого столетия. Являются самыми укрепленными воротами старого города и последними в череде себе подобных. Мощная кордегардия ( помещение для караула) со сводами из закаленного кирпича, двойная система мокрых рвов, фланговые закрытые стрелковые и пушечные бойницы, подъёмный мост, противоштурмовые заграждения и предмостный блокгауз (передовое урепление с возможностью ведения кругового огня) - всё это обеспечивало надёжную защиту слабого места в обороне ( коими и являются ворота) от неприятельских атак. Выдержанный готический декор Фридландских ворот обладает невыразимой притягательностью и величием. На фасадах установлены статуи видных деятелей тевтонского ордена, они подверглись повреждениям во время штурма прусской твердыни в апреле 1945-го года, но ныне отреставрированы. Сейчас в воротах расположена экспозиция посвящённая довоенной истории Кёнигсберга, в которой представлено множество оригинальных предметов быта и весьма ценных артефактов того времени.С помощью кинопроектора, стоя прямо на брусчатой мостовой в проезде ворот, можно перенестись как на машине времени на сто лет назад и почувствовать дух давно прошедшей эпохи и ощутить себя настоящим кёнигсбержцем!
Аусфальские ворота
Самые загадочные ворота Кёнигсберга и самые же "незаметные". Год постройки - 1866 в составе крепостных сооружений Второго вального кольца под авторством генерал-лейтенанта, ветерана наполеоновских войн, Людвига фон Астера. Кирпичная готика как она есть. Как и в случае с Фридландскими воротами - Аусфальские несколько выдвинуты вперёд, по сравнению с их первоначальными деревянными предшественниками постройки первой четверти семнадцатого века. Название ворот переводится с немецкого как "Вылазные", и предназначены они были для контратак засидевшегося под оборонительными валами противника. Да и защитникам города надо было как-то размяться - не век же сидеть в глухой обороне.
Исходя из специфики - соответствующая архитектура: аскетичное внешнее оформление, почти лишенное декора, расположение ниже уровня земляного защитного вала, узкий пешеходный мост, способный также пропустить при необходимости отряд лёгкой или тяжелой кавалерии, идеальная маскировка на прилегающем ландшафте. Ворота защищают себя также сами, поэтому усилены казематированными (закрытыми) позициями для ружейного огня: как фланкирующего так и фронтального. В дополнение - обладают открытой боевой платформой, где могли расположиться стрелки и несколько орудий. Основание ворот очень солидное - гранитные рустированные (а-ля дикий камень) блоки. Мокрый ров у подъёмного моста Аусфальских ворот образует небольшой каскад, которым можно полюбоваться до сих пор.
Во время штурма Кёнигсберга советскими войсками в воротах находился пункт управления воинскими частями, для этого казематы оборонительного объекта девятнадцатого столетия были модернизированы бетонными перегородками и герметичными дверями, превратив его в современный бункер. На данный момент проём ворот заложен кирпичом, мост отсутствует, но опоры остались. Есть возможность пройти по "десантной" старой тропе, бывшей когда-то полноценной дорогой, прямо к внешнему фасаду и мысленно представить картины возможного штурма пост-наполеоновской эпохи : грохот разрывов снарядов, треск шрапнели , свист пуль и мчащийся прямо на врага с палашами наголо отряд удалых кирасир под воодушевляющий сигнал боевого горна.
Оборонительная казарма Кронпринц и бастион Грольман
Оборонительная казарма фортового типа Кронпринц (Наследный принц), была построена в 1843-1848 годах на бывшем герцогском поле и является первым возведенным укреплением среди всех крепостных построек Второго вального кольца Кёнигсберга. Довольно высокие темпы строительства для второй четверти девятнадцатого века никак не повлияли на качество работы! Это сооружение отличается присущим прусскому зодчеству основательностью, надежностью ( буквально на века!), продуманностью всех элементов здания в инженерном и тактическом смысле, чёткой линии форм и выверенным декором. Казарма представляет собой вытянутый по фронту шестиугольник с мощной горжевой ( тыльной) башней-реданом с наблюдательной площадкой наверху и двумя квадратными башнями по плечам здания. Обширный внутренний плац идеально подходит для построения и обучения размещаемого гарнизона и маневров при военных действиях. Высокие стены казармы со стрельчатыми окнами и боевой платформой на уровне третьего этажа (изначально было два, но в самом начале 20-го века надстроили третий) обеспечивали ярусный сосредоточенный огонь поверх впереди стоящего бастиона Грольман ( о нём речь чуть позже). Первыми квартирантами оборонительной казармы стали "кронпринцы", так называли в народе солдат Первого пехотного кёнигсбергского полка - старейшего воинского объединения города. В 30-х годах двадцатого века под мощными сводами крепости разместились полицейские подразделения и саперный батальон. Оборонительная казарма со дня своего основания предполагалась в качестве защиты не только от внешнего врага, но и служила цитаделью для властей в случае городских беспорядков и бунта. Именно исходя из этого двойного своего назначения обладала мокрым рвом с городской, внутренней части. В 45-м году, во время штурма города советскими войсками казарма мало пострадала, боевые действия пощадили её, к этому времени сооружение строящееся из расчета стратегии и тактики наполеоновских войн совершенно устарело. Сразу после окончания боевых действий в Кёнигсберге в казарме расположились выжившие в ожесточенных городских сражениях бойцы штрафного батальона, принимавшего участие в штурме города. Впоследствии - учебная часть автомобильного батальона. И даже первые переселенцы прибывшие в недавно образовавшуюся Калининградскую область успели пожить в старинных стенах крепости-казармы.
Строительство бастиона Грольман началось в 1851-м году. Можно смело сказать, что это самый сохранившийся до наших дней бастион в практически неизменном виде! Классическая, вытянутая по фронту пятиугольная форма с подковообразным редюитом ( последнее прибежище обороняющихся), мокрый ров огибающий фасы, капониры - обеспечивающие плотный обстрел всего прилегающего пространства - всё это оставляло мало шансов потенциальному противнику даже приблизиться к крепости без существенных потерь. Вместе с соседними бастионами и оборонительной казармой Кронпринц, бастион входил в Грольманский фронт - один из участков Второго вального кольца Кёнигсберга. Мощный редюит с артиллерийскими казематированными позициями простреливал как напольную часть фронта, так и фланкировал участок вдоль вала. Бастион с тыла поддерживала ярусным огнём казарма, связь между двумя сооружениями обеспечивалась подземной галереей. Можно смело сказать, что если бы Наполеон пришёл к стенам Кёнигсберга в каком-нибудь 1861-м году, то Грольмановский фронт надолго бы запомнился его войскам, точнее их жалким остаткам, которые бы откатились от городских стен не солоно хлебавши...
На современном этапе судьба сооружения туманна, бастион так и не обрел себе настоящего грамотного владельца, сумевшего бы правильно распорядиться столь ценным историческим наследством, имеющим статус памятника регионального значения. Пока на его территории копошатся различные частные фирмочки, которые, вряд ли относятся с должным пиететом к старому бастиону. Хочется надеяться, что в будущем этот великолепный образчик крепостного зодчества превратится в уникальный профильный музей для всех любителей истории...
Третий форт Король Фридрих Третий - самый большой и первый в череде себе подобных. Фортовое кольцо из 15 укреплений было возведено на удалении 7 км от внутреннего бастионного оборонительного обвода. Таким образом потенциальный неприятель лишался возможности безнаказанно обстреливать городские кварталы и останавливался ещё на подступах к Кёнигсбергу. Форты были полностью автономными оборонительными объектами и поддерживали друг друга артиллерийским огнем, лишая противника возможности совершить обходной манёвр. В дополнении были построены полевые казармы между фортами, они закрывали надёжно промежуточные территории. Третий форт, или как в народе называли его по имени близлежащей местности - Кведнау строился с размахом, использовались все на то время достижения фортификации. Изначально укрепление обладало сухим оборонительным рвом, обусловленным характером местности - гора 62 метра высотой. Продуманная система местной обороны не оставляла шансов для штурмующей пехоты противника.Форт неоднократно подвергался модернизации, но наступательное вооружение и изменившаяся тактика ведения боевых действий способствовала потере большей части обороноспособности сооружения конца девятнадцатого столетия. Первая мировая война не докатилась до фортового обвода. Зато в апреле 45-го «старички» вспомнили своё славное боевое предназначение, но справедливости ради, к этому моменту форты использовались уже как опорные пункты пехоты и склады боеприпасов. Тем не менее они внесли свою лепту в оборону города. Не все они подвергались мощному штурму, большинство окружалось и их гарнизон капитулировал. Таким образом фортовое кольцо предназначенное стратегически и тактически для серьезных баталий, так и не выполнило своего основного боевого предназначения. Наступательное вооружение и тактика начала 20-го века опережало развитие оборонительной концепции зиждящейся в конце девятнадцатого века на реалиях и опыте давно прошедших наполеоновских войн.
Давно исчезнувшие Трагхаймские ворота Второго вального обвода Кёнигсберга всё ещё напоминают о себе современной локацией нового Калининграда. Перекресток улицы Баранова и ул. Горького таит в себе внутреннюю рокадную дорогу изнутри старых городских укреплений, она до сих пор выложена брусчаткой девятнадцатого века. К сожалению, горе-градопереустроители в настоящем времени не учли этого момента и целый исторический пласт исчез под «обновлённой» прирыночной территорией. Трагхаймские ворота не отличались особой красотой по сравнению с другими порталами старого города, но всё же были по-своему уютны и своеобразны: невысокие, с одной проездной и проходной же готической покой и казематами для караула по бокам. Рядом надёжно примыкал слева мощный бастион Трагхайм. Стоял он на месте всем известного калининградцам Акрополя и частично на территории принадлежащей православному храму Христа Спасителя. До сих пор остался клинообразный бастионный выступ и мирный ручей, который когда-то был оборонительным рвом. Автостоянка у Эпицентра также расположена на засыпанном участке мокрого рва опоясывавшего по всей окружности Кёнигсберг.Судьба этого участка типична: после того как сооружения Второго вального обвода были признаны устаревшими,военное ведомство продало их городским властям. Они распорядились новой собственностью по-своему - часть оборонительных объектов снесли, в этот проскрипционный список попали как и описываемые нами Трагхаймские ворота и бастион Трагхайм, так и близлежащие Штайндаммские ворота, считали их по праву самыми красивыми из себе подобных. Некоторые бастионы были скрыты под ноль, другие же лишались боевых валов как неотъемлемой части фортификационной системы. Город расширялся, ему было тесно в старом оборонительном поясе. Оставшиеся земляные валы озеленили: получился весьма протяженный и живописный бульвар, прекрасно обустроенный. Город получил новый пояс - растительный, зелёный, что позволяло оздоровить атмосферу в тесном и большей частью каменном Кёнигсберге... Так на смену военной мысли приходит прагматика городского мирного планирования. Но на мой взгляд, довоенные жители нашего города великолепно воплотили известную максиму: Хочешь мира, готовься к войне.
Железнодорожные ворота в системе Второго вального обвода были построены в 1866 году для недавно открытой железнодорожной линии Кёнигсберг - Пиллау, соединяещей столицу Восточной Пруссии с чрезвычайно важным городом-портом. Как и другие ворота, входившие в оборонительный пояс девятнадцатого века, Железнодорожные были сами себе крепостью, а не просто порталом. Впереди расположился особый железнодорожный бастион Лаак, по названию близлежащего городского района. Он пропускал через себя пути сообщения, как и сами ворота, которые он прикрывал. Справедливости ради стоит упомянуть, что структурно он всё же был равелином скорее, чем бастионом,так как был выдвинут вперёд относительно оборонительного мокрого рва. Рядом, находясь на возвышенности, мог вести ярусный огонь ещё один малый бастион под названием Буттерберг - тёзка своего «старшего брата» из семнадцатого столетия. Но вернёмся к нашим воротам - их особая пропускная система обладала как водится кордегардией - внутренним двориком впереди главных арок, казематами для охраны, амбразурами для ружейного огня ( в том числе и внутри тоннельного арочного пространства). Особенностью Железнодорожных ворот было в наличии специальных шпрайхеров - пазов для укладывания горизонтального гладкого бруса в створе ворот. Такая преграда могла быть разобрана только изнутри самими обороняющимися. Изначально ворота обладали одной аркой, построенной в 1866 году, но впоследствии по мере развития железнодорожного сообщения обзавелись ещё одной в 1889-м, при этом сооружение подверглось значительной реконструкции. Без малого целое столетие ворота работали по назначению, даже когда был разобран близлежащий Пиллаусский вокзал. Железнодорожные ворота сохранились до наших дней, на данный момент в них находится музейная экспозиция и планетарий.
Бастион Астрономический был построен в 1860-м году на северо-западном участке Второго вального кольца. Его соседями были Аусфальские(Вылазные) ворота, которые прикрывал бастион и кавальер №5 с правого фланга - промежуточное сооружение, по-сути усечённый бастион. Мощные напольные фасы с казематированным траверсом, двухэтажный редюит-кавальер, позволяющий вести ярусный и фланкирующий огонь, возможность круговой обороны - всё это делало крепость последним словом оборонительной мысли тех времён! Название своё бастион получил от находившейся поблизости обсерватории знаменитого учёного, математика и астронома Фридриха Бесселя. Интересный момент в этой связи: обсерватория располагалась аккурат на остатках бастиона семнадцатого столетия, входившего в систему ещё Первого вального обвода! Ещё просматривается узкий протяженный как ущелье овраг - бывший оборонительный ров того же семнадцатого века. Когда в 1910 году военные продали устаревшие оборонительные сооружения городу, бастион Астрономический лишился впередистоящих боевых валов, а огибавший его мокрый ров был спрямлён и реконструирован под выемку железной дороги. Практично и экономично. Срытые крепостные валы стали бульваром. В целости и сохранности же до наших времён дошел редюит-кавальер, тем не менее поучаствовавший в обороне Кёнигсберга в апреле 1945-го. Во времена СССР он был приспособлен под сборный пункт призывников Калининградской области (очень удобно - в центре современного Калининграда и в то же время обладающий закрытым контуром). Впоследствии, там размещалась база Калининградского ОМОНа. Сейчас объект, как памятник регионального значения, ищет себе нового хозяина, рачительного и грамотного, способного вдохнуть жизнь и сохранить для потомков прекрасный образчик оборонительного зодчества девятнадцатого века.
Россгартенские ворота - одни из семи сохранившихся ворот старого Кёнигсберга. Настоящая жемчужина среди подобных готических порталов! Нетронутые порой варварской и безграмотной реставрацией, они сохранили оригинальный вид с пулевыми и осколочными отметинами на своих кирпичных стенах. Проект берлинского придворного архитектора Августа Штюлера блестяще нашёл вещественное воплощение под руководством военных инженеров в 1854-м году. Строгие готические формы с декоративными машикулями, каменными цветками над центральной аркой, восьмигранными башенками над центральным пролётом - такая красота была обращена лицом к городу и предназначалась для его жителей - кёнигсбержцев. С внешней стороны всё гораздо проще и суровей - амбразуры - как артиллерийские, так и для ведения ружейного огня, мощные колоннады, в которых упрятан механизм подъёма моста. Рядом примыкает башня Дона, оказывающая надёжную поддержку ярусным круговым огнём из своих сорока двух пушечно-ружейных бойниц. Впереди, за обширным мокрым оборонительным рвом, прикрывает подход к мосту ворот продолговатый блокгауз. В хаотичные девяностые его пытались преобразовать в модное кафе пристроив и надстроив современные стены и перекрытия. Таким образом оригинальный блокгауз девятнадцатого столетия оказался погребён под недолговечным материалом нуворишей ельцинской эпохи. Эта стихийная задумка так и не была доведена до ума и, как водится, с течением времени была превращена в общественный туалет. Нечего и говорить, что амбразуры старого блокгауза были варварски забутированы цементом. Ждёт своего часа, стоит как на посту честный часовой прошедших времён, надеется на разум незнакомых потомков. Задача когда-то его была проста: прикрывать подходы к мосту Россгартенских ворот и встречать бодрящим огоньком пехоту неприятеля, что пыталась войти, ничтоже сумняшись, через парадный вход.Блокгауз имел и артиллерийские позиции, ими он фланкировал передние фасы соседнего бастиона Обертайх. Всё было продумано очень тщательно, оборона не знала «мёртвых зон». Недаром строители Второго вального обвода были ветеранами войн с Наполеоном и обладали ценным военным опытом! Впоследствии, уже после тысяча девятьсот десятого года, когда кирпичный щит Кёнигсберга совершенно устарел, был проделан проход в стороне от Россгартенских ворот посредством срытия фланка бастиона Обертайх. Транспорт пошёл в объезд, а ворота стали непроездными, преобразовавшись в подобие триумфальной арки. На данный момент Россгартенские ворота находятся в аренде частного лица, в казематах и кордегардии устроен ресторан. Но выглядят они по-прежнему внушительно и величественно.
Башня Врангеля, как важная часть оборонительного обвода Второго вального укрепления, была сооружена в 1854-м году на берегу Верхнего пруда (Обертайх). За основу подобного типа фортификационного объекта был взят проект французского военного инженера Монталамбера. Из довольно громоздкого и сложного строения пруссаки соорудили простое по структуре, но выверенное и просчитанное, буквально до миллиметра, старое новое, я имею ввиду устаревшие средневековые башни по углам стен, которые потеряли актуальность с появлением более-менее мощной артиллерии. Этот архаизм был переосмыслен, дополнен новейшими военно-инженерная и разработками и обрёл новую жизнь. Самое главное преимущество оборонительной башни - возможность кругового ведения огня, вкупе с возможностью размещать артиллерийские амбразуры в несколько ярусов, достигался эффект эшелонированного навесного огня. Боевая платформа венчающая башню, практически не отличалась от подобных ей средневековых форм - те же зубцы и открытое пространство сверху. С одним «но» - на этой платформе можно было разместить дополнительные орудия для дальней дистанции огня и стрелков из огнестрельного оружия в качестве поддержки действий артиллерийских расчётов. Толщина стен башни из многократно закалённого керамического кирпича достигала двух метров. Даже бои и огневые средства середины двадцатого столетия (единственное боевое применение совершенно устаревшей к этому времени башни), показали её высокую надёжность и дальновидность военных инженеров середины девятнадцатого столетия. Главной тактической задачей башни Врангеля было прикрывать пространство Верхнего пруда огнём своих батарей. С другой стороны берега ей помогала «сестра» - точно такая же башня. Таким образом, «гладь старинного пруда» оказывалось надёжно прикрыто шквальным огнём с башен-близняшек. Им вторили фронтальные набережные укрепления Обертайха. Другими словами, если бы враг попытался высадить десант со стороны пруда, используя это своеобразное «слабое звено» в обороне Кёнигсберга, то все его усилия пошли бы прахом - корабли или десантные средства в виде лодок оказались бы под убийственным огнём батарей с башен и были бы неминуемо потоплены. Система башен также была направлена на круговую местную оборону, даже со стороны горжи. У башни Врангеля имелся специальный приватный капонир кордегардии. Таким образом уже забытые формы оборонительных средств были вновь применены с учётом изменившейся обстановки и технических достижений.
Штайндаммские ворота
Штайндаммские ворота впервые появились в Кёнигсберге как часть вального обвода города ещё в 1628 году и находились в конце одноимённой улицы и примыкающего к ней района. Этот древний путь(Штайндаммер вэг) вёл на морское побережье, где издавна собирали солнечный камень(янтарь). Эти ворота семнадцатого века были большей частью деревянные,на верхней пристройке, прямо над проходной аркой размещалось караульное помещение(wache).Рядом с воротами по правую сторону располагался один из двадцати шести бастионов первого вального обвода, который прикрывал этот городской портал артиллерийским огнём своих батарей.Прямо из ворот можно было попасть на извилистую дорогу проходящую через тогда ещё шумевший Хуфенский лес с редкими проплешинами господских поместий и трактиров. С городской части ворот уже начиналась бюргерская застройка, в этом месте, на окраине она не была такой тесной как в средневековой части Кёнигсберга. Мокрый ров располагался немного поодаль от самих ворот и их разделяла небольшая сухопутная терраса. По-сути, оборонительным рвом служил протекающий рядом ручей, расширенный и углублённый с целью служить дополнительным препятствием для штурмующих войск предполагаемого неприятеля.Как главная улица Кёнигсберга, Штайндаммер вэг использовался интенсивно, поэтому и Штайндаммские же ворота имели особое значение, это был главный путь на запад и северо-запад, на янтарное побережье Пруссии. Во времена нашествия Наполеона, второе вальное сооружение, будучи уже не в очень удовлетворительном состоянии, тем не менее представляло для наполеоновских войск определенную проблему для молниеносного захвата.Но после небольших стычек и арьергардных боёв, Кёнигсберг в конце-концов был сдан неприятелю. Уже к середине девятнадцатого века вокруг главного города Пруссии стали возводить новый вальный обвод. Это было по-существу глубокой модернизацией первого оборонительного кольца.На этот раз Штайндаммские ворота обрели новую локацию, всего лишь в 150 метрах от прежнего места нахождения. Но это уже было совсем другое сооружение:строительным материалом служил особый многократно закалённый керамический кирпич. Сами ворота представляли из себя самое настоящее произведение искусства в стиле неоготики - с изысканными эркерами, арками и каменными крестоцветами, как части оригинального оформления ворот. Они считались самыми красивыми воротами старого Кёнигсберга. Через них стройными колоннами проходили войска на полевые манёвры, тянулись обозы крестьян с провизией на продажу, степенно проходили и проезжали почтенные горожане направляясь на пленэр и в загородные резиденции, парадным аллюром въезжали делегации и посольства, спешили почтовые курьеры и гонцы. Много чего видели эти старые ворота. Построенные в тысяча восемьсот пятьдесят третьем году, они прослужили почти шестьдесят лет, в военных действиях не участвовали и закономерно пали жертвой расширения транспортных проездов в бурно развивающийся бывший пригород.Снесены безжалостно в тысяча девятьсот двенадцатом и теперь только немногие знают месторасположение когда-то главного городского портала ганзейского города Кёнигсберга.
Город Светлогорск - является самым популярным курортом на побережье российской Балтики. Живописное расположение на облесенных дюнах, практически полностью сохранившаяся довоенная архитектура, представленная малоэтажной застройкой, утопающие в зелени улицы и особая уютность пространства – делают этот небольшой городок таким притягательным для туристов и жителей региона. Первое упоминание в документах тевтонского ордена об этой скромной рыбацкой деревушке Город Светлогорск Калининградской области является самым популярным курортом на на северном берегу древней Самбии относится к тысяча двести пятьдесят восьмому году. В те времена она была известна под своим оригинальным коренным названием Rusjai, этимология которого относится еще к эпохе викингов, то есть к восьмому-девятому веку нашей эры! В процессе колонизации земель Самбийского полуострова наименование деревни приняло германизированную форму Rauschen, коя сохранялась вплоть до одна тысяча девятьсот сорок шестого года, когда все старые названия имевшие прусское происхождение были изменены на искусственные, но идеологически выдержанные советские названия. Так и оставалось селение на большой песчаной горе (дюне) целые столетия малоизвестным и малочисленным, вплоть до второй четверти девятнадцатого века, когда в моду вошли морские ванны и аэротерапия. С этого момента небольшая деревня рыбаков испытала самый настоящий ренессанс – появились каменные дома богатых кёнигсбержцев, был обустроен спуск к морю, проведены берегозащитные мероприятия, массовая высадка зелёных насаждений в целях предотвращения движения дюн, построен променад. Особо активное развитие новообразованный курорт получил с приходом в него железной дороги из Кёнигсберга в одна тысяча девятьсот шестом году. Отныне местечко, получившее статус города, уже осваивалось и застраивалось небывалыми темпами. Жилищный фонд представлен в подавляющем числе виллами разного масштаба, но всех их отличал непременный индивидуализм в архитектурном плане! Иметь дом в Раушене было очень престижно и красноречиво говорило о социальном положении владельца недвижимости. Ещё до революции этот приятный во всех отношениях город пользовался большой популярностью у русских туристов – недорогие апартаменты и отменное качество предоставляемых услуг в этом играли весьма немаловажную роль. Со временем город обзавелся разными техническими новинками – был построен фуникулёр, появились электрические уличные фонари и продуманная дренажная система с модернизированным водопроводом. Открылись местные бюветы с лечебной минеральной водой, расцвёл сувенирный промысел, главным образом представленный поделками и ювелирными украшениями из янтаря. Уже в советское время город-курорт получивший новое имя – Светлогорск изобиловал различными лечебными учреждениями санаторного типа в которых оказывался широкий спектр медицинских услуг. Однажды побывав в этом славном городе – влюбляешься в него бесповоротно и неотвратимо и даже уезжая из него, всегда обещаешь вернуться…
Фридрихсбургская крепость была возведена в тысяча шестьсот пятьдесят седьмом году во время правления и по указу Великого курфюрста Фридриха Вильгельма непосредственно на южном берегу реки Прегель. Входила в состав Первого вального укрепления Кёнигсберга как береговая батарея бастионного типа: никакое плавучее средство возможного неприятеля не смогло бы безнаказанно пройти во внутреннюю акваторию города. Русло реки также было дополнительно перегорожено «Фридрихсбургская крепость была построена в тысяча шестьсот пятьдесят седьмом году неп голландским бревном», своеобразным шлагбаумом на воде. Крепость имела форму четырёхугольника в плане с выступающими на углах бастионами обладавшими личными ювелирными названиями: Алмаз, Рубин, Изумруд, Жемчуг. Укрепление обладало обширным мокрым рвом и продуманным внутренним устройством позволявшим выдерживать длительную осаду – казармы, склады провианта и боеприпасов, капониры для обстрела периметра, казематы для личного состава, лазарет и даже гарнизонную церковь! На протяжении последующих столетий крепость Фридрихсбург неоднократно модернизировалась, приспособляясь к новым веяниям в оборонительном и наступательном вооружении Последняя солидная перестройка имела место в середине девятнадцатого столетия – это касалось не только самих оборонительных стен, но и входных ворот, которые стали самостоятельным оборонительным объектом имея для своей защиты всё необходимое устройство. Вместе с крепостью они вошли в состав уже Второго вального обвода Кёнигсберга и благополучно дожили до наших дней. Мимо стен твердыни Фридрихсбург пролегала прогулочная тропа знаменитого философа Иммануила Канта, ещё ранее она поразила воображение молодого Петра Первого, который взял её за основу воздвигнутой им Петропавловской крепости, здесь же он получил первые зания о кораблестроении и судовождении, что отразилось на судьбе всего будущего российского флота. Судьбу же самой крепости Фридрихсбург решили уже гражданские городские Кёнигсберга власти в 1913-м году, к тому времени Второе вальное сооружение совершенно устарело, а крепость к тому же мешала прокладке новой железнодорожной линии из южной части города в северную и связанного с этим строительством нового железнодорожного разводного моста. На одном из аэрофотоснимков сделанного при возведении имперского моста можно хорошо разглядеть, что один из угловых бастионов стал пяточной опорой начального пролёта конструкции, до сих пор намётанный взгляд краеведа может обнаружить этот факт в до сих пор действующем объекте, которому, правда готовят новейшего преемника. Время истории течёт неумолимо и нам остается только фиксировать его вехи в нашем сознании и на пожелтевших старых фотографиях…
Калининград
Первое упоминание в письменных документах об этом местечке появляется в тысяча двести пятьдесят восьмом году. Фигурирует прусская деревня Вограм рядом с укреплением Пиллава. Этот рыбацкий посёлок так и оставался на протяжении нескольких столетий захолустным уголком, пока его выгодное стратегическое месторасположение на берегу Балтийского моря ещё больше не усилилось после знаменитой бури одна тысяча пятисот десятого года, когда неистовая стихия не прорвала занесённый песком пролив с Вислинской косой. Образовался вполне себе судоходный путь, через который можно было быстро и удобно пройти до самого Кёнигсберга! Уже в середине шестнадцатого века здесь появляется первый блокгауз и военные склады. Впоследствии обустроили таможенную службу и поставили простые маяки с зажигаемым в бронзовой чаше открытым огнём. Места вокруг были невероятно живописнейшие – сосновые и смешанные леса, полные дичи и певчих птиц (последние уничтожали кровососущих насекомых и услаждали слух пением, благодаря чему гулять по таким лесным массивам было сущим удовольствием), песчаные холмы (дюны), поросшие шиповником, всегда свежий и чистый морской воздух. Местные жители прозвали новообразовавшийся пролив «Богом данный», хотя в обиходе применялось более прозаическое название – Seetief – Морской пролив. Далеко не все были рады таким переменам, так как суда уже не нуждались в перевалке грузов и напрямую шли в столицу Пруссии. Но, таможенные сборы исправно пополняли государственную казну, что способствовало в том числе и развитию Пиллау, как уже на немецкий манер называли этот порт. Получив городские права в одна тысяча семьсот двадцать пятом году поселение пережило настоящий ренессанс. Ведь еще в начале семнадцатого века, в тысяча шестисот двадцать шестом году во времена шведско-польской войны была заложена береговая крепость, под её контролем находился весь пролив и прилегающие окрестности. Конфигурация укрепления была причудливой, по моде того времени в виде пятилучевой звезды – выступающие бастионы имели свои собственные названия, как и равелины и ворота. Разразившаяся вскоре эпидемия чумы и общий ход войны повлиял и на судьбу крепости - она была продана прусскому государству всего за десять тысяч талеров. Назвав её также Пиллау, пруссаки первым делом занялись достройкой этого важного военного объекта, на стройматериалы даже пошли несколько замков орденского периода, которых не особо жалели, подойдя к делу с типично германским практицизмом. Тем не менее, в семилетнюю войну середины восемнадцатого века русские войска заняли Пиллау без боя, как город так и крепость. Такова была политическая ситуация. А вот полвека спустя старая цитадель показала свой крутой норов наполеоновским воякам, хоть гарнизон её составляли по-сути выздоравливающие после ранений солдаты и престарелые ветераны во главе с полковником фон Германном. Этот бравый офицер, которому на тот момент было уже семьдесят шесть – оказался крепким орешком, сумев сплотить и вдохновить своих подчиненных на отчаянную оборону, к ним примкнули и жители Пиллау, способные держать оружие в руках. В пылу сражения произошло практически невероятное – ядро из прусской пушки попало аккурат в жерло французской, разметав вдребезги как само орудие так и его обслугу! На войне как на войне! Трудно сказать, сколько бы еще сопротивлялись защитники Пиллау перед закаленными в схватках французами, но наступивший Тильзитский мир оставил крепость за пруссаками. Спустя несколько лет в Пиллау развернулось настоящее освободительное движение, когда наполеоновские войска отступали из России всё дальше на запад, стимулом к храбрости служило то обстоятельство что российские войска генерала Сиверса были уже совсем близко от города. Старый деревянный маяк, по требованию ретирующихся по льду залива французов, освещал им путь. Немало саней с награбленным добром провалились в многочисленные полыньи! Уже в одна тысяча восемьсот шестнадцатом году Пиллау обзавёлся новым каменным маяком, который можно наблюдать и поныне. Прошло почти сто лет мирного существования города,и, хотя Первая мировая не докатилась до самого поселения, но немало горожан сложили головы защищая Фатерлянд от вторгшихся русских войск. Близость к морю и особое положение на местности подвергало Пиллау многочисленным природным катастрофам: в тысяча восемьсот одиннадцатом льдины летали по городу как чайки, носимые ураганным ветром. Корабли с причалов закинуло на валы крепости, называемой в народе Шведской; затопляло значительные территории городской черты; бывали и землетрясения, вызванные подвижкой тектонических плит морского дна. Тем не менее, Пиллау всегда оставался курортным местом: жители центральной Германии с трудом переносили местную влажность, а вот русским туристам очень даже нравилось: чисто, уютно, дёшево, отменное пиво и вкусные острые колбаски – этими нехитрыми деликатесами лакомился ещё сам российский государь – Пётр Первый, а он посещал Пиллау неоднократно, здесь, можно с уверенностью сказать, и зародился русский флот, да и сам Пётр Алексеич обучался здесь артиллерийской стрельбе по морским целям и в этом деле был признана пруссаками искусным мастером!
автор: русский гид Владимир Другов