Дарина Михайлова | Публикации

Храм Св. Недели

В центре Софии на одноименной площади находится церковь, посвященная одной из самых почитаемых на Балканах святых - Неделе (также известной как Кириакия Никомедийская). О ранней истории храма известно мало, вероятно он был построен в начале X века и имел каменное основание и деревянные стены - в таком виде он просуществовал до середины XIX в. В ХIX - начале ХХ вв. храм носил название Св. Короля, т.к туда были перенесены мощи сербского короля Стефана Уроша II (1282-1321).

После пожара в 1856г. здание было разобрано и началось строительство нового, более внушительного собора. Еще недостроенное здание сильно пострадало во время землетрясения 1858 г. и в результате строительство завершилось лишь в 1863г.

В 1879 г. русским князем А.Дондуковым храму были подарены 8 колоколов. В 1898 г. церковь была перестроена, появились дополнительные купола и колокольня.

Сегодняшний облик храма сильно изменился. Виной тому послужил взрыв 16 апреля 1925 г., организованный Болгарской коммунистической партией. Целью взрыва была ликвидация политической и военной элиты страны, в том числе царя Бориса III. Для этого сначала было запланировано убийство высокопоставленного человека, на прощание с которым пришло бы большое количество представителей элиты страны, с тем чтобы теракт был более масштабным. Покушение произошло во время отпевания генерала Константина Георгиева. В результате взрыва погибли 193 человека, более 500 ранены. Это был самый большой террористический акт в истории Болгарии. С 1927 до 1933 продолжалось строительство почти полностью нового, купольного собора, который мы можем видеть сейчас.

Стрелча

Если вы уже побывали во всех известных уголках Болгарии, возможно вас заинтересует Стрелча - маленький городок, укутанный горами Средна Гора, спрятанный в самом сердце Долины Роз. Город находится всего в 22 км. от Копривщицы, поэтому, собираясь в этот город-музей, обязательно загляните в Стрелчу. Самое большое богатство Стрелчи это ее горячие минеральные источники. Температура воды 42 градуса по Цельсию. Город не так известен, как Велинград или Хисар, но целебные свойства местной воды ничуть им не уступают. Здесь есть бальнеологический санаторий, где можно получить консультацию специалиста и пройти лечение заболеваний опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой системы, нервной системы, дыхательных путей. В 2015 г. был проведен капитальный ремонт центральной бани, и теперь она располагает новым плавательным бассейном размером 10х18 м.

Помимо центральной бани, Стрелча располагает еще одним минеральным чудом, которое расположено на окраине города. По легенде, о целебных свойствах этого источника стало известно благодаря буйволице, которая едва шла из-за своих больных ног, но искупавшись в луже, вышла из нее здоровой, к удивлению своего хозяина. Источник известен как «Банчето», температура воды 30,5 градусов. Вода лечит опорно-двигательную и нервную систему, улучшает сон и аппетит.

Еще один повод гордости для жителей Стрелчи это ее огромные розовые плантации. Местные говорят, что когда в Карлово и Казанлыке (города в Розовой Долине) неурожай, жители этих городов приезжают в Стрелчу, чтобы купить здесь роз. Здесь тысяча семей обрабатывает 6000 гектаров роз. Выращивание роз важная часть местной экономики. Каждый год в Стрелче производится 1,5 тонны розового масла высшего качества. Масло используется самыми известными парфюмерными компаниями от Парижа до Нью-Йорка. Местное масло также экспортируется в Японию.

В последние года Праздник Розы привлекает в Стрелчу все больше гостей со всей страны и из-за границы. Таким образом роза здесь не только сельскохозяйственный продукт, но и способ привлечения туристов. В этот день поля, улицы и дома наполняются ароматом роз, это знак того, что пришло лето и Стрелча готова принять своих гостей.

Разные эпохи оставили свой след в облике Стрелчи и ее многовековой истории. На этой территории сохранились следы присутствия фракийцев, славян, византийцев, римлян и болгар. Исторические памятники в Стрелче и окрестностях продолжают напоминать о традициях, образе жизни и превратностях судьбы людей, обитавших на этой земле на протяжении веков.

Самые ранние следы пребывания в этих местах оставили фракийцы, пришедшие сюда еще до начала н.э. Фракийское племя бессов неизменно присутствуют в древнегреческих хрониках как смелые и свободолюбивые воины, почитающие бога Диониса. За несколько столетий, на протяжении которых они правили землями вокруг Стрелчи, они оставили 300 курганов в честь знатных покойников.

К этой эпохе относится и один из самых внушительных исторических памятников на территории Стрелчи - уникальный фракийский культовый комплекс «Жаба могила», состоящий из гробницы-мавзолея и храма-святилища.

Бесы окончательно потеряли свою власть в 45 г. н.э, когда их покорили римляне и фракийские земли вошли в состав новообразованной провинции Фракия.

Этот район, как и вся Южная Тракия включен в границы Первого болгарского царства в IX в.. К этой же эпохе относится и крепость «Стрелчанско кале», просуществовавшая до XIV в. Она расположена на правом берегу р. Стрелчанска Луда Яна и своими 8-метровыми защитными стенами ярко иллюстрирует характер той эпохи. На протяжении веков у ее подножья процветал город Стрелуч или Стрелец-город. Отсюда происходит современное название города.

В период эпохи Болгарского Возрождения Стрелча - центр культуры и просвещения с неуморимым духом свободы. Еще 20 апреля 1876 г. стрелчане включаются в Апрельское восстание и впоследствии жестоко наказаны за свою смелость - город сожжен почти дотла.

Лишь после Освобождения жители региона возвращаются в свои родные места. В это время построен храм-памятник Св. Архангела Михаила.

Богатое культурно-историческое наследство нашло отражение в экспозициях исторического музея, созданного усилиями местных жителей. После раскопок фракийских гробниц в 1976-79гг и благодаря активной собирательской деятельности в фондах музея появилось много предметов из керамики, металла, дерева, каменные орудия труда, фрагменты крепости, фрагменты колесницы, погребальный инвентарь.

Бачковский монастырь

Бачковский монастырь второй по значению монастырь в Болгарии после Рильского и один из трех ставропигалных монастырей, что говорит о его значении. Монастырь основан в 1083г. грузинским военачальником Григорием Бакуриани, служившим у византийского императора Алексия I Комнина. Тогда Болгария находилась под Византийским владычеством. По свидетельствам хроник, эти земли достались Григорию в подарок за заслуги перед императором.

В эпоху Средневековья монастырь являлся крупным просветительским центром: здесь располагалась школа для врачей - одна из старейших медицинских академий на Балканах. О просветительской роли монастыря говорит и тот факт, что здесь находилась философская школа, изучавшая вопросы неоплатонизма.

После падения Болгарии под Турецкой властью в монастырских стенах был заточен последний болгарский Патриарх - Евтимий. До 1895 г. обитель находилась в подчинении Цариградской патриаршии и все службы велись на греческом языке.

Монастырский ансамбль представлен Главной церковью, построенной в 1604 г, прилегающей к ней церковью «Св. Архангелы», которую относят к 11-12вв., трапезной (1601г.), расположенной в южном крыле вместе с винными погребами.

Монастырь посвящен Прсв. Богородице. Главная церковь «Успение Пресвятой Богородицы» построена в 1604 г. на месте старой. Удивителен тот факт, что монастырской братии удалось получить разрешение от османской власти на строительство такого большого по тем временам храма.

Хорошо сохранившийся резной иконостас - один из самых старых в Болгарии, создан в 17 в. Большинство икон также относятся к данному периоду, а основные фрески – к 19 в.

Самая старая церковь на территории монастыря- Церковь «Св. Архангелы Михаил и Гавриил». Она сохранилась с момента основания монастыря. Церковь двухэтажная и соединялась с главной церковью. Пространство колоннад на первом этаже покрывают фрески, созданные мастером Захарием Зографом в 1841 г., иллюстрируя известные притчи из Нового Завета. Все фрески были созданы на дарения жителей соседних сел. На внутренней стороне югозападной колонны в полный рост изображен император Алексий 1 Комнин, византийский император, по некоторым данным являвшийся первым дарителем церкви. В 1905 г. во время раскопок в храме обнаружены останки, по одной из версий принадлежащие Патриарху Евтимию.

Третий монастырский храм посвящен Св. Николаю Мирликийскому. Он был построен в 1836г. и действует по сей день. Это небольшая однокорабельная крестовокупольная церковь размером 17х17,5. Архитектурно она напоминает главную церковь Успения.

Храм был расписан известным мастером эпохи болгарского Возрождения Захарием Зографом. Особого внимания заслуживает сцена Страшного Суда в притворе храма. Наряду с традиционными изображениями праведников и грешников Захарий написал некоторых своих современников в аду, обрекая их на вечные муки. Это пловдивские буржоа и их жены, изображенные в модных одеждах того времени, осужденные за непатриотичное поведение и суетную жизнь. Считая себя «лучшим иконописцем в Болгарии», вопреки всем канонам, в левом верхнем углу мастер нарисовал свой автопортрет и подписался по-церковнославянски «Захарий Христович из Самокова. Изобрази ся рукою моею».

Самой старой сохранившейся постройкой в районе монастыря (300 м. к юговостоку от комплекса) является Костница, построенная в 1083 г. Григорием Бакуриани как место его будущего упокоения. Она дошла до наших дней в хорошо сохранившемся виде. Реставрированы лишь крыша и потолок – в 2001г. Церковь подобного рода - самая старая из сохранившихся в православном мире. Она представляет собой двухэтажную постройку. На первом этаже расположена сама костница, где захоронены останки монахов монастыря. На втором этаже проводились отпевания. В архитектурном решении можно заметить черты византийских и болгарских традиций, а также кавказских и сирийских. Интересная деталь, не характерная для болгарской архитектуры - окна в полукруглых рамах.

В церкви сохранились фрески конца 11 в., часть изображений добавлена в 13 в. Это единственная костница, в которой сохранились фрески. Мастер Иоанн Иверопулец оставил нам один из шедевров старой христианской живописи (11 в). Сейчас костница - музей.

Не менее интересный объект монастырского комплекса- Трапезная, построенная в 1623г. Прямоугольный зал размером 17х6.2 с арочным потолком был расписан целиком. 90 процентов фресок дошли до наших дней. Подбор композиций объединяет античную, иудейскую и христианскую традиции. Их синтез представлен в покрывающей весь потолок композиции «Иесеево Древо» (родословное древо Иисуса Христа), на которой изображены образы 12-ти античных философов (Сократа, Диогена, Платона, Аристотеля и др.) - предтеч христианства, ветхозаветных пророков и праотцов и еврейских царей - Давида, Соломона, Озия и т.д.

По периметру изображены 24 сцены из Акафиста Прсв.Богородицы. Помимо традиционного изображения Страшного суда, здесь можно увидеть сцены из истории христианской церкви - Семь Вселенских Соборов, на которых отстаивалась чистота веры и были заклеймены еретики.

Главная святыня монастыря безусловно Чудотворная икона Прсв. Богородицы «Умиление». По всей вероятности, икона находится в монастыре с момента его основания и всегда была объектом поклонения паломников. Существует несколько легенд, связанных с иконой. По одному из преданий икона – копия иконы Прсв. Богородицы, написанной Ев. Лукой. Она была подарена монастырю братьями-грузинами. Судя по надписям на старогрузинском, икона была написана в 1311 г. Серебряный оклад был создан позднее - в 1819г. В первые неспокойные годы Османского владычества монахи решают спрятать икону в пещере в местности Клувия. Здесь же она была обнаружена в 17 в. и перенесена в монастырь. Но к удивлению монахов она снова исчезла и была найдена на том же месте в горах. Это повторилось дважды, пока один из монахов не увидел сон, в котором Прсв. Богородица велела поместить ее образ в главном храме справа от алтаря в отдельном иконостасе, с 3-мя ступенями перед ним, чтобы она могла встречать каждого нуждающегося и всегда быть в храме. Существует немало свидетельств о ее чудодейственной силе и исцелении страждущих. В память об обретении иконы на второй день после Пасхи совершается литийное шествие до местности Клувия. А 15 августа, в праздник Успения Пресвятой Богородицы, в честь которого назван главный храм монастыря, в Бачково стекаются тысячи паломников со всей Болгарии.

автор: русский гид Дарина Михайлова

Условия использованияПолитика конфиденциальности