Alexander Ishchenko | Публикации

Вы знаете, что такое конкур?

Статный, сильный жеребец, и верхом – вот чудо, - хрупкая девушка, бесстрашно направляющая своего питомца прямиком к высоченному составленному из жердей забору. Что, если скакун засбоит, споткнётся, что, если она не удержится и упадёт? Из защиты – лишь лёгкий пробковый шлем. Прыжок! Кажется, время на мгновение остановилось. Зрители в восторге замирают, лишь щёлкают затворы фотокамер. Барьер взят, звучат аплодисменты, наездница и её мустанг грациозно раскланиваются перед восхищённой публикой, а на площадке уже готовится к прыжку следующий участник.

Это – конкур. Прыжки верхом через препятствия. В Ханко, самом южном городе страны, каждый июль на традиционные международные соревнования «Морской конёк» /SeaHorse/ собираются самые красивые животные и самые опытные наездники Финляндии и Северных стран. За пять дней соревнований зрители смогут познакомиться с правилами конкура, увидеть более тысячи прыжков, посетить ярмарку конской упряжи, сёдел ручной работы и прочих приспособлений для ухода за лошадьми. Можно даже погладить чемпиона (если разрешит хозяйка) и сфотографироваться с ним.

Почему в Ханко? Регион издавна известен своими традициями коневодства. Здесь находится несколько хороших школ верховой езды, подготовивших немало известных спортсменов. Здесь вы сможете совершить короткую прогулку, или отправиться верхом в поход на несколько дней. Ласковое летнее солнце, свежий морской воздух, песчаные пляжи и прозрачный сосновый лес, теплый круп сильного послушного коня и приятная усталость после поездки по лесу, полному естественных препятствий – этот поход станет настоящим посвящением в конный спорт – спорт, которому нет равных по красоте!

В этом году соревнования в пяти дисциплинах /прыжки через барьеры разной высоты/ пройдут в 18-й раз, с 26 по 30 июля. Вход бесплатный. Трибуны большие и вмещают всех желающих насладиться этим прекрасным зрелищем. Вместе с тем следует учесть, что организаторы принимают меры по ограничению дорожного движения в центре города, где будет проходить турнир. Возьмите с собой велосипед – это лучшее решение! Из Хельсинки сюда легко добраться поездом и провести чудесный незабываемый день в самом южном городе страны, любуясь статью и красотой сильных грациозных животных.

Полуостров Ханко... Узкая полоска песка, на 35 километров уходящая в Финский залив. Здесь проходит опушка финляндских шхер, здесь сходятся важнейшие военные и торговые фарватеры Балтики. Здесь среди скал, в тени сосновых лесов раскинулся Ханко – самый южный город Финляндии.

Эти места известны мореплавателям со времен викингов, а первое упоминание об удобной якорной стоянке у полуострова датировано серединой 13 века. Здесь, в закрытых от всех ветров естественных гаванях, в 15-17 веках находили убежище купеческие суда, о чем свидетельствуют многочисленные наскальные рисунки, сделанные моряками. Здесь 27 июля 1714 года произошла знаменитая Гангутская морская баталия – сражение, окончившееся победой российского флота – первой морской победой регулярного флота Петра Великого.

Уже мало кто помнит, что все военные конфликты на Балтике, начиная с того памятного дня, так или иначе затрагивали и Гангут. Развалины шведских укрплений, русские пушки времен Крымской войны, трагические события конца 19 – начала 20 веков, Первой мировой войны и революционных событий, представленные сохранившимися с тех времен памятниками и мемориальными знаками, наконец, история военно-морской базы Ханко, как развитие Сталиным плана по восстановлению и усилению Морской крепости Петра Великого, и, как результат, 164 дня героической обороны полуострова в 1941-м, и памятный мемориал погибшим советским соладтам и матросам – всё это неазрывно связывает историю Финляндии и России.

Но есть и другая история – это история возникновения города. Первый незамерзающий порт Российской империи, первый на побережье санаторий /лечили, кстати, по последнему слову медицины, электричеством/, экспорт масла и фирма Валио, массовая эмиграция евреев и финнов через порт Ханко и почти забытая сегодня депортация карел и ингерманладнцев после Второй мировой войны обратно, в Советский Союз... И это тоже история взаимоотношений наших двух стран.

Здесь бывали на отдыхе императоры России и короли Швеции, здесь почти десять лет жил самый известный человек Финляндии – Густав Маннергейм, в этих ажурных уютных дачах с верандами, отдыхали и творили русские поэты и писатели. Здесь бывали русские револционеры и деятели разнообразных партий, включая Ленина и Сталина,... Даже А.Н. Косыгин, Председатель Совета Министров СССР, когда-то увез отсюда подарок местного фабриканта - дюжину пар кальсон.

Ханко – маленький курортный городок с богатейшей историей и достаточно развитой туристской инфраструктурой. Сюда легко добраться на машине, поездом или автобусом из Хельсинки, а глубина удобной гостевой марины дает возможность стоянки для яхт с любой осадкой. Небольшие комфортабельные гостиницы и пансионы, маленький СПА-комплекс с бассейном, множество крошечных уютных кафе и потрясающих ресторанов, кухня которых удовлетворит самый изысканный вкус, множество концертов и фестивалей, ежегодная парусная регата и соревнования по конкуру, морские круизы и масса возможностей для активного отдыха для детей и взрослых – вот что такое Ханко, самый южный город Финляндии.

Имя российского полководца, генералиссимуса Александра Васильевича Суворова, графа Рымникского наверняка знакомо каждому. Военачальник, не проигравший ни одного сражения, автор знаменитой «Науки побеждать», ставшей настольной книгой будущих поколений российских офицеров, герой Итальянского похода русской армии, вошедшего в анналы мировой военной истории как пример мужества русских солдат = это всё он, человек, проживший долгую жизнь и совершенно заслуженно достигший вершины военной карьеры. Он по праву занимает почетное место в когорте славных российских полководцев!

Но есть в биографии Александра Васильевича и один не слишком хорошо известный эпизод – период его службы в Финляндии. За короткий (менее двух лет) промежуток времени Суворов разработал Генеральный план укрепления российской границы и создал разветвленную сеть фортификационных и гидротехнических сооружений, ставшую важнейшим элементом обороны подступов к Санкт-Петербургу. Небольшие крепости (крепостцы, по образному выражению А.С. Пушкина) располагались на важнейших перекрестках главных дорог, ведущих к Выборгу, Кексгольму и Петербургу, а сеть искусственных каналов и укрепленных гаваней позволяла использовать на Сайме специальную флотилию канонерских лодок. Линия обороны надёжно опиралась на два основания – крепости Котка и Фридрихсхамн (Хамина) со стороны Финского залива, и крепость Олавинлинна со стороны русской Карелии. Созданная Суворовым линия обороны служила надежным щитом от возможной агрессии шведов на протяжения тридцати лет.

Сегодня, спустя более двухсот лет, и крепостцы, и каналы стали великолепными объектами для туризма. Вдоль линии обороны можно, конечно, проехать и на машине, но лучше выбрать велосипед. Или байдарку! Опытным туристам, разумеется, известно, насколько хорошо развит в Финляндии активный туризм – укрытия для ночлега и отдыха (laavu), места для постановки палаток и разведения костров (с запасом дров и приспособлениями для гриля), маркированные туристские тропы, бумажные и электронные карты с набитыми маршрутами… А ещё – прокат байдарок во всех ключевых точках Старой границы (Коувола, Котка, Лаппеенранта, Савонлинна), аренда и техобслуживание велосипедов (в том числе электробайков), недорогие гостиницы и «постоялые дворы» - пансионы для путешественников, привыкших к комфорту, идиллические сельские кафе и чудесные традиционные рестораны, где можно отведать национальное кушанье или насладиться блюдами «Суворовского» меню.

На маршруте очень много исторических достопримечательностей: памятных мест, иллюстрирующих многовековое русско-шведское противостояние, разнообразных фортификационных сооружений и памятников русскому оружию и российским воинам, погибшим здесь во времена военных конфликтов. Это – часть нашей истории. Приезжайте и прикоснитесь к ней!

автор: русский гид Alexander Ishchenko

Условия использованияПолитика конфиденциальности