Андрей Прагатрансфер | Публикации

Чумной столб в г. Кутна Гора

Погожий осенний денек. Туристы не спеша прогуливаются по этому сказочному городку. Уже осмотрели нереально красивый храм св. Варвары, потом заглянули в музей серебра. Мощеная и тихая улица Барборска ведет их к центру. Еще пара узких проходиков между каменными средневековыми кварталами, и они у цели.

Чума в средние века не считалась болезнью. Слишком много вопросов без ответа она оставляла. Откуда приходит? Куда вдруг исчезает? Благодаря чему она распространяется молниеносно? По какому принципу она выбирает своих жертв? Почему не все из заболевших умирают? Чуму считали божьей карой, а избавление от нее – божьим благословением. В средние века крупные пандемии «черной смерти» (atra mors) посещали континент Европу регулярно (1346- 69 гг., 1654-65 гг., 1710-13 гг.) и уносили свою добычу – десятки миллионов человеческих жизней. В некоторых районах чума уничтожала до 2/3 населения. Своеобразная репетиция Страшного Суда! Оставшиеся в живых не знали чему они обязаны своим спасением, однако, с полным правом могли относить себя к людям, достойным Царствия Божия.

Они спешили поблагодарить Создателя, Деву Марию и святых, «которые не промолчали за них пред Господом». Так возникали в Европе «Чумные» или «Марианские» (сооружение чаще всего венчала фигура Богоматери) столбы. Не исключение и Чумной столб (чеш. Morovy sloup) в Кутной Горе. В 1713-15 гг. «черная смерть» собрала здесь свою жатву – 6146 человеческих жизней. Вы можете представить себе, что это могло значить для европейского городка, в котором и сейчас, если верить Википедии, проживают всего 20600 человек. И как было не поблагодарить Бога за избавление от этого ужаса, когда свыше 1700 заболевших смогли спастись. Помните, как сказано у Пушкина в „Маленьких трагедиях“?

«Есть упоение в бою,

И бездны мрачной на краю,

И в разъяренном океане,

Средь грозных волн и бурной тьмы,

И в аравийском урагане,

И в дуновении Чумы.»

Жизнь берет своё. Чума ушла, а вблизи главной площади города уцелевшие принялись воздвигать памятник избавлению от нее. 16 метров в высоту. Скульптор и архитектор Франтишек Баугут. Говорят, он был монах-иезуит. Его скульптуры отличает очень характерный стиль - зыбкость и размытость контуров, призрачность бытия. Где жизнь? Где смерть? Где любовь? Где отчаяние? Где ненависть? Где прощение? «То ли небыль, то ли быль, то ли вечность, то ли вонь...»

На возвышении – Дева Мария. Столб под ней напоминает старый древесный ствол, весь в наростах и чагах, или облачный сгусток - «твердь небесную», как сказано в Библии, у ног женщины, которая родила нам Спасителя. На постаменте кутногорцы написали быть может самое искреннее послание ей: «Божией Матери, Деве непорочной поставила избавленная от чумы ее милостью набожная и смиренная Кутна Гора».

Ниже – фигуры святых, да не просто святых, а самых нужных в час, когда пришла тупая, черная, ничего и никого не разбирающая смерть! Итак:

- Св. Варвара - общехристианская святая, которую почитают как православные, так и католики. Она – покровительница умирающих людей и… шахтеров. 306 год. Когда выяснилось, что дочка римского наместника Диоскура в Илиополе Финикийском (ныне Ливан) приняла христианство, ее долго били воловьими жилами и жгли огнем, а потом ее собственный папа отрубил ей голову.

- Св. Себастьян – тоже святой, житие и подвиги, которого относятся к периоду раннего христианства (конец 3 века). Жил он в Медиолане (ныне Милан) и был начальником преторианской гвардии личных телохранителей императора. Свое тайное отношение к христианству он выдал случайно, исцелив немую женщину Зою. За это его привязали к дереву и расстреляли из луков. Каким-то чудом ни одна стрела не задела жизненно важных органов. Жена его нашла и выходила. Как мученику, избежавшему смерти, люди молятся ему, о заступничестве перед Богом в самых отчаянных ситуациях.

- Св. Франциск Ксаверий – монах иезуит, миссионер, сыгравший огромную роль в распространении католицизма в странах Азии. Является покровителем Борнео, Китая, Индии, Японии, Гоа и Австралии. В начале декабря 1553 года он уснул после мессы. Его тело, остающееся нетленным по сей день выставляется для поклонения каждые 10 лет в маленькой базилике на Гоа. Святой, мощи которого после смерти избежали разложения, тоже вдохновлял верующих перед лицом страшной эпидемии.

- Св. Карл Борромейский – кардинал Милана во 2 половине 16-го века. Боролся за церковную реформу и моральное обновление веры католической. Во время эпидемии чумы 1575-78 гг. заботился об умирающих и совершал таинства над умершими, не боясь заразиться самому.

Среди фигур святых кутногорского чумного столба мы обязательно выделим одного, потому что у его ноги мирно сидит ... пес. Жизнь и подвиги этого святого имеют самое непосредственное отношение к эпидемии чумы. Это

- Св. Рох (в Италии его называли Рокко) из Монпелье. Конец 13 - начало 14 века. Родился в семье губернатора и с самого рождения был отмечен особым знаком – родимым пятном на груди в форме креста. Паломничал и забрел в Италию в самый эпицентр чумной пандемии. В разных селениях (в т.ч. в Риме) были зафиксированы случаи исцеления молитвой святого. А в одном городке он вдруг обнаружил признаки чумы на себе самом. Беднягу изгнали из города и он побрел умирать в ближайший лесок. Лежит под деревом, умирает. Да тут вдруг стало ему голодно, и видит он, как со стороны селения бежит к нему собака и несет в зубах хлеб. Съел св. Рох этот хлеб, и исцелился. С тех пор пес, которого звали Готхард, всюду следовал за своим хозяином до самой его смерти. Все изображения этого святого сюжетно одинаковы: Св. Рох показывает чумную язву на ноге, а у ног его чинно и благообразно сидит собачка Готхард и заглядывает ему в глаза. Эта пара впоследствии породила массу философско-богословских споров на тему: «А пускают ли в рай с собаками?».

После долгих скитаний святой оказался в родном Монпелье и угодил там в тюрьму по приказу собственного дяди. Через 5 лет заключения св. Рох умер, и в ту же секунду умер его верный Готхард. Даже и после смерти чудеса исцеления и спасения от чумы именем святого продолжались. Когда его канонизировали, было представлено документальное подтверждение тому, что после молебна св. Роху в городе Констанц спустя столетие после его смерти на 16-ом вселенском соборе (который, кстати, приговорил Яна Гуса к сожжению) чума, грозившая городу, отступила. А 70-ю годами позже венецианцы, которых чума тоже здорово потрепала, умыкнули мощи святого Роха (точно также, как в свое время они тайно вывезли св. Марка – евангелиста из под носа у магометан) и поместили их у себя в городе в специально построенном храме San Rocco.

Чумной столб в городе Кутна Гора в центральной Чехии – яркое подтверждение тому, что иногда верования, суеверия и социальные комплексы людей определенной эпохи могут рассказать о них куда больше, чем сухие факты, события и даты. Можно переписать историю, в угоду себе, и тем самым обмануть потомков. Невозможно обмануть своего Бога! Расплата обязательно придет, а вместе с ней раскаяние и отчаяние, или спасение и благодарность.

Техмания

Если вам посчастливится оказаться в этом древнем и прекрасном городе на западе Чехии, да еще с детьми, вспомните, что он славен не только всемирно известным пивом. Яркое тому подтверждение - «Техмания» Научный Центр (Techmania Science Center) в городе Пльзень.

Это совместное детище энтузиастов из Западночешского университета и компании ШКОДА. В просторных и светлых бывших цехах знаменитого машиностроительного завода, разместилась огромная выставка интерактивных экспонатов, технических головоломок и артефактов, которые в увлекательной и вполне доступной игровой форме, а главное – совершенно безопасно знакомят ребенка с основными законами физики, химии, биологии и астрономии, позволяют ему непринужденно и весело пройти извилистым путем технического прогресса и оценить роль машин в жизни человеческой.

Все это, конечно, слова, и «Техмания» относится к таким местам, которые, как говорится «лучше один раз увидеть». Когда дети со своими родителями попадают в «Техманию», чувство времени и реальности отступают куда-то, а вместо них появляется желание двигаться дальше, познавать и удивляться. Это будет продолжаться, пока из всех чувств первым не вернется острейшее чувство голода. Небольшая пауза на посещение местной уютной столовки, и снова в путь.

Далее мы приводим только несколько основных тематических разделов выставки: Аудитория – Раздел содержит сотни интерактивных экспонатов. Некоторые из них веселые, некоторые удивительные, но все они интересны. Главная цель - узнать, как и почему все работает. Вы обнаружите, что наука и техника окружают нас на каждом шагу, когда физика и математика скрыты в обычных вещах, которые мы встречаем ежедневно. И это вовсе не будет скучно. Вы увидите, что происходит в вакууме. Вас увлекут свойства магнитов, вы сможете сами выработать электрический ток напряжением в 200 000 вольт. Вы будете экспериментировать со звуком, цветом, со светом и тенью, поймете, что такое оптические иллюзии.

Открывайте играя. Мататлон — Можете представить себе математику, как вид спорта? Экспозиция позволяет легко и просто понять углы, проценты или функции. Выставка предлагает проследить связь между спортом и математикой, поэтому она может быть идеальным средством для первого знакомства с миром основных математических операций и принципов. Но вы также можете проявить свой конкурентный дух, выказав свои сильные стороны в конкуренции со своими близкими или даже широкой публикой.

Мир воды - Эта экспозиция в игровой форме познакомит вас с базовыми законами природы. Водный мир, посвященный власти воды и использованию ее силы, состоит из водяных мельниц, шлюзов, водяных турбин и каналов. Это модель естественного и искусственного русла реки, где каждый может попробовать, например, водный лифт, Архимедов винт или закон сообщающихся сосудов. Все это — ключ к пониманию основных законов гидромеханики.

Будущее на блюдечке - очень понравится тем, кто хочет пересмотреть свое отношение к еде. Представьте, что вы набрали пару лишних килограмм и сколько раз вам придется пробежаться с пиццей по лестнице, чтобы полностью сжечь калории, которые вы с ней получите. Вы узнаете, как отличается физическая нагрузка строительных и офисных работников и какой рацион им необходим. Приходите играть с едой.

Совершенно секретно — самая популярная экспозиция. Загляните в мир тайных агентов, подслушайте секретные разговоры, снимите отпечатки пальцев, разблокируйте замок сейфа, просочитесь через паутину охранных датчиков, пройдите по следам знаменитых сыщиков и легендарных криминалистов.

Человек против зверя — Человек - вершина творения? Правда? Вы можете прыгнуть дальше блохи? Обогнать курицу? Померятся силой с быком? Экспозиция наглядно сравнивает человеческие силы с отдельными представителями животного мира. Поверьте, абсолютных чемпионов здесь нет.

3D планетарий и экспозиция «Космос»- это возможность не просто понять устройство ближнего и дальнего космоса, но и попробовать на себе некоторые предметы, связанные с его освоением (напр. тренажер космонавтов или скафандр). Это единственный трехмерный планетарий в Чехии, который воспроизводит рельефную картинку на сферу. Это впечатляет! Кроме кроме движения небесных тел, ребенок может увидеть воочию как движется солнце по знакам зодиака и точно определить знак, под которым родился.

Поездка в славный город Пльзень наверняка будет незабываемым впечатлением для вас и ваших детей, особенно если к походу по «Техмании» присовокупить посещение зоопарка, одного из самых интересных в Европе и Динопарка, где со знанием и тщательностью воспроизведены фигуры доисторических обитателей Земли. Некоторые из них издают звуки и шевелятся. Нелишним будет и заглянуть в ресторан «На спилце». Он находится прямо на территории знаменитого пивзавода в старом холодильном подвале и радует своих гостей не только свежим пивом, но и яркими и запоминающимися блюдами национальной кухни.

Из Праги в городок Чески-Крумлов

Это прекрасно сохраненный аутентичный средневековый город. Кто-то очень удачно сказал: «Быть в Чехии и не заглянуть в Чески-Крумлов, это все равно, что побывать в Москве, и не посмотреть на Красную площадь.» Шли века, все менялось. Время рушит камни и стирает память человеческую. Чески-Крумлов однажды впал в летаргическую спячку и просто проигнорировал время. Нам очень повезло.

Город мастеров, торговцев и художников. В неторопливом и однообразном течении времени память народная сохранила только яркие эпизоды: истории трагической любви, чудесные явления и т.п. Каждый дом хранит свою легенду. Чески-Крумлов можно читать, как книгу. Начнем?

Итак, внутренний город (vnitrni mеsto). Площадь согласия (namesti svornosti). Чумной столб. На этом месте в средние века частенько пылали костры, в них кончали свои дни женщины, промышлявшие колдовством. Наиболее дикий случай произошел с цыганской девушкой, которая спряталась ночью в костеле В Кайове и украла перстень у статуи Девы Марии. На другой день староста заявил о краже святыни. Перстень она возвратила настоятелю, но узнали об этом иезуиты из Чешского Крумлова. И хотя она уже была прощена кайовским духовенством, стали иезуиты ее пытать, и она призналась в таких злодеяниях, которых никогда не совершала. Была она сожжена на площади у чумного столба.

Дом №2. В доме когда-то была пивная «У Солнца». Хозяин отличался недоверчивостью и не верил раздатчику пива в пивоварском подвале. Он постоянно обвинял его, что тот недоливает пиво в бочки и жаловался хозяину пивовара. Чтобы трактирщик не брал пиво у кого-то другого, раздатчика уволили, но уходя он проклял хозяина пивной. Вскоре трактирщик спускался в подвал и его насмерть придавило покатившимися бочками. Его душа не находит покоя в вечности и иногда появляется в доме.

Дом №9. Сейчас здесь отель «Золотой ангел», а в средние века здесь находилась пивная «У Ангела», и бывало очень весело, особенно, когда в городе проходила ежегодная ярмарка. Однажды в пивной было заключено необычное пари. Два мужика поспорили на свежекупленную прекрасную тёлочку, кто из них быстрее выпьет два ведра пива. Тот, который выиграл, не долго своему выигрышу радовался. Ночью ему стало плохо и он умер. Несчастный стал являться хозяину пивной и отчитывать, что тот не прекратил пари. Хозяину несколько раз пришлось заказывать заупокойную службу о душе несчастного в костеле sv. Vita, чтобы спокойно спать по ночам.

Подняв голову вверх, можно увидеть шпиль этого прекрасного собора. Про этот костел есть много легенд и подлинных историй. Рассказывают об одном капеллане, который уснул в исповедальной будке и присутствовал на полночной мессе, участниками которой были крумловские небожители. Утром священник был найден в храме совершенно седым. Он умер, не прожив и года после этого. Другая история касается образа Прославления Девы Марии у органа. Он так напоминал одному горожанину собственную умершую жену, что он не мог поступить иначе, как вырезать ее лик. Об этом он признался на исповеди перед смертью.

Если покинуть площадь и двигаться в сторону Соукеницкой улицы, то слева можно увидеть дом №68. Примерно году этак в 1460-ом жил здесь медник по фамилии Голленхаммер.

Он покупал у еврея медный лом, плавил его и ковал разные предметы обихода. Как-то раз одна вещь не расплавилась в печи. Это был крест, который передавался потом от отца к сыну многие поколения. Уже в первой половине 17 столетия последний представитель рода, вдова Рейкинова отдала крест главе города. В ту пору край постигли страшные грозы и градобой. Местная власть решила поместить крест на горе, над городом в стороне, откуда приходят грозовые тучи. Стихия отступила. С тех пор гора называется «Крестовая» и на ней построена специальная часовня.

Далее к Соукеницкой слева будет примыкать улица Паненская (Девичья). Говорят, в срелневековье здесь собирались женщины, торгующие собой. Вспоминают также примету: девушка, потерявшая девственность, не будучи замужем, обязательно покраснеет, проходя этой улицей. Видимо, по Паненской улицы ходили только мужчины...

Дом №42 по Соукеницкой улице. В доме жил несчастный юноша по имени Хельмут, который полюбил девушку. Они пообещали друг другу обвенчаться. Крумловская колдунья Анабелла сумела сломить волю девушки и убедила не выходить за Хельмута. В конце концов она вышла за старого горбуна и уехала с ним из Крумлова. Хельмут не смог пережить потерю любимой и повесился на чердаке. Душа юноши долго не могла обрести покой. В прежние времена на чердаке часто слышались разные звуки, а балка, на которой висело тело юноши и по сей день иногда сильно и скрипит.

Направо от Соукеницкой отходит улица Панская. В доме №20, что рядом с музеем влативина,

согласно легенде, жил злой управляющий. Ничего не спускал он своим подчиненным. Самое плохое, что заключил он договор с дьяволом. Тот пообещал ему богатство и власть. Пришла пора расчета. Управляющий боялся этого момента и хотел черта провести. Однажды взял и нарисовал на всех дверях и окнах крест, надеясь, что дьявола это отпугнет. Забыл только про одно крохотное оконце в туалете. Черт вырвал его так резко, что содрал с него кожу. Жуткие остатки были на окне очень долго, как напоминание о том, как опасно иметь дело с лукавым.

Эти несколько легенд – только «видимая часть айсберга» всего лишь малая толика преданий, который хранит Чески-Крумлов.

Пражское гестапо

В 1923-29 годах в Праге на углу нынешних улиц Politickych veznu и Washingtonova глава богатого еврейского семейства Печек (Petschek) Юлиус построил «родовое гнездышко», которое и тогда и сейчас никто иначе, как «Печеков дворец» не называл. Семья очень успешно пробавлялась банковской деятельностью, биржевыми спекуляциями и владела большей частью северочешских угольных шахт. Роскошный огромный дом в 5 этажей, построенный по проекту известнейшего архитектора Макса Шпильмана (здания посольств России, Китая и США в Праге – его работа) и скромно называвшийся «банкирский» по тем временам представлял из себя чудо технической оснащенности и фантастически богатой отделки. В доме были устроены: система кондиционирования, пневматическая почта, оконные жалюзи с электроприводом, собственная типография и лифты-«патерностеры» (непрерывного действия и без дверей). В легендарных подвалах дома были оборудованы сейфы-деньгохранилища, которые считались неприступными для воров высшей квалификации. Сейфы были снабжены изощренной системой сигнализации, потайными дверцами в комнаты, где не дремала охрана и массой других ловушек. Вкладчики Печеков были абсолютно спокойны за свои ценности. Кстати, клиентами банкирского дома не мог стать кто угодно. Войти в банк что называется «с улицы», без рекомендаций и проверки никто не мог. Печеки бдительно берегли свою репутацию и свои капиталы. Внутренние интерьеры были отделаны поистине с дворцовой роскошью. Лепнина стен и потолков могла вызвать зависть у королей и императоров прежних веков. Кабинеты, лестницы, коридоры и вестибюли были украшены ценными породами отделочных камней и дерева. В оформлении интерьеров использовались панели из тесненной кожи. Печеки обустраивали свое обиталище так, чтобы никто из современников-конкурентов заведомо не мог похвастаться такой «соломоновой» роскошью. Однако, дело шло к войне и эмиграции, и эти мудрые иудеи – наследники Юлиуса Печека в 1939 году свой дворец продали Чехословацкой государству, и даже успели получить за него какие-то деньги перед тем, как уехали в Англию. И очень вовремя, потому что через полгода во дворце поселился новый обитатель – отделение гестапо в городе Прага

Невозможно было найти здание, более подходящее для государственной тайной полиции Третьего рейха. После небольшой реконструкции (немцы оборудовали в банковском подвале маленькую тюрьму, с десяток камер-одиночек и кабинет для допросов со всеми необходимыми пыточными приспособлениями) в мае 1939 года «контора» въехала в величественное здание. Штат гестапо составлял около 1200 человек. Большинство из них, кроме надзирателей и охраны, носили гражданскую одежду и кожаные портфели («актовки») и видом своим мало отличались от банковских клерков, которые совсем недавно покинули эти стены. Последний директор пражского гестапо доктор Герке, руководивший учреждением с 1942 года, исчез из города 8 мая 1945 года, и, как утверждают, закончил свои дни в 1982 году в своей постели в окружении любящих родственников в западной Германии. Подсчитано, что за шесть лет существования гестапо в Праге через него прошли свыше 35 000 чешских граждан. С присущим чехам черным юморком и в память о прежнем хозяине они окрестили это зловещее здание «печкарна». За все годы немецкого протектората чешское сопротивление, поддерживаемое с одной стороны из Лондона, а с другой – из Москвы, никогда не угасало. Именно поэтому сотрудники «печкарны» редко могли бездельничать. Гестапо, как инструмент политического сыска, следствия и иногда возмездия, добывало доказательства и улики всеми доступными способами, не считаясь с соображениями гуманизма, человеческих прав и ценностей. Главный принцип, которым оно руководствовалось был такой: «Пусть лучше подозреваемый сам себя оговорит, чем что-нибудь недоскажет». Воздействие на допрашиваемого начиналось уже с ожидания допроса. Представьте себе помещение размером с большой школьный класс. Рядами друг за другом стояли дубовые скамейки. Ожидающие должны были сидеть с прямой спиной, положив ладони на колени и смотреть вперед себя на белую стену. В углу на табуретке сидел надзиратель. Нарушение правил сидения или попытка обменяться взглядом или словом с другими ожидающими, каралось трехдневным запретом на еду или стоянием без отдыха на такой же срок. Помещение это получило название «кинотеатр». Человек, сидящий в вынужденной позе и слушающий вопли и стенания пытаемых из находившегося неподалеку кабинета для допросов (он же – пыточная камера или по чешски «мучирна»), на этой белой стене мог просмотреть как фильм всю свою прежнюю жизнь. Дополнительное сходство с кинотеатром добавляло маленькое оконце в стене за спинами «зрителей», откуда поглядывал второй охранник. Когда после мучительного ожидания человек попадал в кабинет следователя, его встречала масса предметов, призванных помочь ему быть совершенно откровенным. Поперек помещения от стенки до стенки на высоте примерно 1.5 м был укреплен стальной шест. На нем человека подвешивали и фиксировали при помощи кандалов в самых неестественных и болезненных позах. Если «клиенту» для откровения этого было мало, то тут же в шкафчике хранился целый арсенал пыточных средств: плетки и хлысты из стального тросика, разнообразные зажимы для разных частей тела, молоточки для раздробления костей пальцев, электроутюг и т.д. Следователь сидел в мягком кресле рядом с шестом, а в углу за маленьким столиком секретарь тщательно фиксировал в протоколе все, что говорили в этой комнате. Судя по описаниям пыток, которым подверглись некоторые известные деятели сопротивления, они молчали очень долго, или вовсе молча покинули этот мир. Для тех, кто не пережил разговора со следователем, в «печкарне» были припасены гробы. Если узник долго не шел на контакт, его могли вместо камеры-одиночки отправить коротать ночь в специальный абсолютно темный подвал с 15-ти сантиметровым слоем воды на полу. Часто узник получал решение суда, которое нельзя было обжаловать и отправлялся в тюрьму на Панкраце. А большая часть посетителей «печкарны» выходила, получив бесплатную путевку в печально известный концлагерь Терезин. Для более чем 100 000 человек эта бывшая имперская крепость стала «конечной остановкой». Особо опасных для рейха отправляли сразу в «блок смерти» австрийского лагеря Маутхаузен. Ныне в подвале Печекова дворца полностью воссоздана обстановка бывшего гестапо. Это скорбное место можно посетить, заранее договорившись об экскурсии. Чехи помнят все и всех...

Сейчас угол дворца украшает большая бронзовая доска на обе стороны здания. На ней – слова знаменитого чешского патриота-антифашиста Юлиуса Фучика. Он был журналистом, критиком, выпивохой, хулиганом, любителем женщин, коммунистом и видным деятелем чешского сопротивления. В годы протектората руководил подпольным изданием. В апреле 1942 его арестовали и притащили в «печкарну». Прославился Фучик тем, что сидя в пражской тюрьме Панкрац, написал книгу, известную в русском переводе, как «Репортаж с петлей на шее». Крылатой фразой стала прижизненная эпитафия, посвященная им самому себе: «Люди, вы мне нравились. Будьте бдительны!» Поскольку в эпоху правления коммунистов образ Фучика был героизирован, то сразу после Бархатной революции появились те, кто утверждал, что он сотрудничал с пражским гестапо. Группа энтузиастов перерыла немецкие архивы, подняла протоколы допросов и сделала вывод: вися на стальном шесте в «печкарне», ФУЧИК НИКОГО НЕ ВЫДАЛ.

Низкий поклон чешским патриотам-антифашистам и вечная им слава!

автор: русский гид Андрей Прагатрансфер

Условия использованияПолитика конфиденциальности