Михаил Король

+972 524616030

Экскурсия в Иерусалиме:
Храмовая гора. Хар ха-байт

ИзраильИзраиль

Храмовая гора. Хар ха-байт


Это место, будоражащее воображение самых разных людей, - и учёных, и политических деятелей, и любителей приключений, и искателей сенсаций, - у человека, первый раз увидевшего его воочию, вызывает недоуменный вопрос: какая же это гора? Так, четырехугольная платформа, площадью примерно в половину квадратного километра, укрепленная со всех сторон мощными опорными стенами и застроенная различными культовыми постройками. И, тем не менее, с топографической точки зрения, это – некая возвышенность, антиклиналь, находящаяся между двумя более значительными холмами: Западным склоном и Масличной горой. От Западного склона Храмовую гору отделяет небольшое ущелье, известное как просто Ущелье, или Тиропеон (долина Сыроваров), ныне полностью застроенное, а между Храмовой горой и Масличной пролегает Кидронское ущелье, или Царская долина, она же долина царя Иосафата, или долина Судного дня.

Про топографию Храмовой горы точнее, чем написал почти две тысячи лет назад Иосиф Флавий, и не скажешь:

«Храм, как выше замечено, был построен на хребте сильно укрепленного холма. Вначале вершина его едва хватала для самого храма и алтаря, так как холм со всех сторон был покат и обрывист. Но после того, как царь Соломон, первый основатель храма, укрепил стеной восточную часть холма, на земляной насыпи была построена еще колоннада; на других сторонах храм стоял еще от¬крытым. В последующие же века народ все больше расширял путем постоянных насыпей поверхность холма; тогда разломали и северную стену и прирезали еще столько места, сколько впоследствии составлял весь объем храма. После того как иудеи подкрепили холм от самой его подошвы тройной террасообразной стеной и окончили превзошедшее всякие ожидания сооружение, на что были употреблены долгие века и все священные сокровища, стекавшиеся со всего мира, они обстроили верхнее пространство и нижнее храмовое место. Самая низкая часть храма покоилась на фундаменте в триста локтей высоты, а местами и больше. Но не вся глубина этого замечательного фундамента была видна, ибо большей частью заполняли лощину для уравнения ее с улицами города. Употребленные для фундамента скалы имели величину сорока локтей. Изо¬билие денежных средств и рвение народа неимоверно ускоряли ход работ, и, благодаря этой неослабной настойчивости, с течением вре¬мени было возведено сооружение, которое раньше не надеялись даже когда-либо окончить» («Иудейская война», 5:5:1).

О Храмовой горе написаны десятки томов на разных языках, и при этом тема её остается неисчерпаемой. Попробуем сейчас сухо и скупо изложить в нескольких абзацах основные вехи её истории.

Итак, Храмовая гора расположена в юго-восточной части Старого города. По еврейской традиции отождествляется с горой Мория (другое прочтение этого слова "марва", что означает "шалфей"), указанной Аврааму для принесения в жертву его сына Ицхака и с местом под названием Бет-Эль (Дом Бога), где Иакову приснился пророческий сон, подтверждающий союз потомков Авраама со Всевышним.

Позже царь Давид, откупив территорию горы у иевусея Аравены (в 1004 г. до н.э.), решил установить здесь главную святыню израильтян Ковчег Завета со скрижалями, полученными Моисеем на горе Синай. В Библии мы встречаем и еще одно название Храмовой горы – Сион (Цион). Позже это название станет общим для всего Святого града… Соломон, сын Давида, укрепив гору насыпью, воздвиг здесь Храм, посвященный единому Богу Израиля (в 961-922 гг до н.э.). Храм был разрушен вавилонским царем Невухаднецаром (Навуходоносором) в 586 г. до н.э. С момента восстановления евреями, вернувшимися из вавилонского пленения, культовый комплекс на Храмовой горе стал именоваться Вторым Храмом, в дальнейшем обустройстве которого принимали участие правители хасмонейской династии и, наиболее грандиозно, Ирод Великий.

В 70 г. н.э. Храмовая гора была захвачена римлянами, а Храмовые сооружения были преданы огню и разрушены. До VII века н.э. существовало несколько неудачных попыток восстановления еврейского Храма. Культовые постройки, возводимые на горе христианами в византийский период, также не были завершены.

В 638 году арабы под предводительством халифа Омара ибн эль-Хоттаба захватывают Иерусалим и дают разрешение евреям вернуться в город и молиться на Храмовой горе, однако вскоре Храмовая гора объявляется мусульманами святым для ислама местом (связанным с чудесным ночным путешествием Магомета и вознесением на небо и традицией, гласящей, что скальное обнажение на вершине горы - Краеугольный камень) и в начале VIII века здесь воздвигаются два культовых сооружения - Куббат ас-Сахра (комплекс мечетей "Купол над Скалой") и Аль-Акса (мечеть "Отдаленная"). При захвате города и Храмовой горы крестоносцами эти мечети в начале XII перестраиваются в церкви, именуемые "храм Господа" и "храм Соломона". После завоевания Иерусалима Салах ад-Дином в 1187 году мечети на Храмовой горе были восстановлены.

В периоды мамлюкского, османского и британского правления евреи на Храмовую гору не допускались. В настоящее время контроль над горой осуществляет специальная мусульманская комиссия ВАКФ и, несмотря на обостренное идеологическое противостояние, посещение Храмовой горы, как туристами, так и гражданами Израиля, хоть и ограничено, но возможно.

Наиболее сжатое, точно сформулированное е и в то же время поэтическое отношение евреев к Храмовой горе выражает цитата из «Мидраш Танхума»:

«Земля Израиля – посередине мира. А Иерусалим – в самом сердце Земли Израиля. Храмовая гора – посередь Иерусалима. Храм – в центре Храмовой горы. Святая Святых – в сердце Храма. Ковчег Завета – в середине Святая Святых. А под Ковчегом – Камень основания, на котором воздвигнут мир».

письмоОтправить заявку:

Поделиться в соцсетях



Экскурсия в Иерусалиме:
Храмовая гора. Хар ха-байт

Михаил Король

ИзраильИзраиль

+972 524616030

 

Храмовая гора. Хар ха-байт

Это место, будоражащее воображение самых разных людей, - и учёных, и политических деятелей, и любителей приключений, и искателей сенсаций, - у человека, первый раз увидевшего его воочию, вызывает недоуменный вопрос: какая же это гора? Так, четырехугольная платформа, площадью примерно в половину квадратного километра, укрепленная со всех сторон мощными опорными стенами и застроенная различными культовыми постройками. И, тем не менее, с топографической точки зрения, это – некая возвышенность, антиклиналь, находящаяся между двумя более значительными холмами: Западным склоном и Масличной горой. От Западного склона Храмовую гору отделяет небольшое ущелье, известное как просто Ущелье, или Тиропеон (долина Сыроваров), ныне полностью застроенное, а между Храмовой горой и Масличной пролегает Кидронское ущелье, или Царская долина, она же долина царя Иосафата, или долина Судного дня.

Про топографию Храмовой горы точнее, чем написал почти две тысячи лет назад Иосиф Флавий, и не скажешь:

«Храм, как выше замечено, был построен на хребте сильно укрепленного холма. Вначале вершина его едва хватала для самого храма и алтаря, так как холм со всех сторон был покат и обрывист. Но после того, как царь Соломон, первый основатель храма, укрепил стеной восточную часть холма, на земляной насыпи была построена еще колоннада; на других сторонах храм стоял еще от¬крытым. В последующие же века народ все больше расширял путем постоянных насыпей поверхность холма; тогда разломали и северную стену и прирезали еще столько места, сколько впоследствии составлял весь объем храма. После того как иудеи подкрепили холм от самой его подошвы тройной террасообразной стеной и окончили превзошедшее всякие ожидания сооружение, на что были употреблены долгие века и все священные сокровища, стекавшиеся со всего мира, они обстроили верхнее пространство и нижнее храмовое место. Самая низкая часть храма покоилась на фундаменте в триста локтей высоты, а местами и больше. Но не вся глубина этого замечательного фундамента была видна, ибо большей частью заполняли лощину для уравнения ее с улицами города. Употребленные для фундамента скалы имели величину сорока локтей. Изо¬билие денежных средств и рвение народа неимоверно ускоряли ход работ, и, благодаря этой неослабной настойчивости, с течением вре¬мени было возведено сооружение, которое раньше не надеялись даже когда-либо окончить» («Иудейская война», 5:5:1).

О Храмовой горе написаны десятки томов на разных языках, и при этом тема её остается неисчерпаемой. Попробуем сейчас сухо и скупо изложить в нескольких абзацах основные вехи её истории.

Итак, Храмовая гора расположена в юго-восточной части Старого города. По еврейской традиции отождествляется с горой Мория (другое прочтение этого слова "марва", что означает "шалфей"), указанной Аврааму для принесения в жертву его сына Ицхака и с местом под названием Бет-Эль (Дом Бога), где Иакову приснился пророческий сон, подтверждающий союз потомков Авраама со Всевышним.

Позже царь Давид, откупив территорию горы у иевусея Аравены (в 1004 г. до н.э.), решил установить здесь главную святыню израильтян Ковчег Завета со скрижалями, полученными Моисеем на горе Синай. В Библии мы встречаем и еще одно название Храмовой горы – Сион (Цион). Позже это название станет общим для всего Святого града… Соломон, сын Давида, укрепив гору насыпью, воздвиг здесь Храм, посвященный единому Богу Израиля (в 961-922 гг до н.э.). Храм был разрушен вавилонским царем Невухаднецаром (Навуходоносором) в 586 г. до н.э. С момента восстановления евреями, вернувшимися из вавилонского пленения, культовый комплекс на Храмовой горе стал именоваться Вторым Храмом, в дальнейшем обустройстве которого принимали участие правители хасмонейской династии и, наиболее грандиозно, Ирод Великий.

В 70 г. н.э. Храмовая гора была захвачена римлянами, а Храмовые сооружения были преданы огню и разрушены. До VII века н.э. существовало несколько неудачных попыток восстановления еврейского Храма. Культовые постройки, возводимые на горе христианами в византийский период, также не были завершены.

В 638 году арабы под предводительством халифа Омара ибн эль-Хоттаба захватывают Иерусалим и дают разрешение евреям вернуться в город и молиться на Храмовой горе, однако вскоре Храмовая гора объявляется мусульманами святым для ислама местом (связанным с чудесным ночным путешествием Магомета и вознесением на небо и традицией, гласящей, что скальное обнажение на вершине горы - Краеугольный камень) и в начале VIII века здесь воздвигаются два культовых сооружения - Куббат ас-Сахра (комплекс мечетей "Купол над Скалой") и Аль-Акса (мечеть "Отдаленная"). При захвате города и Храмовой горы крестоносцами эти мечети в начале XII перестраиваются в церкви, именуемые "храм Господа" и "храм Соломона". После завоевания Иерусалима Салах ад-Дином в 1187 году мечети на Храмовой горе были восстановлены.

В периоды мамлюкского, османского и британского правления евреи на Храмовую гору не допускались. В настоящее время контроль над горой осуществляет специальная мусульманская комиссия ВАКФ и, несмотря на обостренное идеологическое противостояние, посещение Храмовой горы, как туристами, так и гражданами Израиля, хоть и ограничено, но возможно.

Наиболее сжатое, точно сформулированное е и в то же время поэтическое отношение евреев к Храмовой горе выражает цитата из «Мидраш Танхума»:

«Земля Израиля – посередине мира. А Иерусалим – в самом сердце Земли Израиля. Храмовая гора – посередь Иерусалима. Храм – в центре Храмовой горы. Святая Святых – в сердце Храма. Ковчег Завета – в середине Святая Святых. А под Ковчегом – Камень основания, на котором воздвигнут мир».

письмоОтправить заявку:

Поделиться в соцсетях

© 2018 Nyenskans AB, all rights reserved