Экскурсия в Уплисцихе: Регион Картли

  • screen
  • Регион Картли
Уплисцихе дословно Божья Крепость – древний пещерный город, один из первых городов на территории Грузии. Уплисцихе высечен в скале, расположенной в 12 км к востоку от г. Гори на левом берегу реки Кура. Город возник на рубеже II – I тысячилетия до Р. Х. Последний житель покинул город в конце XIX в.

Поселение получило название "Уплисцихе" уже в древнейший период. Упоминания средневековых грузинских историков связывают основание поселения с мифологическим "Уплосом, сыном Мтсхетоса", причем достоверность этих источников в целом подтверждается археологическими материалами. На основании этого в научной литературе название "Уплисцихе" связывается с Уплосом. Хотя, в ряде популярных источников закрепилась неверная трактовка названия — "Крепость Владыки".

Уплисцихе является многослойным археологическим объектом, одним из важнейших памятников грузинской культуры. Уникальность памятника заключается в том, что он, благодаря своему устройству, сохранил в себе остатки архитектурных и культовых сооружений, построенных на протяжении нескольких тысячелетий. В период расцвета Уплисцихе включал в себя более 700 пещер и пещерных сооружений, из которых только 150 сохранились к настоящему времени.

Грузинский историк и географ XVIII в. Вахушти Багратиони писал, что Уплисцихе до нашествия монголов был городом, но "... ныне разрушен. Здесь есть строения необычные, высеченные в скале, залы большие, выдолбленные также в скале, большой туннель, пробитый до руки Кура. На западе – отвесная скала и внутри неё огромные пещры, ныне недоступные. Воображению представляются выходящие из пещер воины со стрелами и копьями, всадники, выступающие в поход, и это, считаемое прорицалищем, место именуется Уплисцихе".

Согласно археологическим данным, Уплисцихе стал культовым центром на рубеже II

- I тысячелетия до Р. Х. Выбор именно скалы или холма для поселения человека или для создания культового центра естественен, так как скалы и горы издавна являлись символами могущества и вечности с одной стороны, а с другой стороны крутые склоны скал представляют собой естественное укрепление.

Пещеры, которые целиком можно отнести к периоду II – I тыс. до Р. Х., в Уплисцихе нет, так как многие древние сооружения позже перестраивались и переделывались, однако археологический материал свидетельствует о регулярном культовом использовании многих помещений, начиная с этого периода. В этот период в Уплисцихе зафиксировано поклонение женскому солнечному божеству, символом которого позднее также было колесо. Единственное изображение этого божества (глиняная статуэтка) было обнаружено только на холме Катланисхеви

Есть археологические данные о торговых связях Уплисцихе этого периода с Урарту и Мидией. Нет данных о вхождении Уплисцихе в какое-либо более крупное государственное образование той эпохи.Скорее всего, Уплисцихе существовал как независимый культовый центр.

По мере роста числа почитателей культовых объектов в Уплисцихе его популярность увеличивалась, и к IV веку до Р. Х. Уплисцихе становится городом. Во второй половине IV в. до Р. Х. население осваивает всю территорию южного склона горы общей площадью 9,5 гектаров. В последующий период, по предположению ряда археологов, на рубеже I – II вв. н. э. в скалах были высечены несколько сотен различных сооружений, включая храмы, общественные здания и жилые дома. Кроме этого были обустроены колодцы и водостоки, городские ворота, улицы и укрепления города. Все эти крупные изменения произошли, по мнению археологов, за несколько десятков лет.

Рост Уплисцихе приходится на период формирования Картли — Восточно-грузинского царства (по греческим и римским источникам Иберия), столицей которого становится Мцхета. Уплисцихе выделялся среди остальных городов Иберии своим преимущественно культовым значением. Большинство его сооружений имели именно культовое предназначение, и Уплисцихе, таким образом, являлся именно храмовым городом, главным культовым центром Картли (Иберия). Таким образом, роль Уплисцихе можно сравнить с древнегреческими Дельфами или древним Вани в Эгриси (по греческим и римским источникам Колхида).

Религия в Уплисцихе являла собой типичный набор политеистических веровании своего времени. В эллинистический период в Уплисцихе помимо древнейшего культа поклонения божеству Солнца поклонялись другим небесным светилам и всему пантеону грузинских языческих богов, включая богов земли, подземелья, воды и других, причём каждое из божеств имело связи с соответствующими культовыми сооружениями. Главенствующее положение занимал, вероятно, храм Солнца, разрушенный первыми христианами после объявеения христианства государственной религией в Грузии.

Для поклонения хтоническим божествам использовались крупные ямы диаметром от одного до четырёх метров, причём глубина некоторых из них достигала 12 метров. Ямы использовались для ритуальных жертвоприношений животных богам подземного царства. До проведения детальных раскопок и анализа остатков материала на дне ям их предназначение оставалось невыясненным. В качестве одного из предположений высказывалось мнение, что крупные ямы выполняли функцию тюрьмы. Это предположение оказалось неверным, хотя ряд некоторые источники до сих пор указывают на существование "подземных тюрем" в Уплисцихе.

Среди исследователей памятника нет единого мнения о том, следует ли считать все культовые сооружения храмами в классическом смысле этого слова, однако большинство учёных сходятся в том, что они имели именно религиозное предназначение.

Росту города дополнительно способствовало то обстоятельство, что он находился на одном из торговых путей, соединяющих Европу и Азию, который проходил между Чёрными и Каспийскими морями. Среди историков до сих пор ведутся споры о том, находился ли Уплисцихе на Великом шёлковом пути или более корректно вести речь просто о "торговом пути".

После провозглашения христианства государственной религией в Грузии, между языческим Уплисцихе и первыми христианами возникло противостояние, которое закончилось тем, что жрецы и жители Уплисцихе, которые не приняли христианство, были подвергнуты гонениям, часть городских сооружении были разрушены и сожжены, на месте двух главных языческих храмов возникли христианские церкви. Найден церковный документ раннехристианского времени, призывающих предать смерти язычников Уплисцихе, и, возможно, многие жрецы, а также некоторые жители города были казнены в этот период. Хотя, ещё на протяжении долгого времени в Уплисцихе продолжалось тайное поклонение языческим божествам. Археологи обнаружили закрытые помещения, где и после введения христианства продолжали осуществляться небольшие культовые обряды, приношение в жертву животных. В целом же, с введением христианства само значение Уплисцихе резко упало, поток пожертвований прекратился, число паломников резко снизилось. Город по своему значению уменьшился до обычной крепости.

В церковь был перестроен храм Солнца, находящийся на самой верхней части города. Ещё один, большой по площади языческий храм, выходивший на «Центральную площадь», в VI в. был перестроен в трёхнефнюю христианскую базилику Оба эти церкви разрушились быстрее остальных, и в эпоху раннего средневековья на главном месте Уплисцихе была построена полностью новая церковь, которую называют "церковью Уплисцули" (церковь Цесаревича). Это сооружение относится к X – XI вв. Трёхнефную базилику жители восстанавливать не стали, и к раннему средневековью она превратилась в хлебопекарню.

Большое винохранилище было также уничтожено первыми христианами. Как выяснили археологи, из него вынесли карасы, обвалили деревянные конструкции, а затем подожгли.

В IX веке в жизни Уплисцихе произошла резкая перемена, и он вновь стал играть большую роль в жизни Грузии. Обстоятельства сложились так, что с IX в. столица Грузии, Тбилиси был под арабским игом и главным центром Картли, предметом борьбы за влияние и престол, стало Уплисцихе. В IX—X вв. Уплисцихе фактически являлся главным городом Картли, его население в этот период достигало 20 тысяч человек. В этот период река Кура, которая в древнейший период истории города омывала скалу с северо-запада, уже изменила русло, и с северозападной стороны образовался большой участок плодородной земли, где также возникло поселение. Это поселение просуществовало до 1968 г., когда по настоянию археологов местные власти переселили жителей в окрестные сёла.

История Уплисцихе раннего средневековья известна по летописям, где детально описано регулярные переходы города из рук в руки. Стратегтческое положение Уплисцихе делало его естественной целью всех правителей, в чьи цели было завоевание Картли. К 40-м гг. IX в. Уплисцихе владел грузинский царь Баграт Куропалат. После была эпоха арабских завовании, а в 904 г. Картли вмсте с Уплисцихе завоевал царь Эгриси (Западной Грузии) Константин III. После, некоторое время Уплисцихе находился в руках армян под предводительством Сумбата Тиезерекала. В 914 г. в Картли хозяйничало войско Саджа Абуль-Касима. После ухода арабов, Уплисцихе вновь перешло в руки царей Эгиси (Западная Грузия). В 975 г. правителем Уплисцихе стал Баграт III Куропалат, сын Давида Куропалата. Заняв престол в 978 г. объеденил Грузию.

Последующий период летописцами освещён менее подробно. Летописцы передают, что Уплисцихе пострадал от нашествия сельджуков в 1080 г. В 1122 царь Грузии Давид IV Строитель освободил Грузию от арабов, государственный аппарат переходит в Тбилиси и значение Уплисцихе стало уменьшаться. Ряд исследователей считают, что в Уплисцихе на рубеже XII – XIII вв. могла останавливаться царица Тамар. Хотя это мнение разделяют не все исследователи. Но, как бы то не было, один из преждних языческих храмов, переделаный в царские палаты ещё в Х в. в устных преданиях местного населения XIX в. именовался как "зал царицы Тамар".

В XIII – XIV вв. Уплисцихе был разрушен монголами и после этого город перестал играть какую-либо значительную роль в государственной жизни.

После монгольского нашествия XIII—XIV вв. Уплисцихе перестал быть городом, утратил свою зна

автор: русский гид Георгий Кучава

написать гиду

написать гиду

Условия использованияПолитика конфиденциальности