Происхождение слова "Алаверди" до сих пор не установлено и нет единого мнения. Приведу несколько версии: 1) "Аллах дал" (Alla + Verdi), где второе слово – это прошедшее время от тюркского глагола "давать". Тут разумно можно поставить следующий вопрос: кому пришло в голову христианский храм называть тюркским словом?
2) В Армении есть город Алаверди. Этот город основали турки-кочевники, в в этом городе есть монастырь Санаин. Некоторые, ошибочно, этот монастырь называют "монастырём Алаверди".
3) Иногда грузинский храм Алаверди именуют как Алаверды. Но это большая ошибка. Алаверды – это устаревшее название того самого города в Армении, которое ныне именуется как Алаверди.
4) Ещё одна версия, которая, на мой взгляд, является самой убедительной. По этой версии Алаверди – это искажённое Алва-Хварди, что означает "Алванская равнина". Если учесть, что монастырь построен именно на Алванской равнине, всё становится понятным.
Исторя основания монастыря Алаверди и его кафедрального собора связана с одним из 13 ассирийских отцов – Иосифом Алавердским, день памяти которого в Грузии празднуется 15 сентября.
Иосиф Алавердский проводил строгую подвижническую жизнь. Его вера в Бога была настолько сильна, что никакие дикие звери, которые в VI в. обитали в Кахетии в большом количестве, его никогда не трогали. А косули приходили утром и вечером кормить монаха своим молоком.
По преданию, один из вельмож Кахетии, охотившийся в Алавердской степи, увидел монаха, который в чистом поле стоял на коленях и молился. Он был настолько поражён зрелищем, что остался с Иосифом. Молва быстро разнесла всть, что в безлюдной Алавердской степи живёт монах, а вместе с ним и вельможа, который принял постриг и отрёкся от своей прошлой жизни. С тех пор к святому Иосифу стали каждый день приходить люди. Некоторые из них, слушая его проповеди остались с монахом навсегда. Таких людей становилось всё больше. Так возникла обитель и был сооружён храм в честь святого великомученника Георгия.
Настоятелем этой обители был избран святой Иосиф. Он с любовью отца заботился о каждом монахе. Чтобы рассказывать народу о Христе и его жизни святой Иосиф часто оставлял созданный им монастырь и отправлялся по посёлкам проповедовать Слово Божие. Люди в Кахетии, слыша что Иосиф ведёт непорочную жизнь, с радостью принимали его у себя и с большой охотой слушали его рассказы. После его проповедей многие навсегда отказывались от языческих обычаев и принимали христианство.
Во время своей жизни в монастыре святой Иосиф составил катэхизис, по которому обучал своих монахов. К сожалению в XVI в. эта книга была утеряна.
Когда святой Иосиф почувствовал, что его земной путь близился к концу, заперся в келии и ни с кем больше не разговаривал. Святой Иосиф отошёл в иной мир в 570 г. Он был погребён в основанном им храме святого Георгия.
В 1010 г. на кахетинский престол взошёл Квирике III Великий (1010 – 1038 гг.). Он объеденил Кахетию и Эрэтию, бывшими тогда независимыми княжествами. В период его правления Тэлави стал центром Кахетии и превратился в очень богатый город. Квирике III , которого в народе прозвали Великим были золотыми годами для Кахетии.
Но самым большим достоянием царь и кахетинцы считают возведение собора Алаверди на месте деревянного храма, который был построен Иосифом Алавердским. Лтопись не сохранила точны даты начало и конца строительства этого великолепного храма, но историки считают, что это было между 1014 и 1037 годами.
В 1039 г. Квирике III Великого убили. Но храм Алаверди до сих пор напоминает нам об этом Великом правителе, который не побоялся возвести грандиозный храм в то врмя, когда Кахетия была зажата врагами – Тбилисским халифом и горцами.
Практически сразу завершения строительства храма была образована Алавердская епархия. Глава Алавердской епархии одновременно был главой Церкви в Кахетии. Глава Алавердской епархии принимал активное участие в политической и культурной жизни Кахетии и без елавы епархии ни один кахетинский царь не принимал решения.
Возглавляли Алаврдскую епархию только представители древних и влиятельных княжеских родов Грузии. Традиционно Алавердского епископа именовали «Амба», от греческого «авва» - отец. Такой порядок пришёл от Иосифа Алавердского, который живя в Кахетии, именовал себя как Амба Алавердский.
С XIII по XV вв. об Алавердской епархии нет сведении. Объясняется это тем, что в этот период приходятся воины с монголами и Тамерланом.
Восстановлением Алавердской епархии занялся основоположник кахетинской ветви династии Багратионов царь Горгий I (1466 – 1476 гг.). Разрушенный собор Алаверди был восстановлен царём Александром I (1476 – 1511 гг.).
В 1616 г. Алаверди был практически полностью разрушен войсками персийдского шаха Аббаса I, а монастырь солдаты превратили в крепость. В середине XVII в. территория монастыря Алаверди была заселена племенами тюрков, но после восстания 1660 г., тюрков удалось прогнать, но нанесённый ущерб монастырю и храму Алаверди был настолько велик, что Алавердская епархия смогла восстановить здание только в самом конце XVII в. Но очень скоро Алаверди разгромили лезгины. После этого на территории монастыря Алаверди возник женский монастырь во имя Харульской иконы Божьей Матери.
Ныне на территории монастыря действует мужской монастырь.
автор: русский гид Георгий Кучава
написать гиду