Монастырь Икалто расположен на возвышенном месте водораздельного кряжа между руслом реки Турдо и Алазанской долиной.
На территории монастыря три храма – церковь Святой Троицы, памятник VI в. – и то сильно переделанная. К более позднему периоду, IX в., относится главный храм монастыря – Божество. А также храм Успения Божьей Матери, памятник XII в. построенное царём Давидом IV Строителем.
При монастыре царём Давидом IV Строителем в XII в. была основана Академия. Так что, Академия Икалто составляет своего рода логическую пару с Академией Гелатского монастыря основанную так же Давидом IV Строителем в 1106 г. близ Кутаиси (регион Имеретия, Западная Грузия). Академия в Икалто вошла в историю тем, что в ней учился Шота Руставели. По этому случаю где-то в ноябре (в выходные) здесь отмечается локальный праздник Шотаоба.
Со временем Икалто стал крупной духовной школой и образовательным центром. Первым наставником Академии был сподвижник царя Давида IV Строителя Арсен Икалтоэли, что и сделало его одним из значимых культурных центров страны.
"Арсен Икалтоэли – достославный богослов, догматик, логик, наставник теоретической и практической философии, физик и анатом, замечательный гимнограф. Его фраза блестящая и прекрасная… Открытые им истинные догматы никто не в состоянии опровергнуть…", — писал об Арсене Икалтоэли Католикос-Патриарх Восточной Грузии Антон I (1720-1788 гг.), который сам был писателем и ученым, а также церковным и государственным деятелем в годы царствования Теймураза II и его сына Эрекле II.
Об Икалтойском монастыре и погребенных там личностях сведения имеются и у Вахушти Багратиони, который пишет, что в монастыре погребен святой Зенон, а также святой Арсен – выходец из Кахетии. К этому сведению прилагается короткий комментарий ректора Телавской семинарии Давида Месхишвили (1745-1824 гг.), известного под именем Давида Ректора; он сообщает, что Арсен по фамилии Вачнадзе, сын Ибада Вачнадзе, был человеком мудрым, ученым, блестяще владел языком эллинов.
О жизни и деятельности Арсена Икалтоэли обширное сведение представлено в двух редакциях ученым царевичем Теймуразом Багратиони (1782-1846 гг.). Со слов царевича, учителем и воспитателем Давида IV Строителя был грузин, святой преподобный отец Арсен Икалтоэли из княжеской фамилии Вачнадзе. Он был кахетинцем. С юности Арсен Икалтоэли воспитывался в Иерусалимском грузинском Крестовом монастыре. Выучил эллинский, ассирийский, арабский языки, которыми владел безупречно и переводил на грузинский прогрессивные сочинения выдающихся философов и теологов… Управлял Иерусалимским грузинским Крестовым монастырем; временами находился в Грузии при царе Давиде IV Строителе, и временами в Иерусалиме в грузинском Крестовом монастыре. В Кахетии, в поселке Икалто для него построили большое училище, где он обучал философии, богословию, языкам…
Однако в противовес высказываниям вышеперечисленных ученых, чей авторитет довольно высок, мнения некоторых ученых ХХ века с ними расходятся в вопросах достоверности фамилии Святого Арсена (Вачнадзе), а также некоторых мест пребывания Арсена Икалтоэли, где должна была протекать его деятельность.
Арсен Икалтоэли по происхождению был кахетинцем. Родился в поселке Икалто, где-то в середине XI века, отсюда его прозвище "Икалтоэли". Так он назывался и в молодости, когда жил на Черной Горе в Антиохии, где тогда находился древнейший зарубежный центр грузинской письменности и его непосредственным наставником был выдающийся грузинский филолог, философ и переводчик Ефрем Мцире (малый). Мы не знаем, кем был его отец Ваче, но надо полагать, что он был одним из зажиточных кахетинских князей. Где получил начальное образование Арсен, нам неизвестно.
Хотя, имеется сведение царевича Теймураза, что первоначальное образование Арсен получил в Иерусалиме, в грузинском Крестовом монастыре. Но за неимением старых письменных документов, мы не можем подтвердить это сведение. Нам известно, что Арсен Икалтоэли получив первоначальное образование, был послан в Византию, в Константинополь, где поступил в Манганскую академию, основанную Константином Мономахом. Он посещал лекции блестящих представителей византийского Ренессанса Михаила Пселла и Иоанна Итала, именитого писателя и юриста Иоанна Ксифилиноса. Академик Корнели Кекелидзе считал, что только созданные и укрепленные традиции в Манганской академии могли воспитать в личности Арсена Икалтоэли того философа и юриста, который проглядывается в переведенных им философско-юридических сочинениях. После окончания Манганской академии, будущий философ отправился в Антиохию на Черную Гору, и под руководством Ефрема Мцире начал литературную деятельность. Его переводы с греческого заслужили высокую оценку Ефрема Мцире, который увидел в нем фундаментальное просвещение, глубокую эрудицию, талант переводчика и великолепное знание грузинского языка. После смерти Ефрема Арсен вернулся в Константинополь, в Манганский монастырь, где развернул переводческую деятельность. Здесь он перевел сочинение Георгия Амортола "Хронограф", которое в дальнейшем оказалось единственной книгой для грузин по изучению мировой истории.
В 1103 году по приглашению царя Давида IV Строителя Арсен вернулся в Грузию. Царь готовился к церковной реформе и ему нужен был именно такой ученый. Арсен почти 25 лет стоял рядом с царем и с его поддержкой занимался церковно-общественной и писательско-монастырской деятельностью. Арсен Икалтоэли составил философско-теологический сборник «Догматикон». В течение многих веков "Догматикон" оказывал большое влияние на грузинскую духовную и светскую литературу. Этот труд считался поучительной книгой истинной веры и оружием борьбы против исповедующих зло. Что явилось причиной его популярности среди церковных и светских деятелей и ученых Грузии. Арсен Икалтоэли принимал активное участие во всех прогрессивных деяниях на благо государства и был сподвижником Давида Строителя. Он пережил царя Давида IV Строителя и составил посмертную эпитафию своему Суверену: "Я, который в Начармагеви угостил хлебосольно всех семерых царей, который изгнал из страны турков, персов и арабов, который перебросил рыб из восточногрузинских вод в западногрузинские, ныне творец всего этого (покоюсь здесь) со скрещенными на груди руками". В эпитафии "семерых царей" означает семь частей Грузии; "перебросил рыб из восточногрузинских вод в западногрузинские" поэтически означает объединение Восточной и Западной Грузии; Начармагеви – бывшая царская резиденция Грузии, а ныне село Каралети в Горийском муниципалитете.
В 1616 году шах Аббас I уничтожил академию, и монастырь прекратил свое существование до XIX в.
В наше время Икалто, конечно, утратил былой блеск, но все равно остался достойным посещения местом. А пейзажи, видные с холма Икалто, и подавно стоят того, чтобы заскочить сюда на полчаса.
автор: русский гид Георгий Кучава
написать гиду