Действующий монастырь расположенный за рекой Алазани состоит из нескольких зданий построенных в разное время.
Сохранились небольшая трехнефная базилика конца IV в., построенная во время правления царя Трдата, старшего сына царя Мириана. Церковь построена из грубо отёсаного камня и стоит на фундаменте, преобразованном в гробницу. Это строение называется базиликой только исходя из её внешних форм. Центральный неф завершающийся формой подковы и формировавший апсиду на востоке узок и высок. Он связан с проходами через широкие подковообразные арки.
В VI-VII веках здесь был возведён также главный храм Пресвятой Девы тоже базиликового типа, который имел несколько важных настенных надписей и фресок XVI века. В комплекс входили ещё купольная квадратная церковь IX в. и епископский дворец XVI в.
Маленькая базилика монастыря на протяжении веков функционировала как один из важных культурных центов Кахетии. Она была построена вскоре после провозглашения Христианства официальной государственной религией Грузии.
Во второй половине VI святой Авив - один из знаменитых 13 ассирийских Святых Отцов стал главной некресской епархии.
Священомученник Авив, епископ Некресский по просьбе царя Парсмана (542 – 557 гг.) и католикоса Евлавия (552 – 560 гг.) принял сан епископа и .Некресскую кафедру.
В ту эпоху в Грузии персами повсеместно насаждался зороастризм. Епископ Авив, исполнившись апостольской ревности, с крестом в руках ходил по городам и сёлам своей епархии и истреблял суеверия, туша огни в капищах зороастриицев. Дидойцы и другие горцы Кахетии, жившие по левому берегу реки Алазани, отреклись от огнеслужения, святитель Авив обратил в христианство также множество персов.
Персидский сатрап, живший в Рехи, обеспокоенный успешной проповедью святителя, приказал связать его и доставить к нему. Как повествует католикос Западной Грузии Арсений Великий, автор описания мученичества святого Авива, святитель Авив по дороге в Рехи получил письмо и жезл от своего друга святого Симеона Столпника Дивногорца, а также простился со своими сподвижниками – святым Зеноном Икалтойским и святым Шио Мгвимским.
Представ перед перед персидским сатрапом, святитель Авив отказался принять зороастризм. По приказу сатрапа святителя Авива подвергли бичеванию и страшным пыткам, после чего он мученически скончался, избитый камнями в селении Рехи, близ Гори. Тело святого Авива бросили на съедание диким зверям, но ни звери, ни птицы, ни тление не коснулось святых мощей. Братия Самтаврийской обители с честью погребли их в своей обители.
Мощи святого, прославленные исцелениями, позднее, при правителе Картли Степанозе (639 – 663 гг.), по желанию католикоса Фавора перенесены из Самтаврийской обители в Мцхетский Самтаврийский собор и положены под престолом, где почивают и поныне под слудом.
На протяжении своей истории монастырь подвергался множеству атак со стороны мусульман. Существует одна такая легенда: Некреси был атакован мусульманами, и в качестве защиты монахи выпустили наружу свиней. Когда исламские воины увидели свиней на своём пути, они оставили свою враждебность и покинули монастырь с миром. В память об этом спасении свиньи были провозглашены защитниками Некресского монастыря и до настоящего дня Богородичный храм Некреси единственная церковь в Грузии, для которой свинья оказалась как бы жертвенным животным.
Сейчас древний город Некреси в буквальном смысле стерт с лица земли А монастырь на горе до сих пор радует своей неповторимой красотой.
автор: русский гид Георгий Кучава
написать гиду