Кахетия, монастырьский комплекс Давид Гареджи

  • screen
  • Кахетия, монастырьский комплекс Давид Гареджи
Монастырь Давида Гареджи - один из самых старых в Грузии. Основан одним из 13 ассирийским отцом Давидом Гареджийским в VI веке.

Комплекс одно время был одним из крупнейших культурно-религиозных центров Центрального (Южного) Кавказа. Само слово Гареджи переводится двояко – это и "уединенное место, удобное для иноческих подвигов", и название острова в Персидском заливе, означающее "вне" или "самый внешний остров". Оба эти значения довольно точно описывают Давид Гареджи - внешний, отдаленный от центра Грузии и почти необитаемый ныне уголок страны, в котором все еще чувствуется сила и воля живших здесь некогда сподвижников.

Вначале Давид Гареджийский проповедовал в Тбилиси, где он и обосновался на горе Мтацминда (Святая гора), откуда спускался раз в неделю в город – читать проповедь и учить людей Евангелию. Но, огнепоклонники, подговорили некую монахиню оклеветать отца Давида. Монахиня уже имела большие проблемы - ждала ребенка от кузнеца, так что терять ей, было нечего. Состоялся суд, на котором отец Давид явил чудо – заставил ребенка в утробе матушки говорить и назвать имя настоящего отца. Святой отец был оправдан, монахиня родила камень, а вот огнепоклонники все же добились своего – Давиду пришлось оставить город. Он недолго жил на левом берегу Куры, а потом, вместе со своим учеником Лукианом, отправился в сторону Кахетии, в отдаленный уголок – Гареджи и решили там поселиться. А дальше было много всего: Лукиан, которого надо было успокаивать и вразумлять, ибо ученик иногда падал духом в борьбе с ежедневными трудностями, лани, которые в голодную годину сами пришли к монахам и позволили им доить себя и пить парное ланье молоко, варвары, которые после чудесного исцеления обратились в христианство, и все новые ученики, которые Божиим промыслом попадали в этот заброшенный уголок и оставались здесь навсегда. По преданию был даже дракон, которого отец Давид уговорил убраться. Но, явился Ангел и испепелил его дотла. В этом месте, по преданию, до сих пор не растет трава. Кстати, место, на котором пал бесславной смертью лукавый и неблагодарный дракон, до сих пор можно увидеть. Только находится оно на Азербайджанской стороне и близко подойти к нему не позволят пограничники. Но полюбоваться издалека на него можно.

Рядом с отцом Давидом и Лукианом селились новые монахи. Особенно известным и почитаемым это место стало после того, как отец Давид, вернувшийся из паломничества в Иерусалим, принес в Гареджи камень который взял близ Иерусалима. Предание гласит, что с той поры пустынь обрела треть иерусалимской благодати. Считается, что троекратное посещение Давид Гареджи приравнивается к паломничеству в Иерусалим. Монахи, отправившиеся с отцом Давидом в Святую Землю, рассказывали, что их учитель настолько проникся величием Святого Города, что не посчитал себя достойным ступить на землю, по которой ходил Христос. Он остался вне города, поблагодарив Всевышнего за возможность созерцать его издали. Возвращаясь домой, отец Давид взял с собой три каменя с того места, где стоял в память о Святой Земле. Придание гласит, что в ту ночь Патриарху Иерусалима во сне явился Архангел и сказал, что монах из далёкой Грузии с тремя камнями уносит всю Божью благодать Иерусалима. Утром Патриарх послал свою охрану в догонку дабы отобрать камни. Солдаты отобрали два камня, позволив один камень забрать. Камень был наделён чудодейственными свойствами – приходившие к нему с верой исцелялись от разных недугов. Вот и стекался народ со всей Грузии в Гареджи – излечиться от болезней, поклониться великому сподвижнику веры да своими глазами увидеть, как живут и трудятся благочестивые монахи.

В том же VI веке уже ученики Давида, Додо и Лукиан, основали неподалеку еще два монастыря – Додос Рка и Натлисмцемели.

И сегодня можно посетить кельи и могилы самих Давида и Лукиана в лавре (VI в.), усыпальницу Додо в его монастыре (VI в.), усыпальницы и остатки церкви в Цамебули (Мученик, VI – VII вв.), усыпальницы в Бертубани (Местность монахов, VI и X вв.), келью и стелу в Натлисмцемели VI – VII вв., а также несколько малых комплексов, наиболее значительными из которых являются Тетри Удабно (Белая Пустыня), с сохранившимися в пещерной церкви росписями VI – VIII веков. И, конечно же, особого внимания заслуживает удивительная система водоснабжения, которая существует в Давид Гареджи со времен его основания. Это высеченные в скалах желоба и резервуары для сбора воды, некоторые из которых действуют и по сей день.

Новый этап в истории Гареджи начинается в середине IX века, и связан он с именем преподобного Иллариона Грузина. Он провел семь лет в Святой Земле и Иорданской пустыни, а по возвращении в Давид Гареджи решил привнести сюда новаторский опыт – он заменяет традиции пустынничества и аскетизма на новые принципы организации монашеского уклада жизни. Не остаются в стороне и старые стены. Иларион расширил церковь VI века в честь Преображения Господня в Лавре, а также обновил и украсил могилу Давида, что способствовало еще большему утверждению его почитания. Монастырский комплекс сильно разросся, пополнилось церковное имущество, увеличилось число монахов, на востоке и западе от монастыря были основаны новые обители, в том числе и женский монастырь. К периоду Иллариона относятся и высеченные в скале, в верхней части южного крыла лавры, помещения, включающие малую церковь и трапезную, которые, по преданию, были местом обитания самого Иллариона. Священной реликвией становится и единственный в этой местности источник "слезы Давида, у которого утоляли жажду первые монахи-пустынники.

Со времен царствования Баграта IV (1027 – 1072 гг.) монастырь находился под неусыпным вниманием и покровительством правителей единого Грузинского царства. Нашествия турок-сельджуков («великая туретчина», ок. 1080), однако, затормозили этот процесс, но не надолго. В царствование Давида IV Строителя (1089 – 1125 гг.), после присоединения к Грузинскому царству Эрети и Кахети (1104) и победы над турками, Давид Гареджи окончательно перешел в царское владение. Об этом свидетельствуют письменные источники и целая галерея фресковых изображений грузинских правителей в росписях церквей и монастырей. (В Натлисмцемели, (последнее 10-летие XII в.) - Баграт IV, Давид IV, Димитрий I, Георгий III, царица Тамара, Давид Сослани и отрок Георгий Лаши; в главном храме Бертубани, (начало XIII в.) - царица Тамара, Георгий Лаша; в главной церкви Колагири, (конец XII в.) - многочисленный ряд представителей высшего духовенства и светской власти с обширными надписями; в церкви Благовещения в монастыре Тетри Удабно, конец XIII в. – Димитрий II Самопожертвователь, епископ Иоанн. Но, что самое интересное, такое пристальное внимание к монашеской жизни со стороны власть имущих не сильно сказалось на вольном духе живущих в Давид Гереджи монашествующих. Об этом свидетельствует хотя бы фреска из монастыря Тетри Удабно, где древний мастер, используя язык средневековой иконографической символики, недвусмысленно дает понять, что власть светская и власть церковная, хоть обе и от Бога, должны быть разделены. При этом власть светская должна быть в некоем духовном подчинении у власти церковной, коей, в свою очередь негоже оглядываться слишком часто на светских правителей.

На рубеже XII – XIII веков комплекс Давид Гареджи насчитывает уже 12 монастырей. Его даже начинают называть «Двунадесятница Гареджийская». Это расцвет. Давид Гареджи становится важнейшим духовным и культурно-просветительским центром. Жизнь здесь била ключом. Как говорит «Православная энциклопедия»: в этот период в Давид Гареджи «были построены крупные храмы, небольшие часовни, здания жилого и подсобного назначений, связанные между собой системами коридоров, переходов (тоннелей) и лестниц и создававшие единый ансамбль. Интерьеры церквей и трапезных были украшены фресками. Законченный вид приняли гидротехнические сооружения. Археологические материалы XII – XIII вв. подтверждают наличие в монастырях высокоразвитого керамического производства и кузнечного дела»

В дальнейшем история Давид Гареджи повторяет историю своей страны. Периоды процветания сменяются периодами разрухи и запустения. Монастырь пережил нашествие монголов под предводительством Берке-хана в 1265 г., период возрождения в первой половине XIV в., в царствование Георгия V Блистательного (1314 – 1346 гг.), неоднократные нашествия Тамерлана в конце XIV в. В 1424 г. Александр I Великий передал комплекс Давид Гареджи Грузинской Патриархии (Мцхетскому патриаршему престолу). А после очередного распада страны на отдельные царства и княжества забота о монастырях переходит к царям Кахети. К этому периоду относится предпринятое царем кахов Александром II (1574 – 1605 гг.) строительство в верхнем дворике лавры высокой башни – удивительного и интереснейшего образца грузинского зодчества. В 1616 г. войско персидского шаха Аббаса I разорило монастыри и истребило монашескую братию. В последствии мощи святых мучеников того периода были перенесены в усыпальницу монастыря Удабно, известную ныне под названием Моцамети (Мучеников). Но проходит время и монастырь, как птица Феникс, вновь возрождается из пепла. Период царствования Теймураза I (1606 – 1648 гг.) и Арчила II (1664 – 1675 гг.) вновь становится временем расцвета и подъема.

А вот конец XVII века - первую треть XVIII века связывают с именем настоятеля лавры - Онуфрия (Мачутадзе) (1690 – 1732 гг.), которого за строительную деятельность в лавре, монастырях Натлисмцемели и Бертубани даже стали называть «вторым строителем» Гареджи.

Вскоре после присоединения Грузии к России в 1801 г., была упразднена Автокефалия Грузинской Церкви. Это произошло в 1811г. Монастырские владения и церковное имущество перешли в ведение государственного казначейства. Из-за частых нападений на монастыри и их разорения, а начиная с XIX века - в связи с появлением в городах Грузии духовных и светских школ, - интерес к Давид Гареджи постепенно спадает. Во второй половине XIX века монастыри пустеют, и лишь в Натлисмцемели и Лавре остается несколько монахов.

автор: русский гид Георгий Кучава

написать гиду

написать гиду

Условия использованияПолитика конфиденциальности