Экскурсия в Ахалцихе: Самцхе-Джавахетия, монастырь Сапара

  • screen
  • Самцхе-Джавахетия, монастырь Сапара
Монастырь Сафара расположен посреди гор в глубине ущелья вдали от населенных мест на расстоянии 10-12 км от города Ахалцихе в Южной Грузии. Монастырь был основан не позднее X века. С XIII в. он принадлежал владетелям Самцхе князьям Джакели. Здесь была одна из их резиденций а также усыпальница. Самое раннее сооружение монастырского комплекса это однонефная Успенская церковь X в., известная своим иконостасом, увенчанным великолепными рельефными скульптурами (в настоящее время его фрагменты хранятся в музее искусств им. Ш. Амиранашвили национального музея Грузии). Эта церковь интересна и сама по себе тем, что возведенная из прекрасно обтесанного камня с искусно выполненным наличником окна в алтаре, с навесом и первоначальным карнизом, она впечатляет строгими пропорциями интерьера, который расчленен пилястрами и имеет с западной стороны патроник (хоры).

Главный собор монастыря имени святого Сабы возведен в конце XIII века. На рубеже XIII – XIV вв. были возведены колокольня и дворец, когда правителем Самцхе был Бека – сын Саргиса имевший статус Мандатуртухуцеси, должность при Грузинском дворе, соответствующая современному премьеру. Саргис, Бека а также его сыновья Саргис II и Кваркварэ изображены на стене собора святого Сабы. Собор святого Сабы относится к типу «вписанного креста» и облицована тесанным камнем и в противоположность присущей зодчеству конца XII и первой половины XIII утонченной рафинированности и декоративности, здесь преобладают плоские поверхности и приниженные пропорции. На восточном фасаде исчезли ниши, т.е. мотив, который неизменно применялся на протяжении семи веков. Нет следов прежней изобретательности и в грамотно выполненных многочисленных изваяниях. Собор чуть позднее был украшен довольно неоднородной росписью. Колокольня монастыря Сафара аналогична другим колокольням, построенным в Грузии в ранний период: на нижнем этаже кубической формы установлен легкий павильон с сквозными арочными проемами. В нижнем этаже находилась усыпальница, а в верхнем – собственно колокольня. Эта усыпальница, украшенная внутри росписью, принадлежала семье Ласурисдзе, которые были управляющими князей Джакели.

Разбросанные на территории монастыря другие, построенные из тесанного камня часовни, которые датируются XIV – XVI вв. В одном из них заделан очень древний, возможно VII века рельеф с изображением «Вознесения Креста». Над монастырем нависал замок, а сам он был обнесен стеной.

В конце XVI века монастырь из-за османской оккупации был заброшен, а в XIX веке был обновлен. Было построено кое-что новое, некоторые старые сооружения были отремонтированы и, к сожалению, перестроены и искажены. В Советское время монастырь был вновь упразднен и вновь стал действующим в конце 80-ых годов прошлого века.

Монахи рассказывают, что во время одного из набегов мусульманских захватчиков, против обыкновения, солдаты не решились затереть лица ангелов изображенных на фресках, настолько они их поразили. Правда это или нет – неизвестно, но фрески действительно впечатляют. Стены храма обильно украшены замысловатой и красивой резьбой. Здесь потрудился талантливый мастер, вложивший душу в свое творение, и время сберегло эту красоту для нас. Немного поодаль храмов – выше по склону горы находится крепостное сооружение с тремя башнями, окруженными небольшой каменной стеной. А ниже по склону можно наблюдать развалины других зданий комплекса – бывших келий, сложенных из камня или высеченных в скале. Интересным фактом является то, что все купола строений сложены из каменных плит, а это является нетипичным архитектурным решением для грузинских строителей того времени. Это сложная римская технология, требующая от ремесленника особого мастерства, но позволяющая строить на века. Именно благодаря этому, возможно, так хорошо сохранились сам храм и его внутреннее убранство.

На данный момент это действующий мужской монастырь. На территории комплекса идут активные реставрационные и восстановительные работы. Здесь постоянно проживают порядка двадцати монахов и их послушников.

автор: русский гид Георгий Кучава

написать гиду

написать гиду

Условия использованияПолитика конфиденциальности