История искусств: архитектура католических храмов Франции

  • screen
  • История искусств: архитектура католических храмов Франции
«История искусств: архитектура католических храмов Франции. Витражи: от эпохи средневековья до наших дней»

продолжительность экскурсии: 1 день

БЛУА Соборы: - Святого Николая,12-ый век. Витражи: 17-ый — 19-ый века.;

- Святого Людовика, 11-ый век, перестроен в 16-ом -17-ом веках;

- Святого Сатюрнария, 16-ый век;

Базилика Нотр-Дам Аве Мария, 20-ый век.

Вандом - старинное аббатство и собор Святой Троицы,12-ый-13-ый века, прекрасный образец поздней готики,

- церковь Святого Якова, 14-ый век.

Тур - Собор Святого Гасьена, 12-ый-14-ый века, настоящий шедевр поздне- готического стиля

- Церковь Святого Мартина, (сохранившиеся остатки огромной церкви 13-ого века

Современная базилика Святого Мартина, представляющая редкий пример подобия византийского стиля, нач. 20-ого века

Орлеан - Собор Святого Креста, 11-ый век, перестроен в 17-ом-18-ом веках;

- рядом с Орлеаном прекрасно отреставрированные:

- базилика Святого Бенуа, Романской эпохи, 10-го века;

- часовня Жермини -де-Пре, Романской эпохи, 10-го века.

Шартр - Собор Нотр-Дам де Шартр, 12-ый век, знаменитый католический собор, (где короновался Генрих четвёртый), один из наилучших образцов христианской религиозной архитектуры

Бурж - гигантский собор с витражами 12-го -13-го веков, настоящий шедевр готической архитектуры

Примечание:

Посещение соборов Блуа и Вандома возможно по времени в один день.

Все остальные города расположены на значительном расстоянии друг от друга.

Для любителей и туристов, интересующихся культовой архитектурой Франции особенно интересны будут соборы Тура, Вандома, Шартра и романской базилики Святого Бенуа, в 30 км от Орлеана.

А также - гигантский собор в Бурже, с витражами 12-13-го веков, расположенный в 100 км от Блуа.

БЛУА Старинная аббатская церковь Святого Ломера, основанная в начале

11 -го века была законченная в начале 14-го века. Церковь является замечательным образцом католической религиозной архитектуры. На её примере можно изучать богатое разнообразие техник и стилей: четыре разных варианта сводов — от романского простого сводчатого потолка, до поздне-готических нервюр, с их великолепно скульптированными замковыми ключами.

Капители и фризы представляют посетителям всё богатство фантазии древних мастеров-каменщиков и скульпторов.

Витражи, переделанные полностью после бомбёжек во вторую мировую войну, считаются прекрасным образцом современного витражного искусства, выполненные по чертежам современных мастеров-витражистов, самым известным из которых считается Макс Ингранд.

В эпоху сто-летней войны аббатсво послужило надёжным щитом для горожан: поскольку оно распологалась на самой окраине города, то в момент угрозы нападения на Блуа английского барона Чёрного принца монахи замуровали все окна и двери на двух стенах церкви, достроили еще 200 метров крепостной стены, доходящей до самого побережья Луары, и таким образом окружили полностью своё аббатсво, укрепив при этом обороноспособность всего города.

Эта старинная аббатская церковь осталась покинутой после вихрей французской революции (монахи были вынуждены оставить свое аббатсвто и съехать в другой монастырь близ Вандома, религия оказалаь под запретом властей). Когда жизнь в Блуа вернулась в свое обычное русло, епископ города переименовал бывшую аббатскую церковь Святого Ломера в приходскую церковь Святого Ноклая.

Но горожане свято хранят в памяти изначальное имя святого, которому было посвящено аббатство и уважают новый ход истории. Поэтому на городском указателе значятся два имени этой церкви: изначальное -Святого Ломера и более позднее — Святого Николая.

Собор Святого Людовика,

11-ый век, перестроен в 16-ом -17-ом веках.

От старинной маленькой церкви Святого Солена, построенной на восточной окраине города, на приходском кладбище осталась только одна башня-колокольня 11-го века.

За 10 веков своего существования церковь претерпела множество изменений: в начале 16-ого века молодой король Франциск Первый решает украсить церковь элементами нового архитектурного стиля Ренессанс, пришеднего во Францию из Италии. И верхняя часть колокольни полностью перестраивается, добавляются характерные колонны с коринфскими капителями и итальянским куполом, новый неф и боковые части.

Но в самом конце 17-го века мощный ураган снёс практически всю церковь : центральный неф, главный вход, абсиду, крышу. Пришлось перестраивать всю церковь заново. Городу Блуа повезло: на тот момент на троне Франции восседал знаменитый король Людовик Четырнадцатый. Его премьер-министром был назначен никто иной, как известнейший персонаж —Господин Кольбер. И вот этот счастливый случай: жена министра, мадам Кольбер уроженка г. Блуа была крещённой именно в этой церкви. Такое случайное стечение обстоятельств позволило горожанам получить из королевской казны необходимую сумму денег для восставновления храма.

И по окончании всех строительных работ, дабы увековечить вклад французского короля в процветание провинциального города Блуа, епископ переименовал бывшую церковь Святого Солена в Собор Святого Людовика, с явной очевидностью — напоминать жителям о милости короля Людовика Четырнадцатого.

Церковь Святого Сатюрнария, 16-ый век;

Мало кто из путешественников, приезжающий в Блуа, решается пройтись по старому мосту на левый берег, носящий название Блуа-Вьенн. А зря! Именно в этом скромном квартале города высится самая необычная старинная церковь — Святого Сатюрнария. Необычна она тем, что многие местные жители считали её частью монастыря. И прямо напротив главного входа в церковь, пересекая совсем узкую дорогу, можно попасть сразу ...на кладбище. Само это место захоронений средних буржа г. Блуа примечательно было тем, что кладбище имело крытые галереи, расположенными по периметру святого места. По своей форме, это напоминало горожанам о «клуатре», - месте, специально оборудованном во всех монастырях для прогулок и духовных размышлений и медитаций. Подобный двор - «клуатр», с крытими галереями, защищавших священников от непогоды в момент их общения с богом, строили в каждом аббатсве или монастыре, следую древним христианским обычаям. Поскольку кладбище распологалось в непосредственной близости с церковью, то горожане засчитали это строение как часть монастыря.

Но по историческим документам доподлинно известно, что в этой (левой) части города не было монастырских учреждений.

В самой же церкви Святого Сатюрнария можно увидеть великолепные витражи 18-го и 19-го веков, скромный дар горожан квартала Вьенн, в знак благодарности Святой Богородице, защитившей левый берег города от катастрофического наводнения 19-го века.

Ещё ранее, в начале 16-го века, королева Анна Бретонская задумала во многом приукрасить и возвеличить этот старинный храм, выделив из своей казны немало средств. На темпане, над главным входом до сих пор видны герб и профиль королевы.

Церковь Святого Винсента

хорошо видна прямо из окон королевского замка Блуа. Необычна по своей архитектуре периода контр-реформы, она предназначалась сначала для учащихся колледжа Жезюитов. Но получила огромную популярность среди жителей всего города и особенно близ-лежащих центральных кварталов. Благодаря чему храм был перестроен в 17-ом веке с гораздо большим размахом и амбициями. Эта церковь стала впоследствии своеобразной усыпальницей семейства Гастона Орлеансокго, младшего брата короля Людовика Тринадцатого и градоначальника г. Блуа в период его ссылки в этом городе.

Перед своей смертью Гастон попросил свою дочь — Великую Мадмуазель графиню Анну-Мари-де Монпансье сохранить забальзамированное сердце отца в этой церкви. Дочь исполнила завещание папы, а также завершила строительство храма. В знак напоминания о её собственных заслугах перед городом, по приказу Мадам де Монпансье на фризе над главным входом в церковь были высечены гербы и личные монограммы Гастона (в основной части фриза), а на оконечностях декротавной части фасада — личные инициалы самой Мадмуазель: перекрещенные буквы МА.

Современная Базилика Нотр-Дам Аве Мария, 20-ый век.

Из 18 старинных храмов в Блуа после разрушительной французской революции осталось всего четыре. Эту современную базилику Святой Троицы построили перед самым началом второй мировой войны. Её высоченная колокольня возвышается над всем правым берегом Луары и хорошо видна в городском пейзаже благодаря своей пирамидальной крыше. Скромная снаружи, расположенная в небольшом отдалении от исторического центра города , она восхищает своими современными витражами, рассказывающими посетителям всю историю города.

Вандом - старинное аббатство и собор Святой Троицы,12-ый-13-ый века, прекрасный образец поздней готики,

- церковь Святого Якова, 14-ый век.

Тур - Собор Святого Гасьена, 12-ый-14-ый века, настоящий шедевр поздне- готического стиля

- Церковь Святого Мартина, (сохранившиеся остатки огромной церкви 13-ого века

Современная базилика Святого Мартина, представляющая редкий пример подобия византийского стиля, нач. 20-ого века

Орлеан - Собор Святого Креста, 11-ый век, перестроен в 17-ом-18-ом веках;

- рядом с Орлеаном прекрасно отреставрированные:

- базилика Святого Бенуа, Романской эпохи, 10-го века;

- часовня Жермини -де-Пре, Романской эпохи, 10-го века.

Шартр - Собор Нотр-Дам де Шартр, 12-ый век, знаменитый католический собор, (где короновался Генрих четвёртый), один из наилучших образцов христианской религиозной архитектуры

Бурж - гигантский собор с витражами 12-го -13-го веков, настоящий шедевр готической архитектуры

Примечание:

Посещение соборов Блуа и Вандома возможно по времени в один день.

Все остальные города расположены на значительном расстоянии друг от друга.

автор: русский гид Елена Макарова (Таверн)

написать гиду
+33 (0)698620742
lena.taverne

написать гиду

Условия использованияПолитика конфиденциальности