К Яффским воротам Старого города нас приведёт оживлённая туристкая улица Мамилла, по обе стороны которой стоят причудливые скульптуры библейских героев и воздух наполнен запахами аппетитных кушаний из многочисленных кафе и ресторанов. Осмотр Старого города мы начнём с внутреннего двора гостиницы " Нью империал", принадлежащей греческой патриархии. Посредине его стоит найденая при строительстве гостиницы древнеримская колонна с посвящением некому Максимилиану, ветерану печально известного 10-го римского легиона, того самого, который подавил восстание 67-70 года и разрушил древний, библейский Иерусалим. По улице Цепей мы выйдем в христианский квартал, заглянув по пути в греческую православную церковь Иоанна Предтечи, заложенную ещё в византийские времена. Среди мощей многочисленных святых у входа в молитвенный зал находится также фрагмент черепа Иоанна Предтечи. Яркие, недавно отреставрированные рисунки на стенах изображают сцены шумного застолья во дворце Ирода Антипы, танец красавицы Саломеи и отрезанную голову на серебрянном подносе. В центре христианского квартала, Муристане, где во времена крестоносцев находились знаменитые больничные бараки ордена госпитальеров, мы отдохнём возле прохладного фонтана и поднимемся на колокольню лютеранской церкви Спасителя, откуда в хорошую погоду видны даже Мёртвое море и горы Иордании.
И, наконец, мы подойдём к Храму Гроба Господня и ознакомимся со всеми его многочисленными внутренними церквями и пределами- Голгофой, капеллой Первого Человека, где по преданию похоронен череп и кости первого человека Адама, Камнем Помазания, где жёны-мироносицы помазали тело Иисуса елеем, Кувуклией ( часовней над могилой) и сирийско-якобитской церковью, где находится могила Иосифа Аримофейского -евангелистического персонажа, который великодушно предоставил место для захоронения Иисуса. Мы посмотрим на Пуп Земли - сакральный центр мира, который представлен небольшой круглой тумбой в греческом пределе. Тысячи туристов тянут к нему свои руки в надежде, что это принесёт им счастье и поможет в исполнении желаний. Мы зайдём в католический предел Храма и посмотрим на смиренные выражения лиц монахов-францискианцем, служащих там мессу. На стенах армянской церкви Святой Елены мы увидим выбитые прямо на камнях бесчисленные кресты , разные по формам и по размерам. Большинство их появилось в один и тот день, 15 июля 1099 года, когда крестоносцы захватили Иерусалим, вырезали всё местное население и собрались в полуразрушенном Храме, чтобы вознести благодарственный молебен за победу. Каждый из победителей оставил на стенах Храма свой крест, причём форма и размер его зависели от рода войск и воинского звания рыцаря.
Через эфиопскую церковь Архангела Михаила мы поднимемся на крышу Храма, где когда-то располагались столовые залы крестоносцев. Более 200 лет назад эфиопы, у которых не было собственного предела в Храме, с молчаливого согласия отоманских властей построили на крыше целую деревню в традиционно африканском стиле, из глины и грязи. Множество одетых в черное эфиопов мирно дремлят на низких табуретах, несмотря на шум и суету вокруг.
написать гиду