Экскурсия в Актау: Чудеса природы и загадки истории Мангистау, 1-дневный тур

$220/KZT95000
  • screen
  • Чудеса природы и загадки истории Мангистау, 1-дневный тур
Актау – некрополь Кошкар-ата - урочище Акеспе – Долина Шаров Торыш– гора Шеркала – оазис Акмыш (раскопки Кызылкала) – впадина Карагие.

От Актау движемся по асфальтированной дороги 43 км в сторону Форт-Шевченко. В 17 км от города проезжаем посёлок Акшукур и справа от дороги видны великолепные мазары некрополя Кошкарата.

Издали некрополь Кошкар Ата видится как город, только город мертвых, а не живых. Если древние кочевники увековечивали память о погибших двумя камнями, у ног и головы покойного, то сегодня умершему возводятся целые мавзолеи. Некрополь хранит тела людей десяти веков и считается самым богатым на мавзолеи. Так его и называют Кошкар Ата - город мавзолеев. Купольные мавзолеи на Мангистау отличаются своеобразием и красотой. Некоторые из них настоящие архитектурные шедевры, вызывающие восхищение своей законченностью, отточенностью каждой линии, каждого штриха. Некрополь назван именем одного из суфиев, Кошкар ата, который нес в народ слово мудрости Ходжа Ахмеда Яссауи. Кошкар ата обладал чудодейственными способностями. Пришел он на Мангышлак из Хорасана. Живя в отдалении от людей, питался оленьим мясом. Олени чувствовали сами, когда Кошкар ата голоден, и приходили к нему добровольно - так сказано в сохранившемся историческом документе «Предания адаевцев о святых секты Ханафие, живших и умерших на Мангышлаке». «Кошкар», то есть баран, в тюркских народах является символом величия, мудрости и силы. Баран увековечен во многих захоронениях – это животное считается священным. На Мангистау выращивают особый вид баранов с завитками (арамшик). После распространения ислама, запрещающего изображать животных и людей, захоронения стали стилизованно ваять в виде животных (койтасы), в виде людей (кулпытасы). И легенды, как известно, зачастую имеют реальную основу. Некоторые считают, что суфий похоронен в западной части Кошкар Ата. Две скромные каменные ограды, отмеченные длинными шестами, - таковы захоронения, которые предпочитали дервиши суфистского ордена. На вершине шеста полумесяц, символ мусульманской веры - возможно, дополнение более позднего периода. С давних времен это погребение наиболее почитаемо. Именно здесь проходят основные поминальные церемонии.

На 43 километре поворачиваем на север и продолжаем движение по шоссе ещё 70 км. Рельеф заметно меняется, дорога пересекает живописные куэсты (меловые гряды).

От поворота к посёлку Таучик ещё через 21 км подъезжаем к урочищу Акеспе, что означает белая долина. В этом месте по обе стороны от дороги тянутся удивительные меловые скалы, похожие на огромные куски белого сахара. Прогуливаясь среди этих скал, можно представить себя внутри огромной шахматной доски, а причудливые камни кажутся шахматными фигурами. Акеспе в некоторых исторических источниках называется Агаспеяр, возможно, по причине неверной транскрипции слова. Но в переводе означает «белая долина, белый яр». Когда-то через эту белую долину, а также соседнюю Апажар, проходил хивинский тракт.

Легенда о лунной отаре. Было это несказанно давно. В одном селении жили люди. Нельзя сказать, что мирно, потому как набегами соседских племен порой сменялась их мирная жизнь. Мужчины с утра до вечера были на охоте, в дозоре, а женщины занимались хозяйством, растили детей, ожидали мужей. Жил в ауле сирота, которому земляки доверили свои стада. Рано поутру он уединялся в степи, а когда солнце уже посылало последний поцелуй с горизонта, отправлялся в родной аул. Однажды задремал в летний зной юноша. А когда проснулся - ни одной овечки, ни одного барашка. А кругом белые горы, напоминающие его стадо. Возвратился юноша домой опечаленный. Все земляки к нему с расспросами да упреками. И никто с помощью и советом. И лишь один аксакал из рваной кибитки подошел к пастуху и сказал: «А ты на помощь призови покровителя овец, Шопан-ата, может, он поможет»! Так и сделал несчастный пастух. Отправился на то место, где задремал ночь назад, и стал усердно молиться. И вот ночь опустилась на окрестности белых гор. И чтобы не заснуть, внимательно наблюдал за звездой Шолпан, что светит ярко в горном небосводе. И тут глазам своим не поверил пастух – с небес спускается дева, а в небесном шлейфе красавицы - овцы и козочки из его стада. Его верный пес и тот вьется у ее подола. Юноша постарался приблизиться к деве, и когда оказался уже совсем рядом, белые горные массивы стражем преградили ему путь. Ни с чем пошел в родной аул. Наступил второй вечер. Тянет юношу на те места все больше и больше. Страх руки держит, а ноги идут. Будто какая-то сила привела его опять к белым скалам. И опять в молитве застыл пастух. И опять пришла ночь. Повторилась картина прошлой ночи: дева спустилась по небесной дорожке на землю, а за ней - вассалы, его нежные белые овечки. И опять пастух попытался приблизиться. Но опять взошло солнце и унесло сон и видения. Юноша решил в третью ночь быть проворней. Он вошел в глубь ее белого замка и решил коснуться ее мантии, чтобы убедиться, живая ли она. Вмиг окаменел он навсегда. Потому как пожелал коснуться своей мечты. Так звезды светят, но не греют. Не все белое – светлое. Тем и хороши звезды, что они недосягаемы. Тем и хороша мечта, что манит, но не подпускает. Забеспокоились земляки, отправились на поиски юноши. Обошли белые скалы со всех сторон. Не нашли пастуха. Но обратили внимание на странную скалу, будто юноша, склонившись у ног гордой девы, застыл в камне.

Каменная дорога Торыш является ещё одним геологическим чудом полуострова. Шаровые конкреции разбросаны по Мангышлаку во многих местах, но только в местности Торыш поверхность земли сплошь усеяна гигантскими горошинами размером до 4 метров. Вид человека с трудом пробирающегося между каменных шаров совершенно фантастический. Данная местность – рай для фотографа.

Существует множество версий образования шаровых конкреций. От фантастических типа окаменелых яиц динозавров допсевдонаучных – последствия шаровых молний в земной коре. Традиционная наука давно разгадала тайну образования конкреций – осаждения из перенасыщенного глинисто-илового раствора при наличии затравки сферических образований. Так ракушка обволакивает попавшее в неё инородное тело слоем перламутра, образуя жемчужину.

Наш путь проходит по бездорожью вдоль северных склонов хребта Западный Каратау.

Проезжаем дерево, под которым отдыхл в свих походах Т.Г.Шевченко, далее двигаемся по высохшему сору – соляному болоту. После летней жары влага высыхает и по идеально ровной поверхности машина может без опаски развивать любую скорость.

После посёлка Шайир грейдер через 22 км приводит нас к легендарной Шеркале.

Гора–останец Шеркала (гора-юрта, гора Крепость Льва) на 300 метров возвышается над окружающей равниной отвесными стенами. По степени ландшафтной привлекательности Шеркала прекрасно конкурирует с Долиной Монументов в Неваде. Множество легенд и поверий связано с Шеркалой, наиболее правдопободобную вы услышите. И не только услышите, но и сможете увидеть материальные следы в процессе осмотра горы. Мы объедим её по кольцу с остановками для фотографирования.

Недалеко от подножия останца из песка вытекает полноводный ручей и через 500 метров опять теряется в песках. В месте выхода вод раскинулся оазис Акмыш с большой рощей карагача. Акмыш – ручей с небольшой рощицей по берегам. Когда-то здесь росли вековые ивы, но они давно исчезли, а их место заняли посадки, произведенные здешним чабаном Токымбаем и актаускми школьниками под руководством учительницы Валентины Серковой. Ручей, питаемый грунтовыми водами, шлеймом стекающими со склонов Каратау, то превращается в небольшую речушку, то пересыхает из-за сухой весны. Привлекательность этого места и в его редкости, где можно отдохнуть путнику под шелест листвы, и в глубокой историчности. Акмышская роща находится на территории большого средневекового городища Кызылкала, основанного в 10 веке хорезмийцами, как форпоста расширения границ на участке северного ответвления великой торговой трассы – Шелкового пути.

В данном месте предполагается обед, небольшой отдых в тени деревьев. На каменистых грядах в сторону Шеркалы можно найти аммониты (остатки древних ракушек, морских моллюсков и т.д.).

После обеда заедем в урочище Айракты–Шоманай - живописные скалы из мягкой осадочной породы разного цвета возвышаются на 70-100 метров по обе стороны. Пейзаж из американского вестерна «Золото Маккены».

Перед посёлком Шетпе появляется асфальт.

До Актау 150 км. За 60 км до города эта дорога проходит через впадину Карагие. Впадина протянулась с северо-запада на юго-восток и является одной из самых глубоких в мире впадин с отметкой на соре Батыр - 132 метра ниже океанического уровня.

Дно впадины плоское, занято солончаком, непроходимым в средней части.

Впадина окаймлена крутым, местами обрывыстым, каменистым уступом, изрезанным большим количеством лощин и промоин. Карагие - название тюркское, в переводе означает "Черная пасть". Говорят, давным-давно на этом месте было озеро, и имя ему было - Батыр.

Затем образовалась впадина. Ее длина - 40 км, ширина - 10 км.

Карагие приютила все виды пустынь и целый ряд животных, которые не встречаются больше нигде.

Здесь можно увидеть соры, которые весной полны водой и привлекают внимание своим голубым сиянием в белом солевом ободе. Здесь встречается и скалистая пустыня типа Гоби, и пустыня с закрепленной растительностью, и кустарниковый вид пустыни с ее тамарисками, иначе называемыми казахской сиренью; движущиеся пески. В одной из котловин на дне впадины приютилось озеро, которое из-за размножившихся цианобактерий приобрело нежно-розовый цвет.

Мы сделаем последнюю остановку для фотографирования на уступе, с которого видна вся котловина. До Актау 60 км.

автор: русский гид Владимир Симутин

написать гиду

написать гиду

Условия использованияПолитика конфиденциальности