Посещение Версальского замка уже давно стало обязательным пунктом в программе практически всех туристов, которые попадают в Париж. Объяснить это не сложно. Этот период истории Франции лучше всего знаком туристам со всего мира, благодаря многочисленным фильмам, романам, театральным постановкам, средствам массовой информации. Французские власти делают все, чтобы эта легенда «Версаль» жила и привлекала все большее количество туристов.
Не случайно, так часто, писатели, историки, искусствоведы, представители кино и телевизионной индустрии обращают внимание на этот период и особенно на правление Людовика XIV.
Для Франции XVII век это – золотой век и Версаль тому монументальное грандиозное подтверждение. Масштаб этого дворца поражает даже современных туристов. В нем воплощены самые передовые технологии того времени и самое главное безупречный французский вкус и стиль. В этот промежуток времени кристаллизуется «французское искусство жить».
Наибольшую историческую и художественную ценность в Версале представляет живопись XVII-XVIII веков, которая находится в больших королевских апартаментах. Она дает представление о том, каким образом Людовик XIV использовал искусство для того, чтобы влиять на придворных, дипломатов, всех тех, кто находился во дворце. Какими бы искушенными не были бы гости Версаля в XVII веке, все равно они попадали в «ловушку» Версаля. Каким бы искушенным не был современный посетитель Версаля, он все равно попадает туда же. Причем в XVII веке влияние этого декора было значительно сильнее чем сейчас. Почему? Сюжеты этой живописи придворные знали, практически, наизусть. Они прекрасно понимали, о чем идет речь, даже тогда, когда главным действующим лицом картины или настенной росписи был Александр Македонский. В зеркальной галерее король откажется от всяких ненужных аллегорий и потребует рисовать себя. Это будет настоящей революцией в искусстве пропаганды. Не надо забывать, что в конце концов, Людовик XIV начнет пользоваться Версалем, преимущественно, как инструментом политического влияния. Достаточно посмотреть на перечень тех политических событий, которые проходили в Версале.
Нынешние французские президенты использую Версаль в политических целях до сих пор. В «тени Версаля», находится маленькая президентская резиденция, где президент Франции встречается тет-а-тет со своими зарубежными партнерами.
Правда, строил Людовик XIV новый дворец для развлечений и праздников. У молодого короля были неограниченные возможности, хороший вкус и много красивых женщин вокруг. Этот период жизни короля и Версаля не менее интересен, чем тот, который я упомянул выше. Скажу больше, политика сейчас мало интересует туристов, а вот балы, пиры, спектакли, интриги, любовь, детали повседневной жизни неизменно вызывают живой интерес.
Так что, пусть это краткое описание станет для Вас закуской перед роскошной трапезой для глаз, которая Вам предстоит в Версале!
История Версаля начинается в 1624 году. Людовик XIII строит себе «охотничий домик» с очень скромными размерами 24 X 6 метров. Десять лет спустя размеры замка увеличены и перед замком разбивается первый парк ландшафтным архитектором Жаком Бойсо.
В 1661 после расправы, по-другому это не назовешь, над Николя Фуке (суперинтендант финансов) Людовик XIV принимает решение построить дворец, который будет соответствовать его новому официальному статусу. Для этой цели на королевскую службу приглашены все те, кто создавал замок Вольвиконт для Николя Фукэ: архитекторы Лево и Мансар, ландшафтный архитектор Ленотр, художник Лебрен, драматург Мольер, композитор Люли, фонтанных дел мастер Франчини, режиссер-постановщик Вигарини. Тридцать лет строительства, потрачены астрономические суммы денег и Версаль становится образцом для подражания во всем мире.
Большая Французская революция уничтожила, на время, монархию, но не тронула дворец. В начале XIX века французский король Луи-Филип принял решение превратить Версаль в музей. Это была попытка, под эгидой Версаля, объединить нацию. На время, единство было достигнуто, но продолжалось оно не долго.
В конце концов Республика победила и вдохнула новую жизнь в Версальский дворец. Только в Версале две палаты французского парламента имеют право собраться на совместное заседание для того, чтобы внести поправки в конституцию Франции. Каждый день совместной работы двух палат парламента обходятся французскому налогоплательщику в три миллиона евро.
Без парка Версаль – не Версаль! Поэтому хоть тридцать минут, но парку посвятить нужно. За это время можно познакомиться с открытой частью парка, с той которая находится в непосредственной близости от дворца и увидеть центральную аллею.
На десерт – стихи!
«И все мне снится день в Версале,
Тропинка в парке между туй,
Прозрачной холод синей дали,
Безмолвье мраморных статуй,
Фонтан и кони Аполлона,
Затишье парка Трианона
Шероховатость старых плит,
(Там мрамор сер и мхом покрыт)
Закат, как отблеск пышной славы,
Давно отшедшей красоты,
И в вазах каменных цветы,
И глыбой стройно- величавой –дворец:
Пустынных окон ряд и в стеклах пурпурный закат».
Закрыт: 25 декабря, 1 января
Выходной: понедельник
Открыт: 9-17:30
Вход: 18€
ПАРК: без выходных с 8:00 до 18:00
Вход: платный в сезон работы фонтанов (вне сезона вход платный в парк: вторник, пятница)
написать гиду