Феодоровская икона Божией Матери является главной святыней г.Костромы и в данное время хранится вКостромском Богоявленско-Анастасиином кафедральном соборе. Святыня кроме местного, так сказать областного статуса, имеет и общероссийское значение: на протяжении трех веков она была покровительницей Царского Дома Романовых, державной Заступницей Российского государства!Но в 1272 году Василий стал великим князем владимирским - главой всех удельных княжеств Северо-Восточной Руси.
Он не поехал в стольный Владимир, а остался в удельной Костроме, сделав ее тем самым, вопреки давним традициям, столицей Северо-Восточной Руси.
Во времена правления Василия Ярославича в Костроме были основаны Спасо-Запрудненский Монастырь и церковь Воскресенья на Дебре, построен Успенский собор. С именем этого князя связано "явление" одного из древнейших памятников русской живописи - иконы Богоматери Феодоровской, сохранившейся до наших дней. В 1272 году неподалеку от Костромы, близ современного села Некрасова произошла битва с татарами, окончившаяся победой русских воинов, сражавшихся под предводительством Василия Ярославича . После смерти Василия Ярославича Кострома опять стала глухим городом. В 1330-1340 годах она была прикуплена Иваном Калитой и вошла в число городов Московского княжества.Местоположение Костромы на левом берегу Волги сказывалось на ее развитии. Город находился в стороне от торговых сухопутных путей, соединявших Ростов, Ярославль, Суздаль, Москву. Но в местоположении Костромы были и свои преимущества: она не раз служила укрытием для московских князей от внезапных набегов татар и соперников в борьбе за великое княжен В XIV веке происходит постепенное разрастание города за счет переселенцев, бежавших из Смоленского, Тверского и Рязанского княжеств от усобиц князей и татарских набегов. С XIV века правил Костромой воевода, назначаемый московским князем.
В 1380 году костромичи под предводительством своего воеводы Ивана Родионовича Квашни храбро сражались на Куликовом поле. В дни нашествия на Москву Тахтамыша Дмитрий Донской бежал в Кострому, собрал здесь ополчение и вернулся с ним в столицу. Позднее, когда Москве угрожал Едигей, в Костроме укрывался сын Дмитрия - Василий. В XIII-XIV веках вокруг Костромы возникают укрепленные монастыри, защищавшие подступы к городу :Ипатьевскийи, Николо-Бабаевский, Александровский в Селище.
В начале XV века Кострома была уже довольно крупным городом с большим числом жителей. О размерах города дает представление сообщение от 1413 года, где говорится, что во время пожара в Костроме сгорело 30 церквей. После этого пожара город был отстроен заново, но несколько изменилась его топография в связи с перенесением кремля на высокий берег Волги, на то место, где теперь находится городской парк.
В первой половине XV века Кострома, Галич и Чухлома стали ареной распрей московского князя Василия Темного с сыновьями Юрия Звенигородского - Дмитрием Шемякой и Василием Косым, претендовавшими на великое княжение московское. После пожара 1413 года в Костроме, по велению великого московского князя Василия Дмитриевича, были возведены в новом кремле первые в городе каменные здания Успенского и Троицкого соборов. Но эти здания, горевшие и рушившиеся в XVI и XVII веках, неоднократно перестраиваемые в XVII и XVIII столетиях, не сохранились до наших дней. Значительно расширилось каменное строительство в Костроме во второй половине XVI века, в связи с возвышением бояр из рода Годуновых. Годуновы считали себя потомками легендарного татарского мурзы Чета, принявшего, якобы, в начале XIV века христианство и основавшего близ КостромыИпатьевский монастырь. Борис и Дмитрий Годуновы начали каменное строительство стен и зданий Ипатьевского монастыря. К концу XVI века в Костроме увеличилось число ремесленников и торговцев, выросло посадское население. Но и это короткая полоса подъема была вскоре прервана. В начале XVII века Россия подверглась нападению польско-шведских интервентов. В 1608 году отряд польской шляхты захватил Кострому и укрепился в ней. Отсюда поляки начали набеги на заволжские города России.
Осенью 1608 года в древнем Галиче поднялось восстание против поляков, быстро распространившееся по всем городам костромского края. В ноябре - декабре 1608 года галичане и костромичи, организовав первое народное ополчение, освободили Кострому.
Лжедимитрий II послал в Кострому для подавления этого восстания карательный отряд пана Лисовского, 28 декабря восстание с помощь изменников бояр было подавлено, и в январе 1609 года Лисовский пошел из Костромы в Галич. Сразу же после ухода отряда Лисовского к Костроме подступило новое ополчение патриотов, и 4 марта польский гарнизон, оставленный Лисовским, вынужден был сдать город и укрыться за стенами Ипатьевского монастыря.Ополчение галичских, вологодских, кологривских, парфеньевских, устюжских и костромских крестьян и ремесленников, освободившее город, начало длительную осаду Ипатьевского монастыря. На помощь осаждающим прибыло 5 тысяч галичских крестьян под предводительством Ивана Кологривова и ополчение из Ярославля. 1 мая к осаждающим подошел новый отряд ополченцев под командой опытного в ратных делах воевода Давида Жеребцова. По его приказанию, вокруг Ипатьевского монастыря было вырыто двойное кольцо рвов, прервавшее связь осажденных с внешним миром. На помощь засевшему в монастыре гарнизону интервентов в конце мая подошел отряд под командой Лисовского, но все его попытки прорвать кольцо осаждающих и переправиться на левый берег Волги окончились неудачей. Отряд Лисовского вынужден был бросить осажденных на произвол судьбы. Поляки пытались спастись бегством. Их настигли и уничтожили у села Некрасова, где в 1272 году потерпели поражение от костромского войска Василия Ярославича отряды татар. Этим эпизодом и окончилось освобождение Костромы от польских интервентов. В 1612 году костромские люди вошли в ополчение Минина и Пожарского, принимавших участие в освобождении Москвы.Вскоре после изгнания интервентов Кострома оказалась центром событий, имевших общерусское значение. В 1613 году земский собор постановил избрать на царство племянника первой жены царя Ивана Грозного Анастасии - Михаила Федоровича Романова, местопребыванием которого в это время оказалсяИпатьевский монастырь. Сюда и явилась делегация, чтобы вручить юному царю разоренную державу. Тогда и совершил свой подвиг крестьянин костромской губернии Иван Сусанин, уроженец села Домнино. «Вторжение поляков Польские нанесли Костроме тяжелые раны и на 1614 году в Костроме было всего 312 дворов. После избрания царя Михаила члены царской семьи стали почитать Ипатьевский монастырь своей фамильной святыней и, вступая на престол, считали своим долгом посетить Кострому. Каждое такое посещение привносило нечто новое в жизнь и облик города. С двадцатых годов XVII века начался новый этап в развитии города. Экономическому росту Костромы содействовало процветание соседнего Ярославля, ставшего уже с XVI века перекрестным пунктом торговых путей из Архангельска в Москву и по Волге от Ярославля до Астрахани и Каспийского моря, откуда начинался торговый путь связывающий Западню Европу с Персией и другими странами Востока. Кострома была первым городом вниз по Волге от Ярославля, здесь стали селиться не только русские, но и иностранные торговцы. Тогда же в Костроме возникает большой торговый центр - мясные, мучные, соляные, калашные, иконные, железные, шубные торговые ряды. Появляются новые слободы - Кузнецкая, Ямская, Рыбная, Кирпичная, названия которых сохранились до наших дней в наименованиях улиц. Из костромских промыслов особенно славились мыловаренный, полотняный и кожевенный. Развитие экономики благотворно отразилось на развитии города, превратив его в один из центров русской культуры.
В 1619 году началось строительство нового города, большего, нежели была Кострома до нашествия отряда поляков Лисовского. Новый город был укреплен рвами и обнесен деревянной стеной с двадцатью тремя башнями и шестью воротами. Внутри города стояли церкви Никольская, Усекновения главы Иоанна Предтечи, Рождества Иоанна Предтечи, Николая и семи отроков эфесских. Здесь же находились таможенная изба, гостиный двор с 4 амбарами, земская изба. На торговой площади были ряды 21 названия, имевшие 494 лавки и 248 амбаров. Со второй половины XVII века в Костроме начинается строительство каменных храмов на средства богатейшего городского купечества и горожан. В городе к этому времени было пять монастырей: Крестовоздвиженский, Вознесенский, Спас-подвязный, Анастасьинский, Богоявленский и тридцать пять приходских церквей.
В 1650 году в Костроме было уже 2086 дворов. Во второй половине XVII века в городе проживали 600 ремесленников и числилось тридцать дворов иностранных людей - торговцев.
По переписным книгам Костромы XVII века в городе было более семидесяти иконописцев, большинство из которых постоянно вызывались "на государевы работы" в Москву и другие города России.
По всей Руси славились артели костромских каменщиков, строивших церкви в Москве, селах и монастырях подмосковья, в Рязани. В Костроме сегодня восстановлены 3 монастыря и 15 храмов и часовен.
автор: русский гид Лариса Смирнова
написать гиду