На весь мир известен узбекский «маком», ставший уже не столько одухотворенным стилем, сколько творческим явлением, чья художественная высота была по достоинству оценена международным сообществом. Маком получил признание как духовное наследие, составляющее общий культурный пласт планеты. Его можно назвать «классической» вокально-инструментальной музыкой Узбекистана, зародившейся и начавшей свое распространение во времена Средневековья.
Каждый маком состоит из 20-40 частей, но не имеет четко очерченных жанровых границ, его главные составляющие – эмоции, ритм и выразительные интонации исполнения, благодаря чему каждый маком уникален в своем роде. Текстовую основу макома составляют произведения великих поэтов – Навои, Джами, Хафиза, а также античная фольклорная поэзия.
Стилистика и манера исполнение макомов традиционно различается в регионах, но самые известные, «канонические» — бухарские и хорезмские, состоящие из 6 частей – «шошмаком».
Музыкальное сопровождение вокальных партий составляют традиционные узбекские инструменты – струнно-щипковый танбур и ударные дойра, задающие ритм, динамику и придающие целостность композиции. Широко используются и легендарные ударные инструменты – чиндаул, сафаиль, нагора, кошук; струнно-щипковые – дутар, рубаб, домбра, уд; духовые язычковые – буламан, сибизик, кошнай и сурнай; медные духовые – карнай; струнно-смычковые инструменты – кобуз, гиджак, сато и сетор; струнно-ударный чанг; духовые флейтовые – гаджир-най.
написать гиду