Большая синагога спланирована как ашкеназская синагога (нусах тфила), и все молитвы читаются исключительно по правилам ашкеназских традиций (законов). Только посадочные места построены так, что синагога напоминает сефардскую. 1400 посадочных мест. Архитектором большой синагоги является А. Фридман, а автор художественного оформления здания - Р. Хаим. Они создали это современное сооружение (открыто оно было в 1983 году) как учреждение многоцелевого назначения. У входа в здание (кстати, это самая большая синагога в мире!) расположена мемориальная доска с надписью: «Храм этот возведен при содействии сэра Айзека Вольфсона еврейскому народу в память шести миллионов еврейских жертв Катастрофы, смертью своею освятивших создание, существование и безопасность Государства Израиль». Войдя внутрь, мы оказываемся в обширном холле, часто используемом и как выставочный павильон. По мраморной лестнице, украшенной оригинальными светильниками, поднимаемся в главный зал и оказываемся в просторном и весьма необычном помещении. Первое, что бросается в глаза – это огромный центральный витраж. В верхней его части – изображение крыльев серафимов, рук и глаз, что символизирует постоянное присутствие Творца в жизни каждого иудея. Ниже – цитаты из Торы, имена – Авраама, Исаака и Иакова, каббалистические знаки. В центре – горящий куст, в виде которого Всевышний явился Моисею, чтобы вдохновить его на вывод евреев из египетского рабства. Ниже – текст десяти заповедей, послуживших нравственным законом. «... от Сиона выйдет закон, и слово Господне – из Иерусалима» - это пророчество Исайи является следующим элементом витража. В основании же композиции – древо жизни, корнями своими проросшее в красную почву Земли Обетованной, в полной мере впитавшей кровь и слёзы страданий еврейского народа, и ещё одна цитата из пророка Исайи: «Не бойся, раб Мой, Иаков», имеющее следующее продолжение: «Ибо Я изолью воды на жаждущее и потоки на иссохшее; изолью дух Мой на племя твоё и благословение Моё на потомков твоих».
Под витражом находится завеса, скрывающая богато украшенные футляры со свитками Торы. В центре зала – «бима», возвышение, с которого раввины читают священные тексты и произносят свои наставления верующим. При необходимости, это сооружение превращается в место бракосочетания, и тогда над ним возносится хупа, специальный свадебный балдахин.
Витражные окна, расположенные вдоль стен внутри помещения, символизируют ковры – традиционный атрибут синагог горских и бухарских евреев. Скамьи в зале находятся и вокруг бимы, как в синагогах восточных евреев, и напротив «арон га– кодеш», шкафа для хранения свитков Торы, как в «домах собраний» евреев европейских стран. А если прибавить к этому наличие в синагоге т. н. «амуда» - кафедры, с которой ашкеназские раввины читают свои молитвы и комментарии к ним, можно с уверенностью утверждать, что это помещение отвечает самым взыскательным требованиям представителей всех возможных направлений ортодоксального иудаизма. Существование же при синагоге нескольких банкетных и церемониальных залов делает её воистину универсальным сооружением.
Большая синагога открыта каждый день до 13.00.
автор: русский гид Павел Левит
написать гиду