равированные надписи Кох Кер вначале упоминанают Джаявармана IV в 921 году, описывая его как короля Чок Гаргуара. Вполне возможно, что он был в то время вассалом короля Ангкора. В том же году, если быть точным, в декабре, был освящен основной объект поклонения храма Тхорн Прасат - линга Трибхуванамахешвара (Господь трех миров).
Джаяварман IV был только косвенно связан с семьёй предыдущего великого короля (он женился на сестре Яшовармана I) , что возможно обострило его амбиции и в 928 он был коронован как Чакравартин (тот, который поворачивает колесо королевской власти, идеальный правитель, очень высокое звание в буддизме), наверное, после успешного налета на Ангкора. Затем он решил, что Кох Кер, а не Ангкор, должен быть столицей его королевства, ставшее ещё больше. Большинство храмов найденных в районе Кох Кер были построены между этой датой и 940 годом, в котором царствование Джаявармана IV унаследовал его сын Харшаварман II, который почти не оставил следов о себе в исторических записях . В 944 году столица вернулась в Ангкор при царствовании Раджендравармана II.
Гигантские размеры Кох Кер поражают. Пирамида, которая называется Пранг, находится к западу от Тхорн Прасата, имеет 36 метров в высоту и является самой высокой пирамидой когда-либо построенной кхмерами. Судя по размеру пьедестала, найденного на вершине пирамиды, линга, когда-то стоявшая там, должна была быть очень внушительной (по расчетам Анри Парменьте - 4,5 метра !) .
Прасат Крахам в Прасат Тхом, является одним из крупнейших кирпичных святилищ когда-либо построенных кхмерами.
Необычно большие размеры имели также и статуи. Фрагменты статуи танцующего Шивы с пятью головами, некогда располагавшаяся в Прасат Крахам, по подсчетам имела 4 метра в высоту. Две из четырех двухметровых гаруд из Прасат Тхом, стоявших парами в конце каждой дамбы, сейчас встречают посетителей в Национальном музее в Пномпене. Статуи были не только большие, они вызывали ощущение движения, отойдя от довольно жестких поз, характерных кхмерской скульптуре. Хорошим примером тому является трехметровая статуя, найденная в Прасат Чен, сейчас также находящаяся в Национальном музее в Пномпене, изображающая сражение обезьян Валин и Сугривы.
Бенг Мелеа был открыт для посетителей только в начале 2000-х годов после трудоёмкой и опасной работы разминирования, на выполнение которой потребовались годы. Деревянные помосты были построены для облегчения осмотра полностью разрушенной области центрального святилища. Его фронтоны показывали сцены из буддийской мифологии, в то время как в остальные части храма из индуистской.
Никаких текстов, определяющих главное посвящение храма какому либо божеству не было найдено, и, соответственно, это остается неизвестным.
Дата и инициатор постойки до сих пор являются предметом обсуждения экспертов, но стилистика явно ассоциируется с периодом Ангкора Ват.
Бенг Мелеа часто описывается как "плоская" версия Ангкор Ват, и действительно, здесь повторяется компоновка Ангкора Ват, где можно найти такие же крестообразные галереи, соединяющие второе и третъе ограждения, а также две библиотеки, расположенные на севере и юге крестообразных галерей. Кроме того, качество строительства храма (обратите внимание на стыки между большими камнями, куда невозможно вставить лист бумаги) сопоставимо только с Ангкором Ват. Однако центральная часть (единственное святилище с большой комнатой, соединяющей его с первым ограждением на востоке), а также расположение второго ограждения, построенного в непосредственной близости от первого, сильно напоминают компоновку использовавшуюся в последствии Джаяварман VII в Та Прохм и Преах Кхан. Напрашивается вывод, что Дхараниндраварман II черпал вдохновение от Ангкора Ват, а его сын Джаяварман VII от Бенг Melea .
Бенг Мелеа, скорее всего, был построен примерно в то же время как и Ангкор Ват.
Бенг Мелеа и Ко Кер находится достаточно далеко от Сием Рипа, в котором Вы наверняка остановитесь.
автор: русский гид Андрей Панкратов
написать гиду