Наш маршрут начнется в современном городском парке Независимости. Для Израиля понятие «современный» очень относительное. Поэтому в современном парке вы увидите водосборник, который возник здесь, как говорят археологи, на рубеже нашей эры. Его иногда называют «олимпийским бассейном Ирода» - это самый большой в нашем регионе искусственный водосборник. Называется он бассейном Мамила, вероятно потому, что в византийский период рядом находилась церковь Агиа Мамила, сегодня можно увидеть ее остатки. О событиях 614 года вокруг этой церкви и бассейна нам известно из рукописи, дошедшей до нас в арабском и грузинском списках. Кстати, грузинский список – из монастыря Саввы Освященного. До него мы не дойдем, но это дейсвующий монастырь в долине Кидрона, а вот до Кидрона мы дойдем точно.
Но и это не все, чем нас может удивить современный парк: здесь еще и мамлюкский склеп, вокруг которого собралось много местных восточных баек, и крестоносские могилы, и…
Но мы пойдем дальше – в сторону Яффских ворот через новый торговый центр Мамила с очередной выставкой скульптур, через раскопки баньки римско-византийского периода, которая снабжалась водой именно из уже знакомого нам бассейна.
Мы не заходим в Старый город, мы идем в Геенну. Иерусалимские названия завораживают… Но эта цветущая долина не напрасно получила такое название. То есть название-то просто по имени давнего владельца, а вот репутация… О репутации долины мы и поговорим.
Двигаясь по долине, мы пройдем через парк, носящий имя «последнего царя Иерусалима» Тэди Колека. Он был не царем, а мэром города, но вот что надо было сделать, чтобы заслужить такое прозвище!..
Среди прочего, надо было возродить Приют Блаженных (Мишкенот Шаананим), куда мы и направимся. Он находится на склоне Геенны. Это первое еврейское поселение за стенами Старого города, и это уже середина XIX в., - на сегодня это один из престижнейших районов города, а когда-то Моше Монтефьори с трудом заманивал сюда первых жителей и ему не помогало название, данное этому месту. Сегодня оно больше известно как район Монтефьори.
От Монтефьори мы могли бы подняться к гостинице Кинг Давид, возле которой находится склеп, а в нем, как утверждают археологи, открывшие это место, - захоронения семейства Ирода, а с самой гостиницей связано одно из самых громких дел еврейского подполья в период британского мандата, не говоря уже о том, что в плане архитектурного решения это одно из интереснейших зданий Иерусалима…
Но мы этого делать не будем, мы даже не пойдем смотреть единственную в Иерусалиме (и в Израиле) египетскую мумию у иезуитов… Мы пройдем через центр изучения наследия Менахема Бегина (одного из руководителей того самого подполья, а позже премьер-министра Израиля, а раньше – солдата Армии Андерса…), пройдем насквозь – к раскопкам древнейшего захоронения, еще периода Первого Храма (Х - VI века до н.э.), когда библейские слова «и приложился к народу своему» вовсе не были метафорой, а обозначали очень конкретный способ захоронения.
Отсюда мы могли бы направиться в район Немецкой колонии, и это непременно надо сделать, потому что история немцев, которые хотели «обустроить Землю Обетованную для евреев», достойна удивления и внимания… Но это в другой раз.
Мы также могли бы направиться в новый торгово-развлекательный центр, устроенный вокруг старого британского железнодорожного вокзала, мы могли бы покататься на коньках, посидеть в кафе…
Но мы пойдем в шотландскую церковь Св. Андрея, далее через караимское кладбище (караимство - один из изводов иудаизма, его представители известны жителям Литвы и Крыма) до Акельдамы – Поля Крови, или Поля Горшечника – земли, купленной на те 30 серебренников, которые Иуда получил за своё предательство… Почему склон, подымающийся отсюда, называется Горой Злого Совета, почему именно отсюда развозили землю по всем кладбищам Европы, и какое отношение ко всему этому имеет Онуфрий Великий, мы поговорим, осматривая древние погребальные пещеры, византийские и крестоносские захоронения.
Мы оказались на пересечении Геенны и Долины Суда – того самого, последнего, это и есть одновременно долина Кидрона, дойти до которой я обещала в самом начале. Теоретически, по этой долине можно дойти до монастыря Саввы Освященного. Но сегодня в долину Суда мы тоже не пойдем…
Мы направимся на противоположный склон – и это уже склон Сионской горы. Пройдя через раскопки стен Иерусалима тех периодов истории, когда Сионская гора была частью города (а сегодня она находится вне стен города!), мы направимся на «кладбище Шиндлера» и, конечно, увидим могилу самого известного, благодаря фильму Спилберга, немца, спасавшего евреев в период Холокоста, но на этом кладбище есть еще и большой участок польских захоронений, и вот здесь мы поговорим о невероятной истории периода Второй мировой, о генерале Андерсе, который сумел провести генераллисимуса Сталина, о том, как связаны судьбы польского генерала Владислава Андерса и израильского премьер-министра Менахема Бегина.
Это первый пункт маршрута, где вы можете признаться, что устали, потому что отсюда можно вернуться к Яффским воротам, но можно и продолжить, потому что рядом находится церковь cо странно звучащим в переводе названием: Св. Петра в Петушином крике (St. Petert in Gallicantu), Горница Тайной вечери, гробница царя Давида, церковь Успения Богоматери (Дормицион) – это если не входить в Старый город, а если войти…
Представленное ниже описание – толчок для вашей фантазии. Продолжительность и содержание экскурсии зависят от ваших пожеланий. В описании представлены различные варианты, вы можете выбрать (почти) любой из них.
Если вы не отклонились от основного маршрута, ночью вам будут сниться склепы, обряд пульса де нура и бассейны, заполненные до краев кровью... Но скорее, и при любых вариантах, вы будете спать без задних ног (не в прямом смысле :)).
написать гиду