(обзорная экскурсия по Вильнюсу с посещением мест связанных с еврейским наследием литваков)
Во время этой экскурсии мы в начале посетим старый и новый Вильнюс (см. описание об экскурсиях "Вильнюс- столица последнего в Европе языческого государства", "Вильнюс- город барокко").
По древнейшей улице Пилиес, отдаляясь от замка и площади Гедиминаса- резиденции феодальных владык Великого Княжества Литовского, мы попадем в гражданский город. Там, вокруг Ратуши, изящной паутиной расходятся улочки купцов и ремеслеников. Это, так называемый немецкий город. В нём селились Великими князьями приглащенные выходцы из Западной и Центральной Европы. В основном это были евреи- ашкенази, по религиозным соображениям гонимые из обжитых мест в Германских земьлях, Голандии, Богемии. В ВКЛ, отличавшейся толерантностью в сфере религии, языка и обычаев, они находили вторую родину. Огромный и ненасыщенный изделиями и товарами рынок Великого Княжества, привилегии еврейским купцам и ремесленикам (начиная с привилегия 1388 года) создали идеальные условия развития предприимчивому народу. А, правленние Великого князя Витаутаса- основной фигуры нашей средневековой истории, сами евреи называют "золотым веком".
В этих условиях выросло особое племя еврейского народа- литваки. Родина литваков вся територия Княжества. Но Вильнюс- особый город еврейского расцвета. Рядом с языческими храмами, костелами католиков и церквами православов стояли десятки синагог и еврейских религиозных и гражданских школ, а позднее и больниц, благотворительных домов и банков. Процветала еврейская теологическая наука, дискутировались труды великого еврейского мыслителя вильнюсского Гаона. Литваки славились особым стремлением к просвещению, критическим взглядом на действительность (спрашивай, спрашивай, но не верь..), умением сотрудничять с институтами государства. С другой стороны, просвещенные литваки пользовались общественным уважением, были хорошо известны в научных и общественных кругах. В Литве не было места черносотенскому движению и другим видам антисемитизма.
Старая синагога на улице Пилимо, памятник Гаону на одноименной улице , скульптура изображающая прототип доброго Айболита- реального некоего еврейскогоi врача Шабада на площади Рудининку, типичные улочки еврейского района. Всё это осколки великой культуры литваков, подарившей Израилю весь ряд президентов, а миру 8-м (!) нобелевских лавреатов.
написать гиду